Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе, рабочая программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_kl._ladyzhenskaya.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 А КЛАСС
Учебник: Русский язык для общеобразовательных учреждений составители: Баранов М.Т. Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. М. «Просвещение» 2006 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку МО РФ 2004г. и авторской программы под редакцией М.Т. Баранова,
Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. М: «Просвещение», 2008г.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку включает следующие разделы:
- Пояснительную записку.
- Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса.
- Последовательность изучения тем и разделов.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- УМК
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Научить свободному владению русским языком, ибо владение родным языком дает возможность человеку реализоваться в жизни, труде, творчестве; обеспечить преподавание русского языка в соответствии с условиями и потребностями современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Задачи обучения
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского языка литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования знаний учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Предполагаемые формы обучения
Уроки разных типов (комбинированные, самостоятельные работы, тесты, контрольные работы), индивидуальная работа, групповая работа и другие.
Предполагаемые результаты
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры. по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;
– по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;
- связная речь: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, художественный, официально-деловой стили речи; видеть в тексте художественного стиля описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением;– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.
П.К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов
Место предмета в федеральном базисном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка в 5 классе отводится 210 часов из расчета 6 часов в неделю, из них на развитие речи – 33 часа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Развитие речи | Контроль- ные работы |
1 | Общие сведения о языке | 2 | 1 | |
2 | Повторение изученного в начальных классах | 20 | 4 | 2 |
3. | Синтаксис и пунктуация | 30 | 5 | 2 |
4. | Фонетика и орфоэпия | 15 | 3 | 1 |
5 | Лексикология | 9 | 2 | |
6. | Морфемика и орфография. | 23 | 3 | 3 |
7. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | ||
8. | Имя существительное | 20 | 4 | 1 |
9. | Имя прилагательное | 12 | 5 | 1 |
10 | Глагол | 37 | 5 | 2 |
11. | Повторение | 8 | 1 | |
Итого | 210 | 33 | 12 |
Содержание тем учебного курса
Язык – важнейшее средство общения 2ч.+1ч.
Повторение пройденного в 1 – 4 классах (20ч.+4ч.)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в них. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные Ъ и Ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных Окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30ч. + 5ч.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами).
Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Тире в начале реплик диалога.
II Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15ч .+ 3ч.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки. Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований
учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (9ч. + 2ч.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными
словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (23ч. + 3ч.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов.
Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
11 Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- -лаг, -рос -раст-. Буквы е и о после шипящих в м. Буквы о и е и и после шипящих в корне. Буквы и и ы после ц..
11 Умение употреблять слова с разными пристав-ш и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи (1ч.)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (20ч. + 4ч.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географически? названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных .
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях! имен существительных.
И. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы имени-тельного {инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (11ч. + 5ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях Прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь знак|, на конце кратких прилагательных с основой на шипящую .
Изменение полных прилагательных по родам, падежам i и числам, а кратких — по родам и числам
II Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).Умение пользоваться в речи прилагательными- синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Глагол (34ч .+ 5ч.)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на - ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -тер- — -тир-, -стел –стил-. Правописание не с глаголами.
II Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (8ч. + 1ч.)
разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Требования к уровню подготовки учащихся
В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися 5х классов следующих компетентностей:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;
– по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;
– связная речь: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, художественный, официально-деловой стили речи; видеть в тексте художественного стиля описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.
Перечень учебно-методического обеспечения
Информационно-коммуникативные средства
Захарова Т.А., Девина О.В. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением- М.: Издательство «Глобус», 2010.
Технические средства обучения
1. Магнитная доска
2. Телевизор
3. DYD-проигрыватель
Список литературы
для учителя:
Учебная программа
Программа по русскому языку для 5-9 кл. / Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2008
Русский язык. Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений./ Составит. Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 2010
Методическое пособие для учителя
Уроки русского языка в 5 классе» Г.А.Богданова; -М., Просвещение, 2003
«Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе» С.А.Романова; М.- Школа-Пресс, 1999
для учащихся:
Учебное пособие для ученика - дидактический материал
«Комплексный анализ текста» рабочая тетрадь 5 класс; А.Б.Малюшкин – М., Творческий центр, 2010
«Тестовые задания по русскому языку 5 класс» А.Б.Малюшкин; - М., Творческий центр, 2010
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Язык – важнейшее средство общения (2ч. + 1ч Р.р.) | |||
1 | Язык и человек | ||
2 | Язык и речь. Речь устная и письменная. | ||
3. | Стили речи. Р/р. | ||
Повторение изученного в начальных классах (18ч. + 5 Р.р.) | |||
4 | Состав слова. | ||
5 | Орфограмма. | ||
6-7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
8-9 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | ||
10 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | ||
11 | Буквы И, У, А после шипящих. | ||
12 | Разделительные Ъ и Ь знаки. | ||
13-14 | Отличие предлога от приставки. Контрольный словарный диктант. | ||
15 | Текст. Стили речи. Тема текста. Р/р. | ||
16 | Обучающее изложение по упр.66. Р/р. | ||
17 | Части речи. | ||
18 | Глагол. _-ться и –тся в глаголах. | ||
19 | Личные окончания глаголов. | ||
20 | Имя существительное. | ||
21 | Имя существительное. | ||
22 | Имя прилагательное. | ||
23 | Местоимение. | ||
24-25 | Устное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». Р/р. | ||
26 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах». | ||
27 | Основная мысль текста. Р/р. | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30ч. + 5 Р.р.) | |||
28 | Синтаксис и пунктуация. | ||
29 | Словосочетание. Строение словосочетания. | ||
30-31 | Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний. Разбор словосочетания. | ||
32 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | ||
33 | Сжатое изложение. Упр. 137. Р/р. | ||
34 | Виды предложений по цели высказывания. | ||
35 | Восклицательное предложение. | ||
36 | Сочинение на тему «Памятный день». Р/р. | ||
37 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | ||
38 | Сказуемое. | ||
39 | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
40 | Нераспространенные и распространенные предложения. | ||
41 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | ||
42-43 | Определение. Обстоятельство. | ||
44 | Однородные члены предложения. | ||
45 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. | ||
46 | Обобщающие слова при однородных членах. | ||
47 | Обращение. | ||
48-49 | Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Упр.219. Р/р. | ||
50 | Предложения с обращениями. | ||
51 | Письмо. Р/р. | ||
52 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. | ||
53 | Простое и сложное предложение. | ||
54 | Контрольный диктант «Простое предложение» | ||
55- 56 | Сложное предложение | ||
57 | Синтаксический разбор сложного предложения. | ||
58 | Резервный урок | ||
59-60 | Прямая речь. | ||
61 | Диалог. | ||
62 | Урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация». | ||
63 | Контрольный диктант по синтаксису и пунктуации. Анализ контрольного диктанта. | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15ч. + 3 Р.р.) | |||
64 | Фонетика. Гласные и согласные звуки. | ||
65 | Позиционные чередования гласных и согласных звуков. | ||
66 | Согласные твердые и мягкие. | ||
67 | Повествование. Изложение. Р/р. | ||
68 | Согласные звонкие и глухие. | ||
69 | Графика. Алфавит. | ||
70 | Описание предмета. Сочинение-описание. Р/р. | ||
71-72 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | ||
73 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | ||
74-75 | Орфоэпия. | ||
76 | Фонетический разбор слова. | ||
77 | Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Р/р. | ||
78 | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | ||
79-80 | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Тест по разделу «Фонетика и графика». | ||
81 | Контрольный диктант по фонетике и графике | ||
Лексика. Культура речи. (9ч. + 2ч.) | |||
82-83 | Слово и его лексическое значение. | ||
84-85 | Однозначные и многозначные слова. | ||
86 | Прямое и переносное значение слова. | ||
87 | Омонимы. | ||
88-89 | Синонимы. | ||
90 | Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Р/р. | ||
91 | Антонимы. | ||
92 | Роль деталей в описании предметов. Подробное изложение. Упр. 367. Р/р. | ||
Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч. + 3 Р.р.) | |||
93 | Морфема. Изменение и образование слов. | ||
94 | Окончание. | ||
95 | Основа слова. | ||
96 | Контрольный словарный диктант. Корень слова. | ||
97 | Рассуждение. Сочинение. Упр.389. Р/р. | ||
98-99 | Суффикс. | ||
100 | Приставка. | ||
101 | Контрольный диктант по морфемике | ||
102 | Закрепление материала по теме. | ||
103 | Изложение текста с изменением лица. Упр.407. Р/р. | ||
104 | Чередование звуков. | ||
105 | Беглые гласные. | ||
106 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова. | ||
107 | Правописание гласных и согласных в приставках. | ||
108-109 | Буквы З –С на конце приставок. | ||
110 | Буквы О –А в корнях –лаг-, -лож-. | ||
111-112 | Буквы О – А в корнях –раст-, -ращ и – рос-. | ||
113 | Буквы Ё – О после шипящих в корне. | ||
114 | Буквы И – Ы после Ц. | ||
115 | Устное описание «поэтических» предметов. Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Р/р. | ||
116-117 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Словообразование». Тест по теме «Словообразование». | ||
118 | Контрольный диктант по теме «Словообразование» | ||
Морфология. Орфография. Культура речи. | |||
119 | Самостоятельные и служебные части речи (1ч.) | ||
Имя существительное (20ч. + 4 Р.р.) | |||
120-121 | Имя существительное как часть речи. | ||
122 | Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». Р/р. | ||
123 | Доказательства в рассуждении. Р/р. | ||
124 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | ||
125 | Имена собственные и нарицательные. | ||
126 | Сжатое изложение. Упр. 496 . | ||
127 | Морфологический разбор имени существительного. | ||
128 | Род имен существительных. | ||
129 | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | ||
130 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | ||
131 | Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. | ||
132-135 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе. | ||
136 | Подробное изложение с изменением лица. Упр.546 Контрольное изложение. | ||
137-138 | Множественное число имен существительных. | ||
139-140 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | ||
141-142 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». | ||
143 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
Имя прилагательное (11ч. + 5 Р.р.) | |||
144-146 | Имя прилагательное как часть речи | ||
147-148 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | ||
149-150 | Описание животного. Изложение «Ю-Ю». Р/р. | ||
151 | Окончания имен прилагательных после шипящих и Ц. | ||
152-153 | Краткие и полные прилагательные. | ||
154 | Описание животного по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве». Р/р. | ||
155 | Морфологический разбор имени прилагательного. | ||
156-157 | Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное». | ||
158 | Урок-зачет по теме «Имя прилагательное». | ||
159-160 | Описание животного. Сочинение по упр.605. Контрольное сочинение. Р/р | ||
Глагол (34ч.+ 5 Р.р.) | |||
161 | Глагол как часть речи. | ||
162 | НЕ с глаголами. | ||
163 | Рассказ. Устный рассказ «Однажды…» Р/р | ||
164-166 | Неопределенная форма глагола. | ||
167-169 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ. | ||
170-171 | Контрольный диктант по глаголу. Работа над ошибками | ||
172-173 | Виды глагола. | ||
174-176 | Буквы Е и И в корнях с чередованием. | ||
177 | Невыдуманный рассказ о себе. Р/р | ||
178 | Время глагола. | ||
179 | Прошедшее время. | ||
180 | Настоящее время. | ||
181 | Будущее время. | ||
182-183 | Спряжение глаголов. | ||
184-187 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | ||
188 | Морфологический разбор глагола. | ||
189 | Сжатое изложение по упр.699. Контрольное изложение. Р/р | ||
190-191 | Мягкий знак после шипящих во 2-ом лице единственного числа. | ||
192 | Употребление времен. | ||
193 | Рассказ. Р/р | ||
194 | Закрепление изученного по теме | ||
195-196 | Сочинение рассказ по картине К.Успенской-Кологривой «Не взяли на рыбалку». Р/р | ||
197-199 | Закрепление изученного по теме. Урок-зачет. | ||
200 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||
201 | Анализ контрольного диктанта. | ||
Повторение и систематизация изученного (8ч. + 1Р.р.) | |||
202 | Разделы науки о языке. | ||
203 | Сочинение по упр.729. Р/р | ||
204-205 | Орфограммы в приставках и корнях. | ||
206 | Орфограммы в окончаниях. | ||
207 | Употребление Ъ и Ь. | ||
208-209 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | ||
210 | Подведение итогов года |
«Рассмотрено» | «СОГЛАСОВАНО» | |
на заседании ШМО | Зам. директора по УВР | |
учителей | ||
___.___._______г. | ||
__________/ __________________/ | ||
Протокол № ____ от _____________ | ||
Руководитель ШМО | ||
_________/____________________ / |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....
календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова
планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/ М.: Мнемозина, 2008 г....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс
Планирование уроков русского языка в 9 классе...
Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс
Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...