разработка урока по теме "Местоимение" в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Клюшкина Марина Петровна

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Местоимение" с использованием ИКТ. Работа на уроке строится на основе анализа, самостоятельно сделанных выводах. На уроке проводится работа на развитие речи учащихся (редактирование текстов). В конце урока проводится самопроверка на основе небольшого теста. К конспекту урока прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc60 КБ
Office presentation icon prezentaciya_otkrytogo_uroka.ppt436.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» в 6 классе.

Цели:

- дать понятие о местоимении как части речи;

- научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять их роль в тексте;

- способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса;

- развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование:

- компьютер, проектор и экран;

- учебник;

- раздаточный материал (тексты для редактирования).

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку.

- Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по одной очень интересной стране, название которой вы мне назовете, правильно решив несложные математические примеры. Но будьте внимательны: примеры коварны.  (слайд 1 и 2)

- Верно.  А кто вспомнит, что изучает морфология? (раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи).

- Сегодня, ребята, когда Я собиралась в школу, очень переживала за урок, за ВАС, как ВЫ будете отвечать на уроке, но сейчас ВЫ МЕНЯ успокоили, и Я надеюсь, что сегодня на уроке ВЫ будете активны и сообразительны. Кто-то обратил внимание на моё произношение? Какие слова я выделила голосом?  Назовите их.  (Я, ВАС, ВЫ, МЕНЯ)

- А вы знаете, какой частью речи являются данные слова? (местоимения)

- Верно. А поскольку мы путешествуем по стране Морфология, то сегодня посетим еще один город этой страны – Местоимение.

- Откроем тетради, запишем число и тему нашего урока – «Местоимение как часть речи».  (слайд 3)

- А вот и цели урока.  (слайд 4)

- дать понятие местоимения как части речи, познакомить с морфологическими признаками;

- научить находить местоимения, правильно употреблять их, определить роль в тексте.

- Как всегда, новую часть речи мы будем изучать по плану. Вспомните план, по которому мы изучали имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.  (слайд 5)

- Местоимение – важная часть речи, и о себе оно говорит так :  (слайд 6)

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится словам другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена.

- Как вы понимаете это стихотворение? Каково же значение этой части речи? (заменяет другие части речи и указывает на их значение)

- Давайте, ребята, поработаем со следующим предложением (слайд 7).

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

- Понятен ли вам смысл этого предложения?

- А что именно непонятно? (Кто он? От кого узнал? Какая погода? Через сколько дней она установится?)

- А если мы внесем изменения в предложение, сможем ли ответить на вопросы?

- А какие изменения, по-вашему, нужно внести? (заменить местоимения подходящими по смыслу словами)

- Я внесла некоторые изменения в предложение. Запишите его в тетрадь.  (слайд 8). 

Максим узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через пять дней.

- Ответим на те же самые вопросы: кто он? От кого узнал? Какая погода?  Через сколько дней она установится?

- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения ОН, НИХ, ТАКАЯ, НЕСКОЛЬКО (местоимения подписать над словами в предложении)? Какими частями речи они являются и что обозначают? (слайд 9) («Максим» и «синоптики» – имена существительные, обозначают предмет; «солнечная» – имя прилагательное, обозначает признак предмета; «пять» – имя числительное, обозначает количество)

- Вспомните, каким одним словом в морфологии называют существительное, прилагательное, числительное? (имена)

- Наши местоимения употреблены вместо имени (слайд 10).  Обратите внимание на это сочетание – «вместо имени» - в нем скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ.

- Но почему же нам не был ясен смысл предложения в его первом варианте? (в отличие от существительных, прилагательных и числительных местоимение не называет предмет, признак или количество) – слайд 11

- На какие же вопросы будет отвечать местоимение, если оно употребляется вместо имен? (Кто? Что? Какой? Чей? Сколько?)

- А сейчас выполним нехитрые задания и посмотрим, а как могут изменяться местоимения.

- Задание 1. Просклоняйте местоимение ОН  – у доски и в тетрадях. (слайд 12)

- Задание 2. Определите род и число местоимения в словосочетании ТАКАЯ погода, ТАКОЙ берег, ТАКОЕ озеро, ТАКИЕ дни (словосочетания записать).  (слайд 12)

- Какой же вывод можно сделать? (местоимения могут изменяться по родам, числам и падежам) (слайд 12)

- О каких морфологических признаках мы сейчас вели речь? (о непостоянных признаках)

- Переходим к знакомству с постоянными признаками местоимения – его разрядами.

 

- Ребята, на что указывают местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ? (на лицо)

- Значит это личные местоимения (слайд 13). Составьте и запишите простое предложение с любым личным местоимением.

- К следующему разряду относится только одно местоимение СЕБЯ. Это возвратное местоимение. (слайд 13) 

                                                                                                                х

- Задание. Составьте и запишите 2 словосочетания по схеме «глагол + возвр. мест.»  

- 3 разряд местоимений – вопросительные – КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? (слайд 13)

- Задание. Составьте простое вопросительное предложение, опираясь на записанное вами предложение (про Максима).

- 4 разряд – это относительные местоимения: КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. (слайд 13)

- Задание. Вставьте на места пропусков относительные местоимения в пословицы (записать на доске).

… посеешь, то и пожнёшь. (Что…)

…голов - …умов. (Сколько…, столько…)

- В чем смысл этих пословиц?

- 5  разряд – это неопределенные местоимения – НЕЧТО, НЕКТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО, КОЕ-ЧТО, КОЕ-КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, ЧТО-НИБУДЬ и другие. (слайд 13)

- Задание. От относительных местоимений образуйте и запишите  несколько неопределенных с помощью приставки кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь.

- С каким правилом столкнулись при написании этих местоимений? Кто помнит зарифмованное правило? («Кое-, -то, -либо, -нибудь надо черточкой стянуть»)

- 6 разряд – отрицательные местоимения: НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. (слайд 13)

- Задание. Записать простое предложение с одним из отрицательных местоимений.

- 7 разряд – притяжательные местоимения: МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ. (слайд 13)

                                                                                                                                                                                                        х

- Задание. Составьте и запишите 2 словосочетания по схеме «притяж. мест. + сущ.»

- 8 разряд – указательные местоимения: ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО. (слайд 13)

- Задания. Определите род местоимений в следующих словосочетаниях:

Этот праздник, такое доверие, та дверь.

- 9 разряд – определительные местоимения: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ. (слайд 13)

- Задание. Придумайте и запишите SMS с определительным местоимением о сегодняшнем уроке.

- Вот мы и познакомились с разрядами местоимений. Сколько их?

- А теперь еще раз обратимся к предложению, которое мы анализировали в начале урока, запишем его и выполним его синтаксический разбор, подчеркивая местоимения как члены предложения. (слайд 14) – работа у доски

- Какой же вывод можно сделать? Какова синтаксическая роль местоимений в предложении?

- А теперь давайте проверим в учебнике, может быть мы с вами что-то неверно назвали, что-то забыли – стр. 143 – 145.

- Сегодня на уроке мы много говорим о местоимении, но для чего они нам нужны? (ответы ребят)

- А сейчас поработаем в группах по 4 человека. У вас на столе есть распечатанный текст. Ваша задача заключается в следующем: отредактировать данный текст, вставив, где нужно, подходящие местоимения !!! (работа в течение 3-4 минут)

- Прошу по одному представителю от группы выйти к доске с вашими отредактированными текстами и прочитать, что же у вас получилось.

Тексты (первоначальные) проектируются на экран.

Группа № 1. (слайд 15)

В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Лес был освещен лучами восходящего солнца. Солнце светило ярко, и была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.

Группа № 2. (слайд 16)

Я выхожу на поляну. За поляной – густой старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.

Группа № 3. (слайд 17)

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над глубокими каналами висели чёрные железные мосты. Чёрные железные мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами. Гвардейцы были в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.

Группа № 4. (слайд 18)

Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.

Группа № 5. (слайд 19)

Филипп с папой пошли в кафе. В кафе Филипп с папой заказали мороженое. Официант поставил мороженое на стол. После этого официант ушел. Тут Филипп увидел аквариум. В аквариуме плавали рыбки. У рыбок были золотисто-красные плавники и чёрные хвосты.

Группа № 6. (слайд 20)

У Мамина-Сибиряка много сказок  для детей. Мамину-Сибиряку хотелось научить детей видеть и понимать красоту природы. Сказки, которые писатель когда-то рассказывал дочке, писатель издал отдельной книгой и назвал книгу «Алёнушкины сказки». Животные в сказках Мамина-Сибиряка похожи на нас с вами. Животные в сказках писателя и думают, и разговаривают между собой, как люди.

 

- Какой же вывод можно сделать? Зачем нам нужны местоимения? (местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторов)

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 143 – 145, упр. 810

- Сегодня на уроке вы много отвечали, творили, дополняли друг друга.  Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. А проведем мы его в форме теста: на каждый вопрос вам нужно дать только один вариант ответа. Внимание на экран.

Тест. (слайды 21 – 26)

Вопрос 1. Каково общее грамматическое значение местоимений?

А) обозначают предмет и его признак;

Б) указывают на предметы, признаки или количества, но не называют их;

В) обозначают количества и порядок при счете.

Вопрос 2. На какие вопросы отвечают местоимения?

А) Кто? Что?

Б) Какой? Чей?

В) Сколько?

Г) на все перечисленные

Вопрос 3. Как могут изменяться местоимения?

А) по числам и родам;

Б) по числам и падежам;

В) по числам, родам и падежам.

Вопрос 4. Каким членом предложения может быть местоимение?

А) только подлежащим и дополнением;

Б) только подлежащим;

В) подлежащим, дополнением, определением, обстоятельство

Вопрос 5. На сколько разрядов делятся все местоимения?

А) 8

Б) 9

В) 10

Правильные ответы: 1б; 2г; 3в; 4в; 5б.

Раздаточный  материал

Группа № 1

В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Лес был освещен лучами восходящего солнца. Солнце светило ярко, и была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.

Группа № 2

Я выхожу на поляну. За поляной – густой старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.

Группа № 3.

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над глубокими каналами висели чёрные железные мосты. Чёрные железные мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами. Гвардейцы были в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.

Группа № 4.

Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.

Группа № 5.

Филипп с папой пошли в кафе. В кафе Филипп с папой заказали мороженое. Официант поставил мороженое на стол. После этого официант ушел. Тут Филипп увидел аквариум. В аквариуме плавали рыбки. У рыбок были золотисто-красные плавники и чёрные хвосты.

Группа № 6.

У Мамина-Сибиряка много сказок  для детей. Мамину-Сибиряку хотелось научить детей видеть и понимать красоту природы. Сказки, которые писатель когда-то рассказывал дочке, писатель издал отдельной книгой и назвал книгу «Алёнушкины сказки». Животные в сказках Мамина-Сибиряка похожи на нас с вами. Животные в сказках писателя и думают, и разговаривают между собой, как люди.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕСТОИМЕНИЕ Презентацию подготовила учитель первой квалификационной категории ГБОУ СОШ № 262 Санкт-Петербурга Клюшкина Марина Петровна

Слайд 2

Пример Да Нет Ответ 1. 5 + 2 + 1 = 8 М О 2. 7 – 3 – 1 = 4 Р О 3. 10 + 5 – 8 = 7 Р Ф 4. 2 + 7 = 7 + 2 Ф О 5. 6 + 2 + 1 = 3 х 3 О Г 6. 5 – 3 = 10 - 7 Р Л 7. 7 + 1 + 1 = 10 – 2 + 1 О А 8. 4 х 2 > 6 + 1 Г М 9. 10 – 5 < 7 И М 10. 1 х 3 + 2 > 9 – 2 - 1 А Я

Слайд 3

Пример Да Нет Ответ 1. 5 + 2 + 1 = 8 М О М 2. 7 – 3 – 1 = 4 Р О О 3. 10 + 5 – 8 = 7 Р Ф Р 4. 2 + 7 = 7 + 2 Ф О Ф 5. 6 + 2 + 1 = 3 х 3 О Г О 6. 5 – 3 = 10 - 7 Р Л Л 7. 7 + 1 + 1 = 10 – 2 + 1 О А О 8. 4 х 2 > 6 + 1 Г М Г 9. 10 – 5 < 7 И М И 10. 1 х 3 + 2 > 9 – 2 - 1 А Я Я

Слайд 4

Тема урока «Местоимение как часть речи»

Слайд 5

Цели урока: - дать понятие местоимения как части речи, познакомить с морфологическими признаками; - научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определить их роль в тексте

Слайд 6

1. Общее грамматическое значение, вопросы. 2. Морфологические признаки: постоянные и непостоянные. 3. Синтаксическая роль (роль в предложении).

Слайд 7

Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится словам другие замещать, На их значение всегда мне надо указать. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена.

Слайд 8

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

Слайд 9

Максим узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через пять дней.

Слайд 10

Максим узнал от синоптиков , что солнечная погода установится через пять дней.

Слайд 11

В МЕСТО ИМЕН И = МЕСТОИМЕН ИЕ

Слайд 12

МЕСТОИМЕНИЕ — часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. Кто? Что? Какой? Чей? Сколько?

Слайд 13

Задание 1. Просклоняйте местоимение ОН (Максим) Задание 2. Определить род и число местоимения в словосочетании ТАКАЯ (солнечная) погода . ВЫВОД: местоимения могут изменяться по падежам, родам и числам.

Слайд 14

1. Личные местоимения — Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ 2. Возвратное местоимение — СЕБЯ 3. Вопросительные местоимения — КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КАКОВ? 4. Относительные местоимения — КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО 5. Неопределенные местоимения — НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, КОЕ-КТО, ЧТО-ТО, КТО-ЛИБО 6. Отрицательные местоимения — НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НИСКОЛЬКО 7. Притяжательные местоимения — МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ 8. Указательные местоимения — ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, СТОЛЬКО 9. Определительные местоимения — ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ

Слайд 15

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней. ВЫВОД: местоимения в предложении чаще всего являются подлежащим, дополнением, определением.

Слайд 16

Группа № 1. В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Лес был освещен лучами восходящего солнца. Солнце светило ярко, и была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.

Слайд 17

Группа № 2. Я выхожу на поляну. За поляной – густой старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.

Слайд 18

Группа № 3. Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над глубокими каналами висели чёрные железные мосты. Чёрные железные мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами. Гвардейцы были в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.

Слайд 19

Группа № 4. Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.

Слайд 20

Группа № 5. Филипп с папой пошли в кафе. В кафе Филипп с папой заказали мороженое. Официант поставил мороженое на стол. После этого официант ушел. Тут Филипп увидел аквариум. В аквариуме плавали рыбки. У рыбок были золотисто-красные плавники и чёрные хвосты.

Слайд 21

Группа № 6. У Мамина-Сибиряка много сказок для детей. Мамину-Сибиряку хотелось научить детей видеть и понимать красоту природы. Сказки, которые писатель когда-то рассказывал дочке, писатель издал отдельной книгой и назвал книгу «Алёнушкины сказки». Животные в сказках Мамина-Сибиряка похожи на нас с вами. Животные в сказках писателя и думают, и разговаривают между собой, как люди.

Слайд 22

Вопрос 1. Каково общее грамматическое значение местоимений? а) обозначают предмет и его признак; б) указывают на предметы, признаки или количества, но не называет их; в) обозначают количество и порядок при счете.

Слайд 23

Вопрос 2. На какие вопросы отвечают местоимения? а) Кто? Что? б) Какой? Чей? в) Сколько? г) на все перечисленные

Слайд 24

Вопрос 3. Как могут изменяться местоимения? а) по числам и родам; б) по числам и падежам; в) по числам, родам и падежам.

Слайд 25

Вопрос 4. Каким членом предложения может быть местоимение? а) только подлежащим и дополнением; б) только подлежащим; в) подлежащим, дополнением и определением.

Слайд 26

Вопрос 5. На сколько разрядов делятся все местоимения? а) 8 б) 9 в) 10

Слайд 27

Проверьте себя! 1. б 2. г 3. в 4. в 5. б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...