Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие. Повторение".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Разработан учителем русского языка Колбасиной Еленой Викторовной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_prichastiyu.docx | 75.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Тема урока: «Причастие. Повторение».
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Цели:
- Учебная - повторить сведения о причастии как о самостоятельной части речи; повторить правописание причастий.
- Развивающая - развивать умение правильно писать причастия, расставлять знаки препинания при причастном обороте, развивать мышление, речь.
- Воспитательная - воспитывать честность и умение преодолевать трудности.
- Коррекционная - корректировать внимание.
Оборудование:
- проектор,
- экран,
- записи на доске,
- карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Начало урока. Объявление темы и целей урока.
- Здравствуйте, ребята, садитесь!
- Сегодня у нас заключительный урок по теме "Причастие". На сегодняшнем уроке нашей основной задачей будет отработка тех орфографических и пунктуационных навыков, которые мы изучили.
2. Проверка домашнего задания. Морфологический разбор причастия с летящей (птицей).
Один ученик выходит к доске. Остальные выполняют тест.
Тест по теме "Причастие"
1. В каком ряду все слова являются причастиями?
А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый
Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный
В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено
Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая
2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?
Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.
А) 2
Б) 3
В) 4
Г) 5
3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?
А) закрутить — закрутивший
Б) решать — решенный
В) возвращаться — возвращающийся
Г) изучать — изучавший
4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?
А) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени
Б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени
В) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени
Г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.
5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?
В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.
А) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;
Б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;
В) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;
Г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.
Ответы:
1. - В
2. - В
3. - Б
4. - В
5. - Г
При проверке теста осуществляется взаимопроверка, ученики меняются работами и честно оценивают друг друга, затем сравнивают варианты с ответами на экране.
3. Повторение изученного о причастии.
1) Раскрой скобки. Слитно или раздельно? (задание на экране)
(Не)годующий взгляд, (не)навидящий зло, (не)написанный, а напечатанный отчет, (не)погасшая звезда, (не)погасшая сегодня звезда, (не)рассеянная космическая пыль, (не)законченный полет, полет (не)закончен, (не)нашедший дороги.
2) Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
3) От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.
Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.
4) Впишите в клетки причастия, образованные от следующих глаголов:
1. Закопать (прошедшее время)
2. Засорить (прошедшее время)
3. Хранить (страдательное, Настоящее время)
4. Скакать (настоящее время)
5. Сделать (прошедшее время)
6. Срастись (прошедшее время)
7. Спрятать (прошедшее время)
8. Нестись (прошедшее время)
9. Делать (страдательное, настоящее время)
Правильно вписав слова вы прочтете в выделенном столбце часть речи этих слов.
5) Работа с индивидуальными карточками.
Карточка № 1
Спишите предложения, раскройте скобки, составьте схемы предложений, подчеркните причастия, определите, действительные они или страдательные
За нами выстроились все наши знакомые, приехавшие издалека на конференцию, и мы постарались объяснить кое-что из происходящего. Просмотренные фильмы мы убрали на полку, когда вернулись вечером в дом, встретивший нас молчанием.
Карточка № 2
Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы:
Произрастать, изучать, очищать, улыбаться, дышать, избегать. С двумя любыми причастиями составьте сложносочиненные предложения.
Карточка № 3
В предложениях найдите причастия. Подчеркните их теми членами предложениями, которыми они являются. Определите разряды причастий.
Убегающая в лес тропинка повела нас дальше, а вскоре появился ожидаемый нами водоем. Дети, играющие на поляне, не обращали внимания на разговаривающих взрослых. Прочитанные письма лежали на столе, стоявшем в гостиной. «Такие милые и узнаваемые лица кругом»,- воскликнул проснувшийся Павлик.
6) Подведение итогов урока. Выставление оценок.
7) Домашнее задание.
- Если ни у кого нет вопросов, открывайте дневники и записывайте домашнее задание: повторить п. 24-29 учебника, подготовиться к написанию диктанта.
- Урок окончен, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".
Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....
Дистанционный урок русского языка. 7 класс.Повторение пройденного. Подводные рифы некоторых сложных тем 7 класса. На перекрестке морфологии и морфемики.
Урок остановит внимание семиклассников на сложных моментах правописания некоторых слов (предлогов, наречий, союзов, частиц и т. п.), понимание которого находится на перекрестке морфологии и морф...
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...
Урок русского языка 5 класс «Имя существительное. Повторение изученного»
Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение изученного» 5 класс...