Методическая разработка «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО»
методическая разработка по литературе (10 класс)
Конспект открытого урока по литературе в 10 классе по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» "Простая русская семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 47.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Современные образовательные технологии
на уроках русского языка и литературы
в условиях ФГОС ООО»
Быстровой Ренаты Николаевны
2019
Санкт-Петербург
Конспект открытого урока по литературе
10 класс
Тема урока: Простая русская семья
(по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»)
Предметные УУД:
Уметь делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу особо тяжкие впечатления.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста
Личностные УУД:
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Эпиграф к уроку (запись на доске):
Я обратился к семье, к собственности, к государству и
Дал понять, что в наличности ничего этого уже нет.
Салтыков-Щедрин (из письма критику Е.И.Уткину)
Ход урока:
Прочтение эпиграфа.
- Тема семьи актуальна для литературных произведений 2-й половины 19 века. Вспомните произведения, в которых говорится о семье, её влиянии. Когда стало заметно разрушение семейных традиций. С чем это было связано?
- Что мы вкладываем в понятие «семья»? Была ли семья у Головлёвых? Чего в ней не было?
- Сыновья. Работа с текстом в мини-группах
- Степка-балбес. Чем он отличается от братьев? Почему он вспоминает Страшный Суд?
- Сопоставить Евангельскую притчу о блудном сыне и историю Степана Владимировича. Осмысление Евангельского сюжета в судьбе Степана Головлёва. (печатный материал притчи на столах учащихся).
Составление опорной схемы (путь Степана- Притча о блудном сыне)
Путь Степана | Притча о блудном сыне |
Вывод: Можно стать блудным сыном при условии, если
- Примет отец
- Брат преодолеет искушение
- Сам идущий должен понять необходимость возвращения.
- Может ли Степан стать блудным сыном? (Духовного прорыва не могло случиться)
- Что его погубило? (жестокосердие матери, предательство Порфирия, невмешательство отца и брата, характер самого Степана, склад жизни)
- Первое упоминание о Порфирии (какие эпитеты рядом с именем, что понимаем)
- Почему Порфирия побаивалась мать?
- Каков характер Павла?
- Эпистолярная характеристика героев (особенности натуры, жизненные позиции, мысли):
- Письма Иудушки
- Письма Павла
В тетрадях запись:
Иудушка | Павел |
Лексика
Синтаксис
|
Лексика
Синтаксис
|
- Кто и чем именно похож на Арину Петровну?
- Ради чего госпожа Головлёва занималась расчётливой хозяйственной деятельностью?
Выступление групп, запись в тетради основных положений, обсуждение, выводы.
- Образ Арины Петровны Головлёвой.
Составление схемы, таблицы во время ответов учащихся:
(Арина Петровна – натура сложная и богатая по своим возможностям, но изуродованная самим складом жизни.
Накопительство бессмысленно. Говорить о семье – традиция.
Приобретательская страсть способна исказить, обезобразить человеческую личность.
Арина Петровна – трагическая фигура. В чём вы видите её трагедию?)
Вывод: семья и собственность, накопительство ради накопительства – несовместимые понятия. Семья разрушится.
- Итоги урока.
- Рефлексия:
- По-вашему, в чём корень разрушения семьи?
- Что показалось интересным в теме урока?
- Было ли вам кого-то жаль?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по самоанализу современного урока русского языка и литературы
Схема самоанализа...
Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...
Отчёт по методической теме «Интегрированный подход на уроках русского языка и литературы»
Обоснование значимости методической темы Учебные дисциплины: русский язык и литература относятся к циклу гуманитарных предметов. Процесс преподавание таких предметов связан с использованием боль...
Методические рекомендации "Групповые технологии на уроках русского языка и литературы"
Цель моей работы – обобщить и поделиться опытом использования групповых технологий на уроках русского языка и литературы в среднем и старшем звене ОУ. Структура ра...
Типы уроков русского языка и литературы по ФГОС
Презентация содержит материалы по типологии современных уроков, содержит требования к структуре урока в зависимости от его назначения. Дано разъяснение понятия "технологическая карта", образец ее стру...
методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы
Сущность метапредметности.В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образован...
Методическая статья "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные спос...