ПОВТОРЕНИЕ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ «ОЧЕРКА ЗИМНЕГО ДНЯ» С.Т АКСАКОВА)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Варакян Вероника Гургеновна
  1. Закрепление полученных знаний о действительных и страдательных    причастиях.
  2. Выработать умение производить разбор причастий.
  3. Развивать умение вдумчиво читать художественный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

            

ПОВТОРЕНИЕ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

(НА МАТЕРИАЛЕ «ОЧЕРКА ЗИМНЕГО ДНЯ» С.Т АКСАКОВА) Слайд 1

Причастие - это часть речи, причастная глаголу

                                                 в образе прилагательного.

В.Даль

ЦЕЛИ УРОКА: Слайд 2

  1. Закрепление полученных знаний о действительных и страдательных    причастиях.
  2. Выработать умение производить разбор причастий.
  3. Развивать умение вдумчиво читать художественный текст.

ЗАДАЧИ УРОКА: Слайд 3

  1. Закрепить умение находить причастия в тексте.
  2. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте.
  3. Развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Слайд 4

  1. Портрет С.Т.Аксакова. Слайд 5
  2. Текст «Очерк зимнего дня» С.Т.Аксакова. Слайд 6
  3. Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима». Слайд 7

ХОД УРОКА

  1. Урок начинается с чтения учителем наизусть следующих строк П.Чеснокова:

Вот свойство мое обязательное;

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

-О чем эта загадка?

Давайте обратим внимание на эпиграф к уроку, записанный на доске.

Как понять смысл этого высказывания?

Что значит «причастный»?

  1. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы повторим изученное о причастии.

  1. Беседа (фронтальная) по вопросам:
  1. Что такое причастие?
  2. Назовите общие признаки причастий и прилагательных.
  3. Действительные и страдательные причастия.
  4. Признаки глагола.
  5. Отличительные признаки причастий и прилагательных.
  6. Что такое причастный оборот?
  7. Назовите суффиксы действительных и страдательных причастий.
  1. Словарная диктовка с графическим обозначением написания НЕ и суффиксов причастий (проверка по цепочке)

Нераспустившийся цветок, непрочитанная книга, ненаписанное письмо, нескошенный луг, непроверенная работа, не исправленная вовремя ошибка, роман не дописан, телефон не отремонтирован, калитка не закрыта, не написанное им сочинение, трава не скошена, ничем не нарушаемая тишина, письмо не отправлено.

  1. Работа с текстом (раздаточный материал). Слайд 8
  1. Беседа

Готовясь к уроку, я попросила вас прочитать «Очерк зимнего дня» С.Т.Аксакова, но не просто прочитать, а вчитаться в описания и подумать, как они помогают понять мысли и чувства автора.

Давайте послушаем тех, кто прочитал очерк внимательно, с большим интересом.

-Так что же необыкновенного было в той зиме, о которой спустя 45 лет вспоминает писатель, из-за чего она на десятилетия запомнилась автору?

- Почему в названии произведения присутствует слово «очерк» ? (жанр произведения - очерк, потому что оно основано на документальных фактах)

  1. Запись в тетрадях

 (Выписать предложения с причастными оборотами, объяснить постановку знаков препинания в них, подчеркнуть причастные обороты как члены предложения. Указать определяемое слово, слова, которые зависят от причастия, обособленные и необособленные причастные обороты)

Текст:

В 1813 году с самого Николина дня установились трескучие декабрьские морозы. Стужа росла с каждым днем. Птица мерзла на лету и падала на землю уже окоченелою. Вода, взброшенная вверх из стакана, возвращалась  оледенелыми брызгами и сосульками, неприкрытая земля промерзла. Воздух был сух, тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами.

Все молились о снеге. И благодатный снег начал большими клочьями опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки. Падающий снег начинал закрывать все предметы. Я ходил по дорожкам, осыпаемый снежными хлопьями. Предметы утонули в потемневшем воздухе. Я вошел в дом и там долго стоял у окошка, покуда уже нельзя было различить опускающихся снежинок…

  1. Лингвистический эксперимент

Поменяйте местами причастный оборот и определяемое слово. Что изменилось в постановке знаков препинания? ( Постановка знаков препинания при причастном               обороте зависит от того, где находится причастный оборот по отношению к                                                               определяемому   слову).  

  1. Задания классу

Выпишите из очерка  действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, распределите их в четыре колонки, выделите суффиксы причастий.

-Произведите морфемный разбор причастий. Объясните правописание суффиксов причастий по образцу:

порхающий – порхать (1 спр.)

зависящий – зависеть (2 спр.)

-Назовите глаголы, от которых образованы данные причастия.

-Как определяется вид причастия? ( по глаголу, от которого оно образовано)

-Чем отличается причастие от глагола? (не спрягается)

-Какова роль причастий в описании? В текстах какого стиля употребляются  причастия?

(Причастия придают описанию точность и выразительность, делают речь более богатой и      яркой. Употребление причастий характерно для текстов художественного, научного стилей  речи).

  1. Дифференцированные задания

Тема зимней природы нашла свое отражение  не только в произведениях русских писателей, зимнюю природу любили писать русские художники. Перед вами  репродукция картины известного русского художника И.И.Шишкина «Зима».

  1. Составьте 3-4 предложения  с причастными оборотами, пытаясь описать то, что изображено на полотне И. И. Шишкина «Зима».

Укажите действительные и страдательные причастия в тексте. Подчеркните причастный оборот как член предложения (два ученика  у доски)

  1. Задания по карточкам. Слайд 9

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы.

Аппарат, управля..мый на расстоянии; фотографии, получе..ые с  помощью новейших приборов; выполне..ая программа исследования; завис..щий от родителей, закле..нный конверт.

Карточка №2

Вставить пропущенные знаки препинания.

Листья блистающие золотом; тронутый утренником осенний лист; возле полянок усеянных брусникой;  деревья одетые в нарядный убор; пылающие золотом вершины берез; осины трепещущие на ветру; расшитый золотом ковер.

Карточка №3

Раскрыть скобки.

(Не) замеченная ошибка; гласные, (не) проверяемые ударением; (не) продуманный ответ; решение (не) продумано; работа ( не) закончена; (не) законченное сочинение; еще (не) прочитанная книга; (не) спавший от боли; движение (не) прекращено.

  1. Синтаксический разбор предложений:

За окном, освещенным лунным светом, тускло серебрилось пшеничное поле.

Черной рекой вилась между отлогими холмами разъезженная машинами  дорога.

                   

  1. Объяснительный диктант. Графически объяснить знаки препинания в причастных оборотах.

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца, и часто останавливались, пораженные его красотой. На пожелтевшей траве лежат опавшие листья. Березы покрыты золотой листвой, сверкавшей на солнце. Прекрасны клены, одетые в багряную листву, желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шурщащие под ногами.

  1. Проверка дифференцированной работы.
  2. Контрольная работа по вариантам. Слайд 10

1 вариант

  1. Укажите, в каких случаях НЕ со словами пишется слитно, выпишите только эти примеры.

(Не) установленные до конца причины; (не)улыбающееся лицо; (не)видимый в облаке пыли; окна (не)вымыты; (не)забываемые воспоминания; (не)годующий от гнева командир; (не)скошенные луга.

  1. Спишите, вставьте одну или две – Н-. Графически укажите, в каких случаях следует писать две –Н-.

Украше..ая елка, елка украше..а, краше..ый забор, раскраше..ые узоры, подкраше..ые ресницы,  краше..ая масляной краской крыша.

  1. Составить два предложения так, чтобы слово соле..ый было в них разными частями речи.
  2. Составить два предложения так, чтобы причастие (не) улыбающийся имело два разных написания.

2 вариант

  1. Укажите, в каких случаях НЕ со словами пишется слитно, выпишите только эти примеры.

Хлеба (не)сжаты; (не)слышимые из-за гула самолетов; (не)выполненные обязательства; (не)выгорающая на солнце краска; (не)расчищенные вы саду дорожки; (не)смеющиеся ребята, (не)узнаваемые лица.

  1. Спишите, вставьте одну или две –Н-. Графически укажите, в каких случаях следует писать две –Н-.

Высуше..ые ягоды, белье высуше..о, суше..ые грибы, подсуше..ый хлеб, засуше..ые растения, суше..ый на солнце чернослив.

  1. Составить два предложения так, чтобы слово вяза..ый было в них разными частями речи.
  2. Составить два предложения так, чтобы причастие (не)расчищенный имело два разных написания.
  1. Домашнее задание. Напишите очерк на одну из тем : « Однажды мне довелось увидеть…», « Я никогда не забуду…» Постарайтесь включить в свой очерк предложения с причастными оборотами. Слайд 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Презентация к уроку  русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)

В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....


 

Комментарии

Варакян Вероника Гургеновна

1. Закрепить умение находить причастия в тексте.
2. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте.
3. Развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.