Памятка по работе над ошибками
материал по русскому языку по теме

Гончарова Алена Витальевна

Ппмятка состоит из 56 орфограмм. Её можно использовать для 5-9 классов, но и может подойти обучающимся начального звена. Памятка составлена в ввиде книжки, она распечатывается каждому ученику или одна на парту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Памятка по работе над ошибками78.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Работа над ошибками                                                          8. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

                                                                                                                 Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2

1.Проверяемая безударная гласная в корне слова                                          слова с этой орфограммой.

(а, о, е, и, я).                                                                                                          Например: дочка, речка, носочки.  

   Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне                                             9. Раздельное написание предлогов с другими словами.

подчеркни  безударную гласную. Обозначь орфограмму.                                                   Выпиши слово вместе с предлогом. Обозначь орфограмму.                                                     

 Подбери проверочное слово и запиши рядом. Приведи  и                                                     Например: над землёй, к берегу.

  запиши два своих примера.                                                                                                   Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с

  Например: сады - сад, волна – волны, червивый - червь                                                                       предлогом. У глаголов нет предлогов.

2.Непроверяемая безударная гласная в корне слова.                                      Например: надписать, списать.

   Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне                                             10. Употребление Ь на конце существительных после

подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Запиши                                       шипящих.

три раза. Запомни, как пишется. Запиши два однокоренных слова.                                    Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Запиши своё слово.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.                                                          Например:  рожь (3 скл.), дочь (3 скл.) 

3.Проверяемые согласные в корне слова.                                                         11. Гласные и согласные в            , кроме            на  з (с).

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь                                      Выпиши слово. Выдели в нём  приставку. Запиши ещё 2 слова с  

согласную. Обозначь орфограмму. Приведи свой пример, запиши.                                    этой же приставкой.                                         

Например: мороз – морозы, ягодка – ягода.                                                                            Например: полетели, побежали, потянули.

Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся                                                           отнёс, отбежал, отлетел.

так  же, как и  перед гласными.                                                                                                 12. Буквы З и С на конце приставок.

 4. Непроверяемые согласные в корне слова.                                                   Выпиши слово. Выдели в нём приставку. Обозначь орфограмму.

Выпиши слово. Выдели корень. В корне подчеркни непроверя-                                         подбери 2 своих слова.

емую согласную. Обозначь орфограмму. Запиши три раза.                                                  Например: разбудить, разнести, возвести.

Запомни,  как  оно   пишется.                                                                                                                       Расписание, исписать, раскидать.

Например: футбол, футбол, футбол;                                                                                        13. Буквы О – А в корне -лаг- - -лож-.

 5. Буквы И, У, А   после шипящих.                                                                 Выпиши слово. Обозначь корень. Поставь ударение. Обозначь ор-

 Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Придумай и                                        фограмму. Запиши свои 2 слова.

запиши   ещё 3  слова на эту орфограмму.                                                                             Например: предполагать, предлагать, слагать.

Например: жизнь, ежи, ужи; чудо, чукча, чум;                                                                                         предположение, заложить, сложить.

 6. Разделительные Ъ и Ь.                                                                                14. Буквы О-А в корне -раст- - -рос-.

Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё                                        Выпиши слово. Поставь ударение. Обозначь корень. Запиши свои

2 слова.                                                                                                                                      2 слова.

Например: Объяснение, съезд, объявление; Вьюга, листья, соловьи.                                Например: вырасти, зарасти, перерасти (пред ст).

 7. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.                                                Выросла, заросла, переросла (не перед ст, щ).

 Выпиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним.                                                       Росток и производные от него слова – исключения.

Запиши   ещё  три слова с этой орфограммой.

Например: ель, тень, пень, коньки.

15. Буквы О и А в корне -кос- - -кас-.                                                               Например: поётся в песне (1 скл., П.п.)

Выпиши слово. Поставь ударение. Обозначь корень. Запиши                                                               читать о революции (П.п., на –ия).

свои 2 слова.                                                                                                                              22. Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях  .

Например: касаться, прикасаться, соприкасаться.                                                                          существительных и прилагательных.

                   Коснуться, прикоснуться (нет а ).                                                                         Выписать слово правильно. Выделить окончание. Поставить ударе-

16. Буквы О и А в корне -гор- - -гар-.                                                                ние. Обозначить орфограмму. Записать свои 2 слова.

Выпиши слово. Поставь ударение. Обозначь корень. Запиши                                             Например: врачом, калачом, ключом;   свинцом.

свои 2 слова.                                                                                                                                                  товарищем;                            полотенцем.

Например: подгореть, загореть, пригореть.    Загар                                                                                   большого                              хорошего                                                                

17. Буквы О-Ё после шипящих в корне слова.                                                 23. Безударные гласные в окончаниях имён прилагат.

Выпиши слово. Выдели корень. Обозначь орфограмму.                                                       Выписать прилагательное с существительным. Поставить ударение.                                                

Запиши свои 2 слова.                                                                                                                От существительного задать вопрос, определить род, падеж,  выде-

Например: жёрдочка, шёпот, чёрный.                                                                                     лить   окончание.  

Запомни исключения: шов, капюшон, шорох, трущоба, обжора                                          Например: глубоким озером (озером каким? ср.р., Т.п.)

крыжовник, чопорный, чокаться, шоссе, шофёр, шоколадный,                                            24. Мягкий знак после шипящих в глаголах.

жокей, жонглёр.                                                                                                                           Выпиши слово правильно. Задай вопрос. Обозначь орфограмму.

 18. Буквы И-Ы после Ц.                                                                                      Запиши свои 2 слова.

  Выпиши слово.  Обозначь орфограмму. Запиши свои 2 слова.                                           Например: беречь (что делать?), обжечь, привлечь.

Например: цифра, циркуль, цирк. Но: цыган, цыц, цыплёнок,..                                                                учишься (что делаешь? 2 л., ед.ч.), бежишь, идёшь.

                   Лекция, секция, инъекция (на –ция).                                                                     25. –Тся и –ться в глаголах.

                   С улицы, таблицы, столицы.                                                                                  Выпиши глагол с тем словом, от которого задается к нему вопрос.

                   Сестрицын, куницын, лисицын.                                                                            Обозначь орфограмму.

19. Буквы Ы и И после приставок.                                                                   Например: пошли (что делать?) купаться (неопр.ф.),

Выпиши слово. Обозначь приставку. Подбери проверочное                                                                   он (что делает?) купается (3 л.)

слово. Запиши 2 своих слова.                                                                                                     26. буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения

Например: безынтересный (интересный), подыскать (искать),                                             Выпиши слово. Поставь ударение. Обозначь орфограмму.Определи

                    предыстория (история).                                                                                         спряжение по неопределённой форме.    

Но: сверхинтересный, межинститутский (сверх-, меж-),                                                        Например: борется (бороться) - I спр.

       дезинформация, контроигра (дез-, контр-).                                                                                           Зависит (зависеть) - II спр., искл.

20. Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.                                                          27. Буквы Е и И в корнях  с чередованием.

Выпиши слово. Обозначь приставку. Подчеркни гласную.                                                   Выписать слово обозначить орфограмму. Записать 2 своих слова.

Подпиши значение приставки.                                                                                                  Например: расстилать, застилать, перестилать.

Например: привинтить (присоед.), прескверный (= очень).                                                                      Расстелить, застелить, перестелить (не перед а).

21. Буква Е и И в падежных окончаниях имён                                              28. Не с глаголами.

существительных.                                                                                              Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Запиши свои 2 слова.

  Выписать словосочетание, выделить окончание  у существит.                                           Например: не был, не знал, не мог.

 От главного слова задать к нему вопрос, определить падеж.                                                                   Ненавидеть (искл.).

29. Не с существительными.                                                                             36. Соединительные О и Е в сложных словах.

Выпиши слово. Определи слитное или раздельное                                                                 Выпиши слово. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё

написание у слова. Обозначь орфограмму. Запиши свой пример.                                         одно слово с этой орфограммой.

Например: негодование ( не употребляется без не)                                                                  Например: водовоз, самолёт.

                   неправда (ложь-синоним без не)                                                                            37. Дефис в сложных прилагательных.

                   не правда, а ложь (есть противопост. с союзом а).                                               Выпиши слово. Выдели корни. Объясни написание.  

30. Не с прилагательными.                                                                                               Например: жёлто-синий (цвет), светло-серый;

 Выпиши слово. Определи слитное или раздельное                                                                                     горько-солёный (горький и солёный);

написание у слова. Обозначь орфограмму. Запиши свой пример.                                                             железнодорожный (железная дорога).

Например: неряшливый ( не употребляется без не)                                                                38. Дефис в неопределённых местоимениях.

                   нелживый (правдивый-синоним без не), нелжив (правдив)                                Выпиши слово. Обозначь орфограмму.

                   не правдивый, а лживый (есть противопост. с союзом а).                                   Например: кто-нибудь, кое-кто, кое у кого.

                   нисколько не интересная книга.                                                                             39. Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ

31. Не с причастиями.                                                                                        Выпиши слово. Обозначь суффикс.

Выпиши слово. Определи слитное или раздельное                                                                Например: по имени (на –мя).

написание у слова. Обозначь орфограмму. Запиши свой пример.                                        40. Буквы Щ и Ч в суффиксе –ЧИК (-ЩИК).

Например: ненавидящий (не употребляется без не)                                                                Выпиши слово. Определи слово, от которого образовано существи-

                   несделанный (нет зависимого слова)                                                                     тельное, обозначь суффикс. Запиши своё слово.

                   не сделанный, а только начатый                                                                             Например: смазчик (смазать), разносчик;

                   не сделанный вовремя (есть зависимое слово)                                                                         каменщик (не на д-т, з-с, ж), лакировщик.

                   не сделан ( кр. причастие).                                                                                     41. Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик.

32. Не с деепричастиями.                                                                                  Выпиши слово. Измени слово (поставь в Р.п.).Обозначь орфограмму

Выпиши слово. Определи слитное или раздельное                                                               Например: сыночек – сыночка;

написание у слова. Обозначь орфограмму. Запиши свой пример.                                                         носик – носика.

Например: ненавидя (не употребляется без не)                                                                      42. Гласные О и Е после шипящих в  суффиксах      

                   не видя                                                                                                                      Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели суффикс. Обозначь                              

33. Не в неопределённых местоимениях.                                                       орфограмму. Запиши свой пример.

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели приставку.                                                         Например: снежок, прыжок.

Обозначь орфограмму. Запиши свои 2 слова.                                                                                             горошек, дорожек.

Например: несколько (неопр.).                                                                                                 43. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах

34. Не- и ни- в отрицательных местоимениях.                                           прилагательных.

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели приставку.                                                         Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели суффикс. Обозначь

Обозначь орфограмму. Запиши свои 2 слова.                                                                        орфограмму.

Например: никого.                                                                                                                      Например: ёжовый (ёж)    

35. Слитное или раздельное написание НЕ и НИ                                                           вещевой (вещь).

в отрицательных местоимениях.                                                                   44. Ь в глаголах повелительного наклонения.

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Запиши свои 2 слова.                                            Выпиши слово. Обозначь орфограмму.

 Например: ни у кого. Не с кем.                                                                                                Например: отрежь, отрежьте;    познакомь, познакомьте.

45. Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-)                                               52. Дефис в наречиях.

и –ыва-(-ива-).                                                                                                      Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Запиши свой пример.

Выпиши слово. Поставь глагол в 1 л. обозначь орфогр.                                                       Например: по-осеннему, по-хорошему.

Например: советовать (советую, -ова- не сохран.)                                                                                    по-дружески, по-братски.

                   опаздывать (опаздываю, -ыва- сохран.).                                                                                  по-заячьи, по-рысьи.

46. Суффиксы -К- и -СК- в прилагательных.                                                                  во-первых, во-вторых.

Выпиши слово.                                                                                                                                              в-пятых, в-десятых.

Например:                                                                                                                                                      кое-как, кое-куда.

47. Н и НН в суффиксах прилагательных.                                                                      когда-нибудь, когда-то.

Выпишите слово. От какого существительного оно                                                                                 еле-еле, точь-в-точь, мало-помалу.

образовано? Обозначь суффикс.                                                                                               53. Разбор предложения.

Например: каменный (камень), безветренный, ветреный,                                                    Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части

                   лебединый, песчаный, оловянный (искл.),                                                          речи. Выпиши слова парами с вопросами.

                   даль туманна.                                                                                                          Например: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоск., прост.,

48. Н и НН в суффиксах причастий.                                                                              распр.) Туманы (какие?) седые, плывут (куда?к чему?) к

Выпишите слово. От какого глагола оно образовано?                                                                            облакам.

Обозначь орфограмму.                                                                                                               54. Знаки препинания в сложном предложении.

Например: украшенный (украсить), украшены,                                                                     Выпиши предложение. Подчеркни главные члены.

                   затерянный (затерять).                                                                                            Например: Сильно пахло вечерней свежестью, и на небе всходила

49. Н и НН в наречиях на –о и –е.                                                                                     луна. (ССП)

Выпиши слово. От какого прилагательного оно образовано?                                                                 На этой планете отсутствует вода, поэтому там никогда

Обозначь орфограмму.                                                                                                                                 не идут дожди. (СПП)

Например: мужественно (мужественный), интересно                                                            55. Предложения с однородными членами.

                   (интересный).                                                                                                           Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены.

50. НЕ с наречиями на – о и – е.                                                                        Например: В лесу и на лугу пахло мокрой травой. Мы каждый день

Выпиши слово. Определи слитное или раздельное написание.                                                               сыпали на подоконник для синиц крошки хлеба и крупу.

Обозначь орфограмму. Запиши свой пример.                                                                         56. Обобщающие слова при однородных членах.

Например: нелепо (не употр.), …                                                                                             Выпиши предложение. Подчеркни обобщ.слово и однород.члены.

                   невесело (грустно), неискренне (фальшиво);                                                       Например: В лесу растут грибы: опята, белые, лисички.

                   не хорошо, а плохо (есть противопоставление);                                                  

                   вовсе не интересно (есть слово вовсе);

                   не по-товарищески (не на –о и –е).

51. Буквы О, А на конце наречий. 

Выпиши слово. Объясни орфограмму.

Например: досуха (от сухой – без прист.).

                   досрочно (от досрочный – с прист.),

                  влево (от левый), направо (правый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.

Страшна не сама по себе ошибка, а не проработанная ошибка! Необходимо проработать, по возможности, все свои ошибки. У кого ошибок очень-очень много, проработайте хотя бы 10 основных ошибок. Самое гла...

Памятка работы над ошибками

Памятка работы над ошибками...

Памятка работы над ошибками

Памятка работы над ошибками...

Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка

Материал содержит инструкции для обучающихся школы VIII вида по работе над ошибками...

Памятка для учащихся "Работа над ошибками"

В памятке для учащихся 5 классов сформулированы общие правила выполнения работы над ошибками (орфографическими и пунктуационными). По каждой ормограмме и пунктограмме даются чёткие рекомендации и обра...

Памятка_РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Памятка составлена в помощь учащимся а также их родителям для выполнения работы над ошибками, допущенными в диктантах, проверочных и контрольных работах....

Памятка для работы над ошибками

Алгоритм действия учащихся при работе над ошибками...