Особенности учебника Быстровой Е.А.
статья по русскому языку по теме

 

Знание - столь драгоценная вещь,

 что его не зазорно добывать из любого источника. 

Абу-аль-Фарадж 

Новая дидактическая модель образования, складывающаяся в результате внедрения Стандарта нового поколения, основана на компетентностной образовательной парадигме. Отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, подготовке их к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и усиления воспитательной функции образования.

Настоящее исследование посвящено рассмотрению особенностей учебников «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией Е.А. Быстровой в контексте новых образовательных стандартов в сравнении с другими учебно-методическими комплектами.

При переходе на новые Стандарты перед учителем возникают вопросы, связанные с проблемой выбора учебника, по которому должно осуществляться обучение для достижения соответствующих требованиям ФГОС результатов.

Эта проблема представляет особую актуальность, так как в преподавании русского языка используется большое разнообразие учебно-методических комплектов (Т.А. Ладыженской, С.Г. Бархударова, Л.А. Тростенцовой, М.М. Разумовской, В.В. Львова).  Их можно рассматривать как самостоятельные «линии», призванные помочь учащимся достичь необходимого уровня подготовки.

С одной стороны, наличие вариативных учебников – положительное явление, позволившее учителю использовать в своей работе те книги, которые он считает наиболее интересными, доступными для усвоения учащимися, отвечающими целям и задачам обучения.

С другой стороны, вариативность учебников – одна из проблем школьного образования. К сожалению, многим учителям трудно выбрать один из множества учебно-методических комплектов, который помог бы педагогу научить ребенка работать на результат и организовать продуктивную работу на уроке и во внеурочной деятельности. Они не имеют возможности заранее оценить новые учебники, понять, по которому из них хотели бы работать. К тому же право на выбор учебника часто нарушается администрацией региона, по своему усмотрению решающей, какой из учебно-методических комплектов будет использоваться в школах.

С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками ежегодным приказом МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на учебный год» утверждается Федеральный перечень.

Задачи, стоящие перед школьным образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе нормативов, допущенных Министерством образования и науки РФ.

Учебно-методические комплекты по  русскому языку должны учитывать социальный заказ школе, предусматривающий повышение грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений науки.

Издательство «Русское слово» начало выпуск новой линии учебников по русскому языку для средней школы под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой.

Учебники «Русский язык. 5 класс» и «Русский язык. 6 класс» включены в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки к использованию в 2009-2010гг. в общеобразовательных учреждениях, и входят в состав УМК для 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_uchebnika_bystrovoy.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Учебник нового поколения ………...……………………………6

1.1 Слово об учебнике …………………………………………………….6

1.2 Отличительные особенности учебника «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой в сравнении с УМК Т.А. Ладыженской …….…. 10

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа ………………………….. 17

2.1 Апробация учебника …………………………………………………17

2.2 Результаты экспериментальной работы …………………………….18

Заключение ……………………………………………………………….20

Список литературы ………………………………………………………21

Приложения


Введение

Знание - столь драгоценная вещь,

 что его не зазорно добывать из любого источника. 

Абу-аль-Фарадж 

Новая дидактическая модель образования, складывающаяся в результате внедрения Стандарта нового поколения, основана на компетентностной образовательной парадигме. Отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, подготовке их к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и усиления воспитательной функции образования.

Настоящее исследование посвящено рассмотрению особенностей учебников «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией Е.А. Быстровой в контексте новых образовательных стандартов в сравнении с другими учебно-методическими комплектами.

При переходе на новые Стандарты перед учителем возникают вопросы, связанные с проблемой выбора учебника, по которому должно осуществляться обучение для достижения соответствующих требованиям ФГОС результатов.

Эта проблема представляет особую актуальность, так как в преподавании русского языка используется большое разнообразие учебно-методических комплектов (Т.А. Ладыженской, С.Г. Бархударова, Л.А. Тростенцовой, М.М. Разумовской, В.В. Львова).  Их можно рассматривать как самостоятельные «линии», призванные помочь учащимся достичь необходимого уровня подготовки.

С одной стороны, наличие вариативных учебников – положительное явление, позволившее учителю использовать в своей работе те книги, которые он считает наиболее интересными, доступными для усвоения учащимися, отвечающими целям и задачам обучения.

С другой стороны, вариативность учебников – одна из проблем школьного образования. К сожалению, многим учителям трудно выбрать один из множества учебно-методических комплектов, который помог бы педагогу научить ребенка работать на результат и организовать продуктивную работу на уроке и во внеурочной деятельности. Они не имеют возможности заранее оценить новые учебники, понять, по которому из них хотели бы работать. К тому же право на выбор учебника часто нарушается администрацией региона, по своему усмотрению решающей, какой из учебно-методических комплектов будет использоваться в школах.

С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками ежегодным приказом МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на учебный год» утверждается Федеральный перечень.

Задачи, стоящие перед школьным образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе нормативов, допущенных Министерством образования и науки РФ.

Учебно-методические комплекты по  русскому языку должны учитывать социальный заказ школе, предусматривающий повышение грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений науки.

Издательство «Русское слово» начало выпуск новой линии учебников по русскому языку для средней школы под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой.

Учебники «Русский язык. 5 класс» и «Русский язык. 6 класс» включены в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки к использованию в 2009-2010гг. в общеобразовательных учреждениях, и входят в состав УМК для 5-9 классов.

  Целью  настоящей работы является  теоретическое обоснование и экспериментальное  исследование  особенностей учебников «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой в сравнении с УМК Т.А. Ладыженской.

Объект исследования: введение  учебников «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией Е.А. Быстровой в образовательный процесс, основанный на ФГОС

Предмет исследования: отличительные черты линии учебников  «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой

Гипотеза: по формированию универсальных учебных действий эффективнее работать по учебникам «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой, чем по УМК Т.А. Ладыженской

  В соответствии с целью исследования и предложенной нами гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение  научной литературы  по данной теме
  2. Выявление отличительных особенностей учебника «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой в сравнении с УМК Т.А. Ладыженской
  3. Внедрение учебника русского языка под редакцией  Е.А.Быстровой в учебный процесс ОУ
  4. Моделирование образовательной технологии на основе учебника под редакцией Е.А. Быстровой
  5. Исследование динамики личностного развития обучающихся (академическая успеваемость, формирование УУД)
  6. Диагностика отношения к апробации учебника его участников (педагогов, обучающихся и родителей)

Методы исследования: наблюдение, анкетирование учащихся, самоанализ процесса и результатов деятельности, анализ ученических работ, формирующий эксперимент, моделирование образовательной технологии, мониторинг академической успеваемости, диагностика уровня развития УУД, методики оценки психологической комфортности обучения.


Глава 1. Учебник нового поколения

1.1 Слово о учебнике  

Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменять этот мир, вносить в него что-то новое, кто способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

«Выращивание» именно такой личности ставит перед собой цель  УМК «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой, который располагает теоретической концепцией, базирующейся на принципах комфортности, формирования целостного образа мира, обучения деятельности минимакса, обеспечена комплектом учебников и пособий, обеспечивающих реализацию непрерывного и преемственного образования на всех ступенях обучения, единое методическое и психологическое пространство.

Авторы новой линии учебников: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева - ориентировались на концептуальные положения стандарта второго поколения - Примерной программы «Русский язык» основного общего образования.. Опираясь на традиции в создании учебной литературы, они в то же время учли утверждающиеся сегодня тенденции в обновлении методического аппарата учебника, содержания предмета для достижения новых целей обучения.

Учебники и учебные издания нового поколения  дают целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач. Они помогают учителю открывать перед детьми удивительный мир, чувствовать красоту и силу слова.

Разработанный единый методический аппарат для всех учебников обеспечивает реализацию проблемно-диалогической технологии с учётом специфики возраста и предмета. Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии способствует пониманию содержания предмета изучения. Максимально учитываются психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика.

Учебники предметной линии «Русский язык» для 5—9 классов общеобразовательных учреждений разрабатывались с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования и направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении  русского языка.

Выделение главных мыслей и ключевых понятий в тексте помогают ребятам самим выделить важную информацию. В учебниках большое количество творческих заданий, которые учат применять полученные знания в жизни. Задания к иллюстрациям развивают наблюдательность, умение «вычитывать» информацию из иллюстрации.

В конце каждой темы представлены проверочные работы и тренинговые задания, которые могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.

Качественное дидактическое и методическое обеспечение к каждому курсу позволяет учителю проектировать урок, не привлекая дополнительный материал.

Большое внимание уделяется универсальным учебным умениям, которые формируются благодаря заданиям, разработанным авторами учебников.

Интерес к изучению русского языка нужно поддерживать средствами самого языка. Поэтому в учебниках авторы непрерывного курса, с одной стороны, регулярно обеспечивают исследовательскую работу учащихся: так организуют учебный материал, чтобы они сами, наблюдая, анализируя, сравнивая, открывали законы языка, те или иные свойства языковых единиц, выводили закономерности и формулировали правила письма. С другой стороны, в качестве дидактического материала предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие не только изучить или закрепить материал по конкретной теме, но и почерпнуть полезную научную информацию, увидеть красоту художественного текста, провести комплексный анализ текста, увидеть, как «живут» в нем, например, разные части речи или как работают законы языка.

Учебник  открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм, делая обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняет от перегрузок.

Данная учебная линия отличается и способом подачи теоретического материала. Он часто вводится в форме связных текстов объяснительного характера, к которым  даются задания, помогающие учащимся усвоить материал на основе собственных наблюдений, таблиц, схем, осмыслить лингвистическую терминологию. Материал представлен с учетом типологических трудностей русского языка, но при этом предлагается открытое сопоставление фактов русского языка с их эквивалентами в родном.  На основе прогнозирования интерференции предлагаются специальные упражнения по её преодолению, однако число таких сопоставлений ограничено, так как учебник носит инвариантный характер.

Внутреннюю целостность линии обеспечивают коммуникативный, функциональный, текстоцентрический и культуроведческий подходы к обучению языку.

Особенность учебной линии – практическая речевая направленность, которая является не только целью, но и средством обучения. Учебники создают условия для речевого общения и учат общению. Они призваны вовлекать учащихся в активный познавательный процесс  и в процесс овладения русским языком как средством общения.

Хотим отметить в учебниках русского языка под редакцией Е. А. Быстровой линию развития речи. Продумана последовательная система работы над свободным диктантом, изложением, сочинением, что даёт замечательные "плоды" совместного труда - учебника (его авторов), учителя и ученика! А кроме того, тексты и темы для таких работ помещены в учебнике, что не создает психологического напряжения у ученика.


1.2 Отличительные особенности учебника «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой в сравнении

с УМК Т.А. Ладыженской

Соответствие учебника требованиям стандарта по предмету

Учебник полностью соответствует требованиям стандарта по русскому языку, позволяя совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции. Включены все элементы стандарта.

         В сравнении с аналогичными учебными изданиями других авторов (традиционная линия учебников русского языка Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., УМК под редакцией М.М.Разумовской) УМК под редакцией Е.А. Быстровой выигрывает, прежде всего более научным подходом к изучению языка. Подача теоретического материала в форме беседы, его содержание, отличающееся занимательностью, разноуровневые задания нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов, побуждают обращаться к истории языка, развивают исследовательские навыки, творческие, интеллектуальные способности. Подборка текстов разных стилей, включающие интересный материал о происхождении, назначении, истории языка, биографические справки об ученых-лингвистах расширяют кругозор детей. Прекрасные возможности открывает этот учебник для формирования навыков лингвистического анализа текста. Выигрывает и оформление учебника.

          Бесспорным достоинством учебника, конечно, является сочетание научного подхода к изучению языка и увлекательного, доступного восприятию пятиклассников, игрового способа подачи теоретического материала.

Стиль изложения

С одной стороны, соблюдены нормы научного стиля. Учебник терминологичен, все термины выделены жирным шрифтом, изложение содержания приближено к научной терминологии. Например, введены (по сравнению с учебником Т.А. Ладыженской) термины «морфема», «грамматический предмет», «фонетическая транскрипция», «инфинитив», «орфоэпия», «производное слово», «производящее слово»…

С другой стороны, термины не «утяжеляют» текст учебника, а, наоборот, позволяют глубже вникнуть в содержание, избежать неточности и неудобства с синонимической заменой (например, если вместо слова «морфема» употреблять «часть слова», вместо «транскрипция» - звуковая запись и т. п.). Термины легко усваиваются детьми и входят в их словарный запас, что позволяет говорить о лингвистике языком лингвистики.

Кроме того, в изложении материала обращает на себя внимание то, что авторы употребляют местоимения «мы», «вы», что делает текст личностно значимым для ребёнка.

Логика изложения

Во-первых, стоит отметить то, что логика соблюдается как на внешнем уровне (от темы к теме), так и на внутреннем (в рамках параграфа). Многие темы уже в учебнике 5 класса доведены до логического конца. Например, в учебнике даны не 2 группы приставок, а 3, что позволяет иметь целостное представление о теме.

Интересна и логическая связь между темами. Например, после изучения морфем даются способы образования слов, что позволяет вывести ребёнка на функциональный уровень: в его сознании морфема существует не сама по себе, а в связи с тем, какую роль она выполняет (образует новые слова). Так намечен логический переход к словообразованию в 6 классе. Или, например, после темы «Предложения с обращениями» изучается тема «Предложения с вводными словами», что, во-первых, расширяет представления ребёнка о словах, грамматически не связанных с членами предложения, а, во-вторых, логически связана с ранее изученной темой «Речь» и позволяет в дальнейшем при самостоятельном создании разных текстов избежать ошибок в пунктуации и через вводные слова выразить отношение к написанному.

Отдельно о логике параграфа. Параграф чётко структурирован. Каждая из микротем параграфа освещает часть общей темы. Упражнения тоже даны в соответствии с микротемами.

Очень импонирует логика изложения правила: дано не только само правило, но и алгоритм его применения. Например, при изучении темы «Суффиксы ЧИК и ЩИК» на основании материала параграфа можно составить пошаговую инструкцию: 1. Определяем значение суффикса; 2. Определяем, от какого слова образовано данное, с целью найти, чётко расслышать согласную; 3. Применяем правило; 4. Проверяем сочетания НЧ, НЩ, РЩ, ЛЬЩ на стыке с суффиксом.

Стоит сказать и о логике в заданиях к упражнениям. Они учат ребёнка вчитываться, понимая смысл написанного. Например, выполняя самостоятельно упражнение 249 (2 ч.), ребёнок, для того чтобы прийти к результату, должен составить алгоритм действий.

В учебнике заложены возможности для уровневой дифференциации.

  1. Уже в условных обозначениях есть значок «скрепка», под которым располагается дополнительный теоретический материал для тех, кто может и стремится узнать больше. В частности, под «скрепкой» в теме «Омонимы» даётся понятие об омографах, омофонах и омоформах.
  2. В учебнике много творческих заданий разного уровня. Предоставлена возможность учителю и ученику выбирать в зависимости от интересов, степени сложности, психологических особенностей. Например, в упр. 132 (1ч.) задание по выбору: написать сочинение «Зимнее утро» или «Иней». Или в задании на с. 135 (1 ч.) предлагается написать изложение от лица Мышки или Кошки. Кроме того, в одном параграфе может быть несколько творческих заданий, и учитель может предложить одной группе учащихся одно, а другой – другое. Например, в упр. 250, 251 (2ч.) творческие задания ориентированы на употребление в речи составной превосходной степени прилагательных, поиск материала в Интернете. Но задание в упр. 251 предполагает большую степень творчества, заставляет не просто найти информацию, но и выразить личностное отношение к ней.

Также в учебнике предполагаются возможности для организации разнообразной деятельности учащихся.

  1. Учитель, работая с данным учебником, может активно использовать не только фронтальные виды работы, но и индивидуальные, и групповые. Работу в группах можно сосредоточить вокруг решения проблемы. Например: на материале параграфа 19 (2.ч.) можно организовать работу в группах вокруг вопроса, в основе которого лежит противоречие между житейскими наблюдениями детей и научными сведениями: «Кукла не дышит, не ест. Почему большинство носителей языка относят это слово к одушевлённым существительным?». Одна группа ищет аргументы в правиле, другая – в тексте упр. 139, третья – в житейских наблюдениях.

В упражнениях «Читаем, говорим, пишем» много возможностей для индивидуальной работы и индивидуальных опережающих заданий. Давая эти задания, педагог может учитывать темперамент, склонности и интересы, право- и левополушарность, ведущий канал восприятия информации. Например, на с. 128 (2ч.) задание: «Представьте себя в роли художника…Какие события и в какой последовательности он должен отразить в рисунках?» может быть дано не всем, а индивидуально, причём детям разного склада. Левополушарные детализируют, а правополушарные (их немного) делают небольшую событийную цепочку. Задача учителя – привести к балансу. Или на с. 150 задание об архитектурных памятниках тоже может носить индивидуальный характер. Требуется подбор материала, личностное отношение к нему.

  1. В учебнике представлен в большом изобилии материал для самостоятельной работы. Выполняя упражнения «Читаем, говорим, пишем», а также задания «Проверь себя», учащиеся могут проверить свои знания, осуществить взаимоконтроль и подготовиться к контрольной работе. Некоторые из этих упражнений могут полностью или частично использоваться как материал для проверки усвоения материала.
  2. Стоит сказать и об организации деятельности по целеполаганию на примере материала учебника. Многие темы в учебнике сформулированы в виде вопроса, что побуждает ребёнка к формулировке целей урока. Например: «Какие бывают предложения по цели высказывания?». Кроме того, изложение материала или его части в начале параграфа может использоваться как средство для формулировки целей урока самими учащимися. Например, на основании прочитанного материала по теме «Прямая речь» (с. 127, 1ч.) учащиеся могут самостоятельно определить, чего нужно достичь на уроке: усвоить термины по теме, структуру предложений с прямой речью, научиться правильно ставить знаки препинания.

Дополнительный материал учебника

  1. Учебник очень богат в плане иллюстративного материала. В качестве иллюстраций представлены портреты учёных-лингвистов, фотографии, схематические рисунки, сюжетные рисунки и рисунки описательного характера. Соответственно, все они несут разную дидактическую нагрузку. Сюжетные рисунки призваны активизировать воображение, привлечь внимание к действиям, обстоятельствам. Рисунки описательного плана концентрируют внимание на деталях. Схематические рисунки (например, таблица звуков на с. 155) позволяет представить систему звуков как огромный дворец, на каждом этаже которого располагаются определённые звуки. Данный приём служит развитию образного (метафоричного) мышления, а также активизирует определённые мнемотехники. В данном случае это техника включения в ситуацию, подкреплённую визуальным образом. Фотографий в учебнике немного, но они имеют важную функцию – сопоставить текст с тем, что мы можем увидеть в окружающем нас мире, учат пристальней смотреть вокруг себя, выражать чувства словами (упр. 66, 1 ч.). Репродукции картин, фотографии памятников приобщают к культурному наследию, развивают культуроведческую и коммуникативную компетенции.
  2. Следует отдельно сказать о рубрике «Знаете ли вы, что…», в которой помещены интересные материалы по стилистике, этимологии, истории языка и другим разделам науки о языке. Этот материал может использоваться в качестве побуждения к проблемному вопросу. Например, на основании прочитанного на с. 175 (2 ч.) учитель может поставить вопрос: «Почему в современном русском языке краткие прилагательные не склоняются?» Кроме того, этот материал может активно использоваться в индивидуальной работе с одарёнными детьми в плане подготовки к олимпиадам по русскому языку. А на уроках этот материал – мощное средство привития любви к языку. Для ребёнка язык становится интересным, живым. Он предстаёт в развитии, видится как система.
  3. В качестве справочного материала учащимся в конце учебника предлагаются словарики орфоэпических и орфографических трудностей и толковый словарик. Также информативны форзацы учебника, на которых помещены памятки по составлению плана текста, по подготовке устного сообщения, по подготовке к сжатому изложению, сочинению. Всё это позволяет алгоритмизировать действия, выполнять работу с опорой на план.
  4. Особый интерес у школьников вызывают задания из рубрики «Наш помощник Интернет». Ее наличие в связи с информатизацией образования актуально.
  5. Для закрепления теоретического и практического материала предлагаются вопросы из рубрики «Проверяем себя», включающие элементы теста, что позволяет осуществлять планомерную подготовку учащихся к выполнению части В при сдаче ГИА и ЕГЭ.

Основные идеи, воспитательный потенциал учебника

  1. Научить ребёнка работать в огромном информационном поле, отбирать информацию в соответствии с поставленной целью и темой.
  2. Учить обрабатывать информацию на основе учебного текста.
  3. Сформировать навыки работы с текстом и над текстом.
  1. Сведения о речи, общении, построении текста, типах речи, помещённые в начале учебника, задают тон всему учебнику. На основе прочитанных текстов дети учатся писать разные виды изложений, сочинения-рассуждения, описательные тексты, повествования. Таким образом, отрабатываются навыки построения разных текстов.
  2. Авторами учебника мастерски подобраны тексты в соответствии с актуальной для данного возраста тематикой и проблематикой. В качестве авторов текстов часто фигурируют известные детские писатели, в том числе и современные (И. Пивоварова, В. Голявкин…). Учебник служит хорошим ориентиром и в плане внеклассного чтения.
  3. Очень важным является то, что учебник учит адекватному пониманию текста. В частности, предусмотрена работа с опорными словами-сигналами, с темой, основной мыслью текста, с заголовком, способами выражения авторской позиции.
  4. В учебнике предусмотрено и создание текстов на лингвистическую тему.

Можно с уверенностью сказать, что текстовый материал – это одно из главных достоинств учебника, его «изюминка».

  1. Представить язык как сложную, но интересную систему, находящуюся в постоянном развитии
  2. Формировать ребёнка как личность творческую, открытую для общения, способную к вербальному самовыражению.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа

2.1 Апробация учебника

2010-2011 учебный год стал первым этапом  апробации учебника под редакцией академика  Е.А. Быстровой – учебника «Русский язык. 5класс» в МБОУ СОШ с. Первомайское по рекомендации кафедры русского языка Института развития образования (всего в апробации участвовало 4 учебных заведений республики).

Цель инновационной деятельности. Повышение качества образования школьников за счёт индивидуализации образовательного процесса на основе внедрения учебника «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой, достижение высокого уровня саморазвития и самообразования.

В рамках экспериментальной деятельности предполагается реализация следующих задач:

  1. обучение методам исследования и развития познавательных стратегий школьников.
  2. моделирование образовательной технологии на основе учебника под редакцией Е.А.Быстровой.
  3. внедрение учебника русского языка под редакцией  Е.А.Быстровой, ориентированного на концептуальные положения стандартов второго поколения
  4. проведение мониторинга качества

Кроме того, предполагается выявление новых приемов и упражнений для работы по учебнику  под редакцией Е.А.Быстровой, сбор статистических данных, анализ и трансляция познавательных стратегий.

В результате исследования предполагается наладить более тесные контакты с другими школами - участниками ОЭП, расширить участие в мероприятиях,  организованных методкабинетом и отделом образования.

В соответствии с целью и задачами была составлена Программа опытно-экспериментальной работы «Апробация УМК Е.А. Быстровой». (Приложение 1)

2.2 Результаты экспериментальной работы

В ходе реализации Программы опытно-экспериментальной работы были выполнены следующие задачи:

  1. Составление рабочих программ для 5,6,7 классов в соответствии требованиями ФГОС по формированию универсальных учебных действий (Приложение 2).
  2. Разработка методических рекомендаций
  3. Составление сборников контрольно-измерительных материалов для 5,6 классов (Приложение 3).
  4. Проведение мониторингов сформированности УУД
  5. Распространение опыта работы и ознакомление педагогов региона с учебником
  6. Проведение диагностик по выявлению психологической комфортности обучающихся и родителей в работе с учебником (Приложение 4).

Обучаясь по данному учебнику, ученик по-настоящему становится основным действующим лицом, активным участником обучающего процесса: на каждом уроке он читает, слушает, отвечает на вопросы, рассуждает, сопоставляет и делает выводы, всматривается в рисунок и пытается найти слова, чтобы выразить свои чувства или своё отношение к обсуждаемому предмету. Школьник учится думать и использовать речевое богатство родного языка не только для выполнения учебных заданий, но и для самовыражения, для успешного решения коммуникативных проблем в своей повседневной, в том числе и учебной, речевой практике. Об этом  писали ученики  в своих сочинениях-отзывах об учебнике в конце учебного года: «учебник русского языка  мне понравился: в нем много интересных, познавательных текстов, цветных иллюстраций и репродукций картин русских художников», «благодаря учебнику «Русский язык» я познакомилась с произведениями Е.Носова, С.Аксакова, А.Куприна, Ю.Яковлева», «правила, упражнения, интересные факты из рубрики «Знаете ли вы, что…» помогли мне хорошо подготовиться к олимпиаде  по русскому языку и занять призовые места в школе и во всероссийском заочном конкурсе «Мир русского языка», а также достойно защитить исследовательскую работу на НПК».

Устами школьников «глаголет истина»:  новая линия учебников по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой заслуживает  внимания педагогов и активного внедрения в школах России.


Заключение

В ходе проведения исследования мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что для работы по формированию универсальных учебных действий эффективнее заниматься по учебникам «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой, чем по УМК Т.А. Ладыженской.

Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета русский язык – цель  преподавания его сегодня. В то же время русский язык – важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов.

На достижение этих целей ориентирована новая линия учебников по русскому языку для средней школы под редакцией академика РАО Е.А.Быстровой.  В основу разработки программы учебника положена цель: развитие личности школьника, его интеллектуальных, творческих способностей и формирование духовно-нравственного мира.

Педагоги, учащиеся и родители нашего региона заинтересованы в получении глубоких, системных знаний по русскому языку. 
Считаем, что учебник под редакцией Е.А. Быстровой открывает такую возможность. Многое в учебнике привлекает: научность, доступность, занимательность, системность в изучении языка, опора на единую теорию, достижения современного языкознания, и что немало важно, закладывает возможность качественной планомерной подготовки к сдаче ЕГЭ.

Как уже говорилось выше, апробируемый учебник отличается системностью и внутренней логикой, обеспечивает преемственность по отношению к начальной школе.

Данный учебник можно использовать в рамках различных педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии комплексного анализа текста, элементы модульного обучения, возможна реализация исследовательской и проектной деятельности, использование информационных технологий.


Список литературы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты
  2. Программа курса «Русский язык» под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой. 5-9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010
  3. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под редакцией Е.А. Быстровой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010
  4. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под редакцией Е.А. Быстровой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010
  5. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под редакцией Е.А. Быстровой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010
  6. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: «Просвещение», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности учебников С. М. Никольского 5-11 кл.

Методическая разработка ТЕМА:Особенности учебников С. М. Никольского 5-11 кл....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Е.А.Быстровой

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,методические рекомендации, нормы оценок, контрольно-измерительные материалы....

календарно-тематическое плланирование по русскому языку для 5 класса по учебнику Быстровой

календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса  на 170 часов по учебнику Быстровой...

Особенности учебника С.М.Никольский

Работать по учебнику серии «МГУ-школе»: Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. «Алгебра и начала анализа 10» можно после обучения в IX классе по любому из учебников, рекомендо...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Быстровой и литературе для 7 класса

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Быстровой и литературе по учебнику Коровиной для 7 класса...

Выступление на МО "Особенности учебника математики для 5 и 6 классов", Мерзляк А.

Выступление на МО Особенности учебника математики для 5 и 6 классов Мерзляк А....

Особенности учебника русского языка Е.А.Быстровой

Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, ч...