"Капитанская дочка" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Цели: углубить понимание идейно-художественного
богатства романа, учить разгадывать замысел автора,
хорошо ориентироваться в тексте.
Задачи: разгадать некоторые загадки « Капитанской
дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapitanskaya_dochka_8_klass.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по литературе в 8 «Б» классе.
Учитель:Петрушина М.В.
Тема: Литературная игра по повести
А.С. Пушкина « Капитанская
дочка».
Цели: углубить понимание идейно-художественного
богатства романа, учить разгадывать замысел автора,
хорошо ориентироваться в тексте.
Задачи: разгадать некоторые загадки « Капитанской
дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин.
Предварительная подготовка: Класс делится на
команды.
Эпиграф:
« В « Капитанской дочке» всё не только самая правда, но
ещё как бы лучше её». ( Н.В.Гоголь).
Ход урока
- Слово учителя
В этом году мы вновь обратились к творчеству
Александра Сергеевича Пушкина – познакомились с
его повестью « Капитанская дочка», последним
крупным произведением писателя, которому сам
Пушкин придавал большое значение.
И мы с особым вниманием вглядываемся в
последние стихи, письма, ища в них сокровенный
смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка»-
удивительное произведение.
- Кому книга показалась сложной? Простой? И всё ли так
просто в романе, как кажется на первый взгляд?
Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской
дочки»,загадки человеческой жизни, истории, над которыми
размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
- Блицопрос.
Давайте вспомним страницы романа.
1.Имя отца Гринёва? (Андрей Петрович.)
2.Служил при графе…(Минихе.)
3.Сыну был пожалован в дядьки…(стремянный Савельич.)
4.Выучился Петруша грамоте…(на двенадцатом году).
5….и мог очень здраво судить о…(свойствах борзого кобеля).
6.Был нанят француз…(мосье Бопре.)
7….который в отечестве своем был…(парикмахером).
8….в Пруссии…(солдатом).
9….а потом приехал в Россию, чтобы…(стать учителем,
не очень понимая значения этого слова).
10.Батюшка вошёл на урок…(географии).
11.В это время Гринёв…(прилаживал мочальный хвост к
Мысу Доброй Надежды).
12.А Бопре…(спал на кровати сном невинности).
13.Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему
научится он, служа в Петербурге?...» ( Мотать да
повесничать? Нет, пускай послужит он в армии…
да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)
14.Шаматон – это…(бездельник, шалопай).
15.Капитан Миронов и его жена были люди самые…
(почтенные).
16.Иван Кузмич вышел в офицеры из…(солдатских детей).
17.Он был необразованный и простой, но самый…(честный
и добрый человек).
18.В Марье Ивановне «я нашёл…» (благоразумную и
чувствительную девушку).
19.Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша
Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков
подари ей…» (пару серёг).
20.Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты
об ней такого мнения?» (Знаю по опыту её нрав и обычай)
21.Как ответил Гринёв?( «Ты лжёшь, мерзавец, ты лжёшь
самым бесстыдным образом!»).
22. « Я должен сказать несколько слов о положении, в
котором находилась Оренбургская губерния в конце
……года».(1773 г.)
23.Генерал Р. Писал: «Извещаю вас, что убежавший
из-под караула донской казак…( Емельян Пугачёв).
24….учинил непростительную дерзость.(Принятием на себя
имени покойного императора Петра ///.)
25.Кто « сидел под образами в красном кафтане, в высокой
шапке и важно подбочась»?(Пугачёв).
26. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой
и голубой лентой через плечо».(Капрал Белобородов.)
27. « Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими
глазами…нос без ноздрей».(Афанасий Соколов – Хлопуша).
28. « Схвачен был башкирец с возмутительными
листами. Я взглянул на него и содрогнулся…
Ему казалось лет семьдесят. У него не было…» (ни носа,
ни ушей).
- Задание для аргументированного ответа
Можно ли назвать «Капитанскую дочку»…
Первой команде: …бытовым романом?
Второй команде: … историческим романом?
Вывод: О жанре произведения можно спорить; но мы
видим в нем и то, и другое, как в жизни. Пушкин
помогает увидеть эту жизнь во всей её полноте, понять,
что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение
истории.
4.Отгадайте, кто этот человек
-«Трусиха…До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется».(Маша).
- Загадочным ли вам кажется её характер?(Нет. Вначале мы верим Швабрину, который представил капитанскую дочку «совершенною
дурочкою». Но Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть
характер удивительный).
- Кто первым найдёт, как Маша отвечает на слова Гринёва:
« Я готов на всё, кинемся в ноги к твоим родителям, они нас
Благославят, мы обвенчаемся»?(Нет, Пётр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благославения не будет тебе счастия».)
- Кто точнее назовёт черту характера Маши, которая проявилась в этой ситуации?(Чувство долга, самоотверженность.)
- Но вот она в заточении у Швабрина. Что отвечает она освободившему её Пугачёву на слова: «Скажи, голубушка,
За что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?»?(Он мне не муж. Я лучше решилась умереть и умру,
если меня не избавят».)
-Какие черты характера здесь проявляются?(Твердость, решительность.)
-Чем характер Маши интересен Пушкину?( Она прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простотой героини- любящей, стойкой в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим её людям, спасают их.)
- Екатерина //, Пётр///…и Маша Миронова. Государственные
Лица и человек. Что важнее для Пушкина? (Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, настолько оно- Человек.)
5.Итак, человек, даже самый скромный, иногда загадка.
И Пушкин даёт подсказку- эпиграф. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, то есть большая часть, заимствованы из народного творчества.
Задание. Разгадайте эпиграф.
Первой команде- к 7 главе «Приступ»:
Голова моя, головушка,
Голова послуживая!..
(Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета,
богатства у начальников, ни сострадания у казаков.
Это сострадание – Пушкина – звучит в эпиграфе, народной песне. Учит
видеть человека за должностью и мундиром.)
Второй команде- к 12 главе «Сирота»:
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек…
(Свадебная народная песня о сироте соотносится с судьбой Маши.)
6. Конкурс капитанов.
1.Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
а) Пугачев; 1) оренбургские генералы;
б) Швабрин; 2) Екатерина //;
в) «енералы»Пугачёва; 3) Гринёв;
2.Соотнесите элементы композиции и элементы развития
любовного сюжета.
а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца;
б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше;
в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении;
г) развязка 4)знакомство Гринёва с главной героиней повести
7. Личности, казалось бы, совершенно разного масштаба, равно интересны Пушкину
Задание. Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»:
Екатерина// или Пугачёв?
а) Инсценирование эпизода «Освобождение Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой»: «Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате…Дай вам Бог любовь да
совет!»
б) Инсценирование эпизода «Встреча Маши Мироновой с Екатериной//»: «Вдруг белая собачка английской породы залаяла…
Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».
- Какая мысль романа кажется вам самой важной и почему.
Дайте аргументированный ответ.
( О великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни.
О возможности понять каждого человека: башкирца семидесяти лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, ибо жизнь научила его ненавидеть;
Капитана Миронова, честно и храбро служившего императрице, не выслужившего ни славы, ни богатства; Пугачёва в котором Пушкин помогает увидеть не «исчадие зла», «бешеного пса», «изверга естества», по характеристике историка Броневского, а человека, верного дружбе, благодарного, великодушного.)
8. Подведение итогов.
Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост – как наша
жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.
Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характера героев: Маши
Мироновой, Пугачёва; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.
Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. Презентация "Капитанская дочка". А.С. Пушкин. 8 класс
Это 1и 2 части материала, посвященного произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Данные иллюстрации комментируют основные направления рассматриваемые учителем в данном произведении. Это "Воспитан...
История создания повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Детство и первые самостоятельные шаги Петра Гринёва. Урок литературы в 8 классе
Разработка первого урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
На уроке по изучению повести А.С. Пушкина представлено использование различных электронных образовательных ресурсов....
Вопросы к зачету по билетам 8 класс, темы А.С.Пушкин "Капитанская дочка", "Метель", "Станционный смотритель"; Н.В.Гоголь "Ревизор", "Шинель"
Билеты для зачета по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, 8 класс, учебник под ред. В.Г.Маранцмана. Отдельные вопросы повторяются, их можно использовать для проверочных по каждому из произведений от...
Урок-практикум в 8 классе по теме "Емельян Пугачёв.Злодей или благодетель?" (А.С.Пушкин "Капитанская дочка")
Урок стороится на групповой работе по построению слайдов к общей итоговой работе- презентации по теме "Емельян Пугачев.Злодей или благодетель?"...
Урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".8 класс
Презентация к заключительному уроку по изучению повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина. Можно использовать как материал для теста или как материал для беседы - обобщения....
"В гости к капитанской дочке"(игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения...