Виды словарей
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Мыльникова Марина Владимировна
Конспект урока 7 класс по программе Ладыженской Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Тема. Виды словарей

Цели. 1. Расширить знания учащихся о лингвистических словарях (назначение, структура словарей, их роль в жизни человека).

            2. Формировать умения пользоваться словарями, решая разные языковые задания.

            3. Сформировать представление о проектной деятельности на уроках русского языка.

  Оборудование: словари («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, толковый словарь С.И.Ожегова, фразеологический, словообразовательный, этимологический, словарь синонимов, орфографический; карточки с заданиями).

                                   Ход урока

                                            Эпиграф к уроку:

                                            Словарь – вся вселенная в алфавитном порядке.

                                                                                                       А.Франс

                                             Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько  

                                             в умении найти нужные сведения в книге.

                                                                                                       В.Я.Брюсов

1. Орг. момент

 2. Введение в тему

1)Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С.Маршака «Словарь»

2) Слово учителя

Каждый день жизни дает нам знание. А как мы их приобретаем?

Особое внимание следует уделить словарям. Недаром словарь считают книгой книг и говорят, что «словарь – вся вселенная в алфавитном порядке».

Итак, тема урока – «Виды словарей».

А как бы вы объяснили значение слова «словарь»?

Словари делятся на энциклопедические и лингвистические. В чем заключается разница между этими словарями?

Сегодня мы будем работать с лингвистическими словарями.

3. Постановка целей урока

Вы должны были поработать в группах и подготовить презентацию лингвистических словарей.

Как вы объясните значение слова «презентация»? (общественное представление чего-либо)

Вам была предложена следующая проблемная ситуация:

Переиздается учебник русского языка за 7 класс. В него решили включить параграф «Виды словарей». Какие бы вы могли предложить задания, чтобы помочь ребятам научиться пользоваться лингвистическими словарями. Это задание можно считать проектной работой. Ведь проект – это замысел, план.

Определим цели нашей работы и предполагаемые результаты.

4. Формирование умений и навыков (презентация словарей)

1) Работа в группах (Учащиеся подготовили презентацию словарей и творческие задания.)

1 группа -  «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля

 Именно В.И Даль первый употребил слово «толковый». В его словаре содержится более 200000 слов, из которых около 80000 было собрано самим автором, и 30000 пословиц, поговорок, загадок для пояснения смысла приводимых слов. Над этим памятником русского языка автор трудился 53 года.

Чтение словарных статей

2 группа подготовила презентацию Толкового словаря С.И.Ожегова и творческие задания (лексический диктант)

3 группа  познакомит со Словарем иностранных слов. Задание: подобрать синонимы к иноязычным словам.

4 группа - Словообразовательный словарь. Задание: словообразовательный разбор.

5 группа - Этимологический словарь.

2) Создать текст-рассуждение на тему «Роль лингвистических словарей в жизни человека»

6. Чтение сочинений

7. Итог урока

Каким лингвистическим словарем вы воспользуетесь, если вам нужно:

  1. уточнить, как пишется слово;
  2. узнать историю происхождения слова;
  3. узнать, многозначным или однозначным является слово;
  4.  подобрать примеры синонимических рядов.

Ключевые слова урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Некоторые нетрадиционные виды работы со словами из словаря "

В этой статье представлены виды работы по запоминанию слов из словаря: это шифровка, дешифровка различными символами....

Диагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида.

Недостатки речи сопутствующие основному дефекту у детей с нарушением интеллекта привлекли к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного разв...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

«Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и явлениях окружающей действительности» (коррекционная школа VIII вида)

Представление педагогического опыта.Тема по самообразованию:«Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и...

Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...

Консультация для родителей на тему "Тематический словарь к теме "Зимние виды спорта(Олимпиада-2014)"

Консультация проведена в рамках проекта "Малые олимийские игры.Сочи-2014г."...

Словари.Виды словарей.

Разработка урока по видам словарей для курса дополнительных занятий по русскому языку....