5 класс. Русский язык. Обучение аудированию. Система заданий.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Материал предназначен для уроков русского языка в 5 классе по теме "Лексика. Происхождение слов". Содержит текст и систему заданий, направленных на формирование универсального учебного действия аудирование. Материал разработан в соавторстве с коллегой, учителем русского языка и литературы МОУ лицея № 2 г. Волгограда Абросимовой С.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
audirovanie_5_klass.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Суздальцева Ирина Алексеевна, Абросимова Светлана Николаевна, учителя русского языка и литературы МОУ лицея № 2 г. Волгограда.
Обучение аудированию. Русский язык 5 класс.
Тема. Лексика. Происхождение слов.
Текст
Что в имени тебе моем...
Откуда есть пошли русские фамилии? Понятно, что многие фамилии происходят от имен: Иванов, Петров, Сидоров и другие. Понятны и фамилии, связанные с названиями профессий: Гончаров, Кузнецов, Бондарев. Услышал такую фамилию, знай, что кто-то из предков этого человека месил глину, ковал сталь или бочки делал.
Сложнее обстоят дела с фамилиями Перваков или Первушин, Третьяков или что-нибудь подобное. А на самом деле все просто: родился в семье первым или третьим - получай фамилию в соответствии с очередностью.
Самыми древними считаются фамилии, непосредственно связанные когда-то с особенностями человеческой внешности: Рыжов, Белов, Краснов, Чернов. Подходит фамилия к внешности, значит, предки передали тебе из глубины веков ну, например, рыжие волосы.
Интересна судьба дворянских фамилий. Своим незаконнорожденным детям, не имевшим дворянских прав, родовитые отцы давали усеченные фамилии, можно было по ним и опознать «бастарда». Так, например, усеклась известная дворянская фамилия Трубецкой, незаконный сын князя получил фамилию Бецкой.
Удивительна судьба фамилий, связанных с названиями животных. Откуда появились у нас Волковы, Барановы, Зайцевы и Медведевы? Нет сомнений, что имена Волк, Баран, Заяц, Медведь были когда-то старинными человеческими именами. Так, например, имя Волк давали младшему сыну в семье, где дети умирали от болезней еще в младенческом возрасте. Тем самым родители хотели, чтобы ребенок приобрел силу волка, его выносливость и избежал печальной участи своих братьев. В языке сохранилось имя Вольф (Волк) и его производные: Рудольф (Красный волк), Адольф (благородный волк).
Задумайся о происхождении своей фамилии, посмотри в словаре - и найдешь много интересного о себе и своих предках.
1.Задания после первого прослушивания текста
1)Определите тему текста (происхождение русских фамилий)
2)Озаглавьте текст (история русских фамилий)
3)Определите тип текст (повествование)
4)Выясните значение непонятного слова (бастард – незаконнорожденный сын)
2.Задания после второго прослушивания текста
1.Запишите в таблицу ответы на вопросы (у каждого ученика распечатанная таблица с вопросами)
Вопросы | Ответы |
1.Как образовались многие фамилии? | 1.От имен |
2.Чем занимались предки людей, носящих фамилии Гончаров и Бондарев? | 2.Месили глину, делали бочки |
3.Какую фамилию мог получить третий ребенок в семье? | 3.Третьяков |
4.Какие фамилии считаются самыми древними? | 4.Связанные с особенностями внешности (Рыжов, Белов и др.) |
5.Какие качества животного приобретал ребенок, названный Волком? | 5.Сила, выносливость |
6.Что означают имена Рудольф и Рудольф? | 6. Красный волк, благородный волк |
7. К чему призывает читателя автор текса? | 7.Задуматься о происхождении своей фамилии, заглянуть в словарь |
8.Каким предложением по цели высказывания начинается текст? Каким предложением по цели высказывания заканчивается текст? | 8.Вопросительным Побудительным |
3. Перескажите текст, опираясь на записи в таблице
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"
Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 7, 8, 9, 10, 11 классах с русским языком обучения.
Тематическо планирование уроков русского языка и литературы в 7.8,9.10, 11 классах могут понадобиться тем, кто уделяет большое внимание подготовке обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому язык...
Проблемное обучение на уроках русского языка через выполнение нестандартных заданий
Данные упражнения направлены на развитие познавательных способностей учащихся...
За словом в карман. Аудирование 5 класс. русский язык
Авторы - Абросимова С.Н., Суздальцева И.А., учителя русского языка и литературы лицея №2 г. Волгограда. Материал входит в коллекцию текстов для работы по обучению аудированию в 5 классе по теме "Лекси...
Интеллектуальное развитие школьников среднего звена на уроках русского языка в традиционной системе обучения
В татье рассказывается об интеллектуальном развитии детей на уроках русского языка, о проведении регулярных развивающих занятий, включении детей в постоянную поисковую деятельность, что существенно ра...
План урока по английскому языку в 8 классе о теме "Обучение аудированию в формате ОГЭ"
Задание по аудированию в формате ОГЭ вызывает определенные сложности у учащихся 8 класса. На данном уроке была продемонстрирована серия упражнений, помогающая учащимся преодолеть трудности этого задан...
План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.
План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.Цели: проследить историю развития системы подчи...