урок ФОНЕТИКА И ГРАФИКА
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Фонетика. Графика
ЦЕЛЬ: систематизировать знания, умения и навыки учащихся по фонетике, правописанию гласных и согласных в корнях и приставках.
ХОД УРОКА.
1. Карточки (фонетический разбор слов осень, любовь, молотьба).
Какие фонетические особенности русского языка отразились в этих словах? (двойная роль букв Е, Е, Ю, Я; замена одного гласного звука другим в слабой (безударной) позиции; оглушение и озвончение согласных звуков).
- Выясняем, о каком звуке (гласном или согласном) идет речь.
- Определяем позицию (сильную или слабую) звука в слове.
- Выбираем правильный ответ, учитывая возможные фонетические процессы.
2. Вспоминаем правило написания парных согласных звуков в русском языке.
Приводим примеры, записываем несколько слов:
НАВСТРЕЧУ УРАГАНУ, ИДТИ НА ВСТРЕЧУ, КОЛОННА АВТОМАШИН, НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ, ГЕРБ ГОРОДА, ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДЕЛКИ,
- Какие согласные называются непроизносимыми?
Записываем слова ЛЕСТНИЦА, ЧУВСТВО, БЛЕСТНУТЬ, РОВЕСНИК, СВЕРСТНИК,
Во время работы можно использовать таблицы.
Сильная позиция согласного | Примеры(глухие согласные) | Примеры(звонкие согласные) |
Перед гласным | тени | дома |
Перед сонорным (звонким непарным) согласным | плен | книга |
Перед В | квота | свекла |
Звонкий перед звонким |
| где, здоровье |
Глухой перед глухим | степь.школа |
|
Слабая позиция согласного | Процесс изменения | Примеры |
В абсолютном конце слова | Оглушение парного звонкого согласного | дуб |
Звонкий парный пред парным глухим согласным | Оглушение парного звонкого согласного | пряжка |
Глухой парный согласный перед парным звонким | Озвончение парного глухого согласного | вокзал |
3. Вспоминаем другие языковые процессы:
СМЯГЧЕНИЕ:
- перед -ь-
- перед гласными е, е, ю, я
- перед непарными мягкими согласными согласные – к, н, р-
- согласные перед мягкими согласными
ОТВЕРДЕНИЕ: мягкий согласный перед твердым
УПРОЩЕНИЕ ГРУПП СОГЛАСНЫХ, СОСТОЯЩИХ ИЗ 3-4 БУКВ, ИЛИ ВЫПАДЕНИЕ
СОГЛАСНОГО (вств, стн, рдц, лнц)
УПОДОБЛЕНИЕ (АССИМИЛЯЦИЯ) СОГЛАСНЫХ ПО МЕСТУ ОБРАЗОВАНИЯ (сч – щ, зч – щ, сш – ш, сж – ж, зж – ж )
УПОДОБЛЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ( изменения сочетаний -тся -ться- в глагольных формах)
ИЗМЕНЕНИЕ СОЧЕТАНИЯ - ЧТ-
СОКРАЩЕНИЕ ГРУПП ОДИНАКОВЫХ СОГЛАСНЫХ
Представляем вниманию учеников слова, которые выведены на экран, написаны на доске или распечатаны, и просим распределить их по группам в соответствии с языковым прцессом, встречающимся в каждом слове:
Здраствуй, счастье, катиться, что, ванна, чтобы, садится, грузчик, тростник, сшить, солнце, изжить, волноваться, трасса, нечто, сердце, тростник.
4. Изменение гласных в языковом потоке.
СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ ГЛАСНОГО – БЕЗУДАРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
Подберите пару к словам с безударной гласной:
Просв_щение, посв_щение, препод_вание, обв_ла глазами, обв_ла платок, нав_вать воспоминания, зав_вать волосы, обл_котился, разр_дить ружье, подр_жать, погл_щается.
ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ -Е, Е, Ю, Я -
ОБОЗНАЧАЮТ ОДИН ЗВУК И МЯГКОСТЬ ПРЕДЫДУЩЕГО СОГАСНОГО:
После согласного ( мел, плел, люк, мяч).
ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА:
- В начале слова;
- После -ь- и -ъ-;
- После гласных.
- Выберите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
БЬЕТ, УВЯДАТЬ, СОРЕВНОВАНИЕ, БУЛЬОН, ЛЮБОВЬ, РАЗГОРАЕТСЯ, ПЕРИЛА
Упр.728
5. Проверочная работа.
Ученики записывают только ответы на вопросы.
- Раздел науки о языке, изучающий звуки...
- Звуки речи делятся на...
- Гласные бывают...
- Буквы, которые не обозначают звуков...
- Последняя буква в слове ЗУБ обозначает звук...
- Сколько букв и звуков в слове ЕЛЬ?
- Верно ли, что в слове ДОМОЙ все согласные звонкие?
- Какими звуками различаются слова МАЛ и МЕЛ?
- Верно ли, что в слове ТЕНЬ 4 звука?
- Какой звук обозначает буква -Т- в слове ОТБОР?
- В слове ПОЕТ звуков больше, чем букв?
- В слове ЛАВКА какой звук обозначен буквой -В-?
- В слове БЛЮДО какой звук обозначен буквой -Ю-?
- В слове ЯБЛОКО сколько мягких согласных?
- Сколько звонких согласных в слове ЯБЛОКО?
- Сколько звонких согласных в слове ЗВЕРЬ?
- Верно ли, что в слове ЧЕСТНЫЕ количество букв и звуков совпадает?
- Сколько глухих согласных в слове ЛУНОХОД?
- В слове ЕЖ сколько звуков?
- Если прочитать звуки слова ДОГ наоборот, получится...
- В слове ПЛАТЬЕ сколько гласных звуков?
6. Итоги занятия.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетика,орфоэпия,графика һәм орфография буенча белемнәреңне тикшерү
Бирелгән дидактик материал укучыларның мөстәкыйль эшен оештыру өчен кулланыла....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Повторение и обобщение темы "Фонетика. Орфография.Графика."
Данный урок предназначен для повторения и обобщения изученного по теме "Фонетика. Орфография. Графика" в 5 классе по учебнику русского языка под редакцией Ладыженской и Баранова....
Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». Самоанализ урока
Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока....
Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (продолжение темы).
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Фонетика. Орфэпия. Графика". Присутствуют все необходимые этапы урока. Проверка домашнего задания способствует актуализации знаний учащихся. Повторение и обобще...
Конспект урока "Фонетика.Графика.Орфография" 5 класс
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Фонетика.Графика.Орфография"...
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".
Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....