Система работы по подготовке к ЕГЭ (Орфоэпия - А1)
статья по русскому языку по теме
В статье содержится опыт работы по подготовке учащихся к ЕГЭ (раздел орфоэпия). Изложен теоретический материал, описаны формы работы на уроке с 5 по 11 класс, приведены образцы орфоэпических диктантов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шарова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Система работа по подготовке к ЕГЭ
Раздел ОРФОЭПИЯ – А1.
План:
I. Повторение и систематизация теоретического материала.
II. Актуальность темы.
III. Упражнения для орфоэпических разминок на уроках русского языка.
I.Орфоэпией называется система норм правильного произношения. Орфоэпические нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы правописания. Принято различать разные орфоэпические нормы: «старшую» и «младшую», а также нормы высокого и нейтрального стилей произношения. Для старшей нормы, отличающей прежде всего речь образованных людей пожилого возраста, характерно произношение було[шн]ая, мяг[къй]. Младшая произносительная норма, наблюдаемая в речи молодежи, владеющей литературным языком, допускает произношение було[чн]ая, мяг[к`ий.
Не все говорящие на русском языке люди одинаково произносят слова. Произношение в языке меняется быстрее всего, на смену одним фонетическим закономерностям приходят другие. Вот почему многие слова, если обратиться к словарям, имеют в настоящее время варианты произнесения. Так, в"Словаре ударений русского языка" под ред. И.Л.Резниченко равноправные (одинаково правильные)варианты вводятся с помощью союза и, например: Августовский и августОвский, одноврЕменно и одновремЕнно,твОрог и творОг, террор [тэ и те],декольтированный [дэ и де].
Для овладения нормами правильного литературного произношения важно учитывать четыре раздела орфоэпии: орфоэпия согласных звуков; орфоэпия гласных звуков; орфоэпия отдельных грамматических форм; орфоэпия заимствованных слов.
Роль ударения в слове:
- Различает разные слова : замОк – зАмок.
- Различает формы разных слов: дОрог - дорОг
- Различает формы одного слова: носИте - нОсите.
- Различает функционально-стилистические варианты : лаврОвый лист - семейство лАвровых (научн.).
Особенности русского ударения:
- Разноместность
- Подвижность
Интересно, что место ударения в русских словах может быть постоянным: кнИга, кнИги, кнИге,кнИг, кнИгами; вернУсь, вернЁшься, вернУтся, -но может и меняться: лИст, листА, листУ, лИстья;плясАть, пляшУ, плЯшем, плЯшете. То есть русское ударение - подвижное.
Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка". Большинство слов русского языка имеет одно ударение - основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное)" [4,с.11] Сравните: зелЁный, победИть, вЕселои желЕзнодорОжный, вОдогрЯзелечЕбница. Не имеют собственного ударения слова, относящиеся к служебным частям речи, - предлоги, частицы, союзы:под горОй, цветЫ и лИстья, скажИ-ка.
Разноместность и подвижность русского ударения создают трудности при его усвоении.
II. В последние годы на уроках русского языка учителя стали больше уделять внимания изучению орфоэпии, так как высок процент ошибочных ответов на вариант А1 ЕГЭ. Орфоэпические нормы, как и орфографические, нуждаются в регулярном повторении, пристальном внимании. Выделенных в программе уроков на изучение орфоэпических норм недостаточно, так как каждодневная речь, увы, не всегда является образцом усвоения произношения. Слова, произношение которых учащиеся должны запоминать, выделены в рамочки на полях учебников, но, как свидетельствует многолетний опыт работы, наиболее эффективным способом усвоения данного раздела науки о языке являются орфоэпические разминки, орфоэпические минутки и тому подобные формы работы на уроках русского языка с 5 по 11 класс.
III .Для тренировки орфоэпических навыков применяются различные упражнения. Их можно разделить на 4 группы в зависимости от назначения:
1.Домашняя работа: ежедневная запись в тетради 5-7 слов из орфоэпического словаря учебника (есть в каждом УМК с 5 по 9 класс). С первого дня учёбы в 5 классе в домашнее задание включаются, чередуясь, слова из орфоэпического или орфографического словаря. Это упражнения на готовом материале. В начале урока при проверке домашнего задания слова проговариваются чётко и громко учениками.
Запись в тетради ученика:
Домашняя работа.
Словарь:
2.На усложненном материале.
Данный вид работы используется после накопления слов в «багаже» учащихся. Изученные слова, наиболее сложные случаи, выносятся для контрольных работ. Вначале такой вид работы проводится с взаимопроверкой, без оценивания, только потом подобная работа становится контрольной и оценивается. Используются презентации (смотри приложение) и задаются на дом задания: составить орфоэпический диктант с проверкой. Вначале на экран выводятся слова, в которых учащиеся должны расставить ударения, после выполнения работы проводится проверка (взаимопроверка, самопроверка, если контрольная работа, то учитель собирает выполненные работы).Пример такого вида работы.
Орфоэпический диктант № 1.
балуясь | оптовый |
осведомиться | кренится |
верба | плодоносить |
зимовщик | еретик |
сливовый | мозаичный |
добела | бухгалтеров (мн.ч.) |
опошлят | исчерпать |
балуясь | оптовый |
осведомиться | кренится |
верба | плодоносить |
зимовщик | еретик |
сливовый | мозаичный |
добела | бухгалтеров (мн.ч.) |
опошлят |
Орфоэпический диктант № 2
августовский | грушевый |
алфавит | девичий |
афера | добыча |
баловать | договор |
бочковый | досуг |
верба | дочерна |
водопровод | дремота |
гастрономия | духовник |
Орфоэпический диктант № 2 (проверка)
Августовский | грУшевый |
алфавИт | дЕвичий |
афЕра | добЫча |
баловАть | договОр |
бОчковый | досУг |
вЕрба | дочернА |
водопровОд | дремОта |
гастронОмия | духовнИк |
Орфоэпический диктант № 3
жалюзи | звонить (звонишь, звонит, звонят) |
забронировать | знамение |
завидно | зубчатый |
загнутый | игрище |
заиндеветь | информировать |
закупорить | искра |
занятой (человек) | каталог |
Занятый (кем-нибудь) | кашлянуть |
Орфоэпический диктант № 4 (проверка)
жалюзИ | звонИть (звонИшь, звонИт, звонИт) |
забронИровать (закрепить) | знАмение |
завИдно | зубчАтый |
зАгнутый | Игрище |
заИндеветь | информИровать |
закУпорить | Искра |
занятОй (человек) | каталОг |
зАнятый (кем-нибудь) | кАшлянуть |
Орфоэпический диктант № 4
квартал | ломоть |
километр | лыжня |
коклюш | ломота |
колосс | мельком |
крапива | мизерный |
красивее | мытарство |
кремень | нагнутый |
кухонный | намерение |
Орфоэпический диктант № 3 (проверка)
квартАл | ломОть |
киломЕтр | лыжнЯ |
коклЮш | ломОта |
колОсс | мЕльком |
крапИва | мИзерный, мизЕрный |
красИвее | мытАрство |
кремЕнь | нагнУтый |
кУхонный | намЕрение |
Орфоэпический диктант № 5
обеспечение | петля |
облегчить | плесневеть |
озлобленный | Похороны, похорон, на похоронах |
оптовый | премировать |
осведомить | принудить |
откупорить | прозорливый |
паралич | простыня |
пахота | пуловер |
Орфоэпический диктант № 5 (проверка)
обеспЕчение | пЕтля и петлЯ |
облегчИть | плЕсневеть |
озлОбленный | ПОхороны,похорОн, на похоронАх |
оптОвый | премировАть |
освЕдомить | принУдить |
откУпорить | прозорлИвый |
паралИч | простынЯ |
пАхота | пулОвер |
3.Работа с орфоэпическими нормами на уроках развития речи.
Способ запоминания слов с использованием приёма составления рассказов, сказок, стихотворений применяют многие педагоги на разных темах, особенно в младших классах. И это оправданно. Ученики вспоминают очень быстро изученную тему, стоит только напомнить первые строчки стихотворения, составленные на какое-либо правило. Орфоэпия также проходит «путь усвоения» через «поэтическое творчество».
Составляю набор слов, вызывающих затруднение с точки зрения произношения и предлагаю составить рассказ или написать стихотворение. Понятно, что слова тематически должны быть близки, хотя иногда придумываются рассказы с использованием, казалось бы, несовместимых по значению слов. Если какое-то слово не вписалось в рассказ, ещё лучше. Запоминаем его как не попавшее в «произведение». Слова записаны на доске или выводятся на экран.
Пример.
ОбеспЕчение, намЕрение, оптОвый, бухгалтеров (мн.ч.), облегчИть, мытАрство, занятОй (человек), премировАть.
«Шедевр» получился такой:
«Несколько бухгалтеров решили облегчИть свои мытАрства с составлением годовых отчётов. Они обратились со своим предложением к очень занятОму человеку. Их намЕрения по оптОвым закупкам понравились начальству. Было решено премировАть.талантливых сотрудников».
4.В старших классах (9,10,11) для усвоения орфоэпических норм используется работа со словарями или Интернет-ресурсами. Используются следующие ссылки:
В классе имеется набор орфоэпических словарей и локальная сеть с доступом в интернет. Учащимся даётся задание:
А) Составить орфоэпический диктант;
(Образцы смотри выше).
Б) Проверить правила постановки ударения в словах, используя словарь.
Агентство, баловать, дефис, договоренность, квартал, взаймы, километр, красивейший, кухонный, ножны, отличить, облегчить, обострить, одолжить, осведомиться, премировать, принудить, приобретение, приговор, плесневеть, побудить, портфель, статуя, случай, тренер, упрочение, фарфор, форзац, ходатайствовать.
В) Составить тестовое задание в формате ЕГЭ.
Пример:
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- убрАла
- шарфЫ
- отрОчество
- щавЕль
Ответ: 4.
Бумажные" словари:
Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. СПб., 2000
Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц / Под ред. М. А. Штудинера. М., 2000
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983; 5-е изд., испр. и доп. М., 1989; 8-е изд., испр. и доп. М., 2000
Система работа с орфоэпическими нормами, последовательная, регулярная, улучшает качество речи учащихся и способствует высокому качеству подготовки учащихся к государственному экзамену.
Использованная литература.
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2009.
В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2007.
А.Г.Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М., 2010.
С.И.Львова. За страницами школьного учебника. Русский язык. М., 2007.
Г.Н. Иванова-Лукьянова. Проверь свое произношение. М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы по подготовке к ЕГЭ"
В статье описывается система работы учителя математики по подготовке учащихся 10-11 класса к сдаче ЕГЭ....
Система работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА в новой форме (выступление)
Выступление содержит краткие сведения о моей системе работы по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы и за курс средней (полной) школы. Я неоднократно...
Система работы по подготовке учащихся к олимпиадам по химии
Работа является итогом прохождения дистанционных курсов по данной теме в Педагогическом университете "Первое сентября". В работе рассмотрены подходы к подготовке олимпиадников и оли...
Мастер-класс «Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в условиях индивидуально-ориентированного обучения»
мастер-класс...
«Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»
Выступление на педагогическом совете «Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»...
Система работы по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка
В 11классе для успешной подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо не только повторить основные содержательные разделы школьного курса, но и хорошо представлять структуру контрольно-и...
Доклад «Система работы по подготовке учащихся к ЕГЭ» (Из опыта работы)
Для подготовки к ЕГЭ созданы систематизированные папки по письменной речи (чтение, грамматика и лексика, письмо, эссе), папки по устной речи (чтение вслух, 2 задание- задавать вопросы по...
Комментарии
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020