За словом в карман. Аудирование 5 класс. русский язык
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Авторы - Абросимова С.Н., Суздальцева И.А., учителя русского языка и литературы лицея №2 г. Волгограда. Материал входит в коллекцию текстов для работы по обучению аудированию в 5 классе по теме "Лексика. Устраевшие слова". Система заданий предусматривает работу с текстом до прослушивания, после первого второго прослушивания. Материал разработан в соответствии с современными требованиями к формированию рецептивных УУД. Может быть использован при обучении изложению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
audirovanie_5_klass_za_slovom_v_karman.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Суздальцева Ирина Алексеевна, Абросимова Светлана Николаевна, учителя русского языка и литературы МОУ лицея № 2 г. Волгограда.
Обучение аудированию. Русский язык 5 класс.
Тема. Лексика. Устаревшие слова
Текст
За словом в карман.
Приходилось ли вам когда-нибудь слышать такую фразу: «Поменяйте мне одного Петрушу на четыре Катеньки, а остальное дайте мелочью»? О чем это? Сегодня вы такую фразу вряд ли услышите, а вот в дореволюционной России очень даже запросто. А речь здесь идет про деньги. На старинных ассигнациях изображали портреты российских императоров, отсюда и пошли такие интересные названия. Дорогую пятисотрублевую ассигнацию украшал портрет Петра Великого, а на сотенной купюре была изображена Екатерина Вторая. Менялись времена, менялось государство. Нет императоров - нет денег с их портретами, а значит и слова «Петруша» и «Катенька», обозначающие купюры определенного достоинства, уходят в пассивный языковой запас. Они хранятся в памяти языка подобно тому, как обветшалые ассигнации хранятся в собрании коллекционера- нумизмата.
А могут ли слова возвращаться из пассивного запаса? Почему бы и нет. Еще несколько лет назад у доброй половины наших сограждан для обычного похода по магазинам в кармане лежал «лимон»- миллион рублей; все мы еще помним, как внимательно считали на ценниках нули. Да только не помним, что слово «лимон» для обозначения такой суммы денег придумали не в девяностые годы двадцатого века, а гораздо раньше. В первые годы советской власти, трудные, голодные, денег у людей было много, да вот только они ничего не стоили. Именно тогда и стал миллион называться «лимоном», а купить на него можно было совсем немного, а если беспризорники вытащат из кармана «лимон», то тоже не озолотятся. Исчезли миллионы - исчезло и слово. Появились деньги-фантики вновь - и слово, меткое, точное, острое, люди извлекли из языковой памяти.
1.Задание до первого прослушивания текста
- Предположите содержание текста по его заголовку «За словом в карман»
2.Первое прослушивание текста
3. Беседа по вопросам:
-О чем текст? (о названии денежных знаков)
-Совпало ли ваше первоначальное предположение о содержании текста по его заголовку?
3.Задания после второго прослушивания текста
1.Запишите в таблицу ответы на вопросы (у каждого ученика распечатанная таблица с вопросами)
Вопросы | Ответы |
1.Верно ли, что в первом предложении текста есть прямая речь? Каким является это предложение по цели высказывания? | 1.Да. Вопросительное |
2.Как раньше называли любые бумажные деньги, купюры? | 2.Ассигнации |
3.Какой синоним слов «царь», «правитель» встречается в тексте? | 3.Император |
4.Как называют коллекционера денежных знаков ? | 4.Нумизмат |
5.Деньги какого достоинства называли «Петрушей» и «Катенькой»? | 5.500 и 100 рублей |
6.Когда в языке появилось слово «лимон»? | 6. В первые годы советской власти |
7.Какое слово, обозначающее деньги малого достоинства, использовань в последнем предложении? | 7.Фантики |
4. Перескажите текст, опираясь на записи в таблице
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)
Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также оформляется выст...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...
"Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение" конспект урока русского языка в 8 классе
Тема урока: «Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение».Цель урока: Закрепить знания учащихся по понятиям «простое предложение», «порядок слов в предложении», «логическое ударение»....
5 класс. Русский язык. Обучение аудированию. Система заданий.
Материал предназначен для уроков русского языка в 5 классе по теме "Лексика. Происхождение слов". Содержит текст и систему заданий, направленных на формирование универсального учебного действия аудиро...
Слова книжные и разговорные. Урок русского языка. 5 класс.
Тип урока: объяснение нового материала. Цели урока: организация работы в классе для открытия и закрепления нового материала; выработка умения определять и отличать слова друг от друга; принимать решен...
Программа кружка «Русское слово» «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение по...
История русского литературного языка. Материалы по теме: «История слов с корнем –бел- в русском языке»
ОглавлениеВведениеГлава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического исследованияГлава 2. Лексико - тематическая групп...