От чистого сердца
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Рыбакова Екатерина Алексеевна

Урок - повторение по теме "Лексика и Фразеология" в 6 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_chistogo_serdca_urok_s_otvetami.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«От чистого сердца» («Лексика и фразеология. Повторение»)

Урок русского языка.

Учитель: Рыбакова Е.А.

Класс: 6 «Б» общеобразовательный.

Цели урока:

  1. Повторить и закрепить материал по теме «Лексика и фразеология»; познакомить с новыми фразеологизмами, включающими в себя слово «сердце»; продолжать совершенствовать навыки работы со словарями.
  2. Развивать психические процессы: внимание, мышление (анализ), память.
  3. Пополнить лексикон учащихся из словаря благородного человека. Создать условия для сотрудничества учащихся и учителя.

План урока:

  1. Из сокровища сердца.
  2. Сердце Данко.
  3. Многолико и многозначно?
  4. Фразеология сердца.
  5. В помощь книга сердца.
  6. Урок – пища для сердца.
  7. Сюрприз учителя.

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. У нас сегодня праздник – День рождения Евгения Климова. Давайте подарим ему наш урок. Женя, ты согласен принять этот подарок?

= Да, спасибо. Это очень приятно для меня.

 - Сегодня у нас с вами необычный урок, и мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили и произнесли фразу, с которой вы начинали урок в начальной школе.

= Я добрый, поэтому из сокровища сердца буду выносить добро

- Скажите, а что значит доброе сердце?

= Милосердное.

= Которое помогает делать добрые дела.

= Красивое, хорошее.

- А бывает ли сердце злым?

= Бывает.

= У злого человека.

- Каким еще бывает сердце?

= Счастливым.

= Любящим.

= Творящим.

- А еще сердце может быть пылающим. Именно такое было у Данко. Вы знаете, кто такой Данко?

= Нет.

- Данко вел людей к свету через темный лес. Они испугались, что не дойдут, и начали роптать на Данко. Тогда он вырвал из груди свое сердце и, подняв его высоко над головой, осветил людям путь к свету. Так они и вышли из темного леса. Данко подарил людям свое сердце, и мне тоже хочется подарить вам свое сердце, вложив его в наш сегодняшний урок. Каким вы видите этот подарок?

= Добрым.

= Искренним.

= Интересным.

= Познавательным.

= Сердечным.

- Спасибо! Именно таким он и станет. Давайте обратимся к плану. Все ли понятно, нет ли вопросов, предложений?

= Объясните, пожалуйста, 3 и 4 пункты плана.

- В третьем пункте мы будем обсуждать значение слова «сердце», а что будет в четвертом, увидите, когда дойдем до него, согласны?

= Согласны.

- А теперь, исходя из плана, попробуем сформулировать цели и задачи урока.

= Поговорить о значении слова «сердце», каким оно бывает.

- Спасибо, а еще? Какие понятия мы повторяем сегодня?

= Мы повторяем, что такое многозначность, что такое фразеология и фразеологизмы.

- Верно, значит, какова наша образовательная цель?

= Повторить, что такое многозначность и фразеология.

- И не только эти термины, но и другие из раздела лексика. Давайте приступим! Сегодня мы уже не раз упоминали слово «сердце». Говорили, что оно может быть добрым и злым, пылающим и потухшим. А теперь скажите, однозначно ли это слово?

= Нет, оно многозначно.

- Давайте найдем в толковом словаре, сколько значений имеет это слово и запишем эти значения в тетрадь в виде таблицы.

Запись на доске:

Тринадцатое мая.

Классная работа.

«От чистого сердца»

Сердце

1.Орган кровообращения

2.Орган переживаний и чувств

3.Центр,важное место чего-либо

- Чем с точки зрения языка отличаются друг от друга эти значения?

= Одно из них прямое, а остальные – переносные.

- Давайте теперь определим, где прямое, а где переносное и дополним таблицу:

Сердце

1.Орган кровообращения

2.Орган переживаний и чувств

3.Центр,важное место чего-либо

Прямое

Переносное

Переносное

- Теперь давайте выполним задание по группам (3 ряда – 3 группы)  (Карточка №1)

- Расположите словосочетания и предложения по группам в соответствии со значением слова «сердце» (1 группа – 1 значение, 2-я – 2-е, 3-я – 3-е):

Порок сердца, золотое сердце, сердечный друг, Владимир – сердце Владимиро – Суздальской Руси, сердечная мышца, двигатель – сердце автомобиля, сердце необитаемо, сердце бьется, Москва – сердце России, сердечная недостаточность, поселиться в сердце.

- Какие из словосочетаний и предложений вы отнесли к первой группе?

= Порок сердца, сердечная мышца, сердце бьется, сердечная недостаточность.

= А мне кажется, что словосочетание «сердечная недостаточность можно отнести ко второй группе.

= Почему? Это же болезнь такая.

= Потому что сердечная недостаточность – это недостаток сердечности, когда человек грубый.

- Ребята, в результате этого спора вы сделали важное открытие. Сердечная недостаточность – это действительно болезнь. Но и мнение Ани тоже имеет место. Ведь мы можем сказать, что черствый человек живет с недостатком сердечности?

= Да, можем.

- Давайте зачитаем вторую группу.

=Золотое сердце, сердечный друг, сердце необитаемо, поселиться в сердце.

- Все согласны?

= Да.

- У меня тоже нет возражений. И, наконец, третья группа.

= Владимир – сердце Владимиро – Суздальской Руси, двигатель – сердце автомобиля, Москва – сердце России.

- Согласны?

= Да.

- Поздравляю вас с успешным выполнением задания! Вы были очень внимательны и проницательны. А теперь двигаемся дальше. Давайте вспомним, какие еще словосочетания имеют переносное значение?

= Фразеологизмы.

- А что такое фразеологизм?

= Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, имеющее определенное лексическое значение и постоянный словарный состав.

- И снова задание по группам ( у каждой группы по словарю: 2 фразеологических и 1 толковый, лучше Ожегова): вспомните и запишите известные вам фразеологизмы со словом «сердце», используйте словарь. (Работа учащихся в группах)

Подарите, пожалуйста найденные фразеологизмы. (Учитель записывает на доске, учащиеся других групп дополняют свои записи в тетради) Первая группа:

=Положа руку на сердце, от всего сердца, от чистого сердца, сердце радуется, не лежит сердце, принять близко к сердцу.

- Спасибо! Теперь вторая группа. Ребята, какие фразеологизмы нашли вы?

= Брать за сердце, вырвать из сердца, по сердцу, с сердцем (в сердцах) сказать, отлегло от сердца, сердце болит.

- Спасибо вам. Давайте послушаем и участников третьей группы, что подарят нам они?

= Сердце кровью обливается, сердце не на месте, сердце обросло мохом, сердце упало.

- Как много у нас получилось фразеологизмов! Давайте поработаем с одним из них, а с каким, пусть выберет именинник.

= Мне хотелось бы поработать с фразеологизмом, который назван в теме урока – «от чистого сердца».

- Спасибо, Женя! В начале урока мы уже говорили о добром, чистом сердце, а теперь давайте с помощью словаря узнаем, что же обозначает фразеологизм «от чистого сердца» и запишем в тетради.

= 1. То же, что от всего сердца. 2. Из самых добрых побуждений.

- Обратимся к плану урока. Какой пункт нам предстоит?

= В помощь книга сердца.

- Перед вами 2 отрывка из книги Ш.А.Амонашвили «Без сердца что поймем», написанной для учителей. Прочтите их (2 ученика по очереди читают вслух)

Задание 3.

Текст 1.

= Речь не идет об опровержении трехмерности Сердца, то есть об осознании его материальной структуры.

Речь идет о расширении понятия Сердца четвертой мерностью, которая даст нам возможность, хотя бы частично, осмыслить высшее – планетарное и вселенское предназначение Сердца, понять его Божественную сущность, принять идею о том, что воспитание, как и вся жизнь, должно проходить через Сердце.

Мудрец твердит: «Мы должны ввести в сферу Сердца весь мир, ибо Сердце есть микрокосм сущего. Кто не вдохновится великим понятием Сердца, тот умалит свое собственное значение».

Текст 2.

=А теперь о третьем молодом царе.

Он тоже увидел сон, и ангел обещал ему выполнить одну его просьбу.

Созвал царь утром трех своих советников.

 - Скажите, какое царство нужно моим подданным, чтобы жили они счастливо?

 - Царство желаний! – воскликнул один, не задумываясь.

 - Царство разума! – произнес другой, почесав затылок.

Молодой царь был умен и терпелив, потому обратился к третьему советнику:

 - А ты что скажешь?

 - Царство сердца! – сказал тот…

- О чем эти отрывки? Как вы их понимаете?

= Первый текст о том, что сердце безгранично, у него Божественная сущность.

- А кому автор советует обладать таким сердцем?

= Учителю.

- А о чем второй отрывок?

= В нем говорится о трех царствах. Царстве разума, желаний и сердца.

- Есть ли в отрывках непонятные слова? Назовите их.

= Трехмерность.

= Четвертая мерность.

= Микрокосм.

- Чем отличаются эти тексты с точки зрения лексики?

= В первом много незнакомых слов, а во втором есть слова, которые сейчас не употребляются.

- А как называются такие слова, которые вышли из употребления?

= Такие слова называются устаревшими.

- Верно. А антоним для устаревших слов?

= Неологизмы.

- Что такое неологизмы?

= Неологизмы – это слова, которые появляются в речи, чтобы называть новые предметы.

- Вы правы. Давайте выпишем из данных отрывков сначала неологизмы, а потом устаревшие слова. (Ребята выписывают и зачитывают)

= Неологизмы: трехмерный, четвертая мерность, микрокосм.

= Устаревшие слова: подданный, царь, царство.

- Значения этих слов вы найдете в толковом словаре, но уже дома. Домашнее задание альтернативное. Либо работа со словарями – выписать значения неологизмов и историзмов, либо упражнение 550 учебника. Плюс письменно порассуждать на тему «Как содержать в чистоте свое сердце?» ( учащиеся записывают задание в дневник)

-А теперь подведем итоги. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Что мы повторили и что узнали нового?  Какую пищу для ума и для сердца дал нам этот урок?

= Мы достигли поставленных целей.

= Мы повторили, что такое фразеология, многозначность, неологизмы и устаревшие слова.

= Мы узнали, как много фразеологизмов со словом «сердце».

= Узнали, что сердце бывает доброе и злое, пылающее.

- Спасибо вам за ответы. Но остался последний вопрос: как вы думаете, чем закончилась прочитанная вами в последнем задании притча про царя?

= Мне кажется, царь выбрал Царство желаний, ведь так здорово, когда все желания исполняются.

= А я думаю, что он выбрал Царство сердца, и все стали добрыми, сердечными и жили хорошо.

- А хотите узнать, как у автора?

= Хотим.

- Это мой сюрприз для вас. (Учитель зачитывает окончание притчи)

- Спасибо вам большое за урок, за ваши мудрые  мысли и грамотные ответы, за плодотворную работу. Женя, тебе понравился наш подарок?

= Да, очень понравился.

- Спасибо вам, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императ...

Внеклассное мероприятие «Чистые сердцем» (О воспитании в семье Николая 2 )

Мы живем в трудное, но и благое время – время духовного возрождения нашего Отечества, и оно требует от нас особо бережного отношения к подрастающему поколению. Потребности современного общества возлаг...

Интегрированное внеклассное занятие "От чистого сердца с открытой душою" ( музыка+ хореография)

"Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души..." ( Платон).Интегрир...

«От чистого сердца простыми словами»

Сценарий мероприятия,посвященный Дню пожилых людей...

"От чистого сердца простыми словами"

разработка внеклассного мероприятия ко Дню матери...