Урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" (с использованием интерактивных технологий)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Куртлацкова Оксана Николаевна

Урок предполагает активную работу детей, четкое разграничение времени по этапам урока. Роль учителя - руководить деятельным процессом, быть помощником, а в конце урока - сделать анализ ответов и подвести итоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК

8 КЛАСС

«Односоставные предложения»

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой.

Только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль!

  1. Психологический настрой

Добрый день, гости, ребята! У нас открытый урок. Но я предлагаю вам расслабиться и для плодотворной работы провести специальную пальчиковую гимнастику.

Какие ассоциации возникают у вас в связи с орехом? (похож на человеческий мозг)

А мозг требует тренировки.

Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте постараемся все наши творческие способности мозга активизировать. Поможет нам орех, хорошо покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Во время урока, если вы почувствуете, что устали, покатайте орех по ладоням, и снова в бой.

  1. Итак, психологически мы зарядились, а теперь концентрируемся на эпиграфе к уроку. Надеюсь, вам помогут эти советы (ПРОЧИТАТЬ), а в качестве разминки, найдите среди предложений те, которые соответствуют темам наших последних уроков (Только вдумайся, Только всмотрись. Строчка за строчкой, Фраза за фразой) Озвучьте эти предложения или части предложений.

Что мы изучали на последних уроках? (односоставные предложения)

Пришло время обобщить наши знания. Наша задача – обобщить и закрепить полученные знания по этой теме, т.к. именно односоставные предложения помогут Вам в дальнейшей жизни (при написании официальных бумаг, умению правильно и красиво выражать свои мысли).

И сегодня наш урок не обычный, а интерактивный. Как вы понимаете это слово?

Вообще, «интер» это в данном случае означает «взаимно», а «активность» - «деятельность», то есть получается взаимодеятельность.

Взаимодействовать вы будете в группах друг с другом, с компьютером, с рядом заданий. У нас шесть площадок (седьмая запасная), и шесть групп по три человека.

На каждой площадке куратор, который вам объяснит и поможет с организацией выполнения задания. За урок вы должны пройти как минимум шесть основных площадок, У каждого из вас оценочный лист, где оценивается ваша работа лично и работа группы в целом. А также оценка ставится куратором площадки и вами лично. На выполнения задания на каждой площадке 5 мин. В конце попробуем провести рейтинг работы групп.

  1. Успехов! Начали!

Пока ребята работают, я объясню, что они делают на площадках

  1. Продолжи пословицу – односоставное предложение
  2. Тест – бумажный носитель. Теория.
  3. Тест – онлайн. Практика
  4. Реши кроссворд, отгадай ключевое слово
  5. Составь рассказ из односоставных предложений. Причем, рассказ должен получиться один
  6. Составь алгоритм для определения видов односоставных предложений
  7. Запасная площадка. Составь синквейн.

Уважаемые гости! На нашем уроке не будет индивидуальных ответов, какого-то шоу. Моя задача – показать работу во взаимодействии детей друг с другом, с информацией, с компьютером.  Вы можете ходить между площадками и наблюдать.  

1 площадка.

Продолжи пословицы, определи вид односоставных предложений (максимальный балл – 6 б.)

-От добра…(добра не ищут)

-На чужой роток.. ( не накинешь платок.)

-Из песни… (не выкинешь слова)

-Цыплят по осени… (считают)

-Осла узнаешь по ушам, а дурака… (по словам)

-Не рой другому яму- … (сам в нее попадешь)

        2 площадка.

Тест. Теория.

1. Укажите неверное утверждение.

А)  Односоставные предложения могут быть распространенными.

Б)  Неполные предложения  те, в которых пропущен главный член предложения.

В)  Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.

Г)  В односоставном предложении второй член предложения не нужен  для понимания смысла предложения.

2.Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение - это предложение, в котором:

А) опущено подлежащее,

Б) опущено сказуемое,

В) нет второстепенных членов предложения,

Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.

3. В неопределённо - личных предложениях сказуемое может быть выражено:

А) существительным в именительном падеже.

Б) глаголом в форме 1-го или 2-го лица.

В) глаголом в  форме 3-го лица множественного числа в настоящем  

и будущем времени.

Г) глаголом - инфинитивом.

1) Определенно-личные предложения

2) Неопределённо-личные предложения

3) Безличные предложения

4) Назывные предложения

4. Найди соответствия:

А) Существительное в И.п.

Б) Безличный глагол

В) 3 л. мн.ч.  

Г) Инфинитив

Д) Личный глагол в качестве безличного

Ж) 1 и 2 л. ед.ч. и мн. ч.

Е)  глагол прош. времени мн.ч.

ОТВЕТЫ:

  1. Б
  2. Г
  3. В

1) Определенно-личные предложения

Ж

2) Неопределённо-личные предложения

В, Е

3) Безличные предложения

Б, Г, Д

4) Назывные предложения

А

3 площадка.

Тест – онлайн. Практика.

Onlinetestpad.com

        4 площадка.

Реши кроссворд, определи ключевое слово.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

о

п

о

л

н

е

н

и

е

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

а

с

п

р

о

с

т

р

а

н

е

н

н

о

е

с

н

о

в

а

у

щ

е

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

е

6п

о

д

л

е

ж

а

щ

е

е

о

ю

з

8п

о

б

у

д

и

т

е

л

ь

н

о

е

б

р

а

щ

е

н

и

е

10о

б

с

т

о

я

т

е

л

ь

с

т

в

о

11

о

д

н

о

р

о

д

н

ы

е

12

п

р

о

с

т

о

е

13

о

б

о

б

щ

а

ю

щ

е

е

1. Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.

- Подчеркните как члены предложения слова меня (№1), сосновых (№2), ты (№6), давно (№10), занесите в кроссворд под соответствующим номером названия этих членов предложения.

2. Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.

- Определите вид предложения по наличию второстепенных членов предложения. Запишите вид предложения в кроссворд под №3.

3. Зимы ждала, ждала природа.

- В клеточки кроссворда под №4 запишите термин, которым обозначается подчеркнутая часть предложения.

4. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.

- Определите, к какой части речи относится слово бег в предложении. Запишите название этой части речи в клеточки под №5.

5. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.

- Запишите под №7 название части речи, перед которой стоит запятая.

6. Караул, лови, лови, да дави его, дави!

- Определите вид предложения по цели высказывания, запишите под №8.

7. Удивился старик, испугался.

- Название подчеркнутой группы членов предложения запишите в клеточки под №11.

8. Пора, красавица, проснись!

- Определите синтаксическую роль существительного красавица и запишите в клеточки под №9.

9. Герой, я не люблю тебя!

- Определите вид предложения по наличию грамматических основ, запишите в кроссворд под №12.

10. Сегодня мы вспоминали любимые произведения:  стихи, сказки, поэмы Пушкина.

- Вспомните, как называется выделенное слово с точки зрения его синтаксической роли, и запишите под №13.

           5 площадка.

Составь рассказ из односоставных предложений на тему «Зима» (каждая группа продолжает начатый рассказ.

            6 площадка.        

Составь алгоритм для определения видов односоставных предложений.

(на столе таблица «Способы выражения сказуемого и подлежащего в односоставных предложениях»).

  1. Найти главный член предложения.


Безл. Гл,

личн. Гл. в кач-ве безл.,

нет, отр. Конструкция

инфинитив

гл.-связка+наречие

гл.-связка+кр. прич. Ср. рода

б/л

об/л

2 л., ед.ч., 3 л., мн.ч. (пословицы, поговорки, афоризмы

н/л

о/л

Гл. 1, 2 л.,ед. и мн. Числа, наст. И буд. Вр., повелит. Накл.

Я МЫ ТЫ ВЫ

3 л. Мн. Ч. Наст., буд. вр.

Прош.вр., мн. Ч.

Определи, чем выражено сказуемое

назывное

сказуемое

подлежащее

7 площадка (запасная).

Составь синквейн об односоставных предложениях.

Правило составления  синквейна

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные или причастие, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Итак, результаты нашей работы.

  1. Алгоритмы.
  2. Синквейн.
  3. Рассказ.
  4. Таблица – рейтинг.

Сегодня вы работали в мини-группах, и насколько вы понимали друг друга, были дружны, четко действовали, и смогли применить свои знания, настолько успешны ваши результаты. А на будущее я хотела бы дать вам совет, который поможет вам легко находить общий язык  

ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

В поисках смысла В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе – Только вдумайся, Только всмотрись – Кроется самая главная мысль. Строчка за строчкой, Фраза за фразой. Только вдумайся, Только всмотрись – Откроется самая главная мысль! ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 4

Фамилия/группа 1 2 3 4 5 6 7 Б. уч. Б. гр. 1 гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр. 5 гр. 6 гр.

Слайд 5

ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой  С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

Урок изучения и закрепления материала...

Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе

Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...