Память и грамотность
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
как реализовать все виды памяти при обучении грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat_i_gramotnost.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Память и грамотность»
Цель урока:
как реализовать все виды памяти при обучении грамотности.
Оформление на доске:
- магнитофон;
- г/запись легенды из романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день»;
- табличка «Виды памяти»;
- карточки слов с ошибками и пр.;
- красочная «улица»;
- скороговорки;
- текст зрительного диктанта (с предварительной подготовкой);
- памятки.
Ход урока
- 1. Звучит легенда (из романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день») -
2 мин
2. Эту легенду рассказал Ч.Айтматов в романе «И дольше века длится день».
Когда вы подрастёте, то непременно прочтёте этот роман.
3. – Скажите, пожалуйста, какова главная мысль этой легенды?
– Вы правы: только имея память, человек становится человеком.
- Слово учителя
Память обладает поистине волшебными качествами. Она дает возможность увидеть снова то, что видели когда-то, и много раз то, что наблюдали однажды. Память может в жаркое лето показать снег, в засуху – дождь.
Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Вы можете вспомнить вкус дыни, которую ели несколько месяцев назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. Зимой вы можете вспомнить, как пахли грибы осенью, потому что у вас есть память на запахи.
Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Птица улетает, но в вашей памяти остается её образ. Это работает память глаз – зрительная память. Шумит дождь за окном, дождь проходит, а его шум остаётся. Это память уха – слуховая. Руки привычно режут хлеб, привычно выводят буквы, привычно прикасаются к струнам. Они запомнили нужные движения. Это двигательная память. А органы речи помнят, как им нужно работать, чтобы произносить слова. Это речедвигательная память.
В жизни людям во всем оказывают помощь разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему помогали, о них нужно заботиться, тренировать и развивать.
Это также обязательно, как поливать цветы, чтобы они хорошо росли.
- Наверное, вы уже догадались, какова тема нашего урока? (записываю тему).
Мы поведем разговор том, как реализовать все виды памяти для того, чтобы писать без ошибок.
- 1. Начнем со зрительной памяти.
«Читайте больше», - говорят вам в школе и дома.
- А почему они так говорят?
Потому что люди давно заметили, что малочитающие пишут безграмотно.
Но и те, кто читают много, пишут по-разному: одни хорошо, другие – плохо. Почему?
Когда вы читаете, ваши мысли заняты не тем, как пишутся слова, а тем, о чём рассказывается в книге. Но при этом ваши глаза, как маленькие фотоаппараты, запечатлевают слова. Эти фотографические снимки сохраняются в зрительной памяти, и вы описываете с неё слова, как с доски.
А если ошибётесь, память сразу сообщит вам, что слово «плохо выглядит». Например, увидев слово, написанное на этих карточках, вы сразу почувствуете что-то неладное.
2. Посмотрите на слова, какие из них плохо выглядят?
велисопед транвай
колидор тробейбус
3. Есть счастливчики, которым достаточно посмотреть на страницу, чтобы оставить в памяти её всю. Таким очень легко отвечать на уроке: они мысленно видят страницу и читают её вслух. И помнят не только каждое слово, но и даже на какой странице оно напечатано. Но таких счастливчиков очень мало.
Не стоит огорчаться, если вы не входите в их число: у каждого человека одни способности слабее, а другие сильнее. Надо только хорошо знать свои слабые места. И надо самим «выводить себя» из них. А как это делать?
4. Для усиления зрительной памяти надо больше вглядываться в слова, в то, как они написаны, и особенно в то, как написаны в них трудные места. Когда человек что-нибудь пристально разглядывает, говорят, что он это «ест глазами».
? - Как вы думаете, какие из них аппетитны?
Конечно же, которые написаны крупно, разборчиво и ярко. Их легче читать, запоминать, видеть в уме.
Видеть слова в уме очень важно. Именно так они закрепляются в зрительной памяти.
Представлять себе слова можно по-разному: написанными крупными, яркими буквами, светящимися, как на вывесках или ярко-белыми на черном фоне, а потом черными на белом фоне или цветными, как на киноафишах.
5. А теперь пройдемся по этой красивой улице. Посмотрим внимательно на вывески домов. Сфотографируйте их.
А теперь закройте глаза и мысленно представьте их написанными большими, яркими буквами.
6. А теперь проверьте свою зрительную память. Запишите слова:
- над входом в магазин, где продают хлеб, надпись;
- там, где принимают в стирку белье;
- а на будочке, к которой мы всегда охотно бежим за холодным и сладким лакомством;
- на доме, где можно подстричься и сделать хорошую прическу;
- там, где можно посмотреть хороший кинофильм.
7. Самопроверка.
8. Договоримся, что каждый раз, когда вы видите новую для вас вывеску, вы внимательно рассматриваете её, а потом записываете по памяти. Включите в эту игру названия кинотеатров и театров, а также телепередач и фильмов на экране телевизора.
Так вы совсем легко сможете создать в копилке вашей памяти хороший фонд правильно записанных слов.
Есть слова глазами надо и слова, напечатанные обычным шрифтом в обычных текстах. Когда вы читаете дома, останавливайтесь время от времени, даже если книга интересна.
Спросите себя: какие из этих слов для меня трудны? Рассмотрите их, а особенно пристально – трудные места в них. А потом по этой книге проверьте себя: правильно ли?
9. История про Шарика (ученик(ца))?
10. Чем закончилась история Шарика, вы узнаете, когда подрастете и прочитаете повесть М.Булгакова «Собачье сердце».
11. Если слова всё-таки запоминаются трудно, надо включить и другие способы запоминания.
12. Давайте позовём на помощь движения. Как правильное движение транспорта на дорогах предохраняет от аварий, и правильное движение на письме предохраняет от ошибок.
Вы, наверное, подумали: движение чего?
Конечно же, движение руки. Вы будете очень удивлены, когда узнаете, что движется не только рука. Оказывается, при письме происходят ещё и движения органов речи.
«Как же так?» - удивитесь вы.
Ведь мы пишем молча.
Но это не совсем так.
«Откуда это известно?» - спросите вы. Разве кто-нибудь заглядывал в рот людей, когда они пишут?
Представьте себе, заглядывал!
13. Во время войны…(ученик)
14. Итак, органы речи по-своему запоминают слова и помогают их писать.
Но если у них это выходит даже потихоньку, то громко, вслух должно получиться гораздо лучше. Существует так называемое орфографическое проговаривание, при котором слово произносится вслух отчётливо. Так, как пишется.
Лучше это делать не один раз, а трижды: сначала – нормальным голосом, потом тише, а потом шёпотом.
Затем слово проговаривается мысленно в уме так же отчетливо.
15. Научимся писать слово:
артиллерия (карточка)
- проговорить вслух
- потише
- шёпотом
- затем проговаривается мысленно в уме
- запишите слово
- проверьте, как вы его написали
16. – Трудно проговаривать слова?
«Совсем нетрудно» - конечно, скажите вы, мы всю жизнь только и занимаемся тем, что говорим.
Ну что же, давайте попробуем.
Произнесите, пожалуйста, предложение:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
у быка бела губа была тупа.
!? Фу
Вы, конечно, знаете, что такие предложения называются скороговорками.
Скороговорки придуманы не зря: на них человек учится говорить четко. А людей, которые произносят слова неразборчиво, никто не может слушать. О них говорят, что у них «каша во рту». И писать таким людям труднее, потому что им не приходится ждать помощи от своих речедвигательных органов.
17. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
18. Такие упражнения с проговариванием скороговорок проводите каждый день. От этого выиграет и ваше произношение и, в конечном счете, ваша грамотность.
19. А что делать людям, у которых плохая речь. Тем, например, кто заикается, или просто говорит неотчетливо, или не выговаривает некоторых звуков?
Идти к специалисту – врачу-логопеду и выполнять его советы.
Но самое лучшее лечение – это собственный упорный труд.
20. История о Демосфене (порекомендовать или ученик).
21. Если вас заинтересовала эта история, прочтите книгу Ботвинник «Жизнеописания знаменитых греков и римлян».
22. Проговаривая слово, вы, можно сказать, убиваете сразу 2х зайцев, т.е. решаете сразу две задачи: включаете в полную силу и речедвигательный аппарат и слуховую память.
Многие люди со слуха запоминают гораздо лучше, чем при чтении.
Память уха – большое дело.
23. Теперь поговорим о руководящей памяти.
? - Как вы думаете, такое название вида памяти серьезное или шутливое?
Речь пойдет о памяти руки. Эта память работает тогда, когда вы, вооружившись ручкой, водите по бумаге. Такая память называется рукодвигательной.
Рука запоминает движения и выводит на бумаге знакомые слова привычно. Иногда кажется, что слова пишутся сами собой, не требуя усилий на обдумывание.
У некоторых память руки настолько сильная, что, если их спросить, как пишется слово, они сначала его напишут, потом смотрят, как получилось, и только тогда отвечают, как следует его писать.
Некоторые из вас, стараясь запомнить слово, пишут его много раз: 3, 5, 10 раз. И при этом может оказаться, что слово не запомнилось. Это бывает тогда, когда руководительная память работает в одиночку, без разглядывания, без представления в уме, без проговаривания.
Если вы вооружите против трудных слов одновременно всех ваших помощников: глаза, уши, голос и руку – вы победите и научитесь правильно писать с такой лёгкостью, как будто рука пишет сама собой.
24. Для одновременного развития всех видов памяти надо каждый день делать зарядку со словами или предложением.
Поможет вам в этом памятка.
25. Диктант с предварительной подготовкой.
Мы стЕмимся измЕнить нашу жИзнь к луЧШему.
И хотим эту луЧШую жИзнь видЕть вокруг себя уже сеГодня.
Но для этого надо много трудиться, делать сеГодня больше, чем вчера, и тогда каждый день будЕт для нас днем победы (с.Рерих)
26. Домашнее задание:
- Словарная память.
Запишите слова на тему: «Встреча с удивительной книгой».
! Победит тот, у кого будет больше слов.
27. Наше занятие подошло к концу.
В заключение мне хочется прочитать стихотворение Маршака:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие –
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет
Пусть добрым будет ум у вас
А сердце умным будет.
1 сообщение
Бродил по улицам города голодный, бездомный пес по кличке Шарик и жадно принюхивался к запаху продовольственных магазинов, а заодно внимательно разглядывал вывески и понемногу научился их читать. Так начинается невероятная история, которую придумал М.Булгаков.
«…Ежели вы проживаете в Москве, и хоть какие-нибудь мозги у вас в голове имеются, вы волей-неволей выучитесь грамоте, и при этом безо всяких курсов. Из сорока тысяч московских псов разве уж какой-нибудь совершенный идиот не сумеет сложить из букв слово «колбаса», - говорится в этой истории. Шарик научился читать вывеску «Сыр», потом «Главрыба».
Правда, это слово он читал с конца. Так ему было удобнее подбегать к вывеске, потому что у её начала стоял милиционер.
Шарику повезло. Его подобрал ученый, который задумал провести необычный опыт – превратить животное в человека.
Опыт удался – из Шарика получилось человеческое существо. Он научился ходить на двух конечностях и говорить. И вдруг оказалось, что он может читать. Он помнил вывески, и эта «память глаза» сослужила ему добрую службу при овладении грамотой.
2 сообщение
Во время войны и сразу же после неё в госпиталях находилось много людей с самыми разнообразными ранениями.
Были среди них такие, которые получили ранения в лицо, шею, челюсти.
У некоторых раны были открыты, и можно было видеть, как работают органы речи. Этими людьми заинтересовался ученый – психолог Николай Иванович Жинкин. Наблюдая за ними, он заметил, что, когда такие раненые пишут или читают про себя, у них происходят совсем маленькие, что их даже трудно увидеть, - движения органов речи. Затем учёный разработал и метод наблюдения за здоровыми людьми с помощью рентгеновского аппарата.
И рентген тоже показал ему, что во время письма происходят почти незаметные, крошечные, но постоянные движения органов речи. Так что органы речи тоже запоминают, как пишутся слова. Это наш тайный помощник в письме – речедвигательная память.
3 сообщение
В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен. Его речи играли большую роль в жизни народа. А в детстве Демосфен был косноязычным.
Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда ещё не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он ходил на речку, чтобы никому не мешать, клал себе в рот речные камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз.
Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно.
Постепенно его голос окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда
Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...
«ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ, ЗА СОБОЮ ПОЗОВИ…»
15 февраля - день памяти воинов-интернационалистов. В этот день мы чтим ветеранов, прошедших горнило афганской и чеченской войн, с честью, достоинством и героизмом исполнивших свой воинский долг. Мы о...
сценарий "Память солдатская память"
разработка данного мероприятия,...
Внеклассное мероприятие "Память, память, за собою позови..."
Цель данного мероприятия - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, формирование нравственной позиции.Воспитательная ценность ...
Сценарий "Память, память, за собою позови..."
Сценарий "Память, память, за собою позови..." К 65-летию победы. Детское общественное объединение "Пионер" МБОУ "Шумаровская СОШ"...
Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!
Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...
"Память вечна. Память священна"
Урок данной тематики является традиционным, проводится ежегодно накануне Дня Победы и длится два академических часа.К уроку школьники готовились заранее.1) В течение всего учебного года работали...