"Память вечна. Память священна"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок данной тематики является традиционным, проводится ежегодно накануне Дня Победы и длится два академических часа.
К уроку школьники готовились заранее.
1) В течение всего учебного года работали над коллективным классным проектом «Памятники Победы»: ребята ездили с родителями по стране и фотографировали памятники, посвященные победе в Великой Отечественной войне.
2) Во втором полугодии ребята работали над литературными зарисовками, в которых описывали места, где побывали, и рассказывали о своих памятниках.
3) За месяц до урока ребята готовили выразительное чтение фрагментов прозы или стихотворений о войне.
4) Творческая группа класса работала над оформлением выставки.
Цель урока: воспитание патриотизма и гражданской позиции.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с литературой, посвященной Великой Отечественной войне;
- продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины; показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;
- сформировать коммуникативные умения учащихся;
- развить навыки выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat_vechna_2014.docx | 765.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской конкурс профессионального мастерства педагогов
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
Урок литературы в 6 классе по теме
«Память вечна. Память священна»
Моргулева Ольга Михайловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Гимназии №1
Адрес:
143090, г.о. Краснознаменск,
ул. Победы, д. 32, кв. 177
8-916-623-51-62
г.о. Краснознаменск, 2014 год
Урок данной тематики является традиционным, проводится ежегодно накануне Дня Победы и длится два академических часа.
К уроку школьники готовились заранее.
1) В течение всего учебного года работали над коллективным классным проектом «Памятники Победы»: ребята ездили с родителями по стране и фотографировали памятники, посвященные победе в Великой Отечественной войне.
2) Во втором полугодии ребята работали над литературными зарисовками, в которых описывали места, где побывали, и рассказывали о своих памятниках.
3) За месяц до урока ребята готовили выразительное чтение фрагментов прозы или стихотворений о войне.
4) Творческая группа класса работала над оформлением выставки.
Цель урока: воспитание патриотизма и гражданской позиции.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с литературой, посвященной Великой Отечественной войне;
- продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины; показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;
- сформировать коммуникативные умения учащихся;
- развить навыки выразительного чтения.
Оформление урока:
выставка «Уголок памяти», где собраны артефакты, связанные с Великой Отечественной войной: каска, знамя Победы, газета «Правда» от 9 мая 1945 года, капсула с землей из Брестской крепости, гильзы, ордена, книги о пионерах-героях, книга «Письма с фронта».
План-конспект урока
- В классе оформлена выставка, на экране – видеозапись минуты молчания.
- Слово учителя.
Тема сегодняшнего урока – «Память вечна. Память священна». Наш урок проходит накануне великого праздника – Дня Победы. Сегодня мы вспомним о тех великих годах, подведем итог нашему коллективному проекту «Памятники Победы», услышим лучшие литературные зарисовки, над которыми вы работали в течение последних месяцев. Мы поговорим о литературе военного времени и услышим военные песни, рассказы и стихотворения.
Но главное, мы еще раз ответим на вопрос, который встает каждый раз перед нами накануне Дня Победы: как нам сохранить память о великом подвиге нашего народа, что мы должны делать, чтобы быть достойными этой победы, и как мы, сегодняшнее поколение, которое знает о войне только по книжкам и фильмам, можем сказать «спасибо» нашим героям.
- В начале урока подводится итог проекта «Памятники Победы». Памятники, мемориалы, обелиски - это один из видов памяти – в камне и бронзе, то, что не даст забыть о войне.
(На экране – фотографии памятников, объявляются и награждаются самые активные участники проекта).
- Подведение итогов работы над литературными зарисовками на тему «Памятники Победы». Авторы лучших зарисовок выходят к доске и читают свои тексты. На экране –фотографии памятников.
- Литературный блок. Ребята называют второй вид памяти о войне: литература, стихи и проза, которые тоже напоминают нам о тех годах и помогают не забыть о подвиге советского народа.
Проза и поэзия о войне. Меткое, возвышенное слово, стихотворение, песня, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, вошедшим в золотой фонд литературы о войне. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.
Ребята вспоминают авторов, которые писали о войне. Это М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Л. Соболев и многие другие.
Обращается внимание на книги о пионерах-героях. Ребята рассказывают о тех из них, о которых читали или слышали. Учитель дополняет рассказы детей. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Уже в первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода, 14-летний Петя Клыпа. Многие пионеры воевали в составе партизанских отрядов; из юных партизан мы все знаем Марата Казея, Володю Дубинина, Лёню Голикова и Валю Котик (все они погибли в боях, кроме Володи Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме более взрослого Лёни Голикова, к моменту гибели было 13—14 лет).
Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков»). Мы читали повесть Валентина Катаева «Сын полка», прототипом героя которой послужил 11-летний Исаак Раков.
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями: сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. О подвиге этих ребят мы не вправе забывать. Образ маленького героя лег в основу современной песни «О маленьком трубаче». Давайте ее послушаем.
Звучит песня С.Никитина и С.Крылова «О маленьком трубаче». На экране – фотографии пионеров-героев.
А теперь давайте послушаем стихотворения о войне и фрагменты прозы, которые вы подобрали к сегодняшнему уроку.
Выразительное чтение стихов и прозы. На экране – видео и фотографии: фрагменты боев, фотографии бойцов. Звучат такие стихотворения, как «Баллада о товарище» А.Твардовского, «Нас двадцать миллионов» Расула Гамзатова, «Зинка» Юлии Друниной, а также фрагмент рассказа Сергея Алексеева «Три подвига» о летчике Алексее Маресьеве.
После выступлений ребята обсуждают темы и проблемы стихотворений, чувства лирического героя, чтецы объясняют, почему именно это произведение они выбрали из всего многообразия военной лирики, что в текстах их особенно затронуло, взволновало. Между выступлениями детей включаются видеозаписи художественных чтений стихов о войне профессиональными актерами (Проект телеканала «Звезда»). Звучат стихотворения К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…», Давида Самойлова «Сороковые», Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь», Риммы Казаковой «На фотографии в газете», Исая Тобольского «Второй эшелон». Ребята анализируют особенности художественного чтения стихов о войне, учатся читать выразительно и подбирать адекватные средства для выражения своих чувств и эмоций. Школьники приходят к выводу, что стихи и прозу о войне лучше читать спокойно, медленно, без надрыва и чрезмерной эмоциональности, избегая излишней театральности. Паузы и понижение интонации создают серьезное и напряженное настроение.
Для того чтобы ребята лучше поняли эмоциональный настрой литературы о войне, учитель в паузах между выступлениями ребят и видеозаписями читает письма с фронта из книги А.Кургиняна «Суть времени. Письма с фронта». Обсуждаются некоторые из писем и записок.
- Ребятам предлагается вспомнить и назвать еще один источник памяти – живые воспоминания участников и очевидцев войны. Это ветераны, а также дети войны, которые сейчас еще живы, а их воспоминания – ценнейший источник сведений о подвиге нашего народа. На экране – фрагмент видеозаписи интервью, которое сделал один из учеников. Он записал беседу со своим дедушкой, который во время войны был 12 –летним мальчиком и по мере своих сил делал все возможное, чтобы помогать фронту. После просмотра интервью ребята делятся своими впечатлениями и размышлениями.
- Подведение итогов.
Ребята самостоятельно подводят итоги урока, отвечая на вопросы учителя.
Какие «виды памяти» о войне мы сегодня рассмотрели? Какие из них наиболее объективны, документальны, а какие субъективны и эмоциональны? Как сохранить память о войне? Что можем сделать мы, наше поколение, чтобы сказать «спасибо» тем, кто завоевал победу?
В финале урока звучит песня из к/ф «Офицеры»
«Нет в России семьи такой…»
Домашнее задание: подготовка материалов для праздничного выпуска школьной газеты, посвященной Дню Победы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение "Вечная память"
Гороской конурс творческих работ "Памяти павших во имя живых"Выполнила Линник Яна, учащаяся 9 В класса МОУ СОШ № 30 г. Калининграда...
Литературно-музыкальная композиция "Вечная память героям".
Концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла к празднику Победы. Наш долг - помнить , какой ценой далась нам Победа, чтить память погибших и проявлять неустанную заботу о ветера...
Внеклассное мероприятие по литературе "Ленинградская блокада.Вечная память..."
Внеклассное мероприятие по литературе...
Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!
Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...
А память священна...
В работе представлена информация о защитниках Родины, ушедших на фронт со школьной скамьи и не вернувшихся в своё село. Жители села открыли обелиск в память о них. «Памятник» и «память» - одноко...
Сценарий внеклассного мероприятия «А память священна…»
Данное внеклассное мероприятие посвящено 70-летию Великой Победы. Предназначено для учащихся 6-7 классов.Оно связано с литературным материалом и личными воспоминаниями родителей, бабушек и дедушек, пе...
Стенд "Память священна"
Материал об освобождении станицы Милютинской от немецко-фашистских захватчиков в 1942 году...