Занимательная грамматика
презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме

Тухбатуллина Ляйсан Хурматулловна

Занимательный  материал  по  орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zanimatelnaya_grammatika.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательная орфография! Материал для занятий кружка «Законы русской орфографии». Учительница Тухбатуллина Л.Х

Слайд 2

Безударные гласные в корне слова Безударных гласных много, Значит, нам нужна подмога. Что же делать? Где решенье? Букву ставь под ударенье. Ты за нами поспевай, Смело слово изменяй. Ну а если очень сложно, Посмотреть в словарик можно.. З..л..нела на п..лянке И густой была тр..ва. Ясно даже обезьянке, Как проверить все слова.

Слайд 3

А теперь потренируйся: За р..кой был лес. Кор..тышки делали из к..ры лодочки, переплывали через реку и х..дили в лес за гр..бами, за яг..дами, за ..рехами. Гр..бы к..р..тышки п..лили п..лой под к..решок и т..щили по кусочкам д..мой. (По Н.Носову)

Слайд 4

Правописание согласных в корне Ре..кий ветер и моро.., Даже ду.. в лесу замёр.. . Здесь опять нужна сноровка. Действуй верно, действуй ловко. Сомневаешься? Не трусь. За согласной встанет пусть Гласный. Сразу мы услышим Чёткий звук. Готово? Пишем !

Слайд 5

А теперь потренируйся: Я со всеми нынче гру.., Очень сильно ноет зу.. . Я не ем ни хле.., ни су.., Потому что ноет зу. . Но об этом я молчу, Ведь в больницу не хочу. Вдруг поможет шокола..? Я бы был бы очень ра.. . Или сла кая вода? О как больно, вот беда! Не могу терпеть совсем, Лучше леденцов поем. Ой-ой, больше не могу! Всё. К врачу сейчас бегу.

Слайд 6

Правописание гласных О – Е после шипящей в корне слова Вот вам совет весёлый, бодрящий: В корне слова после шипящей Под ударением слышится что? Слышится О. Пишется Ё. ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ

Слайд 7

А теперь потренируйся: Плачет принцесса, одетая в ш..лк, А глупый король не возьмёт никак в толк, В чём слёз тех причина и что за беда. И мечется бедный туда и сюда. Придворные ш..потом держат совет, Ведь явных причин для истерики нет. Быть может, растрёпана ч..лка, А может, ужалила пч..лка? Принцесса на ухо шепнула врачу: - Крыж..вника ж..лтого очень хочу.

Слайд 8

Все в ш..ке и держат семейный совет – Крыж..вника ж..лтого в городе нет. В чащ..бу лесную гонец поскакал, За речкой крыж..вник он вдруг увидал. По ж..рдочке узкой, качаясь, прош..л, Но рад,что крыж..вник принцессе наш..л. Принцесса, надев шерстяной капюш..н, Гонца ожидая, взошла на балкон. Из ч..рного леса примчался гонец, Крыж..вник привёз, тут и сказке конец. Король восхищён, он без памяти рад. На блюде гонцу он несёт ш..колад. И в щ..чку принцесса целует его. Король промолчал, не сказал ничего. Кто командует корнями?

Слайд 9

Чередующиеся корни От чего зависит написание гласной в корнях с чередованием. Командует суффикс –А-.-КОС- (-КАС-) На урок пришли в наш кпасс Корень –КОС- и корень –КАС-. Суффикс –А- примчался мигом, Оглушил всех громким криком: - Где вы, где вы, корень –КАС-? Не могу я жить без вас! Если после корня –А-, С корнем –КАС- пиши слова.

Слайд 10

-ЛАГ- (-ЛОЖ-) Предположим, корень –ЛОЖ- Вышел в дождик без калош. Простудился, это ясно. Состояние ужасно. ПоЛОЖили на кроватку, Как теперь ему несладко. ПредЛОЖили мазь, уколы, Пропускает бедный школу. А вот умный корень –ЛАГ- Суффикс –А-, как будто флаг, За собою развернул И ни разу не чихнул. ПоЛАГаю, ясно, дети, Как писать вам корни эти?

Слайд 11

-РАСТ- (-РАЩ-), -РОС- командуют согласные звуки Вот проблема, вот вопрос: Как писать мне –РАСТ- и –РОС-? Делать вывод я горазд: В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ- Буква А, а в корне –РОС- Буква О, и снят вопрос. ИСКЛЮЧЕНИЯ: Ростислав живёт в Ростове. Кто он, кто он? Ростовщик. И росток в горшочке новом К исключениям привык. “Отрасль” - веточка, побег, Устарело в новый век.

Слайд 12

Открываем новый лист, Вот вам корни - БЛЕСТ- и - БЛИСТ -. Дальше будет ещё круче, С Е и И корней там куча. Разлетятся они вмиг: Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -. Ах, досада! Упустил! Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-. Приведём-ка их к порядку, Всех запишем мы в тетрадку.

Слайд 13

Будут столбиком стоять, Мы же будем повторять: -бер-бир-; -пер-пир-; -дер-дир-; -тер-тир-; -мер-мир-; -стел-стил-; -блест-блист-; жег-жиг-.

Слайд 14

Внимание! Внимание! В корнях с чередованием Пишем И, взглянув сперва, Есть ли после корня –А-. Если нет, твоё решенье? - Пишем Е без промедленья.

Слайд 15

Командует смысл -РОВН- (ровное, прямое, гладкое: ровная дорога) -РАВН- (одинаковое: равны по весу) -МОК- (пропитаться жидкостью: сапоги промокают) -МАК- (окунуть в жидкость: макать перо в чернила)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Занимательная грамматика"

Актуальность работы в школе кружка "Занимательная грамматика" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени...

Факультативный курс "Занимательная грамматика"

Предлагаемый курс поможет учащимся расширить свои знания по истории русского языка, повысить уровень грамотности, культуры речи, расширить общий и лингвистический кругозор....

Путешествие в страну "Занимательной грамматики"

обобщение по изученным ранее буквам, умение делать звукобуквенный анализ слов....

Занимательная грамматика (изучение настоящего простого времени)

разнообразные задания на закрепление настоящего простого времени...

Тема внеклассного мероприятия: Час занимательной грамматики

 На нашем занятии мы проверим своё языковое здоровье. В этом нам поможет «Лингвопункт», в котором работают прекрасные специалисты: врач-окулист, лор-врач, логопед, психолог. Их задач...

Программа кружка "Занимательная грамматика" (6 класс)-34ч.

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные ...

Внеклассное мероприятие "Занимательная грамматика"

https://docs.google.com/document/edit?id=1Fz0H_hsPIwRonvrwwPhL61gYlWQmA3r8W6neyzRbXEU&hl=ru&pli=1...