Использование компьютерных технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)
презентация к уроку по немецкому языку по теме
Рассказывается об опыте использования компьютерных технологий на уроках немецкого языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рассказывается о целях, методике и особенностях работы | 47.5 КБ |
Презентация из опыта работы | 872 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА
УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Термин «новая информационная технология обучения» появился, когда компьютеры стали широко использоваться в образовании. Технология обучения с использованием компьютера называется компьютерной технологией.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
ЦЕЛИ
Использование компьютера на уроках преследует несколько целей:
- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
- подготовка личности «информационного общества»;
- дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить;
- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные
решения.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Обучение – это общение ребенка с компьютером.
- Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным
особенностям ребенка.
- Диалоговый характер обучения.
- Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса
обучения.
- Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем
типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
- Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при
общении с компьютером.
- Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложения
как угодно велики.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- индивидуальное информационное пространство;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство подготовки текстов, их хранения;
- текстовой редактор;
- графопостроитель, графический редактор;
- вычислительная машина больших возможностей;
- средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
- программировании, обучении компьютера заданным процессам;
- создании программных продуктов;
- применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуговая среда организуется с помощью:
- игровых программ;
- компьютерных игр по сети;
- компьютерного видео.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом
(график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
- Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка
рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
-Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
-Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:
- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
- знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
- знание современных операционных систем и владение их основными командами;
- знание современных программ и операционных средств общего назначения и владение их функциями;
- владение хотя бы одним текстовым редактором;
-первоначальное представление об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
- первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Internet:
- переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;
- привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;
- интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.
Наряду с компьютерными технологиями используется аудиовизуальные технологии обучения, которые являются одним из направлений информационных технологий. Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения.
Информационные компьютерные технологии занимают прочное место в процессе обучения. Наряду со многими положительными моментами
есть и недостатки. Это прежде всего отсутствие качественного программного обеспечения и невозможность прямого устного диалога с компьютером. Но компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации. Оптимальным для школы является фрагментарное использование этих программ в зависимости от цели урока. Я работаю с тремя программами. Это «Grammatik. Deutsch fur Anfanger», автор Рената Лушер, издательство «Хуебер» (для 5-7 классов), «Lehr-und Ubungs-СD-ROM der deutschen Grammatik», издательство «Хуебер» (для 8 – 9 классов), «Themen aktuel», издательство «Хуебер» (для учащихся средней школы). Грамматические упражнения увлекательными не назовешь, да и подбор таких заданий в учебнике и в рабочей тетради не всегда достаточен. И тут на помощь приходит компьютер. Программы включают в себя грамматические явления, изучаемые в школе. Здесь большое количество упражнений, которые можно использовать как для тренировки и закрепления, так и для контроля знаний учащихся. Уровень сложности идет по нарастающей. Учитель имеет возможность найти каждому ученику задание по силам, что является хорошим стимулом в работе. Объем выполненных заданий больше того, что было бы сделано на обычном уроке. Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель. Применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. Поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.
Используемая литература:
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.
- М., 1994.
Вильямс Р. Компьютеры в школе.- М. 1998.
Дидактические основы компьютерного обучения.- Л., 1998.
Ulrich S. Neue Medien in der Lehrerfortbildung//Fremdsprache Deutsch.
1999. - № 2.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компьютерная технология Информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (аудио, видео, компьютер, интернет). Компьютерная технология Проникающая Основная Монотехнология
Проникающая – применение обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач ; Основная – наиболее значимая в данной технологии; Монотехнология – всё обучение опирается на применение компьютера.
Цели Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных особенностей ; Подготовка личности “ информационного общества ”; Дать ребёнку так много учебного материала, сколько он хочет усвоить ; Формирование исследовательских умений и умений принимать оптимальные решения.
Концептуальные положения Обучение – это общение учащегося с компьютером. Приспособление компьютера к индивидуальным особенностям учащегося. Диалоговый характер обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта, при общении с компьютером. Неограниченное обучение : содержание, его интерпретация и приложения как угодно велики. Взаимодействие учащегося с компьютером: субъект – объект; субъект – субъект; объект – субъект.
Особенности методики Компьютерные средства обучения называются интерактивными, они обладают способностью “ откликаться ” на действия ученика и учителя, “ вступать ” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения; Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле ЗУН.
Видеофильм Работа над фильмом - это эффективная форма учебной работы, которая не только активизирует внимание учащихся, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения.
Приёмы работы с видеофильмом Устное знакомство с темой. Запись слов на интерактивную доску. Перед просмотром - сообщение названия фильма. Vermutung ( что могут увидеть учащиеся в фильме ). Задания после просмотра фильма (вопросы, вопросы типа richtig/falsch ).
Использование компьютера
Работа с интерактивной доской
Мультимедийная презентация (ММП) ММП – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой грамматической теме.
ММП Компьютер Проектор Экран
Этапы ММП Подготовительный Преддемонстрационный Демонстрационный Последемонстрационный Рефлексивный
Шаг 1. Преддемонстрационный. - Дать название месяцев, времён года на русском языке. - Посмотреть слайды и выяснить, как называются времена года по-немецки, и обратить внимание на предлог, употребляемый с названиями месяцев и времён года.
Шаг 2. Демонстрация ММП. Die Jahreszeiten
Der Winter. Wann ist das? Im D…. Im J…. Im F….
Интернет. Интернет – огромная кладовая для изучения иностранного языка : экскурсии по музеям и городам; чтение газет и журналов; переписка с ровесниками; поиск информации о городах и странах изучаемого языка и многое другое.
Плюсы использования компьютера Учащимся очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к предмету. Каждый ученик выбирает себе тот темп, который ему больше подходит, может вернуться к тому материалу, который не понял. Обучение идёт индивидуально. Способствует развитию самостоятельности. Рисунки, цветовая гамма, звуковое сопровождение оказывают положительное воздействие на ученика. Сочетается контроль и самоконтроль. Даёт возможность быстро и эффективно тестировать.
Минусы использования компьютера. Страх преподавателя-предметника перед компьютером. При составлении уроков, текстов нужно подбирать материал, писать сценарий, набирать текст, оформлять его в редакторе. Всё это отнимает очень много времени. Не всегда готовый программный электронный продукт соответствует уровню содержания учебных тем, которые предусматривает программа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ немецкого языка. Из опыта работы
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ немецкого языка. Из опыта работы....
Статья: "Использование информационно - компьютерных технологий на уроках немецкого языка"
Данная статья посвящена вопросу использования информационно-компьютерных технологий в организации учебной деятельности по немецкому языку. Использование компьютера на уроках позволяет в увлекательной ...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)
Рассказывается об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого (или другого иностранного языка)....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Н.Ю. Кулюшина (МБОУ Гимназия №94, г.Казань, учитель немецкого языка)ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)«Знать много языков – значит иметь много кл...
Использование современных технологий на уроках английского языка (из опыта работы)
В последние годы остро стоит вопрос о применении новых педагогических технологий в образовании. Среди многообразия современных образовательных технологий выделяются игровые, проектная технология, техн...
Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка (из опыта работы)
Неотъемлемой частью развития общества являются изменения в системе образования. Новые образовательные стандарты предполагают переосмысление методов и технологий обучения иностранным языкам. В но...
Использование игровой технологии на уроках английского языка (из опыта работы)
В данной статья делюсь опытом работы об использовании игровой технологии с педагогической деятельности, привожу примеры использования методов и приемов на уроках англйского языка....