Элективный курс для 9 класса "Создание сжатого изложения"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
В сборнике представлены программа и календарно-тематическое планирование элективного курса «Создание сжатого изложения», рекомендованного к использованию в практике преподавания русского языка в предпрофильных классах Краснодарского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elekt.kursa9_.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Создание сжатого изложения»
Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №28 ст. Еремизино-Борисовской
2013
Программа элективного курса «Создание сжатого изложения»
Программа элективного курса «Создание сжатого изложения»: авторский курс .С.Н.Кирпиченко -Тихорецк , 2012г. -22с.
В сборнике представлены программа и календарно-тематическое планирование элективного курса «Создание сжатого изложения», рекомендованного к использованию в практике преподавания русского языка в предпрофильных классах Краснодарского края
Необходимость предпрофильной подготовки учащихся требует использования элективных курсов для 8-9 класса средней школы, которые бы не только готовили учащихся к успешной итоговой аттестации, но и закладывали основу профильного обучения. Элективный курс «Создание сжатого изложения» предусматривает именно такой подход к изучению материала. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Элективный курс «Создание сжатого изложения» рекомендован к использованию в практике преподавания русского языка в предпрофильных классах Белгородской области на основании решения областного экспертного совета департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования от 23.06. 2009 года
Пояснительная записка
Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы.
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.
Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов.
Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.
Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.
В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
1. | Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). |
2. | Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи. |
3. | Умение обрабатывать информацию звучащего текста. |
4. | Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). |
5. | Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме. |
6. | Умение интерпретировать информацию прочитанного текста. |
7. | Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента. |
8. | Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. |
9. | Умение последовательно излагать собственные мысли. |
10. | Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи. |
11. | Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка. |
12. | Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. |
Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом
В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня развития школьников.
Данный курс рассчитан на 34 часа.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся
От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.
Программа элективного курса " Создание сжатого изложения ".
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. (1ч) 2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) 3.Понятие об изложении . Алгоритм написания изложения. (2ч) 4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) 5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.) 6. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)
7.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
8. Приемы компрессии текста. (5ч)
9. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения (2ч)
10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)
11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)
12. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)
13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»(2ч)
15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч)
16.Проверка и оценка изложения. (1ч)
17.Психологический тренинг « Боремся со стрессом». (1ч)
18.Контрольное изложение. (4ч)
19. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)
20. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.(1ч) Итого – 34 часа
Содержание программы учебного курса
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч) Цели и задачи курса. Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.
2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления». Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на начало обучения.
3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (2ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения (Приложение1) Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением. Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.
4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:
- определить тему текста, - пересказать его содержание, -ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,
-восстановить последовательность эпизодов , -определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста, -каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.
Понятие «авторский стиль изложения». Упражнения для подготовки учащихся к изложению
6. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.) Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста. Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
7. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)
Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.
8.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.
9. Приемы компрессии текста. (5ч)
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч Замены: -замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением; -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; -замена сложноподчинённого предложения простым -1ч Исключения: -исключение повторов; -исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов. Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч. Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч
10.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1)
11.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)
Написание сжатого изложения.
12. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)
13. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч) (Разработка урока дана в пособии И.Д.Морозовой «Виды изложений и методика их проведения», М. «Просвещение», 1984)
14.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:
-содержание изложения, -наличие сжатия исходного текста, -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение2)
Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
15.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч) Рекомендации по квалификации ошибок.
16.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .
17.Проверка и оценка изложения. (1ч)
18.Психологический тренинг « Боремся со стрессом»(1ч)
19.Контрольное изложение. (4ч)
20.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)
21. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(1ч)
Итого – 34 часа
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Дата | Тема | Вид деятельности | Кол-во час |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста». | теоретический практикум , словарная работа конспектирование | 1 | |
2 | Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. | знакомство с образцами КИМов тестирование взаиморецензиро-вание | 1 | |
3 | Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения | составление алгоритма написания изложения | 1 | |
4 | Упражнения для подготовки учащихся к написанию изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его изложением | упражнения, групповая работа информационная переработка письменного текста | 1 | |
5 | Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Анализ текста. | анализ текста | 1 | |
6 | Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста | составление плана текста, абзацное членение текста | 1 | |
7 | Составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению | составление плана текста ,пересказ , разноуровневые упражнения | 1 | |
8 | Подготовка рабочих материалов к изложению текста Выделение микротем. Составление плана. | выделение микротем в тексте, составление плана | 1 | |
9 | Подготовка рабочих материалов к изложению текста Словарная работа. Изложение каждой микротемы . Анализ черновых работ. Исправление недочетов. | словарная работа, изложение, анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения | 1 | |
10 | Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложением. | конспектирование словарная работа | 1 | |
11 | Приемы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. | практикум | 1 | |
12 | Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) | упражнения | 1 | |
13 | Свёртывание исходной информации за счёт замены | упражнения | 1 | |
14 | Свёртывание исходной информации за счёт исключения повторов, синонимов | упражнения | 1 | |
15 | Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии | практикум, групповая работа | 1 | |
16 | Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения | практическая работа. | 1 | |
17 | Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения | самостоятельная работа. | 1 | |
18 | Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом | работа над ошибками. редактирование текста. | 1 | |
19 | Обучающее изложение «Как делаются слова». | обучающее изложение | 1 | |
20 | Обучающее изложение «Как делаются слова». | обучающее изложение | 1 | |
21 | Обучающее изложение «Как делаются слова». | обучающее изложение | 1 | |
22 | Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. | работа с памяткой для анализа изложения | 1 | |
23 | Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» . Речевые ошибки | классификация речевых ошибок | 1 | |
24 | Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Грамматические ошибки | классификация грамматических ошибок | 1 | |
25 | Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. | написание сжатого изложения | 1 | |
26 | Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения | работа над ошибками | 1 | |
27 | Проверка и оценка изложения | анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения | 1 | |
28 | Психологический тренинг « Боремся со стрессом» | тренинг | 1 | |
29 | Контрольное изложение. | контроль знаний и умений | 1 | |
30 | Контрольное изложение. | контроль знаний и умений | 1 | |
31 | Контрольное изложение. | контроль знаний и умений | 1 | |
32 | Контрольное изложение. | контроль знаний и умений | 1 | |
33 | Проверка и оценка изложений. Работа над ошибками | анализ изложений по критериям оценивания сжатого | 1 | |
34 | Итоги учебного курса . Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения. | дискуссия, подведение итогов деятельности | 1 | |
Итого | 34 |
Литература
1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.
2.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2004
4. Долинина Т.А. «Готовимся к государственной итоговой аттестации Русский язык 9 класс: Пособие для учащихся .М: «Русское слово», 2010
5.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.
6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.
7.Морозова И.Д.«Виды изложений и методика их проведения».-М. : «Просвещение», -1984)
8.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2008
9.Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2006.
10.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, -2007
С вариантами спецификаций, кодификаторов и демонстрационных вариантов КИМ можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по адресу:
http://final.ron.rbcsoft.ru/ru/activities/attestation/9/
Приложение 1
Памятка « Как работать над сжатым изложением»
(рекомендации составлены по материалам пособия Морозовой И.Д.«Виды изложений и методика их проведения»)
1.Прочитайте исходный текст, определите его тему и главную мысль, выделите изобразительные средства выразительности.
2.Подумайте, кому будет адресовано ваше сжатое изложение. Какова его задача.
3. Прочитайте текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы (Помните: сколько абзацев, столько микротем).
4.Составьте план сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане).
5.В каждой микротеме выделите главное, подчеркните авторские слова, которые обязательно надо будет включить в новый текст.
6.Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить.
7.Подберите обобщающие слова и предложения.
8.Попытайтесь сжато пересказать текст, пользуясь планом.
9.Изложите сжато каждую микротему на черновике.
10.Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте, вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности!
11.Проверьте:
- есть ли речевые связки между предложениями и абзацами текста,
-соответствует ли абзацное членение микротемам,
-уменьшилось ли количество слов в вашем изложении по сравнению с исходным текстом,
-не нарушилась ли при этом целостность текста.
Все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение?
12. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.
Приложение 2
Основные подходы к проверке и оценке сжатого изложения
При проверке изложений и сочинений необходимо придерживаться определенной классификации речевых ошибок и недочетов. Наиболее оптимальная, на наш взгляд, классификация представлена в пособии: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения / 2-е изд. – М.: Линка-Пресс, 1994. – С. 172-184.
Долгинцева Ирина Михайловна, методист по русскому языку и литературе районного методического кабинета отдела образования управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района Белгородской области, высшая квалификационная категория, тел 8 47 (243) 5-11-31 |
Дессиминация опыта работы:
1.Профессиональные объединения педагогов (материалы из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы Ивнянского района)/ Отв. за выпуск Н.С.Сердюкова ,Бел РИПКППС, 2005- 50с.
2. Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы: Сб.ст/ Сельская школа: духовное возрождение и развитие/ Отв.редактор Н.С.Сердюкова, Белгород: ООО «ГИК»,2006-139с.
3. Разработка мастер-класса «Учимся общаться»: Учебно-метод.пособие / Подготовка методистов-организаторов и школьных модераторов в условиях сетевого взаимодействия муниципальных органов управления и структур системы повышения квалификации педагогических кадров/ Под ред. Е.В.Посохиной, Л.В. Верзуновой и др. , Белгород: ООО «ГИК», 2007-149с.
4. Модель сетевой организации методической работы в образовательных учреждениях Ивнянского района: Инновационная педагогическая школа: сборник материалов из опыта инновационной деятельности педагогов и руководителей образовательных учреждений. Выпуск 1 / отв. ред. Н.М. Савина. – Белгород: Изд-во ООО «ГиК», 2008. - 205с.
5. Рекомендации по подготовке плана работы по самообразованию: Инновационная педагогическая школа: сборник материалов из опыта инновационной деятельности педагогов и руководителей образовательных учреждений. Выпуск 1 / отв. ред. Н.М. Савина. – Белгород: Изд-во ООО «ГиК», 2008. - 205с.
Программа элективного курса «Создание сжатого изложения»
Печатается по решению районного экспертного совета отдела образования управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района
Рецензент: Федорченко П.Ю., доцент кафедры филологического образования Бел РИПКППС,к.ф.н.
Программа элективного курса «Создание сжатого изложения»: авторский курс Долгинцевой И.М, методиста отдела образования управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района. - Ивня , 2009 г -22с.
В сборнике представлены программа и календарно-тематическое планирование элективного курса «Создание сжатого изложения», рекомендованного к использованию в практике преподавания русского языка в предпрофильных классах Белгородской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся
Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....
ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.
Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....
Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения
В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...
Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)
Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...
Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста
Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...