Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Цели урока:
- знакомство с правилом правописания о и а на конце наречий; оказание помощи учащимся в запоминании трудных слов;
- формирование умения выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия и приставки;
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_o_i_a_na_konce_narechiy_s_pristavkami_iz-_do-_s-.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Разработчик урока:
учитель русского языка и литературы
Ивлева Л.Е.
2009 г.
Тема: "Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-"
Цели урока:
- знакомство с правилом правописания о и а на конце наречий; оказание помощи учащимся в запоминании трудных слов;
- формирование умения выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия и приставки;
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
1. Учитель:
Cегодня на уроке мы встретимся с необычным явлением употребления букв о и а на конце наречий, пополним копилку “Хочу казаться образованным”, поработаем в парах и группах. Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять морфемы наречий и соответствующую гласную. Не забывайте, что работа в группах – поддержка для слабых и возможность проявить себя для сильных. Руководителям групп на уроке нужно быть предельно внимательными. А сейчас традиционное ваше пожелание всем нам. (На каждом уроке русского языка звучит какое-либо пожелание, служащее материалом для разборов.)
I. Итак, урок начнём с разборов. Запись в тетради предложения – пожелания.
Люди, живущие рядом со мной, радуйтесь! Пунктуационный разбор – 1 – я группа; морфемный разбор слова радуйтесь – 2- я группа; фонетический разбор слова живущие – 3-я группа. Руководители групп проверяют, выслушивая ответы
II. Творческий диктант “Кто такой ”? (слова ранее были записаны в словарь)
1. Сотрудник газеты, радио, телевидения, посылающий материалы с места событий. (Корреспондент).
2. Человек, совершающий поездку. (Пассажир.)
3. Работник умственного труда. (Интеллигент)
Запомни: настоящие интеллигенты, как правило, небогаты, поэтому, встретившись с ними, целесообразно спросить: “ Ел ли?”
4. Тот, кто любит трудиться. (Труженик.)
5. Тот, кто занимается мошенничеством. (Мошенник.)
Запомни: труженик, сколько ни старается, никак не может приобрести две буквы - н -, а мошенник себе их запросто наворовал.
6. Взрослый человек, лицо, противоположное женщине по полу. (Мужчина.)
Запомни: настоящий мужчина состоит из мужа и чина.
7. Время и события, следующие за настоящим. (Будущее.)
8. Наступающий непосредственно вслед за чем – нибудь, ближайший после кого – чего – нибудь. (Следующий.)
Пример: На следующий день.
Запомни: пишем с ю!
Проверь: я следую, а не следу!
9. Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей. (Горизонт)
Запомни путём дробления слова на части: гора+зонт.
Правильно написанные слова проецируются на экран. Оценку в оценочный лист выставляет сам ученик.
IV. Повторение пройденного материала в парах
1. Что такое наречие?
2. По значению наречия можно разделить на 2 разряда. Какие?
3. Что обозначают обстоятельственные наречия?
4. Не с наречиями на – о и – е.
5. Приставки не и ни в отрицательных наречиях
6. Одна и две – н – в наречиях на – о и – е.
7. Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
V. Объяснение нового материала. Буквы -о и -а на конце наречий (проецируется на экран).
Суффикс а
Приставочно - | Искоса – косой. | Бесприставочные |
суффиксальный. | Снова – новый. | Прилагательные. |
Способ образования | Справа – правый. |
Слов.
Суффикс о
Доходчиво | <—— | доходчивый | с приставкой |
Доверчиво | <—— | доверчивый | с приставкой |
VI. Самостоятельная работа по учебнику.
Ученики работают над элементами рассуждения по теме.
Тренировочное закрепительное упражнение №245. Для учащихся 1 группы (сильные учащиеся) дополнительное задание: выписать словосочетания глагол* + наречие; для учащихся 2 группы (слабые уч-ся) – выписать в два столбика наречия с суффиксами а и о.
VII. Морфемный разбор.
1-я группа
Бесполезно, сначала, начисто, беспристрастно.
2-я группа
Подобрать синоним к слову беспристрастно (справедливо). Сделать морфемный разбор. Объяснить лексическое значение слова пристрастие -(несправедливое отношение к чему – либо, предпочтение чего – нибудь.)Назвать способ образования следующих слов: издалека, докрасна, издавна (приставочно – суффиксальный).
VIII. Работа по карточкам №3.
1-я группа.
Подчеркнуть наречия как члены предложения с теми словами, от которых они зависят, и обозначить орфограмму № 61
2-я группа.
Выписать наречия и обозначить орфограмму № 61.
IX. Обобщение, вывод (делают ученики).
Итак, на уроке мы узнали о том, что…
X. Задание на дом: & 41, упражнение 247 (для 2-й группы учащихся) Повторить орфограмму “ Дефис в сложных прилагательных”. 1 –я группа – сочинение – миниатюра на тему: “Ай да наречие!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы О А на конце наречий с приставками из, до, с
Пояснительная записка к уроку.Данный урок предназначен для учащихся 6 (7) класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я ...
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Буквы А - О на конце наречий с приставками».
Ребята, сегодня на уроке мы с вами приступим к изучению новой темы. А вот какой, скажете мне вы, после выполнения некоторых заданий....
Буквы О и А на конце наречий с приставками -из, -до, -с.
Познакомить учащихся с выбором нужного суффикса в наречиях с приставками из-, до-, с-; повторить правописание «о» и «е» после шипящих в различных частях речи; закрепить правила словообразования....
Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Буквы о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) ...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-"
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-"...
Комментарии
Интересный подход в работе со
Интересный подход в работе со словарными словами, особенно, где даны подсказки "Запомни". Я тоже так делаю. Спасибо. Про труженика и мошенника не знала.