Реализация проектной технологии на уроках развития речи (из опыта работы)
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Использование  проектной технологии на уроках развития речи в 6 классе (подготовка к сочинению -описанию).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»

Реализация проектной технологии

на уроках русского языка

(из опыта работы)

                                                                               

                                                                                Кириленкова Наталья Федоровна,

учитель русского языка и литературы

2013 г, Ныда

Реализация проектной технологии на уроках русского языка и литературы

Реформирование подходов к подготовке школьников, наблюдаемое в последнее время, способствует внедрению новых методов обучения, отличных от традиционных приемов, основанных на изложении нового материала и последующем опросе пройденного. В обучении большинству дисциплин все больше используются методы и средства, позволяющие сделать учебный процесс более интересным и естественным для школьников, повысить их мотивацию к учению, приблизить изучаемый материал к повседневной жизни детей. Во многих случаях такого результата можно достичь за счет использования активных методов, при которых ученик перестает быть пассивным слушателем и зрителем, а становится активным участником образовательного процесса. К числу подобных методов можно отнести методику обучения, основанную на активной творческой проектной деятельности школьников.

Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в школьную программу, в том числе  и предметов гуманитарного цикла.  

Хочу поделиться своим опытом использования метода проекта на уроках русского языка и литературы.

На уроках русского языка особенно эффективен  проектный метод при подготовке к сочинениям различных жанров. И строятся такие уроки именно в соответствии с требованиями данной методики.

Покажу это на примере уроков русского языка в 6  классе. Это были уроки по развитию речи, где шла подготовка обучающихся к сочинению-описанию зимней природы под общей темой «Природы зимней чудеса». Подготовка к сочинению -  т.е. работа над проектом -  проходила в несколько этапов. Остановлюсь на каждом этапе подробнее.

1-й этап работы – подготовка к проекту:

Обучающимся предлагается тема сочинения в соответствии с программой  «Описание зимней природы» и ее подтемы, т.е. узкие темы. Например, «Каким я видел снег вчера (сегодня, однажды) утром (днем, вечером)», «Деревья в снегу (в инее)», «Зимняя река» или «Зимнее озеро», «В зимнем лесу (тундре)», «Снегопад», «Зимний вечер (утро, день), каким я увидел его сегодня», «Морозные узоры на моем окне». Ребята выбирают темы для своих сочинений и объединяются в группы (по выбранной теме) и вместе с учителем определяют, что нужно сделать для успешного выполнения творческой работы - нашего проекта. Затем начинается планирование, при котором происходит осознание школьниками мотивов и целей выполнения проекта, формируется представления о личностной значимости и практической важности  проекта. Цель (определяют сами ребята): научиться наблюдать за природой и описывать ее, точнее -  создавать тексты-описания природы. Дальше в беседе определяется, что нужно знать и уметь, чтобы написать сочинение, т.е. мы планируем работу, обозначаем круг частных задач, выполнение которых и поможет обучающимся написать сочинение:

  1. наблюдение за природой или объектом своего описания;
  2. повторение речеведческих понятий (текст, тема текста, основная мысль, описание как тип речи, композиция описания);
  3. сбор материала к сочинению и оформление его в виде словарика на тему «Зима»;
  4. определение основной мысли сочинения, стиля его и композиции;
  5. подборка репродукций картин русских художников на тему «Русская зима», отрывков из художественных произведений с описанием зимней природы, фрагментов классической музыки на данную тему;
  6. сбор материала к сочинению: поиск   в художественных произведениях средств выразительности, использованных писателями и поэтами для описания зимней природы.

2-й этап работы – организация участников проекта:

Консультация для каждой группы отдельно (в течение недели).

 Урок подготовки к сочинению, где

  1. Ребята каждой группы отчитываются в проделанной работе. Каждая группа показывает материал к своей теме: рассказывает о своих наблюдениях, показывает репродукции художников, включая в свои выступления подобранные музыкальные фрагменты, зачитывает найденные отрывки из произведений, анализирует средства выразительности из них; знакомит класс с собранной лексикой и  формулирует основную мысль своего сочинения.
  2. Проводится коллективная работа: 1) анализ текста описания природы (отрывка из художественного произведения), как образца художественного слова; 2) анализ текстов ученических сочинений с целью предупреждения речевых ошибок обучающихся.
  3. В обобщающей беседе учитель с учетом выбранных тем еще раз обращает внимание учеников на ключевые моменты сочинения: оно должно соответствовать выбранной теме (у каждой группы она своя) и раскрывать определенную идею, стиль сочинения – художественный, тип речи – описание; работы должны быть грамотными и аккуратными; к сочинениям можно сделать рисунки или подобрать соответствующие основной мысли иллюстрации и репродукции картин, чтобы творческая работа была интереснее и ярче.

3-й этап работы – выполнение проекта.

Написание обучающимися сочинений на выбранные темы и корректировка после консультации с учителем.

4-й этап работы: презентация проекта.

Выступления обучающихся – чтение сочинений и их оценка одноклассниками. Выступления сопровождаются  музыкой П.И.Чайковского из цикла «Времена года» (тема зимы), Глинки и других русских композиторов,  иллюстрируются репродукциями картин  художников на тему «Русская зима».

5-й этап работы: подведение итогов (рефлексия: что удалось? что не удалось? чему научились за время работы над проектом?)

Шестиклассники отметили, что за время работы над проектом научились

  1. сотрудничать в группах, совместно обсуждать изученный материал;
  2. искать  нужную информацию и нужный материал в разных источниках: художественная  и научная литература, Интернет;
  3. наблюдать за природой: слышать и видеть ее;
  4. писать сочинение, используя различную информацию (собственные наблюдения, художественные тексты, картины, музыку);
  5. выступать перед аудиторией.

Метод проекта очень эффективен на уроках русского языка и при обучении сочинениям по картине. Например, при обучении сочинению-описанию по картине А.М.Герасимова «После дождя» (устное сочинение) и по картине Т.Н.Яблонской «Утро»  в 6 классе  

Остановимся на основных моментах этой работы:

1-ый этап – подготовительный.

  1. Обучение сочинению начиналось с изучения теоретического материала. В небольшой лекции обобщалось ранее изученное об описании как типе текста, его структуре,   языковых и композиционных особенностях. На лекции уточнялись известные уже ребятам определения и углублялись понятия, знания которых необходимы для выполнения творческой работы. Кроме этого здесь же объяснялись и уточнялись некоторые искусствоведческие понятия и термины (передний и задний план картины, фон, колорит, контраст; композиция картины и др.).
  2. Затем класс делился на группы и определялись задачи каждой из групп: 1-я группа готовит сообщение о художнике; 2-я – изучает и готовит выступление об истории картины; 3-я группа – изучает критические статьи о картине; 4-я группа – подбирает отрывки из художественных произведений, соответствующие содержанию и настроению полотна.
  3. Дается задание всему классу к следующему уроку: повторить все речеведческие определения и понятия, о которых шла речь на лекции; собрать языковой материал по картине (лексику); сформулировать основную мысль будущего сочинения; составить план сочинения.

2-й этап – исследовательский.

Под руководством учителя ученики ведут наблюдения за объектом описания (содержанием картины), исследуют материал, необходимый для создания своего высказывания: знакомятся с творчеством художника, ищут и изучают материал по истории создания полотна, критическую литературу о нем, собирают лексику к сочинению (свои слова и выражения и взятые из художественной литературы).

На уроке по развитию речи обучающиеся групп знакомят весь класс с материалом, над которым работали. Затем идет коллективная работа: обсуждается содержания картины, ее идея и способы выражения идеи; несколькими учениками зачитывается собранный для описания картины языковой материал и обсуждаются средства художественной выразительности, которые будут ребята использовать в своих сочинениях; формулируется основная мысль сочинения и определяются способы ее выражения. Также ребята определяют композиционные части сочинения и обсуждают содержание частей. Ребята выразительно читают отрывки из прозы и лирики разных поэтов как словесные иллюстрации к творению художника.

Вся эта работа, конечно же, направляется и корректируется учителем, который в итоге обобщит собранный ребятами материал и даст рекомендации по написанию сочинения, предложит памятки «Как работать над сочинением» и «Как редактировать написанное» и ответит на вопросы учеников, возникшие в процессе подготовительной работы.

3-й этап – работа над проектом, вернее  реализация полученных знаний в творческой работе. Другими словами -  написание сочинения.

Черновой вариант просматривается учителем, при необходимости ученикам даются рекомендации по корректировке работы. Ребята дома дорабатываю свои сочинения.

4-й этап -  представление своих проектов-сочинений обучающимися и их оценка одноклассниками и учителем (рефлексия)

Готовое сочинение обучающиеся по желанию читают в классе. Сначала оценку сочинению ребята дают сами, затем  оценивает их работу экспертная группа (составляется из сильных учеников класса). Учитель выставляет оценку за сочинение после его проверки и на следующем уроке анализирует работы обучающихся.

Готовое сочинение – это результат или, как сейчас принято говорить, продукт интеллектуальной и творческой деятельности каждого ученика. Сочинение – показатель речевой компетенции и качества речевых навыков учеников. И, что немаловажно, работы ребят показывают еще, какой духовный и нравственный опыт приобрел каждый ученик во время работы над проектом. Поэтому, подводя итоги своей  проектной деятельности, шестиклассники отметили следующие результаты:

  1. научились анализировать содержание картины и писать сочинения на основе картины;
  2. узнали много интересного и полезного о живописи и художниках;
  3. совместная работа в группах сдружила ребят;
  4. научились слушать и считаться с мнениями товарищей и отстаивать свои убеждения;
  5. увидели красоту человека и природы.

          Таким образом, опыт применения проектной технологии на уроках русского языка (уроках развития речи, в частности) в среднем звене общеобразовательной школы убеждает в том, что указанная технология вполне соответствует требованиям к современному уроку и является наиболее эффективным средством  обучения  в  условиях введения и реализации ФГОС на современном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ немецкого языка. Из опыта работы

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ   немецкого языка. Из опыта работы....

Выступление учителя английского языка Базаровой Ольги Леонидовны на педсовете 30 августа 2011г. Тема: Проектная технология в преподавании иностранных языков (из опыта работы кафедры).

В статье предложен отчет о работе кафедры иностранных языков МАОУ "Гимназии им. Н.В. Пушкова" г. Троицка по применению проектной технологии в образовательной деятельности по предмету "Иностранный язык...

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.Из опыта работы.

В настоящей работе автор представляет систему работы по технологии здоровьясбережения на уроках немецкого и английского языка....

Использование компьютерных технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)

Рассказывается об опыте использования компьютерных технологий на уроках немецкого языка...

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)...

Культурологический аспект обучения билингвов в ходе реализации проектных технологий на уроках изобразительного искусства.

Текст доклада на Международной конференции и научно-практическом семинаре "Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века." Прага (11-13 октября, 2013)...

Использование нетрадиционных форм и приемов работы с дошкольниками с ОВЗ по развитию речи (из опыта работы)

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ приобретают особую актуальность и значимость. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологи...