Методическая разработка «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО»
методическая разработка по литературе (10 класс)

Быстрова Рената Николаевна

Конспект открытого урока по литературе  в 10 классе по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» "Простая русская семья"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx47.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Современные образовательные технологии

на уроках русского языка и литературы

 в условиях ФГОС ООО»

Быстровой Ренаты Николаевны

2019

Санкт-Петербург

Конспект открытого урока по литературе

10 класс

Тема урока: Простая русская семья

 (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»)

Предметные УУД:

Уметь делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу особо тяжкие впечатления.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста

Личностные УУД:

формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Эпиграф к уроку (запись на доске):

Я обратился к семье, к собственности, к государству и

Дал понять, что в наличности ничего этого уже нет.

 Салтыков-Щедрин (из письма критику Е.И.Уткину)

Ход урока:

Прочтение эпиграфа.

  1. Тема семьи актуальна для литературных произведений 2-й половины 19 века. Вспомните произведения, в которых говорится о семье, её влиянии. Когда стало заметно разрушение семейных традиций. С чем это было связано?
  2. Что мы вкладываем в понятие «семья»? Была ли семья у Головлёвых? Чего в ней не было?
  3. Сыновья. Работа с текстом в мини-группах
  1. Степка-балбес. Чем он отличается от братьев? Почему он вспоминает Страшный Суд?
  2. Сопоставить Евангельскую притчу о блудном сыне и историю Степана Владимировича.  Осмысление  Евангельского сюжета в судьбе Степана Головлёва. (печатный материал притчи на столах учащихся).

Составление опорной схемы (путь Степана- Притча о блудном сыне)

Путь Степана

Притча о блудном сыне

Вывод: Можно стать блудным сыном при условии, если

  • Примет отец
  • Брат преодолеет искушение
  • Сам идущий должен понять необходимость возвращения.
  • Может ли Степан стать блудным сыном? (Духовного прорыва не могло случиться)
  • Что его погубило? (жестокосердие матери, предательство Порфирия, невмешательство отца и брата, характер самого Степана, склад жизни)
  1. Первое упоминание о Порфирии (какие эпитеты рядом с именем, что понимаем)
  2. Почему Порфирия побаивалась мать?
  3. Каков характер Павла?
  4. Эпистолярная характеристика героев (особенности натуры, жизненные позиции, мысли):
  • Письма Иудушки
  • Письма Павла

В тетрадях запись:

Иудушка

Павел

  • Каждую неделю обширное послание;
  • Обращения: «бесценный друг маменька», «милый друг маменька», «милый дружок маменька»;

Лексика

  • Канцелярский слог+сюсюканье+пышность фраз;

Синтаксис

  • Сложные предложения, осложнённые однородными членами.
  • Редко и кратко писал
  • Словно клещами вытаскивал обращения: «дражайшая родительница»;

Лексика

  • Краток, прямодушен, косноязычен;

Синтаксис

  • Сложные предложения, но построены коряво; нет отступлений, лишнего.

  1. Кто и чем именно похож на Арину Петровну?
  2. Ради чего госпожа Головлёва занималась расчётливой хозяйственной деятельностью?

Выступление групп, запись в тетради основных положений, обсуждение, выводы.

  1. Образ Арины Петровны Головлёвой.

Составление схемы, таблицы во время ответов учащихся:

(Арина Петровна – натура сложная и богатая по своим возможностям, но изуродованная самим складом жизни.

Накопительство бессмысленно. Говорить о семье – традиция.

Приобретательская страсть способна исказить, обезобразить человеческую личность.

Арина Петровна – трагическая фигура. В чём вы видите её трагедию?)

Вывод: семья и собственность, накопительство ради накопительства – несовместимые понятия. Семья разрушится.

  1. Итоги урока.
  2. Рефлексия:
  • По-вашему, в чём корень разрушения семьи?
  • Что показалось интересным в теме урока?
  • Было ли вам кого-то жаль?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Отчёт по методической теме «Интегрированный подход на уроках русского языка и литературы»

Обоснование значимости методической темы  Учебные дисциплины: русский язык и литература относятся к циклу гуманитарных предметов. Процесс преподавание таких предметов связан с использованием боль...

Методические рекомендации "Групповые технологии на уроках русского языка и литературы"

  Цель моей работы – обобщить и поделиться  опытом использования групповых технологий на уроках русского языка и литературы в среднем и старшем звене ОУ.   Структура ра...

Типы уроков русского языка и литературы по ФГОС

Презентация содержит материалы по типологии современных уроков, содержит требования к структуре урока в зависимости от его назначения. Дано разъяснение понятия "технологическая карта", образец ее стру...

методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы

Сущность метапредметности.В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образован...

Методическая статья "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие  и познавательные спос...