Двойная роль букв е,ё,ю,я
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шитова Анжелика Степановна

Урок по теме "Двойная роль букв е,ё,ю,я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eeyuya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                 Тема урока: «Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я»

Цели:

1)  закрепить понятие о буквах е,е,ю,я

2)продолжить формирование навыка  транскрибирования , отработать правильное произношение этих слов

3) формировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях

2) повторить правило правописания разделительных ъ и ь

3) вспомнить знаки препинания в предложениях с однородными членами

        Ход урока:

  1. Лингвистичнская разминка.

 Расставьте ударения в словах:

Августовский, баловать, газопровод, звонит, звонишь, квартал, километр,  поняла, свекла.

Проговорим  вместе, составьте с любыми 3 словами словосочетания (Проговаривают)

        

  1. Синтаксический разбор.

 Еж  нашел ямку в трухлявом пне, натаскал  листьев и устроился на зимовку.

(пов, невосл, простое,двусоставное, распр., осложнено однородными сказуемыми)

Трухлявом –дряблый,рыхлый СловарьВ.И.Даля

  1. Почему предложение простое?                                                                          
  2. Почему двусоставное?
  3. Почему распр.?

(Вопросы отвечающему)

  1. Обратите внимание на слова листьев      

А)какую орфограмму вы видите в этом слове?                                                          

Б) разделительный ьиъ знаки

В)когда же  пишем ъ, а когда ь знаки?

  1. А сейчас прочитаете стихотворение и выполните задание:

Выпишите слова с орфограммой ъ и ь знаки.вставьте пропущенные буквы и объсните данную орфограмму.

Все вокруг об…яты страхом:

Раз…яренный людоед

Об…явил, что с…ест сегодня                                                                            

Замечательный обед.

В сверх…естественной тревоге

Все зверь…е уносит ноги

Даже нес…едобный ежик

С…ежился от страха тоже.

Раз…яренный людоед

Мигом с…ел мешок конфет,

Закусил печен…ем плотно

Он от…явленный злодей,

Но совсем не ест людей

И не трогает животных

Обратите внимание на экран. Верно ли вы выписали слова.

А   какую особенность в этих словах вы еще заметили?

Верно, после ъ и ь знаков гласные е, е,ю,я обозначают два звука.

Пока проверяем, один ученик у доски производит фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова съел

Съел – 1 слог сйэл                                                                                    

С – согл, твердый, глух, звук с обозначен буквой эс

Ъ – звука не обозначает

Е – й –согл, сон, мягкий,    буквы й и и э обозначены буквой е

      Э гл, уд        4б,4зв

Л – согл, твердый,  сонорный звук л обозначен буквой эл

6. Вопрос: почему же буквы е,ё,ю,я называют буквами-актерами?

                Они  играют разные роли

                 Какие  звуки они могут обозначать? Смотрим на экран

Я й+а

Ю й+у

Е й+э

Е й+у

                 В каких позициях данные  буквы обозначают два  звука?

Обратимся к таблице

Обозначает два звука

Обозначает один звук

1.После ъ и ь знаков

например:съезд, вьюга

После согласной буквы


Мел, мама

2.После другой гласной

например: милая,

    3.В начале слова

       Например:

     Еж,елка, яблоко

        

Физкультминутка        

7. Тренировочные  упражнения.

. 1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, ежевика, вишни,  смородина, крыжовник.
Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов гласные е,е, ю,я обозначают два звука

2) к нам приехал зоопарк, но мы должны назвать только тех животных,в названии которых е,е, ю, я обозначают два звука

Еж,  енот, медведь, заяц, собака,тигр, ящерица                                                            

3) Работа по карточкам  й

Лень,Ель, елка, воюет, веялка, день, мед, село,боец,  дуэт, пианино,струя,тюль, поляна,обезьяна                        

8.Тест № 1.

А. Сколько гласных звуков в русском языке?

1) – 8
2) – 9,
3) – 10,
4) – 7,
5) – 6.

Б. Какая гласная буква обозначает 1 звук?

1) – е,
2) – ю,
3) – я,
4) – а.

В. Какая гласная буква обозначает 2 звука?

1) – а,
2) – о,
3) – у,
4) – я,
5) – ю.

Г. Сколько звуков и букв в слове огонь?

1) 5 букв, 5 звуков,
2) 4 буквы, 4 звука,
3) 4 звука, 5 букв,
4) 5 звуков, 4 буквы.

Д. Какая буква не обозначает звука?

1) – а,
2) – э,
3) – ы,
4) – ъ.

Проверим

9.ИТОГ: Какую тему мы повторили?

             В каких случаях е,ё,ю,я обозначают два звука?

             Когда один?

Выставление оценок

10.Домашнее задание:

На уроке изучалась тема «Алфавит»

Наталья Петровна  сказала: «Ребята,  знать алфавит необходимо»

Егор недоуменно   воскликнул: « Наталья Петровна, я считаю, что знать алфавит необязательно, в этом нет никакой надобности!»

«Нет,Егор, ты не прав, потому что…»

Кто прав? Выскажите свое мнение, ответ аргументируйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....