Дорога к письменности. Внеклассное мероприятие.
план-конспект занятия (литература, 6 класс) по теме
Эта разработка поможет учителям- предметникам в проведении недели русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.58 КБ |
![]() | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Дорога к письменности.
Внеклассное занятие .
Это занятие можно провести в рамках недели русского языка и литературы.
Цель: познакомить учащихся с возникновением письменности.
Развивать навыки работы с разными источниками информации и «выуживать» необходимую .
воспитывать интерес к истории.
Ход занятия.
- Истоки письменности
Учитель.
- Можно ли представить себе жизнь без телевизора?
"Трудно, но можно, - наверное, скажете вы. - У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора. К ним домой не приходили театр, кино и спортивные соревнования".
- А можно ли представить себе жизнь без электричества?
"Тоже трудно, - наверное, скажете вы. - Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине ".
- А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Тут уж вы точно скажете: "Мы знаем, что так когда-то было, но вообразить это совершенно невозможно".
- Кто и когда изобрел письменность? Дорога к ней была длинной-длинной и трудной.
Как обходились без письма?
А начинали все медведи
Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далекие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи.
Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди каким-то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.
- Вы, наверное, помните веселое стихотворение Н. Некрасова "Генерал Топтыгин". В нем рассказывается о медведе, которого люди, боящиеся всех начальников на свете, приняли за генерала.) (несколько учащихся читают стихотворение )
1 ученик
Дело под вечер, зимой,
И морозец знатный.
По дороге столбовой
Едет парень молодой,
Мужичок обратный:
Не спешит, трусит слегка;
Лошади не слабы,
Да дорога не гладка -
Рытвины, ухабы.
Нагоняет ямщичок
Вожака с медведем:
"Посади нас, паренек,
Веселей поедем!"
- " Что ты ? с мишкой ?" - "Ничего!
Он у нас смиренный,
Лишний шкалик за него
Поднесу, почтенный!"
- "Ну садитесь!" - Посадил
Бородач медведя,
Сел и сам - и потрусил
Полегоньку Федя...
Видит Трифон кабачок,
Приглашает Федю.
"Подожди ты нас часок!" -
Говорит медведю.
И пошли. Медведь смирен,
Видно, стар годами,
Только лапу лижет он
Да звенит цепями...
2 ученик.
Час проходит; нет ребят,
То-то выпьют лихо!
Но привычные стоят
Лошаденки тихо.
Свечерело. Дрожь в конях,
Стужа злее на ночь;
Заворочался в санях
Михайло Иваныч,
Кони дернули; стряслась
Тут беда большая -
Рявкнул мишка! - понеслась
Тройка как шальная!
Колокольчик услыхал,
Выбежал Федюха,
Да напрасно - не догнал!
Экая поруха!
3 ученик.
Быстро, бешено неслась
Тройка - и не диво:
На ухабе всякий раз
Зверь рычал ретиво;
Только стон кругом стоял:
"Очищай дорогу!
Сам Топтыгин-генерал
Едет на берлогу!"
Вздрогнет встречный мужичок,
Жутко станет бабе,
Как мохнатый седочок
Рявкнет на ухабе.
А коням подавно страх -
Не передохнули!
Верст пятнадцать на весь мах
Бедные отдули!
4 ученик.
Прямо к станции летит
Тройка удалая.
Проезжающий сидит,
Головой мотая;
Ладит вывернуть кольцо
Вот и стала тройка;
Сам смотритель на крыльцо
Выбегает бойко;
Видит, ноги в сапогах
И медвежья шуба,
Не заметил впопыхах,
Что с железом губа,
Не подумал: где ямщик
От коней гуляет?
Видит - барин материк,
"Генерал", - смекает.
Поспешил фуражку снять:
"Здравия желаю!
Что угодно приказать,
Водки или чаю?.."
Хочет барину помочь
Юркий старичишка;
Тут во всю медвежью мочь
Заревел наш мишка!
И смотритель отскочил:
"Господи помилуй!
Сорок лет я прослужил
Верой, правдой, силой;
Много видел на тракту
Генералов строгих,
Нет ребра, зубов во рту
Не хватает многих,
А такого не видал,
Господи Исусе!
Небывалый генерал,
Видно, в новом вкусе!.."
5 ученик.
Прибежали ямщики
Подивились тоже:
Видят - дело не с руки,
Что-то тут негоже!
Собрался честной народ,
Всё село в тревоге;
"Генерал в санях ревет,
Как медведь в берлоге!"
Трус бежит, а кто смелей,
Те - потехе ради -
Жмутся около саней;
А смотритель сзади.
Струсил, издали кричит:
"В избу не хотите ль?"
Мишка вновь как зарычит...
Убежал смотритель!
Оробел и убежал,
И со всею свитой...
Два часа в санях лежал
Генерал сердитый.
Прибежали той порой
Ямщик и вожатый;
Вразумил народ честной
Трифон бородатый
И Топтыгина прогнал
Из саней дубиной...
А смотритель обругал
Ямщика скотиной.
Учитель. Но оказалось, что ничего таинственного в этих царапинах нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.
Именно так представляют себе некоторые ученые начало дороги к письменности. Тем, что медведи начертили что-то когтями на стенах, они оказали людям медвежью услугу.
- Объясните, что означают в нашем рассказе слова медвежий угол и медвежья услуга.
Ученик.
В рассказе о пещерных медведях и людях эти два выражения употреблены в прямом значении: медвежий угол- место обитания медведей; медвежья услуга- действительно хорошая услуга, которую медведи, сами того не ведая, оказали людям.
- А сейчас попробуйте объяснить, в каком значении обычно употребляют выражения медвежий угол и медвежья услуга. В том, в котором они использованы в нашем рассказе, или нет?
Ученик.
Медвежья услуга обозначает такую неумелую услугу, которая вместо помощи приносит вред. Это выражение возникло из басни И. А. Крылова «Пустынник и медведь". Медведь, охраняя сон человека, ударил камнем муху, севшую на лоб спящего. От этого удара человек умер: медведь оказал ему медвежью услугу.
( Чтение басни.)
Хотя услуга нам при нужде дорог_а_,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
Жил некто человек безродный, одинокой,
Вдали от города, в глуши.
Про жизнь пустынную как сладко ни пиши,
А в одиночестве способен жить не всякой:
Утешно нам и грусть и радость разделить.
Мне скажут: "А лужок, а темная дуброва,
Пригорки, ручейки и мурова шелкова?"
"Прекрасны, что и говорить!
А все прискучится, как не с кем молвить слова".
Так и Пустыннику тому
Соскучилось быть вечно одному.
Идет он в лес толкнуться у соседей,
Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.
В лесу кого набресть,
Кроме волков или медведей?
И точно, встретился с большим Медведем он,
Но делать нечего: снимает шляпу,
И милому соседушке поклон.
Сосед ему протягивает лапу,
И, слово за слово, знакомятся они,
Потом дружатся,
Потом не могут уж расстаться
И целые проводят вместе дни.
О чем у них, и что бывало разговору,
Иль присказок, иль шуточек каких,
И как беседа шла у них,
Я по сию не знаю пору.
Пустынник был неговорлив;
Мишук с природы молчалив:
Так из избы не вынесено сору.
Но как бы ни было, Пустынник очень рад,
Что дал ему бог в друге клад.
Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится
И Мишенькой не может нахвалиться.
Однажды вздумалось друзьям
В день жаркий побродить по рощам, по лугам,
И по долам, и по горам;
А так как человек медведя послабее,
То и Пустынник наш скорее,
Чем Мишенька, устал
И отставать от друга стал.
То видя, говорит, как путный, Мишка другу:
"Приляг-ка, брат, и отдохни
Да коли хочешь, так сосни;
А я постерегу тебя здесь у досугу".
Пустынник был сговорчив: лег, зевнул,
Да тотчас и заснул.
А Мишка на часах - да он и не без дела:
У друга на нос муха села.
Он друга обмахнул,
Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова
У друга на носу,
И неотвязчивей час от часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: "Молчи ж, уж я тебя, воструху!" -
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть - хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался,
И Мишин друг лежать надолго там остался.
Учитель
-В нашем языке принято употреблять выражения медвежий угол и медвежья услуга в переносном смысле.
- Древние письмена. Рисуночное письмо
Учитель
"Нам никогда не узнать, как это происходило", - может быть, подумаете вы. Ничего не осталось в памяти поколений не только о людях, которые создали письменность, но и тех бабушек и дедушек, которые помнили бы рассказы своих бабушек и дедушек о том, как люди додумались до этого.
Ученик
И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата, мудро правившем своим народом и многому его научившем. Свою книгу Лонгфелло назвал "Песнь о Гайавате". Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин.
Ученик.
Легендарный вождь индейцев научил свой народ сажать и выращивать хлебные растения, строить лодки и еще многому другому, а самое главное - жить в мире и согласии. Он думал о благополучии не только живущих сегодня людей, но и тех, которые придут потом, - внуков и правнуков.
Легендарный вождь горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают - растворяются во времени.
И вот для того, чтобы ничего не забывалось и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.
Эти письменные знаки совсем не похожи на современные.(Слайд 1-2)
III."Священные знаки"
Учитель.
Когда люди открыли рисуночное письмо, они прошли уже большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков. Попробуйте, например, изобразить рисунками: "Вчера я видел хороший сон", или: "У моего товарища прекрасный характер". Наверное, не получится.
Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне.
Днем и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что пленников было шесть тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера.
А для него это было важнее всего. И тут художникам пришел на помощь другой способ письма - иероглифы. Слово иероглиф обозначает "священные знаки". Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
Вот как записали египетские художники имя фараона Нармера. Они изобразили рыбу, так как слово нар - по-египетски "рыба". Мер на этом же языке обозначает "резец". Изображение рыбы над изображением резца - так решили художники задачу, поставленную перед ними фараоном. (Слайд 3-4)
В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Китайские иероглифы родились в глубокой древности. Они произошли от рисунков. Так писали три с половиной тысячи лет назад древние китайцы на панцирях черепах и на костях. (Слайд 5-6)
Как и древние египтяне, китайцы изображали солнце в виде кружка с точкой посередине, а рисунок, данный под солнцем, означает горные вершины.
Иероглиф для китайца - не только знак слова, но и картинка. Поэтому он одновременно и читает, и как бы разглядывает книжку с картинками.
Китайцы любят свои иероглифы и гордятся ими.
Ученик.
Финикийцы знакомили другие народы со своей письменностью. На ее основе стал разрабатывать алфавит другой древний народ – греки. Но они не могли обойтись записью только согласных звуков, так как в их языке было много гласных. Пришлось придумать для них обозначение.
Долго трудились люди над изобретением букв для своего языка. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто 2, кто 3, а один - даже 6 букв. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его более понятным и удобным для людей. Ученые понимали, что знание - свет, и хотели дать людям этот свет, так как титан Прометей дал им огонь!
Так сложился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали согласные, и гласные звуки. Впоследствии греческий алфавит "завоевал" почти в( мир: он помог многим народам создать свою письменность.(Слайд 7)
Ученик
Древнейшие дошедшие до нас славянские письменные памятники выполнены двумя значительно различающимися азбуками — глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.
Название «глаголица» образовано от глаголъ — «слово», «речь». По алфавитному составу глаголица почти полностью совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. Установлено, что по происхождению буквы глаголицы в большинстве своем связаны с греческим минускульным алфавитом, некоторые буквы составлены на основе самаритянского и древнееврейского письма. Существует предположение, что эта азбука была создана Константином Философом.
Какая из двух азбук была изобретена первой и по сей день остается тайной, однако утверждения о том, что глаголица появилась раньше кириллицы, является достаточно обоснованным. Например, имеются ряд палимпсестов, т.е. рукописей, в которых устранен имевшийся в них ранее текст, а на его место нанесен новый. В славянских палимпсестах часто кириллический текст нанесен на место устраненного глаголического.
Название другой славянской азбуки — кириллицы — произошло от имени славянского просветителя 9 века Константина (Кирилла) Философа. Существует предположение, что именно он является ее создателем, однако точных данных о происхождении кириллицы нет.
В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении уподоблены первым. Не все заимствованные буквы сохранили обозначение того же звука, что и в греческом языке, — некоторые получили новые значения в соответствии с особенностями славянской фонетики. (Слайд 8 )
На Руси кириллица была введена в 10-11 веках в связи с христианизацией. Из славянских народов кириллицу дольше всех сохранили болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, одинаково с русским, за исключением некоторых знаков, предназначенных для обозначения фонетических особенностей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Белый круг был знаком жизни, Черный круг был знаком смерти; Дальше шли изображенья Неба , звезд, луны и солнца, Вод, лесов и горных высей , И всего, что населяет Землю вместе с человеком. Для земли нарисовал он Краской линию прямую, Для небес - дугу над нею , Для восхода - точку слева, Для заката - точку справа, А для полдня - на вершине . Все пространство под дугою Белый день обозначало, Звезды в центре - время ночи, А волнистые полоски – Тучи , дождь и непогоду. 27.02.2014 2
Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением .
Они изобразили рыбу, так как слово нар - по-египетски "рыба". Мер на этом же языке обозначает "резец".
вавилонская клинопись иероглифы с острова крит письменные знаки индейцев майя
китайские иероглифы рисунок тушью XIII века надпись на панцире черепахи
древнегреческий учитель пишет палочкой- стилосом на вощеной дощечке. рисунок на вазе
Глаголица и кириллица 27.02.2014 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник славянской письменности. Презентация к внеклассному мероприятию.
Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "История азбуки"...

Внеклассное мероприятие, посвящённое славянской письменности
Данное внеклассное мероприятие посвящено русскому языку и славянской письменности....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка", 5 класс.
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка" для учащихся 5 классов. Помогает воспитывать любовь к родному языку. Знакомит учащихся с предпосылками возник...

Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы
Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».Цели урока:Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.Прививать любовь и уважение к культур...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"У истоков письменности славян".
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.Цель:• познакомить с историей создания письменности,•...

Праздник славянской письменности и культуры (внеклассное мероприятие в 9 классе)
Внеклассное мероприятие , посвящённое 1150- летию создания славянской письменности и культуры....

Внеклассное мероприятие, посвященное безопасности на дороге "Вежливость на дороге" - 2014 г.
Учащиеся 9-11 классов задумываются об учебе по управлению транспортным средством, как раз в этом возрасте разрешается получать права. Поэтому для этой аудитории подготовлено внеклассное мероприятие «В...