Дорога к письменности.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок посвящен Дню славянской письменности. Для обучающихся 5-6 классов. Обеспечивается точность и научность материала. Прослеживаются разнообразные методы и приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_pismennosti.docx | 55.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка для учащихся 5 – х классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры.
Составила и провела учитель МБОУ ГСОШ №1 Миронова С.В.
Тема: «Дорога к письменности»
Форма: урок –путешествие в прошлое.
Методический комментарий:
Материал структурирован, изложен логично, соответствует возрастным особенностям обучающихся. Обеспечивается точность и научность материала . Прослеживается разнообразие форм, методов и приемов подачи материала
Планируемые результаты:
Предметные: развивать творческие способности обучающихся; прививать интерес к русскому языку и глубокое понимание его. Познакомить с историей создания письменности.
Личностные: воспитывать высоконравственную личность ,способную уважать традиции русской народной культуры, историю народа.
Метапредметные: прививать интерес к изучению русского языка и устного народного творчества, истории, литературы.
Оснащение урока:
Оборудование:
· мультимедийный проектор,
· презентация,
· видеокамера.
Оформление:
Эпиграф к уроку:
Ключевые понятия:
Азбука, алфавит, просветитель.
Определения ключевых понятий:
Азбука – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемый в установленном порядке буквенный алфавит.
Алфавит – совокупность букв или других знаков данной системы письма.
Просветитель – прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Вводное слово учителя
Учитель: Дорогие ребята! Мы проведём сегодня необычный урок, урок – путешествие в историю, он посвящён: Дню славянской письменности и культуре. Этот праздник отмечается в России, начиная с 1863 года. До 1917 года в России отмечали церковный праздник День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. С приходом советской власти был забыт этот великий праздник. В 1986 году он был возрожден. Этот праздник стали называть Днем славянской письменности и культуры. Каждый год 24 мая один из городов России становится центром праздника.
III. Эмоциональный настрой на введение в тему:
Сценка «Картинка далёкого прошлого».
Появляются скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.
Скиф: Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел. (Подает эти предметы.)
Ц а р ь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщать мне этим скифские вожди?
С к и ф: Мне велено передать это тебе молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит)
Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание до ныне непокорных скифов. Уже сколько времени мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю — и все без толку! Неужели они решили сдаться нам? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет на земле, а птица — в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!
Гобрий: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».
Затем оба, недоуменно поглядев на предметы и пожав плечами, уходят.
IV. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Вот так в древности и обменивались люди информацией, посылая с гонцами разные предметы или целые наборы предметов. И громоздко получалось, и не особенно понятно. И постепенно люди стали изобретать письменность». Сегодня на уроке вы узнаете, как человек создал письменность, как появился русский алфавит. Кто стоит у истоков русского алфавита? Вы узнаете много нового и вспомните все, что связано с русской письменностью. Итак, тема нашего урока «Дорога к письменности».
V.Словарная работа:
Для начала мы с вами запишем слова, с которыми встретимся на уроке в тетрадь: азбука, алфавит, кириллица, Кирилл, Мефодий, просветитель, святые, славянский, славяне, Русь, Россия.
(Какие существительные написали с большой буквы? Почему?)
Письменность — это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на две с половиной тысячи лет назад
VI. Работа с толковым словарем:
Двум учащимся было дано опережающее задание. Найти в толковом словаре значение следующих слов: алфавит, азбука, просветитель, святой.
VII. Раскрытие темы:
1) Показ презентации:
Учитель. А как Вы думаете , ребята, для чего нужна письменность? Для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передавать свои мысли и чувства будущим поколениям.( по литературе УНТ)
Посмотрите на рисунки с изображениями: 1) вход в пещеру, 2) отпечатки стоп ног; З) значок-символ.
Учитель: До нас дошли многие рисунки древних людей, выбитые на скалах и камнях, выцарапанные на стенах пещер
Эти изображения, ребята, напоминают нам, как человек делал первые шаги к созданию письменности. Эти рисунки были обнаружены на стене одной из пещер, в которой когда-то обитала древние люди, Когда люди поняли, что обмениваться посланиями-предметами — дело хлопотное, они стали эти предметы …
Учащиеся: Изображать, рисовать
Учитель: Сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить всё, что окружает людей, и всё, что они хотели сказать друг другу? Очень много. Так много, что изучать эту грамоту пришлось не недели, не месяцы, а годы.
Учитель. В дописьменную эпоху в целях передачи информации могли использовать не только предметы, но и символы.
Даже мы, современные люди, пользуемся различными сигналами – символами.
Учитель: Отгадайте, что обозначают следующие символы
Индейцы в древности пользовались, например, такими символами
Следующий шаг на пути к письменности – символ
Учитель:
Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием
Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
(слайд с изображением памятника Кириллу и Мефодию):
Современный алфавит – это потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием)
2) Выразительное чтение гимна:
Чтец: Гимн Кириллу и Мифодию.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия, Кирилла
В славянстве будут жить века!
«Слава вам, братья, славян просветители!»
3) Сообщение обучающихся о жизни Кирилла и Мефодия
Ученик: Отрывок из жития Кирилла и Мефодия» (читает ученик, в его руках свиток).
В городе Солуне в Македонии жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии…У него было семь сыновей: старшего сына звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом.
Ученик: Это было в 863 году. Распространение христианства среди славянских народов – вот задача, стоявшая перед ними. Но дело в том, что все книги были написаны на греческом языке. Предстояла сложная работа: перевести на славянский язык богословские издания. Как это возможно? Византийский император приказал создать славянскую грамоту и перевести книги на славянский язык.
Ученик: Задача, казалось бы, невыполнимая. Но император знал, кому поручает важное для славян дело: еще в детстве Кирилл, обучаясь при дворе, проявил себя незаурядной личностью, способной к языкам. Кирилл отлично знал славянский, латинский, еврейский, арабский языки, помимо родного, греческого.
Ученик: И действительно, знания языков помогли братьям. Взяв за основу греческий язык, состоящий из 24 букв, Кирилл дополнил его другими. Так в алфавите появились шипящие, «юс большой» и «юс малый», «ять», «ижица», «фита». Кириллица – одна их двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. В 1708 г. в России реформирована. Легла в основу русского алфавита.
4) Диалог с классом:
Учитель: Ребята, кто мне назовет правильно буквы современного алфавита( как расположены и правильно назовите)33 буквы
Прочитаем название букв первоначального славянского алфавита, который стали называть кириллицей по имени создателя его Кирилла. В нем 43 буквы. (Хоровое чтение букв: А – «аз», Б – «буки»,В – «веди»…)
Учитель: Так вот, оказывается, откуда крылатая фраза «Аз да буки – вот и все науки»! Может, и вы, ребята, знаете такие устойчивые сочетания, пословицы и поговорки? (Дети дополняют с места: ухватиться за ижицу; ходить мыслете; стоять фертом; Азбука – к мудрости ступенька; Азбуку учат – во всю избу кричат.)
А как образовалось слово «азбука», можете объяснить? (Начальные буквы славянского алфавита «аз», «буки».)
Вспомните пословицы о науке, азбуке.
5) Сообщение обучающихся ( индивидуальное задание)
Ученик: Интересна история этого слова. Алфавит. Оно родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». Носители западных языков так и называют: «альфабете». А мы произносим как «алфавит». Вот так-то. Это слова синонимы. А что такое синонимы?
Ученик: С появлением славянской азбуки письменная культура стала развиваться быстро. В Болгарии, Сербии, на Руси появлялись памятники письменности. А как они оформлялись! Первая буква – буквица – начинала каждую новую главу. Буквица необыкновенно красива: в виде прекрасной птицы или цветка, она расписывалась яркими, чаще красными цветами. Потому и существует сегодня термин «красная строка»
.
ФИЗМИНУТКА .
6) Слово учителя:
Учитель: В 1917 – 1918 году была новая реформа, и из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их «изгнали» из алфавита?
7) Выразительное чтение:
Чтец.
В любой старинной книжице
Ты сможешь прочитать:
Жила на свете Ижица,
А с нею буква Ять.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не та.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.
8) Слово учителя:
Учитель: Какие , ребята, буквы исключены из азбуки?А вы знаете, что буквы «ф» и «фита» в алфавите стояли в разных местах, а произносились совершенно одинаково. В дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Фёдоров «были помещены в двух совершенно различных местах». Одни на букву «ф», другие – на «фиту». Почему? А потому, что фамилия эта могла писаться двояко: и через «ф» и через «фиту».
Буква «ф» в старой азбуке носила название «ферт». Народ подметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово «ферт» значило «руки в боки, подбоченясь», затем появилось устойчивое выражение «ходить фертом». В переносном смысле оно означает: «быть самодовольным, щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством. Фразеологизм !
Буква «ер» ( ъ ), так называемый твердый знак, сейчас называется полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: Когда употребляется ъ знак? отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). А до реформы 1917- 1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
9) Инсценирование:
Не чересчур ли ты добряк? -
Так Знаку Мягкому промолвил Твёрдый Знак.
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
Кто б говорил, но ты б уж помолчал! -
Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал.
Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным - давно пора, как букву ять,
Тебя из азбуки изъять…
Друзья! Ваш разговор - никчемные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
10) Слово учителя:
Учитель: По наблюдению учёного Соболевского, буква ъ хранит молчание примерно с тринадцатого века. До тринадцатого века ей было, что сказать, а с тринадцатого века замолчала. Нет, она регулярно посещала собрания букв…..
Жилъ – былъ котъ, онъ елъ бутербродъ. …Но занимала место где-нибудь в самом конце и помалкивала. Это с тринадцатого века!
Учитель:
За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две: «й» и «ё». И вот наконец в современной азбуке осталось 33 буквы. В 18 веке: э, я, - которые употреблялись в письменной практике с 16 века
В 1735 году Академия наук узаконила букву «й»
Букву «е» в 1797 году впервые применил Карамзин. Букве ё поставлен памятник.
Учитель: «Ученье – свет, а неученье – тьма», - говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни,- словянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед.
Учитель: Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку. (На экране фотографии памятников просветителям в Праге на Карловом мосту, Москве, Киеве, Астрахани, Мурманске, Коломне, Поклонный крест Кириллу и Мефодию в Белгороде.)
11) Сообщение ученицы( индивидуальное задание).
Ученик: Сегодня, говоря о письменности, мы не можем не назвать еще одно имя. В середине XVI века появилось на Руси книгопечатание. Печатный двор в Москве появился при Иване Грозном. Руководил им Иван Федоров, которого называют первым книгопечатником. Будучи дьяконом и служа в храме, он пытался воплотить свою мечту – священные книги без писцов переписывать.
Ученик: И вот в 1563 году он приступил к набору первой страницы первой печатной книги (изображение книги «Апостол» Ивана Федорова на слайде). Всего он издал за свою жизнь 12 книг, среди них была полная славянская Библия.
Чтец 2: Я люблю мой славянский,
Мой русский язык,
Покорен его певческим слогом.
Миру Божьему он
Состраданьем открыт
И приветливым ласковым словом.
Я люблю, как звучит моя
Русская речь — В ней щемящая грусть вековая.
Я люблю, как в избе
дышит отчая печь
И творится молитва святая.
Как дрожит под иконой
Огарок свечи,
В полночь черная буря бушует.
Все хранит в себе память
Славянской души,
Слово русское дух наш врачует.
Я люблю, как поет
Мой великий народ,
Песни долгие пахаря в поле,
Забубенную жизнь
На развилке дорог
И стремление русского к воле
Практическая часть урока:
1.Игра « Подбери слово»
2.Викторина « Кто внимательный»
Вопрос | Ответ |
Объясните происхождение слов «азбука», «алфавит» | Азбука – слово исконно русское по происхождению, алфавит – греческое. Оба эти слова образованы от названия букв русского «АЗ» и «БУКИ» (первое) и греческого «АЛЬФА» и «БЕТА» или «ВИТА» в среднегреческом произношении (второе) языков. |
Являются ли слова «азбука» и «алфавит» синонимами? | Слово «азбука» обозначает «совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке». Алфавит – то же самое, что и азбука. Слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами. |
Где используется алфавитный порядок? | Алфавитный порядок используется при составлении словарей, справочников, списков. Это облегчает поиск нужного слова. |
Какие новые буквы были введены в славянский алфавит? | В 18 веке: э, я, - которые употреблялись в письменной практике с 16 века В 1735 году Академия наук узаконила букву «й» Букву «е» в 1797 году впервые применил Карамзин |
Известно ли вам, как называлась славянская азбука, которая почти полностью совпадала с кириллицей по алфавитному составу, но отличалась от неё формой букв? | Это глаголица. Она названа от слова «глагол», т. е. «слово», «речь» |
Есть выражение «ходить фертом». С какой букой кириллицы это связано? Почему? Покажите, как стоять или ходить фертом. | Это выражение связано с буквой «ферт» или «эф» в современной русской азбуке. Стоять фертом – подбоченившись. Эта поза напоминает форму буквы. |
В каком веке была проведена первая реформа азбуки? | В начале 18 века при Петре 1 |
Каковы результаты реформы русского правописания, проведённой после Октября 1917 года? | Были изъяты буквы ять, и-десятеричное, фита, ер после согласных на конце слов и частей сложных слов. |
Как чтят память Кирилла и Мефодия в славянских странах? Есть ли памятники славянским просветителям? Где они установлен? | Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности. В Болгарии учреждена награда – орден Кирилла и Мефодия. В 1932 году в болгарском городе Казанлыке и в 1992 году в Москве были установлены памятники славянским просветителям. |
В каких странах мира используют кириллицу в наши дни? | Во многих странах СНГ, а также в Блгарии, Югославии, Монголии |
Вопрос | Ответ |
Вопросы | Ответы |
Каково мирское имя Кирилла? | Константин |
Кто является автором четырёхтомного «Толкового словаря живого великорусского языка»? | В. И. Даль |
Кем был отец братьев? | Военачальник |
Кто изобрёл букву Ё? | Карамзин |
В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий? | Солунь |
Какую букву называли «лодырем, дармоедом, бездельником»: ять, ижица, ер, юс? | |
Назовите год рождения буквы Ё | 1797 |
Когда празднуется день Кирилла и Мефодия? | 24 мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Славянская письменность. Презентация к 1150-летию славянской письменности.
Материал посвящен 1150-летию славянской письменностии был представлен для участия в муниципальном конкурсе презентаций обучающихся 7-8 классов, посвященном этому юбилею. В нем рассматривается вопросы ...
Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края
. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года, Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...
Дорога к письменности. Внеклассное мероприятие.
Эта разработка поможет учителям- предметникам в проведении недели русского языка....
Долгая дорога письменности
Занятие построено не в традиционной форме с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (РКМЧП).Основу технологии РКМЧП составляют три стадии: "вызов-реализация...
Письменное общение с легкостью и удовольствием: формирование умений письменной речи на примере УМК "Горизонты" 5 кл. авт.Аверин,Ф.Джин и др
Обучение немецкому языку направлено на развитие коммуникативной компетенции, что предполагает способность и готовность общаться на немецком языке, работать с разнообразными источниками информаци...