Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей обучающихся"
статья по технологии по теме

Козлов Павел Владимирович

В тезисах к опыту работы учитель раскрывает цели и задачи опыта работы по данной теме, указывает на наиболее эффективные, с его точки зрения, педагогические технологии, делится результатами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_dlya_vysshey_kategoriisokrashchen.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Павел Владимирович Козлов МОУ «СОШ №15»

 

Из  опыта работы  

Козлова Павла Владимировича, учителя технологии

высшей квалификационной категории,

МКОУ «СОШ № 15» г. Благодарного.

Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся»

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.  В течение пяти последних лет я делаю все, или почти все,  чтобы построить процесс обучения на основе активных методов обучения. Считаю, что развитие творческих способностей у детей  на уроках технологии и во внеурочное время способствует  повышению интереса и мотивации к процессу обучения не только на моем, но и других предметах.

Ведущая идея опыта:

  • Развитие творческих способностей  учащихся на уроках технологии и во внеурочное время;
  • Создание условий для сознательного, активного участия   школьников в творческой деятельности приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Реализация   опыта:

  • Использование в обучении творчеству  педагогических технологий, направленных на активизацию  познавательной деятельности учащихся;
  • сочетание коллективных, групповых и индивидуальных приемов обучения;
  • активизация и совершенствование основных психических механизмов, лежащих в основе творческого развития школьников;

В своей работе пытаюсь формировать и развивать творчески мыслящую личность ребёнка, способную принимать нестандартные решения. На мой взгляд, творчеству можно и нужно учить, направляя процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся

 Определение уровня  творческого потенциала учащихся

Я начинаю работать с ребятами на уроках технологии в 5 классе. На этом этапе провожу диагностику определения их творческого потенциала. В  последующие годы, вплоть до 9 класса, в сентябре  провожу мониторинг роста способностей к творческой деятельности. Для диагностики применяю специальные методики, решение творческих задач, выполнение простых практических работ, носящих творческую направленность.

Мотивация творческой деятельности

Творческий процесс невозможен без познавательного интереса, который выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Вовлекая в творческий  процесс, я стараюсь увлечь детей рассказами о достижениях учеников нашей школы, демонстрирую  лучшие проектные работы или их фотографии, грамоты о ежегодных победах на районных выставках детского творчества, предметных олимпиадах

Применяемые педагогические технологии

         После определения уровня  творческого потенциала учащихся приступаю к целенаправленной деятельности для развития этих способностей. Знание  реальных  возможностей  ученика и уровень способностей к творческой деятельности позволяет мне построить дальнейшее обучение в зоне ближайшего развития каждого из них. Стараюсь организовать учебную деятельность так, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело и интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Творческая деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

  Для достижения поставленных целей  применяю современные педагогические технологии.

Обучение начинаю с того, что моделирую такие ситуации, которые побуждают школьников к созданию новых технических, технологических и социальных решений, внедрение которых принесет ощутимую пользу, в том числе и материальную, непосредственно самим учащимся, школе и всему обществу. Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как раньше – очень непростая задача. Чтобы учащимся было интересно заниматься, ввожу в урок игровые элементы, меняю виды и формы контроля. Включаю ряд оригинальных тренингов, упражнений и задач, которые в интересной и разнообразной  форме позволяют работать с детьми, вызывая у них необходимые ответные действия, развивая знания и умения и активизируя их творческую деятельность и самостоятельность.    Использование  инструкционно-технологических   карт,   карточек-заданий,  раздаточного  материала,  различных по степени трудности позволяют  реализовать дифференцированный  подход   к учащимся.

На  своих уроках стараюсь научить школьников выполнять несложные изображения, понимать и читать технические чертежи, кинематические и электрические схемы, что приводит к развитию образного мышления, так необходимого в процессе творческой деятельности Хорошо зарекомендовал себя проблемный метод обучения. На вопрос ученика: «Что и как делать?» Отвечаю: «А как ты думаешь?» Не тороплюсь дать полный ответ, а призываю найти самостоятельное решение, рекомендую ребятам использовать дополнительную литературу, оставляя вопрос открытым до следующего занятия.  Возможность  решения детьми   конструкторских задач опирается на фундамент знаний, полученный на уроках технологии. Проблемным методом обучать на каждом уроке не вижу надобности,  т.к.   слабые ученики попадают  в ситуацию восприятия готового ответа. Что является, с моей точки зрения,  отрицательным фактором.

Важное место   отвожу развитию технического мышления учащихся. Использую для этого сборники задач по техническому труду. Задания эти от урока к уроку усложняю, стремлюсь привлечь знания учащихся по общеобразовательным дисциплинам.

Применяю   коллективную, групповую и индивидуальную формы обучения. Использую метод разноуровнего обучения, личностно ориентированный подход к учащимся. При реализации  индивидуального подхода стремлюсь  в системе образования идти  не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету. На уроках осуществляется не только индивидуальная, но и работа в парах «ученик-учитель», «ученик-ученик». Мы вместе с учащимися вырабатываем цели, содержание, даем оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Творчество ребёнка развивается при непосредственном участии в трудовой деятельности. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Считаю, что в развитии  творческой деятельности необходимо освоение ребятами  современных информационных технологий. Метод проектов занимает особое место в обучении технологии. На мой взгляд, именно метод проектов способен наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

И, как результат проектной деятельности, мои учащиеся неоднократные призёры районных и участники краевых выставок детскоготворчества.  За последние 5 лет    подготовлено  2 призера краевого этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии,   и 15 призеров и победителей – муниципального этапа.  Два  ученика стали призерами районного этапа научно-практической конференции «Таланты 21 века», а  ученик 10 класса стал призером краевого этапа.

 Внеклассная работа

В этих целях  в школе провожу консультации, веду факультатив,  участвую в организации и проведении предметной недели, организован кружок    по токарной обработке древесины.  Мною составлена программа кружка,  она рассчитана на два года обучения. способствует более быстрому установлению плодотворных и творческих взаимоотношений, делая нас единомышленниками, сближая наши интересы и увлечения, развивает  способность к сотрудничеству и взаимопомощи в технической творческой деятельности. Специфика выполнения работ требует от учащихся большого объёма знаний и умений, а также творческого мышления, что открывает широкие возможности   раскрытия индивидуальных особенностей детей. Практика показывает, что успех работы и занятий детей детским техническим творчеством во многом определяется от участия их в массовых мероприятиях различного уровня. Они включены в план работы кружка и являются традиционными по форме и содержанию.

 Оценка творческой деятельности

Тестовые задания, решение кроссвордов, контрольные и самостоятельные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика. Опыт убеждает, что оценка деятельности учащегося должна отражать его знания и умения. Стараюсь быть предельно справедливым и доброжелательным, чтобы не сковать их инициативу. На своих уроках делаю так, чтобы детям было приятно услышать о себе хорошее. Отмечая правильный ответ, нетрадиционный подход к решению проблемы, опрятный внешний вид ученика, я дарю им искорку радости. Стремлюсь делать всё возможное, чтобы каждый ученик достигал успеха как можно чаще.

Результативность технической творческой деятельности оценивалась двумя оценками. Первая оценка выставлялась за соответствующий уровень овладения отдельными элементами технического творчества, за решение учебных задач и выполнение творческих заданий, вторая – за вклад, который был сделан учащимися в разработку реального рационализаторского предложения.

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Поэтому стараюсь создать такую ситуацию для ребенка, чтобы уйти от необходимости применения этих терминов.

В своей работе я часто сталкиваюсь с недостатком методических пособий, материала, достаточно полно раскрывающих творческий процесс обучения. Помочь восполнить этот пробел могло бы использование компьютера для подготовки и проведения учебного занятия.

Развивая идею опыта, в дальнейшем предполагается  ознакомить как можно большее количество учащихся с широким кругом видов труда, поддерживать постоянный интерес в течение всего учебного года к практической самостоятельной творческой деятельности.

Убеждён, что учитель не должен останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно продолжать поиски новых приемов и методов воспитания, и только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность, и только, отдавая работе всю душу, можно добиться весомого успеха и ощутить в полной мере свою значимость в жизни и радость труда. На память приходят слова А. М. Горького: «Процесс творческого роста человека развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и снова уже сильнее способствуют развитию мозга…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

Опыт внеклассной работы по развитию творческих способностей обучающихся

Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике., потому что  современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящи...

Опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся по теме «Моя родословная: семейный архив»

В статье описан опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся при изучении родословия...

Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы. Выступление на семинаре по дефектологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под...

сообщение "Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся"

Данный материал можно использовать учителям при подготовке к докладу "Проектная деятельность в школе"....