Подготовка к ГИА, 8. 9 класс.
тест по русскому языку (9 класс) по теме

Курилова Марина Валентиновна

Тренировочные задания части А, задание А1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a1_gia.docx13.26 КБ
Файл a2_gia.docx13.14 КБ
Файл a3_gia.docx16.32 КБ
Файл a4_gia.docx14.38 КБ
Файл a5_gia.docx16.28 КБ
Файл a_6_gia.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

А1.

Задание A1 выполняется на основе анализа содержания прочитанного текста. К заданию А1 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.

(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню.

(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён. (15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я  ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр,чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

(20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно и удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

(22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.

(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».

(24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…

 А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?»

1) (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц  или полтора.

2) (3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.

3) (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

4) (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.  

Как решить такое задание?

Шаг 1. Сжать содержание текста в одно-два предложения.

Вот что у нас получается: "Рассказчик долго читал взятую в библиотеке книгу,  она приносила ему радость, ведь шла война, а книга  рассказывала о мирном времени".

Шаг 2. Ответ на вопрос. В нашем предложении уже содержится ответ на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?» - "В тяжелое военное время книга рассказывала о мире". Находим, в каком из вариантов говорится приблизительно о том  же?  В ответе 3. Именно в этом предложении говорится о затянувшейся войне  и желании прикоснуться к чему-то мирному ( помним текст целиком).



Предварительный просмотр:

А2

 (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.

(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню.

(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён. (15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я  ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр,чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

(20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно и удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

(22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.

(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».

(24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоянство» (предложение 9).

1) неизменность

2) верность

3) твёрдость

4) неподвижность

Как решить такое задание?

Шаг 1. Подставить в соответствующее предложение (в нашем примере предложение 9) каждый из вариантов. Что у нас получается?

1) (9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о неизменности?  

2) (9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о верности?

3)(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о твердости?

4)(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о неподвижности?

Шаг 2. Вспоминаем контекст. О чем говорится в предыдущих и последующих предложениях? О том, что война временна, а мир постоянен. Временна - значит, проходит. Постояннен - значит, неизменен. Следовательно, это будет ответ номер 1.



Предварительный просмотр:

А3

Задание А3 проверяет умение опознавать в тексте  средства выразительности  русской речи (эпитет, олицетворение, метафору, сравнение).

(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.

(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню.

(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён. (15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я  ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр,чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

(20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно и удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

(22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.

(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».

(24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…

А3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.

4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

Что нужно знать, чтобы решить такое задание?

 Конечно, нужно знать, что же такое эпитет, и по каким признакам его можно обнаружить в тексте.

Эпитет - определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности (лит.).

По каким признакам искать эпитет?

 Мы помним, что определения в русском языке преимущественно выражаются именами прилагательными (отвечают на вопрос какой?). Кроме того, такое определение должно быть образным. Это значит, что прилагательное, скорее всего, будет употреблено в переносном значении. Определения типа "деревянный" стол или "кирпичный" дом эпитетами являться не будут.

Как решить такое задание?

Шаг 1. Находим все определения- прилагательные в предложениях.

1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.

4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

Шаг 2. Определяем, какое из них употреблено в переносном значении.

Довоенный- Существовавший до войны (прямое значение).

Театральный - Относящийся к театру (прямое значение).

Маленький - Небольшой по размерам (прямое значение).

Разный - Неодинаковый, несходный в чём н. (прямое значение).

Волшебный - Действующий волшебством, перен. пленительный.

Безмерный - Огромный, безграничный (прямое значение).

Облачный -  Покрытый облаками (прямое значение).

Итак, правильным ответом будет слово "волшебная", вариант 4.

Помимо эпитета, в задании иногда требуется найти предложение, в котором содержится олицетворение.

Что нужно знать, чтобы решить такое задание?

 Конечно, нужно знать, что же такое олицетворение и по каким признакам его можно обнаружить в тексте.

Олицетворение - состоит в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных, например спит трава.

По каким признакам искать олицетворение?

Скорее всего, это  глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы.

 Как решить такое задание?

Шаг1. Находим все глаголы в предложениях.

1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.

2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.

4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

Шаг 2. Проверяем, какой из них употреблен в переносном значении, причем переносит свойства живого существа (обычно человека) на неживой предмет. Очевидно, это вариант 3- книга "разговаривала".

Еще одним вариантом задания 3 может быть формулировка "Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение".

Что нужно знать, чтобы решить такое задание?

 Конечно, нужно знать, что же такое сравнение и по каким признакам его можно обнаружить в тексте.

Сравнение - Образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому.

По каким признакам искать сравнение?

Скорее всего, мы обнаружим сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ. Например, взлетел  как  птица. Возможен вариант, когда союзы отсутствуют, но существительное стоит в форме творительного падежа, например взлетел птицей.

 Как решить такое задание?

Шаг1. Находим один из союзов как, словно, будто, точно в предложениях.

1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.

2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.

4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

Шаг 2.  Проверяем, уподобляется ли одно явление другому: читал книгу - глотал мороженое. Очевидно, это вариант 4- "точно глотал вкусное мороженое".

 Наконец, в задании А3 иногда требуется найти предложение, в котором содержится метафора.

Что нужно знать, чтобы решить такое задание?

 Конечно, нужно знать, что же такое метафора и по каким признакам ее можно обнаружить в тексте.

Метафора - перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства, другими словами, это скрытое сравнение,  союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует.

По каким признакам искать метафору?  Метафора основана на переносном значении слова и уподоблении двух явлений.

Как решить такое задание?

Шаг1. Находим слова в переносном значении.

1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.

2) Может, эта книжка была маленьким островком  мира в море войны?

3) Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи.

4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

Шаг 2.  Проверяем, уподобляется ли одно явление другому: книга уподобляется острову, война - морю. Очевидно, правильный ответ- вариант 2.

 



Предварительный просмотр:

                                                        А4

Как выглядит задание?

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ согласный звук [т] является  непроизносимым.

2) В слове ВХОДЯ первый звук – [ф].

3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена

буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.

 Что нужно знать и как действовать, чтобы решить такое задание?

1. При стечении трех и более согласных слове один из них не произносится. Это такие сочетания, как стн, здн, стл, вств, нтск, ндск в словах доблестный, поздно, счастливый, здравствуйте, дилетантский, голландский и т.п. Как правило, достаточно произнести слово обычным образом и прочитать его побуквенно, чтобы стало ясно, есть ли в нем непроизносимый согласный. В нашем примере  слово НЕИЗВЕСТНЫХ произносится как НЕИЗВЕ[СН]ЫХ, следовательно, утверждение  "В слове НЕИЗВЕСТНЫХ согласный звук [т] является  непроизносимым " верно.

2. При стечении парного глухого и звонкого согласных  оба они произносятся как звонкие, т.е. глухой перед звонким озвончается. Это можно выразить формулой Г+З=ЗЗ, где Г- парный глухой, З - звонкий.

Если же рядом оказываются парный звонкий и глухой, то  оба они произносятся  как глухие, т.е. звонкий перед глухим оглушается. Это можно выразить формулой З+Г=ГГ, где З- парный звонкий, Г- глухой.

 Иными словами, в русском языке могут идти подряд  только звонкие (ЗЗ) или глухие (ГГ), но не могут ЗГ или ГЗ.

Кроме того, в русском языке не может оказаться парный звонкий на конце слова.

 В нашем примере не могут идти подряд  парный звонкий [в] и  глухой [х]. Они оба должны быть глухими, т.е. [в] должен оглушиться в [ф]. Из сказанного следует, что утверждение «В слове ВХОДЯ первый звук – [ф]» верное.

3.Обозначение на письме мягкости согласных буквами ь, е, ё, ю, я. Указанные буквы обозначают мягкость парных по мягкости-твердости согласных. Если согласный непарный (ш, ж, ц, ч, щ, й), то  буквы  ь, е, ё, ю, я  его мягкость на письме не обозначают! [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые; [ч’],[щ’],[й’] - всегда мягкие.

Звук [н’] парный по мягкости- твердости ([н’] - [н]), следовательно,  суждение «В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)»  верно.

4. На различие между количеством букв и количеством звуков влияют:

1)     буквы  ь , ъ, которые звука не обозначают (ставим знак «-»).

2)     буквы е,ё,ю,я, которые обозначают 2 звука не после согласных (ставим знак «+»).

3)     непроизносимый согласный («-»).

4)     удвоенный согласный («-»).

5)     сочетания сш, зш, сж, зж, сч, зч, тч, дч, тс, дс, тц, дц, которые обозначают один долгий звук («-») .

В нашем примере в слове есть буква «ь» (+) и «ё» (-). Следовательно, количество букв и звуков одинаковое, утверждение «В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв» неверно. Это и есть искомый ответ.

                                           Задания на тренировку

1.Укажите ошибочное суждение.

1)      В слове КОСТНЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.

2)      В слове ПОРОГ есть звук [К].

3)      В слове РОЖЬ мягкость согласного на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)      В слове ЁЖИК звуков больше, чем букв.

 2.Укажите ошибочное суждение.

1)      В слове ПОЗДНО  есть буква, обозначающая непроизносимый звук.

2)      В слове БАГАЖ есть звук [ш].

3)      В слове МЫШЬ мягкость согласного [ш] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)      В слове ЛИСТЬЯ звуков столько же, сколько букв.

 3.Укажите ошибочное суждение.

1)      В слове  БЕЗУЧАСТНЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.

2)      В слове РОБКИЙ есть звук [п].

3)      В слове НОЧЬ мягкость согласного [ч] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)      В слове ВОЕТ звуков больше, чем букв.

 4.Укажите ошибочное суждение.

1)      В слове ВЛАСТНАЯ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.

2)      В слове ЭКЗАМЕН есть звук [г].

3)      В слове ВЕЩЬ мягкость согласного [щ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)      В слове ВЪЕЗД букв столько же, сколько звуков.

 5.Укажите ошибочное суждение.

1)      В слове КОРЫСТНЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.

2)      В слове ФУТБОЛ есть звук [т].

3)      В слове ЛЕЖАЛ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Е.

4)      В слове БУЛЬОН букв столько же, сколько звуков.

 6.Укажите ошибочное суждение.

1)      В слове ПРЕЛЕСТНАЯ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.

2)      В слове ЛОВКИЙ есть звук [в].

3)      В слове МОЛЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)      В слове ВОРОБЬИ букв столько же, сколько  звуков.



Предварительный просмотр:

                                                                                      А5

Как выглядит задание?

Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) подивилась              2) вклинилась

3) касаются                    4) написал

Как решать?

1.Вспомнить, какие бывают корни с чередованиями.

ЗАР-ЗОР            ГАР-ГОР               КЛАН-КЛОН      ТВАР-ТВОР               ЛАГ-ЛОЖ

КАС-КОСН     РАСТ-РАЩ-РОС     СКАК-СКОЧ        МАК-МОК          РАВН-РОВН

ПЛАВ-ПЛОВ    БИР-БЕР                ДИР-ДЕР          МИР-МЕР           ПИР-ПЕР

ТИР-ТЕР          СТИЛ-СТЕЛ           БЛИСТ-БЛЕСТ   ЖИГ-ЖЕГ          ЧИТ-ЧЕТ

Примечание. Корни с чередованием -мир-мер- имеют омонимы, т.е. корни, которые пишутся и читаются так же, но имеют другое значение и соответственно подчиняются другим правилам правописания. Корни  с чередующимися гласными употребляются в словах умирать- умереть, замирать–замереть и т.п.  А в корнях таких слов, как примирять-примерять гласные проверяются ударением: примирять -мир, примерять- примерка.

 2. Далее выполнить задание не составляет труда. Находим слова с корнем из приведенного  списка. Это слово касаются с корнем кас-.

Возможны  также другие варианты формулировки задания.

Укажите слово с проверяемой гласной в корне.

1)      проложил                             2)      весёлый

3)      документ                             4)      традиция

В этом случае сначала нужно найти и отбросить слова с чередующимися гласными, а к оставшимся попытаться подобрать проверочное слово, чтобы гласная стояла под ударением. Отбрасываем слово проложил, т.к. в нем корень с чередующейся гласной  -лож-, затем проверяем оставшиеся.

Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.

1)      зарастал                                   2)      увядает

3)      подарил                                   4)      коридор

Решается аналогично предыдущему.  В слове зарастал – корень с чередующейся гласной, к слову увядал можно подобрать проверочное слово увял, к слову подарил подбираем проверочное слово подарок

1.Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      небесный                                 2)      махнуть

3)      озарить                                    4)      апельсины

2.Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      издалека                                     2)      загореться

3)      запах                                          4)      бананы

3. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      поклонялся                              2)      долина

3)      закаляться                                4)      витрина

4. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      неукротимый               2)      творение

3)      орошение                     4)      велосипед

5.Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      маршрут                        2)      очарование

3)      поглощать                     4)      слагаемое

6. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      притяжение                  2)      прикосновение

3)      разъяренный                4)      рекорд

7. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      выращивать                      2)      загрохотать

3)      зерно                               4)      бинокль

 8. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      зонты                              2)      деревянный

3)      вскочить                         4)      велосипед

9. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      маршрут                       2)      вымокли

3)      каменистый                  4)      миролюбивый

10. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      гроза                           2)      подровнял

3)      гнездо                         4)      хризантема

11. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      лепесток          2)      дожди

3)      плывун            4)      домашний

12. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      соберусь              2)      раздражение

3)      заплатить             4)      гравюра

13. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      выпечка                     2)      винегрет        

3)      благословить             4)      сдирал

14. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      помирился        2)      замирал

3)      афоризм            4)      амплитуда

15. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      примерял       2)      показание

3)      заперся          4)      извините

16. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      враждовать              2)      возрождение

3)      фигура                    4)      протереть

 17. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      бродить                   2)      бежать

3)      подстелить              4)      ромашка

18. Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      тяжёлый            2)      блистать

3)      схватить            4)      маршрут

19.Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      блеснул                      2)      столбы

3)      мандарины                 4)      минута

20.Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      выжегший                 2)      возить

3)      водянистый                4)      стрекоза

21.Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      тропа                     2)      течение

3)      сжимал                 4)      помидоры

22.Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      вовремя                 2)      взбодриться

3)      начинать                  4)      упражнение

23.Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      вблизи                          2)      вычитать

3)      варенье                         4)      терраса

24.Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      заглядеться                  2)      занимательно

3)      цвета                           4)      рекорд

25.Укажите  слово с чередующейся гласной в корне.

1)      холмистый                   2)      ходить

3)      перила                         4)      напоминать

26. Укажите  слово с проверяемой гласной в корне.

1)      спасательный            2)      отклонить

3)      срастись                   4)      котелок

27.Укажите  слово с проверяемой гласной в корне.

1)      сравняться                    2)      снопы

3)      притворить                  4)      квартира

28. Укажите  слово с проверяемой гласной в корне.

1)      календарь                2)      обмакнуть

3)      пловец                   4)      разгадать

29.Укажите  слово с проверяемой гласной в корне.

1)      сравняться            2)      картофель

3)      собирать               4)      приносить

30. Укажите  слово с проверяемой гласной в корне.

1)      запереть                       2)      прошагать

3)      вытирать                      4)      капуста

31. Укажите  слово с непроверяемой гласной в корне.

1)      посадить                 2)      прикасаться

3)      командир               4)      предлагать

32.Укажите  слово с непроверяемой гласной в корне.

1)      гербарий             2)      проберусь

3)      замирать             4)      показаться

33.Укажите  слово с непроверяемой гласной в корне.

1)      расположить               2)      готовить

3)      вырос                       4)      появиться

34. Укажите  слово с непроверяемой гласной в корне.

1)      поплавок                  2)      вагон

3)      подровнял                4)      виноватый

35. Укажите  слово с непроверяемой гласной в корне.

1)      обмереть                 2)      упираться

3)      ослепительный           4)      витрина



Предварительный просмотр:

А 6

 В каком слове правописание приставки определяется её значением –«приближение»?

1) пришли                       2) привычный

3) прикрыла                   4) прислушалась

 Как решать?

В задании проверяется умение определять тип приставки. Если речь идет о приставке ПРИ-, как в данном задании, то следует вспомнить, какие значения она вообще имеет.

1)приближение, можно спросить к кому? чему? (например, приехать к родителям, приплыть к берегу, прибежать к дому, прийти к другу, прискакать, прилететь и т.п.);

2)присоединение, можно спросить к чему? (например, привязать к забору, прикоснуться к цветку, прикрепить, приколоть, прилепить, приклеить и т.д.);

3)неполнота действия, или чуть-чуть (например, привстать, привскочить, прикрыть, приоткрыть, притворить и т.д.);

4)пространственная близость, или находящийся около чего-либо (например, придорожный, приморский, пришкольный, Приуралье).

1. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «присоединение»?

1)      прибор                      2)      приусадебный

3)      прикрепить               4)      приоткрыть

2. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «приближение»?

1)      прилететь                   2)      приукрасить

3)      притворный               4)      привратник

  3. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «расположение вблизи»?

1)      притязание                  2)      прилежный

3)      прикрутил                   4)      привокзальный

4. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «неполнота действия»?

1) приозерный                      2) привязать

3) привскочить                   4) приоритет

Возможен вариант задания, в котором нужно определить значение приставки ПРЕ-

 В каком слове правописание приставки определяется её значением –«высокая степень качества»?

1) презентация                     2) презирать

3) превращение                   4) пренеприятный

 Вспоминаем, что приставка ПРЕ- имеет следующие значения:

1)      высокая степень качества,  можно заменить словом «очень» (например, пребольшой, прехорошенький, престрашный и т.д.)

2)      «через», «по-иному», «пере-» (например, «по-иному»: превращать, преобразовать; «через»: преступать;  «пере-»: прервать, пресечь, преломить и т.д.).

1. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «высокая степень качества»?

1)      презент                      2)      пребольшой

3)      прервать                   4)      премьера

2. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «высокая степень качества»?

1)      престол                       2)      презирать

3)      предлинный                4)      преломление

3. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «по-иному», «пере-»?

1)      препятствие                  2)      престранный

3)      преобразовать               4)      прельстить

4. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «по-иному», «пере-»?

1)      претензия                     2)      преуспевать

3)      превращать                   4)      презирать

5. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «по-иному», «пере-»?

1)      предобрый                    2)      пресечь

3)      президиум                   4)      премилый

6. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «по-иному», «пере-»?

1)      беспрерывно               2)      препарат

3)      прежирный                 4)      премированный

7. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «по-иному», «пере-»?

1)      прелюдия                     2)      беспрестанно

3)      прежестокий               4)      пренебречь

8. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «по-иному», «пере-»?

1)      прелестный2)      презабавный

3)      непременно        4)      прелый

 Возможен вариант задания, который проверяет умение различать неизменяемые приставки (т.е. такие, которые всегда пишутся одинаково) и приставки, оканчивающиеся на –з или –с, правописание которых зависит от последующего согласного.

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      растворять                      2)      пересданный

3)      восторжествовать            4)      низкий

Вспоминаем, что единообразно пишутся приставки: В- , ВО- , ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО-, О-, ОБ-, ОТ-, ПА-, ПАРА-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПОДО-, ПРА-, ПРЕД-, ПРО-. Особое внимание уделяем приставкам ДИС-, С- .

 Что касается приставок, оканчивающихся на –з или –с, то их правописание зависит от последующего согласного: перед глухим пишется с, перед звонким – з. Другими словами, написание их может быть двояким.

Кроме того, помним, что в тесте  могут встретиться слова вовсе без приставок.

 В нашем примере в слове растворять приставка рас- оканчивается на –с, то есть зависит от последующего согласного; в словах восторжествовать и низкий приставок нет, в слове пересданный 2 приставки: пере- и с-, которые пишутся единообразно всегда. Это  и есть верный ответ.

1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      подшить                       2)      вскружить

3)      отравление                   4)      подумать.

2. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Конечные согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      подвижный                  2)    бесшумный

3)      представить                 4)      истратив

3. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Конечные согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      взмахнуть                    2)      встревожиться

3)      отчизна                      4)      отрезок

4. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Конечные согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      растворять                           2)      отбить

3)      восторжествовать                4)      низкий

5. В каком слове правописание согласной в приставке НЕ зависит от последующего согласного звука?

1)      расспросить              2)      чрезмерный

3)      истратив                   4)      несбалансированный

6. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на –З и – С перед звонкими пишется З, перед глухими С»?

1)      чересполосица              2)      нисходящий

3)      изгнать                        4)      несдержанный

7. В каком слове правописание приставки НЕ определяется правилом: «Конечные согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      вскрикнуть                    2)      поддержка

3)      обставить                       4)      отгул

8. В каком слове правописание приставки НЕ определяется правилом: «Конечные согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      подвернуть           2)      растопить

3)      обвести                4)      надстроить

9. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

1)      испортить                   2)      пересдать

3)      несдобровать              4)      обтекаемый

10. В каком слове правописание приставки ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на –З и – С перед звонкими пишется З, перед глухими С»?

1)      воспоминание                2)      несговорчивый

3)      сделка                            4)      подбежать

11. В каком слове правописание приставки ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на –З и – С, перед звонкими пишется буква, обозначающая звонкий согласный»?

1)      бесцветный                          2)      безвкусный

3)      обвить                                  4)      низшая

12. В каком слове правописание приставки ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на –З и – С, перед глухими пишется буква, обозначающая глухой согласный»?

1)      бесцеремонный               2)      несжатый

3)      мировоззрение              4)      оттолкнуть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение качественной подготовки выпускников 9,11 классов к ГИА, ЕГЭ. Повторение на уроках русского языка как форма подготовки к ГИА.

Успешная подготовка к ЕГЭ может и должна начинаться не только в старших классах, но и значительно раньше (в 5-9 классах) и проводится на основе текстов небольшого объема.    Задан...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике».

Материал подготовлен к семинару   «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»...

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...

Рабочая программа, "Основы военной подготовки", для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов.

Рабочая программа, "Основы военной подготовки" для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов, внеурочная деятельность....

Статья 1 "У Вас в классе - особый ребенок" К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования

laquo;У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)...