статья "Новые аспекты в преподавании русского языка"
материал (русский язык) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ Большекарайская СОШ
Статья
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Швецова В.В.
2008г.
Новые аспекты в преподавании русского языка в школе во многом определяются тем, как используется русский язык в современном социуме.
Если анализировать современную языковую ситуацию, то необходимо остановиться на факторах, создающих интерференцию коммуникативных навыков и необходимость языковой кодификации в новых условиях.
В условиях отсутствия четко выраженной национальной идеи в нашем обществе особое значение обретают духовные ценности, главной из которых является родной язык, формирующий духовно-ориентированное мышление, способствующее творческой самореализации личности.
Сегодня очевидна необходимость синтеза аспектных подходов в преподавании русского языка: исторического, этнокультурного, личностно-деятельного, культурологического.
К сожалению, учебники русского языка не вполне способствуют решению этих задач. Например, в учебниках для старших классов, хотя и ставится задача выявлять и создавать подтекст, теоретического и практического обоснования знаний о подтексте нет.
В современных учебниках русского языка преобладает структурно-иерархическая модель; идеального учебника нет и, вероятнее всего, быть не может. Поэтому необходим синтез классической методической традиции и современных новаций.
Пути внедрения новых аспектов изучения русского языка различны и многообразны. Обратимся к некоторым из них.
В лингвистической основе культуроведческого аспекта намечаются два направления в реализации этого подхода:
1) обучение русскому языку в контексте русской культуры;
2) познание русской культуры во взаимодействии с культурами других народов.
Здесь неминуемо встает проблема приобщения учащихся к национальной культуре народа. Частично эта проблема решается на уроках литературно-этнографического краеведения, однако, на мой взгляд, необходимо разработать новую систему работы по приобщению учащихся к культуре родного языка.
В наше время учителю русского языка необходимо активизировать работу по формированию лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции.
Главной основой обучения языку и речи мы по праву называем систему языковых единиц. Это положение справедливо лишь отчасти. Помимо языка, ученику нужно владеть определенным объемом знаний о мире, а именно той его части, которая в данный момент воспринимается, познается. Следовательно, необходимо определить, каким образом и какие именно экстралингвистические знания могут быть вплетены в систему уроков русского языка, каждый из которых является и уроком развития речи.
Использование произведений исскуства в процессе обучения языку и речи имеет ряд обоснований:
- большая роль искусства в развитии духовно- нравственного потенциала учащихся; (При работе с произведением искусства на учебном занятии собственно языковое, речевое, духовное и эстетическое развитие школьников представляют собой единый процесс);
- психологическое; (Искусство помогает человеку понять чувства не только самого себя, автора, но и тех, кто участвует в обсуждении);
- психолингвистическая основа; (При восприятии произведений искусства становятся задействованными и наглядно-образные, и словесно-логические механизмы обучения. Образы представления автора и тех, кто воспринимает художественное творчество, соотносимы)
Произведения искусства дают возможность сопоставить различные формальные и неформальные (словесные и несловесные) средства для выражения одного и того же содержания. Использование произведений искусства создаёт атмосферу, благоприятно влияющую на развитие творческого потенциала и учителя, и учащихся.
Экстралингвистические знания могут быть включены в систему уроков языка следующим образом:
- Метод чувственного познания:
- обращение к эмоциям ученика.
- воображаемое перемещение в мир иной культуры, то есть в другое время и пространство.
- Метод мысленного составления целостной информации о какой – либо картине мира:
- приёмы работы с образами- представлениями;
- приёмы работы с понятиями.
III. Метод классификации:
- приёмы группировки признаков;
- приёмы сопоставления признаков;
- формирование ключевого вопроса.
- Метод ассоциаций:
- выявление связей слова и образов – ассоциаций;
- выявление ассоциативных связей слов, обозначающих чувства, и названий произведений искусства;
- приёмы работы по выявлению художественных ассоциаций.
Ощущения и восприятия в сознании человека по содержанию образны, а по форме знаковы. Вот почему для развития речи необходимо формировать у школьников не только знания о языке, но и знания о мире, которые находят отражение в языке народа и отдельного его представления.
Большое значение в организации процесса обучения русскому языку в школе имеют словари различных типов. Использование на уроке различного рода семантических словарей способствует развитию познавательной активности учащихся, даёт им возможность расширить знания по грамматике, увеличить словарный запас, уточнить свои знания в области семантики слова. Все это позволяет развивать и совершенствовать речь учащихся.
Трудность такого подхода состоит в том, что нет чёткой методики такого вида работ и не всегда можно найти тот или иной словарь. Однако без такого вида работ нельзя представить процесс обучения языку.
Опыт показывает, что служебным словам в школе уделяется довольно большое внимание. Тем не менее распознавание, выделение, употребление данных лексем в письменной и устной речи нередко вызывает затруднения у учащихся. Поэтому именно при изучении служебных слов нужно больше уделять внимание словарной работе. Однако на этом пути возникает другая сложность: подача служебных слов в существующих словарях бывает непоследовательна, часто противоречива, к тому же, из-за сложности изложения, не всегда доступна учащимся. Поэтому здесь необходима тщательная разъяснительная, направляющая работа учителя и совместная специальная словарная работа учителя и учащихся.
Таким образом, внимание к служебным словам, сознательное усвоение грамматических и лексических значений служебных слов с помощью специальных словарных статей, специальная словарная работа и система лексических упражнений оказывают действенную помощь в формировании у учащихся правильной русской речи, в повышении уровня грамотности.
В наше время одной из главных задач учителя –словесника является формирование у учащихся критического мышления. Поэтому на уроках русского языка необходимо активное использование технологии развития критического мышления, главной особенностью которой является « конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология имеет трёхфазовую структуру:
1) вызов (активация, мотивация);
2) осмысление (активное чтение, слушание);
3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация).
Реализуется она посредством следующих приемов и методов работы:
- постановка прямых и скрытых вопросов к тексту;
- поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
- маркировка с использованием значков;
- расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
- графическая систематизация материала текста: схемы, таблицы,…,
- ведение записей.
Особенно значима эта работа при подготовке к ЕГЭ, а также в работе с текстами школьных учебников.
Личностно – деятельный аспектный подход эффективно реализуется в речетворчестве учащихся. Здесь можно активно использовать синергетический подход, то есть « совместную деятельность, общую энергию что -то сделать». Главная задача учителя в этом процессе состоит в том, чтобы соуправлять речетворчеством учащихся резонансными воздействиями. Резонансное соуправление речетворческой деятельностью учащихся требует такой организации совместной деятельности учителя и ученика, при которой учащиеся отзывают на действия учителя и в результате у них рождаются замыслы собственных произведений. Добиться такого резонанс - эффекта учителю непросто. Необходимо, прежде всего ,создать комфортные условия для речетворчества, среди которых определяющим являются атмосфера сотворчества, корректные резонансные воздействия учителя, самоорганизация и самоуправление учащихся в речетворчестве. Непременным условием возникновения резонанс- эффекта является создание на уроке особой творческой атмосферы, благодаря которой у учащихся появляется состояние, условно называемое- творческой активностью, то есть состояние, при котором каждый ребенок, начиная с замысла и включая весь процесс его воплощения в работе, максимально полно реализует свои потенциальные способности.
Атмосфера речетворчества – это атмосфера творческой взаимности: взаимопонимания, взаимопознания, сотворчества учащихся и учителя. Учитель в этой ситуации обязан быть одновременно и педагогом, и психологом, и лингвистом, и литературоведом, и критиком, и творцом, ибо он должен знать учащихся (особенности характера, темперамента, семью, друзей и т.д.) и понимать их; уметь слушать и слышать своих учеников, советоваться с ними; уметь говорить(тон спокойный, доброжелательный, дружеский, мягкий); напоминать учащимся о творческих работах, но не требовать их(предлагать новые сюжеты и темы, чтобы был выбор); уметь корректно оценивать творческие работы учащихся, создавать неформальные ситуации общения.
Личностно-деятельный аспектный подход реализуется и при исследовательской работе. Как организовать исследование на уроке русского языка?
Детям предлагается роль исследователя. Играя роль «ученых», дети преобразуют информацию в знание: сначала наблюдают за определенным материалом, сравнивают, выявляют проблему (или противоречие), обнаруживают общее и различия у языковых единиц, выявляют существенные признаки понятия, обобщают и делают вывод, то есть формулируют ( как бы самостоятельно, при ненавязчивой помощи учителя) определение. Сравнение выведенного понятия с формулировкой, данной в учебнике, показывает, что ученики могут делать самостоятельно выводы. Такая работа имеет сильный мотивационный эффект: дети убеждаются в том, что они способны к серьёзной « взрослой» работе.
Для осознания своих речевых высказываний- действий ученики делают рефлексивные остановки по ходу урока и фиксируют «шаги»-приемы, которые складываются в алгоритм. Этот алгоритм действий, по сути, является языковым разбором. Таким образом, языковой разбор является не памяткой, а результатом реальных действий учеников с дидактическим материалом. Они запоминают не набор неосознанных пунктов готового плана, способ работы с речевыми образцами, который при методичном ежеурочном применении показывает, с помощью каких мыслительных операций (сравнение, сопоставление, группировка, обобщение и т.п.) можно познавать законы русского языка. Такой ученик- исследователь сравниться с любой формой контроля, в том числе и ЕГЭ, поскольку научится выявлять проблему и самостоятельно находить способ её решения.
Очень важно « разбудить» творческие силы учащегося и одновременно сформировать лингвистическое мышление у них. Возможностей для этого масса. Например, при изучении лексического и грамматического значения слова. Важнейшими критериями здесь являются следующие:
- наличие определенного запаса структурированных лингвистических знаний ( лингвистических понятий и языковых фактов);
- выработка комплекса специальных лингвистических умений;
- анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать языковые факты;
- соотносить явления внеязыковой и языковой реальности;
- выделять соотношение « форма-значение»
- различать в слове лексическое и грамматическое значения.
При этом необходимо осознать одну из важнейших задач обучения русскому языку, которая заключается в том, чтобы, опираясь на содержание обучения, активно воздействовать на умственное развитие учащихся.
Процесс формирования лингвистического мышления учащихся предполагает работу в нескольких направлениях, важнейшим из которых является работа над пониманием учащимися различий между лексическим и грамматическим значениями слова. Усвоение этой темы связано с определенными трудностями. Во – первых, в возрасте 10-12 лет учащиеся ещё не владеют в достаточной степени приемами абстрактного мышления; во-вторых, сложности создаёт само изложение учебного материала. Вначале (совершенно уместно и правомерно) учащимся предлагаются сведения о том, что « при образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением», но затем даны примеры слов, различающихся не только лексическим, но и грамматическим значением: звонить, звонкий, перезвон.
В данном случае было бы уместнее привести в качестве примера однокоренные слова, грамматическое значение которых одинаково, например: дом- домик, кот-котик, звон- звонок, звонить - перезвонить.
Формулировка учебника гласит, что « при изменении слова получается только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым». Иллюстрируют это явление следующие примеры:
Звонить, звонит, звонят;
Правильный, правильная, правильные;
Телефон, телефона, телефону.
На мой взгляд, этот список примеров неполон, так как для понимания учащимися сущности грамматического значения необходимо обратить их внимание на систему падежных форм имён существительных и парадигму спряжения глагола. Например :
И.п. вода проводник водный
Р.п. воды проводника водного
Д.п. воде проводнику водному
В.п. воду проводника водного(-ый)
Т.п. водой проводником водным
П.п. воде проводнике водном
Я прочитаю Мы прочитаем
Ты прочитаешь Вы прочитаете
Он прочитает Они прочитают
Я читаю Мы читаем
Ты читаешь Вы читаете
Он читает Они читают
Такая расстановка акцентов позволила бы четко дифференцировать в сознании учащегося, с одной стороны, различия в лексическом значении между однокоренными словами и , с другой стороны, различия в грамматическом значении между формами одного и того же слова. Это целесообразно ещё и потому ,что знания об особенностях процессов, происходящих при изменении слова, должны опираться на полученные ранее знания о том, что « кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение» и что «… у существительных можно определить род, число и падеж, у глаголов- время, лицо и число»
Как известно, на изучение тем « Слово и его лексическое значение» ( где учащиеся знакомятся и с грамматическим значением) и « Однокоренные слова и формы одного и того же слова» в 5 классе отводится по одному часу. Совершенно очевидно, что этого количества времени не достаточно для столь сложных и при этом системообразующих понятий, от уровня усвоения которых зависит не только овладение учащимися грамматическим материалом в дальнейшем, но и развитие таких качеств мышления, как гибкость, оперативность, мобильность и восприимчивость к новому.
Известно, что, поскольку овладение лексическими значениями связано с формированием представлений о реалиях окружающего мира, оно проходит более успешно, нежели овладение грамматическими знаниями, которые относятся к явлениям абстрактологического ряда. Именно поэтому усвоение знаний требует достаточного уровня сформированности абстрактного мышления.
Одним из эффективных приемов работы по развитию лингвистического мышления учащихся являются познавательные задачи(ПЗ), активизирующие учебный процесс.
Например : Как вы думаете, каким значением- лексическим или грамматическим- различаются выделенные слова в следующем предложении? Докажите свою точку зрения.
- На руке у девушки красовалось бирюзовое колечко.
- Мы пришли на пляж и увидели бирюзовое море.
Для нас важно, каким образом будут рассуждать ученики, обосновывая свою точку зрения. Во – первых, учащиеся должны самостоятельно обратиться к толковому словарю и, уточнив лексическое значение слова бирюзовое ,отметить, что эти слова употреблены в разных понятиях. Далее ученики должны обратиться к содержанию понятия « грамматическое значение», указывая в каком роде, числе и падеже употреблены эти слова. Отметив, что формы рода и числа слова бирюзовое в обоих случаях совпадают, и это связано с тем, что оба прилагательных относятся к среднему роду, имеют форму единственного числа, учащиеся определяют падеж слова в 1 и во 2 предложениях. Определив падеж, ученик получит наглядное доказательство того. Что выделенные слова в 1 и во 2 предложении различаются формой падежа, хотя и имеют одинаковые окончания. Далее ученик делает вывод, что выделенные слова в данных предложениях различаются пи лексическим и грамматическим значением.
При выполнении таких упражнений достигается важный методический результат: школьник выходит на новый уровень абстракции, производя сознательно операции абстрагирования и классификации языкового материала грамматическим признакам. Кроме того, выполнение подобных заданий способствует выработке внимания к форме слова, к особенностям его лексического и грамматического значений.
Такие задания носят поисково- творческий характер, при выполнении их надо самостоятельно найти путь решения и доказательство правильности своего ответа. И ,что не менее важно, этот вид деятельности формирует представление о языке как о системе взаимосвязанных и взаимодополняющих единиц, отражающих связи и отношения внеязыковой действительности, что способствует формированию лингвистического мировоззрения у учащихся.
Таким образом, современный учитель русского языка в своей деятельности не может не учитывать новых аспектов преподавания своего предмета. И успех возможен только при синтезе всех аспектных подходов. Основная задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся осознали каждый существенный признак понятия или каждое условие нормы- грамматической, орфографической, пунктуационной, речеведческой и т.д.
Урок русского языка- это урок творчества, урок культуры, урок высокой духовности, это успех каждого ребенка . Это урок обеспечения возможности понять другого и быть понятым, приобщения к историческому опыту народа, эстетического наслаждения от владения речью. Необходимо сохранить этот великий дар, память народа о достигнутом. Это обязанность каждого учителя- словесника.
Литература:
1.А.Д.Дейкина, А.П. Еремеева, В.Д.Янченко« Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся».
2. А.И.Павлова « О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка».
3. Л.Д.Понаморева. « Речетворчество учащихся: синергетический подход»
4. Л.П. Сычугова. « Экстралингвистические знания при обучении языку и речи.»Киров.2007.
5.А.С.Цой. « Лексикографический аспект изучения служебных слов на уроках русского языка». Бишкек.2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы
Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но прививает основы экологического воспитания школьника....
Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы
Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но прививает основы экологического воспитания школьника....
Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы
Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но и прививая основы экологического воспитания....
Лингвострановедческий аспект в преподавании иностранных языков
Статья о лингвострановедческом аспекте в преподавании иностранных языков....
Валеологический аспект в преподавании иностранного языка
Статья посвящена проблемам валеологии при обучении английскому языку....
Презентация "Культуроведческий аспект в преподавании русского языка в школе"
Материал посвящен культуроведческому аспекту в обучении русскому языку....
Обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы – одна из главных задач Концепции преподавания русского языка и литературы.
Выступление на районной педагогической конференции....