"Капитанская дочка" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Петрушина Марина Валентиновна

Цели: углубить понимание идейно-художественного

  богатства романа, учить разгадывать замысел автора,

  хорошо ориентироваться в тексте.

 

       Задачи: разгадать некоторые  загадки « Капитанской

  дочки», загадки человеческой жизни, истории, над                                    которыми размышлял Пушкин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapitanskaya_dochka_8_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по литературе в 8 «Б» классе.

Учитель:Петрушина М.В.

 Тема:   Литературная игра по повести

        А.С. Пушкина « Капитанская

        дочка».

Цели: углубить понимание идейно-художественного

  богатства романа, учить разгадывать замысел автора,

  хорошо ориентироваться в тексте.

       Задачи: разгадать некоторые  загадки « Капитанской

  дочки», загадки человеческой жизни, истории, над                                    которыми размышлял Пушкин.

       Предварительная подготовка: Класс делится на

  команды.

       Эпиграф:

    « В « Капитанской дочке» всё не только самая правда, но

  ещё как бы лучше её». ( Н.В.Гоголь).

Ход урока

  1. Слово учителя

В этом году мы вновь обратились к творчеству

Александра Сергеевича Пушкина – познакомились с

его повестью « Капитанская дочка», последним

крупным произведением писателя, которому сам

Пушкин придавал большое значение.

          И мы с особым вниманием вглядываемся в

последние стихи, письма, ища в них сокровенный

смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка»-

    удивительное произведение.

     - Кому книга показалась сложной? Простой? И всё ли так

  просто в романе, как кажется на первый взгляд?

     Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской

 дочки»,загадки человеческой жизни, истории, над которыми

размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

  1. Блицопрос.

Давайте вспомним страницы романа.

1.Имя отца Гринёва? (Андрей Петрович.)

2.Служил при графе…(Минихе.)

3.Сыну был пожалован в дядьки…(стремянный Савельич.)

4.Выучился Петруша грамоте…(на двенадцатом году).

5….и мог очень здраво судить о…(свойствах борзого кобеля).

6.Был нанят француз…(мосье Бопре.)

7….который в отечестве своем был…(парикмахером).

8….в Пруссии…(солдатом).

9….а потом приехал в Россию, чтобы…(стать учителем,

   не очень понимая значения этого слова).

10.Батюшка вошёл на урок…(географии).

11.В это время Гринёв…(прилаживал мочальный хвост к

     Мысу Доброй Надежды).

12.А Бопре…(спал на кровати сном невинности).

13.Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему

     научится он, служа в Петербурге?...»   ( Мотать  да

     повесничать? Нет, пускай послужит он в армии…

     да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)

14.Шаматон – это…(бездельник, шалопай).

15.Капитан Миронов и его жена были люди самые…

     (почтенные).

16.Иван Кузмич вышел в офицеры из…(солдатских детей).

17.Он был необразованный и простой, но самый…(честный

     и добрый человек).

18.В Марье Ивановне «я нашёл…»  (благоразумную и  

     чувствительную девушку).

19.Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша

     Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков

      подари ей…» (пару серёг).

20.Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты

      об ней такого мнения?» (Знаю по опыту её нрав и обычай)

21.Как ответил Гринёв?( «Ты лжёшь, мерзавец, ты лжёшь

     самым бесстыдным образом!»).

22. « Я должен сказать несколько слов о положении, в

     котором находилась Оренбургская губерния в конце

     ……года».(1773 г.)

23.Генерал Р. Писал: «Извещаю вас, что убежавший

     из-под караула донской казак…( Емельян Пугачёв).

24….учинил непростительную дерзость.(Принятием на себя

      имени покойного императора Петра ///.)

25.Кто « сидел под образами в красном кафтане, в высокой

     шапке  и важно подбочась»?(Пугачёв).

26. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой

      и голубой лентой через плечо».(Капрал  Белобородов.)

27. « Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими

      глазами…нос без ноздрей».(Афанасий Соколов – Хлопуша).

28. « Схвачен был башкирец с возмутительными

      листами. Я взглянул на него и содрогнулся…

      Ему казалось лет семьдесят. У него не было…» (ни носа,

        ни ушей).

  1. Задание для аргументированного ответа

Можно ли назвать «Капитанскую дочку»…

Первой команде: …бытовым романом?

Второй команде: … историческим романом?

Вывод: О жанре произведения можно спорить; но мы

 видим в нем и то, и другое, как в жизни. Пушкин

 помогает увидеть эту жизнь во всей её полноте, понять,

что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение

истории.

    4.Отгадайте, кто этот человек

-«Трусиха…До сих пор не может слышать выстрела из          ружья, так и затрепещется».(Маша).

- Загадочным ли вам кажется её характер?(Нет. Вначале мы верим Швабрину, который представил капитанскую дочку «совершенною

дурочкою». Но Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть

характер удивительный).

- Кто первым найдёт, как Маша отвечает на слова Гринёва:

« Я готов на всё, кинемся в ноги к твоим родителям, они нас

Благославят, мы обвенчаемся»?(Нет, Пётр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благославения не будет тебе счастия».)

- Кто точнее назовёт черту характера Маши, которая проявилась в этой ситуации?(Чувство долга, самоотверженность.)

- Но вот она в заточении у Швабрина. Что отвечает она освободившему её Пугачёву на слова: «Скажи, голубушка,

За что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?»?(Он мне не муж. Я лучше решилась умереть и умру,

если меня не избавят».)

-Какие черты характера здесь проявляются?(Твердость, решительность.)

-Чем характер Маши интересен Пушкину?( Она прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простотой героини- любящей, стойкой в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим её людям, спасают их.)

- Екатерина //, Пётр///…и Маша Миронова. Государственные

Лица и человек. Что важнее для Пушкина? (Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, настолько оно- Человек.)

   5.Итак, человек, даже самый скромный, иногда загадка.

   И Пушкин даёт подсказку- эпиграф. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, то есть большая часть, заимствованы из народного творчества.

  Задание. Разгадайте эпиграф.

 Первой команде- к 7 главе «Приступ»:

                                Голова моя, головушка,

                               Голова послуживая!..

(Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета,

богатства у начальников, ни сострадания у казаков.

Это сострадание – Пушкина – звучит в эпиграфе, народной песне. Учит

видеть человека за должностью и мундиром.)

 Второй команде- к 12 главе «Сирота»:

                               Как у нашей у яблоньки

                               Ни верхушки нет, ни отросточек…

(Свадебная народная песня о сироте соотносится с судьбой Маши.)

    6. Конкурс капитанов.

1.Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

         а) Пугачев;                                          1) оренбургские генералы;

          б) Швабрин;                                        2) Екатерина //;

          в) «енералы»Пугачёва;                     3) Гринёв;

2.Соотнесите элементы композиции и элементы развития

любовного сюжета.

  а) экспозиция        1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца;

  б) завязка               2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше;

  в) кульминация    3) детство Петруши в родовом имении;

  г) развязка            4)знакомство Гринёва с главной героиней повести

        

7. Личности, казалось бы, совершенно разного масштаба, равно интересны Пушкину

   Задание. Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»:

Екатерина//  или  Пугачёв?

    а) Инсценирование эпизода «Освобождение Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой»: «Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате…Дай вам Бог любовь да

совет!»

   б) Инсценирование эпизода «Встреча Маши Мироновой с Екатериной//»: «Вдруг белая собачка английской породы залаяла…

Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».

 

 - Какая мысль романа кажется вам самой важной и почему.

   Дайте аргументированный ответ.

( О великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни.

О возможности понять каждого человека: башкирца семидесяти лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, ибо жизнь научила его ненавидеть;

Капитана Миронова, честно и храбро служившего императрице, не выслужившего ни славы,  ни богатства; Пугачёва в котором Пушкин помогает увидеть не «исчадие зла», «бешеного пса», «изверга естества», по характеристике историка Броневского, а человека, верного дружбе, благодарного, великодушного.)

    8. Подведение итогов.

     Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост – как наша

жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

     Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характера героев: Маши

Мироновой, Пугачёва; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.

      Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Презентация "Капитанская дочка". А.С. Пушкин. 8 класс

Это 1и 2 части материала, посвященного произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Данные иллюстрации комментируют основные направления рассматриваемые учителем в данном произведении. Это "Воспитан...

Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

На уроке по изучению повести А.С. Пушкина представлено использование различных электронных образовательных ресурсов....

Вопросы к зачету по билетам 8 класс, темы А.С.Пушкин "Капитанская дочка", "Метель", "Станционный смотритель"; Н.В.Гоголь "Ревизор", "Шинель"

Билеты для зачета по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, 8 класс, учебник под ред. В.Г.Маранцмана. Отдельные вопросы повторяются, их можно использовать для проверочных по каждому из произведений от...

Урок-практикум в 8 классе по теме "Емельян Пугачёв.Злодей или благодетель?" (А.С.Пушкин "Капитанская дочка")

Урок стороится на групповой работе по построению слайдов к общей итоговой работе- презентации по теме "Емельян Пугачев.Злодей или благодетель?"...

Урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".8 класс

Презентация к заключительному уроку по изучению повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина. Можно использовать как материал для теста или как материал для беседы - обобщения....

"В гости к капитанской дочке"(игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения...