Урок "Антонимы" 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Бокова Наталья Владимировна

Урок по теме "Антонимы" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  в 5 классе « Антонимы»

(по системе Эльконина-Давыдова)

Цели : - повторить сведения об антонимах, полученные в начальной школе

            -  углубить знания  об антонимах

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Новая тема. Введение понятия об антонимах как одном из типов связи.

Обсуждение в группах

-У вас на партах - карточки с парами слов. Распределите пары слов по группам, выявляя смысловые связи между словами. Установите закономерность. Работаем в парах

1.великий-ничтожный

2.гордость-скромность

3.фальшивый-поддельный

4.истина-ложь

5.утрата-потеря

6.роскошь-богатство

7.старинный-древний

             Отчет  о проделанной работе. Сколько групп у вас получилось? На основании какого общего признака вы проводили классификацию?

1.великий-ничтожный                                               3.фальшивый-поддельный

2.гордость-скромность                                              5.утрата-потеря

4.истина-ложь                                                             6.роскошь-богатство

                                                                                     7.старинный-древний

- Обратите внимание на слова, которые не соответствуют модели синонимов. Я их выписала на доску. Пары этих слов объединены общим признаком. Каким? (Это слова с противоположным смыслом)

- Как называются противоположные по смыслу слова? (Антонимы)

- Хорошо, запишем термин «антоним» в тетрадь. Я думаю, что вы мне можете помочь в объяснении этимологии слова. Из какого языка пришло это слово? Вспомните слова, которые похожи по звучанию на это слово.(омоним, синоним). Слово антоним похоже на слова синоним, омоним. Чем? (У всех у них одинаковая вторая часть)

— Что означает вторая часть этих слов-терминов?

(онима - по-гречески означает — имя, слово)

— А если к этому ещё добавить первую часть анти (что значит против, противоположный), то и получится слово антоним.

Интересные слова в русском языке!

Какая общая часть есть у этих слов? Что она обозначает?

                                                онима - имя (латинск. яз.)

В русском языке очень много слов с латинской частью «анти».

                                     антоним                               анти - против

антипатия

антисанитария

антициклон

- А теперь назовите тему сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют тему урока.)

- Целеполагание: Что мы должны узнать сегодня на уроке? Чему научиться? (Учащиеся формулируют цель урока. Учитель дополняет ответы учащихся.)

- Что вы узнали об антонимах в начальных классах?

3. Выборочное письмо. По парам.

-Я читаю предложение, вы находите пары слов, которые соответствуют модели антонимов, и выписываете их.  Кстати, такие пары слов называются «антонимическими парами».

Любишь брать - люби и отдавать.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Неверный друг - опасный враг.

Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

На чужом  несчастье счастье не построишь.

Битый небитого везет.

Какую закономерность вы увидели, выписав антонимические пары? Обратите внимание на последние пары, чем они отличаются от остальных?  Вот и первый секрет. Какое бы вы дали название этим антонимам? (Однокоренные или однокорневые)

Делаем запись в «Тетради»: 1.Однокоренные антонимы.

                                                    2.Слова с разными корнями

Какая морфема помогла образовать антонимическую пару? (приставка не)

4. Подберите, пожалуйста, антоним  к слову

Старый(волк)                  молодой

Старая (газета)                 свежая

Старые (идеи)                  новые

- Почему так много вариантов антонимов?

(Потому что слово многозначное)

Сладкое яблоко — … яблоко.

Сладкое лекарство — … лекарство. 

свежий (черствый, грязный, теплый, старый)

- Какой вывод сделаем? Что же связано антонимическими отношениями –слова или их лексико-семантические варианты?

(Многозначное слово имеет разные антонимы)

Это уже второй  секрет антонимов. Зафиксируем его в «Тетради »

5. - На карточке - начало одного из стихотворений М. Цветаевой. Строчки растеряли слова. Ваша задача - восстановить текст. А помогут вам ... антонимы. На доске:

Полюбил богатый - ...  (бедную)

Полюбил ученый - ...(глупую)

Полюбил румяный - ...(бледную)

Полюбил хороший - ... (вредную)

Золотой - полушку медную.

- Как вы думаете, с какой целью использует поэтесса такое большое количество антонимов? (для контраста, для большей выразительности)

- Такой прием используют многие писатели. Он называется антитезой-противопоставление.

Вот и еще один секрет узнали.

Записываем в «Тетрадь ». Обратите внимание на термин «антитеза», что можно сказать об этимологии этого слова? (Является родственным слову антоним)

6. Физминутка

Мелкие шажки 1,2,3

Лёгкие прыжки 1,2,3

Вот и вся зарядка 1,2,3

Мягкая посадка 1,2,3

Прикройте глаза ладошками. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо, рисуем квадрат, идут часики.

Во время физминутки я называла антонимы. Повторите их.

7. Тренировочные упражнения

- Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие антонимы.

                        Далеко мой стук

                       Слышится вокруг.

                       Червякам я враг,

                       А деревьям друг.

                                       (Дятел)

                       Как столкнутся — стук да стук!

                       Тишину вспугнут вокруг.

                       Толстый тонкого побьёт -

                       Тонкий что-нибудь прибьёт.

                                       (Молоток и гвоздь)

- Занимательный материал

У меня сегодня для вас есть ещё интересный научный материал.

Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

Самый длинный алфавит в мире у абазинцев — народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите — 71 буква.

Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

 Игра “Назови антоним”.

Учитель: Мы достаточно узнали об антонимах, а теперь поиграем. Я называю слово, а вы – антоним к нему. (Учитель по порядку обращается к каждому ученику класса). Большой (маленький), высокий (низкий), длинный (короткий), широкий (узкий), толстый (тонкий), глубокий (мелкий), прямой (кривой), смеяться (плакать), радоваться (грустить), добро (зло), мир (война), холод (жара), скупой (щедрый), больной (здоровый), дорогой (дешевый).

Отгадайте загадки.

  1. Я антоним к слову зной.

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада.

А зовут меня…(прохлада).

  1. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна.

Да и в школе я нужна.

Называюсь…(тишина).

Игра «Плетение паутинки».

Ранний                тусклый

Яркий                поздний

Вверх                далеко

Близко                вниз

Жара                холодный

Самостоятельная творческая работа – рисование антонимов.

Давайте сочинять стихи! Вам нужно добавить только одно слово, когда я остановлюсь…

Слушайте внимательно.

Образец:

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

« Наоборот».

Скажу я слово

высоко,

А ты ответишь

низко

( высоко – низко)

Скажу я слово

далеко.

А ты ответишь

близко.

(далеко – близко)

Скажу я слово

потерял.

И скажешь ты

нашел.

(потерял – нашел).

Скажу тебе я слово

трус.

Ответишь ты:

храбрец

(трус – храбрец)

Теперь

начало

Я скажу-

Ну, отвечай:

конец.

(начало – конец).

Лото

8. Выводы :  А теперь дайте определение антонимов в соответствии с тем, что мы узнали на уроке.  Сформулируйте «Секреты антонимов»

9. Домашнее задание.

Записать в две колонки слова-антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека. Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками).

1группа.

Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях: Добрый друг - …………..(злой враг) Теплый день - …………..(холодная ночь) Хорошее начало - ……….(плохой конец) Полезный труд - ………….(вредное безделье) Утренний уход - …………..(вечерний приход) Последнее поражение - …………(первая победа)

2 группа.

К словам левой колонки подберите антонимы из правой. близкий злой честь холодный редкий незнакомый правдивый новый узкий молчать известный дальний говорить ложный активный густой старый бесчестье горячий широкий добрый пассивный

3 группа.

Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова. Посеешь – пожнешь. Летом – зимой. Дело – потеха. Свет – тьма. Легко – трудно. Больше – меньше.

4 группа.

Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Корень учения горек, да плод его сладок. Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Маленькая ложь за собой большую ведет. Добрая ссора лучше худого согласия. Правой рукой строит, а левой разрушает. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Сытый голодного не разумеет.

5 группа.

Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий. (равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный).

7. Игра «Отгадай, что я».

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня ……….(прохлада).

 

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь……..(тишина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....