5 класс. Русский язык. Обучение аудированию. Система заданий.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Материал предназначен для уроков русского языка в 5 классе по теме "Лексика. Происхождение слов". Содержит текст и систему заданий, направленных на формирование универсального учебного действия аудирование. Материал разработан в соавторстве с коллегой, учителем русского языка и литературы МОУ лицея № 2 г. Волгограда Абросимовой С.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл audirovanie_5_klass.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: Суздальцева Ирина Алексеевна, Абросимова Светлана Николаевна, учителя русского языка и литературы МОУ лицея № 2 г. Волгограда.

Обучение аудированию. Русский язык 5 класс.

Тема. Лексика. Происхождение слов.

Текст

Что в имени тебе моем...

Откуда есть пошли русские фамилии? Понятно, что многие фамилии происходят от имен: Иванов, Петров, Сидоров и другие. Понятны и фамилии, связанные с названиями профессий: Гончаров, Кузнецов, Бондарев. Услышал такую фамилию, знай, что кто-то из предков этого человека месил глину, ковал сталь или бочки делал.

Сложнее обстоят дела с фамилиями Перваков или Первушин, Третьяков или что-нибудь подобное. А на самом деле все просто: родился в семье первым или третьим - получай фамилию в соответствии с очередностью.

Самыми древними считаются фамилии, непосредственно связанные когда-то с особенностями человеческой внешности: Рыжов, Белов, Краснов, Чернов. Подходит фамилия к внешности, значит, предки передали тебе из глубины веков ну, например, рыжие волосы.

Интересна судьба дворянских фамилий. Своим незаконнорожденным детям, не имевшим дворянских прав, родовитые отцы давали усеченные фамилии, можно было по ним и опознать «бастарда». Так, например, усеклась известная дворянская фамилия Трубецкой, незаконный сын князя получил фамилию Бецкой.

Удивительна судьба фамилий, связанных с названиями животных. Откуда появились у нас Волковы, Барановы, Зайцевы и Медведевы? Нет сомнений, что имена Волк, Баран, Заяц, Медведь были когда-то старинными человеческими именами. Так, например, имя Волк давали младшему сыну в семье, где дети умирали от болезней еще в младенческом возрасте. Тем самым родители хотели, чтобы ребенок приобрел силу волка, его выносливость и избежал печальной участи своих братьев. В языке сохранилось имя Вольф (Волк) и его производные: Рудольф (Красный волк), Адольф (благородный волк).

Задумайся о происхождении своей фамилии, посмотри в словаре - и найдешь много интересного о себе и своих предках.

1.Задания после первого прослушивания текста

1)Определите тему текста (происхождение русских фамилий)

2)Озаглавьте текст (история русских фамилий)

3)Определите тип  текст (повествование)

4)Выясните значение непонятного слова (бастард – незаконнорожденный сын)

2.Задания после второго прослушивания текста

1.Запишите в таблицу ответы на вопросы (у каждого ученика распечатанная таблица с вопросами)

Вопросы

Ответы

1.Как образовались многие фамилии?

1.От имен

2.Чем занимались предки людей, носящих фамилии Гончаров и Бондарев?

2.Месили глину, делали бочки

3.Какую фамилию мог получить третий ребенок в семье?

3.Третьяков

4.Какие фамилии считаются самыми древними?

4.Связанные с особенностями внешности (Рыжов, Белов и др.)

5.Какие качества животного приобретал ребенок, названный Волком?

5.Сила, выносливость

6.Что означают имена Рудольф и Рудольф?

6. Красный волк, благородный волк

7. К чему призывает читателя автор текса?

7.Задуматься о происхождении своей фамилии, заглянуть в словарь

8.Каким предложением по цели высказывания начинается текст?

Каким предложением по цели высказывания заканчивается  текст?

8.Вопросительным

Побудительным

3. Перескажите текст, опираясь на записи в таблице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"

Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...

Тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 7, 8, 9, 10, 11 классах с русским языком обучения.

Тематическо планирование уроков русского языка и литературы в 7.8,9.10, 11 классах могут понадобиться тем, кто уделяет большое внимание подготовке обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому язык...

Проблемное обучение на уроках русского языка через выполнение нестандартных заданий

Данные упражнения направлены на развитие познавательных способностей учащихся...

За словом в карман. Аудирование 5 класс. русский язык

Авторы - Абросимова С.Н., Суздальцева И.А., учителя русского языка и литературы лицея №2 г. Волгограда. Материал входит в коллекцию текстов для работы по обучению аудированию в 5 классе по теме "Лекси...

Интеллектуальное развитие школьников среднего звена на уроках русского языка в традиционной системе обучения

В татье рассказывается об интеллектуальном развитии детей на уроках русского языка, о проведении регулярных развивающих занятий, включении детей в постоянную поисковую деятельность, что существенно ра...

План урока по английскому языку в 8 классе о теме "Обучение аудированию в формате ОГЭ"

Задание по аудированию в формате ОГЭ вызывает определенные сложности у учащихся 8 класса. На данном уроке была продемонстрирована серия упражнений, помогающая учащимся преодолеть трудности этого задан...

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.Цели:  проследить историю развития системы подчи...