Авторское описание опыта работы
материал по русскому языку (11 класс) по теме
Обобщение опыта работы по русскому и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskoe_opisanie_raboty.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Авторское описание опыта
работы Пшеничниковой Любови
Андреевны учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ 4
г. Белореченск 2013 г.
Русский язык и литература—один из самых интересных и в то же время сложных предметов средней школы. Быть грамотным — значит свободно владеть богатствами родного языка в устной и в письменной речи. Учитель—словесник намечает для себя пути, приемы и методы из накопленного методического наследия и личного опыта, дающие наибольший эффект в обучении. Так складывается индивидуальный почерк, своя система работы.
В основе моей работы лежат следующие принципы: каждый урок—неразрывное единство нового, повторение пройденного и предопределение на будущее. Грамматические темы изучаются на связных текстах или отдельных предложениях, объединенных темой высказывания. Большое внимание на уроке я уделяю развитию устной и письменной речи учащихся. Словарная работа производится тематически.
Всё это помогает решить следующие задачи: дать учащимся прочные знания и навыки устной и письменной речи, научить их самостоятельной работе с учебным пособием, привить и развить интерес к предметам в целом, вести воспитание в процессе обучения, приблизить обучение к жизни во всем многообразии её форм и проявлений.
Уроки русского языка я провожу на материале связного текста или предложений, записываемых в ходе урока, которые объединяются темой высказывания. Например, на уроке изучается тема «Подлежащее и способы его выражения», а все предложения, записываемые в ходе урока, объединены темой «Моя Родина—Россия». Так же я делаю попытки темой высказывания объединить группу уроков. Например, на следующих один за другим уроках «Составное глагольное сказуемое», «Тире между подлежащим и сказуемым» обучение ведется на материале о живописи, ряд уроков на повторение сведений о простом предложении объединены темой «Осень» и т.д. Таким образом, на уроках русского языка я получаю возможность не только упрочить знакомство учащихся с таким жанром, как сказка, письмо, рассказ, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но и помочь в овладении этими формами выражения мысли.
Большое внимание на уроках я стараюсь уделять самостоятельной работе учащихся, которая помогает осуществить контроль знаний, дает элемент занимательности, повышающий интерес к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Использование тестов по всем разделам русского языка позволяет определить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ. Более подготовленные ученики получают тесты повышенного уровня, что позволяет работать на опережение. Именно поэтому в этом учебному году я выбрала тему для самообразования «Работа с одаренными детьми».
Учащимся предлагается дидактический материал, который позволяет путём решения алгоритма определить нужное слово и т.д. Например, в предложении: «Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас».
- В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании «прил. + сущ.». и взять корень.
- Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку;
- От глагола читать взять глагольный суффикс;
- Из причастия тающие (снега) взять суффикс
- Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник.
- К полученному слову добавить постфикс ся.
- Составить с полученным словом словосочетание;
- С данным словосочетанием составить предложение;
- Сделать синтаксический разбор предложения.
Значительное место в процессе обучения занимает состояние контроля за уровнем знаний и навыков, получаемых обучающимися. Он должен соответствовать следующим требованиям:
- Индивидуальный характер контроля
- Систематичность, регулярность
- Разработанность форм проведения
- Всесторонность
- Объективность
- Дифференцированный подход
Включение в состав обязательного ЕГЭ по русскому языку письменных работ по литературе (задание С) дало возможность объективного подхода к уровню предметной обученности.
Большие трудности при написании рецензии вызывают нахождение средств выразительности. Для вырабатывания навыков определения изобразительных средств я использую схемы-анализы.
Термин | Заменитель | Пиктограмма | Объяснение |
Эпитет | Красочное слово | Волнистая линия | |
Сравнение | Весы | ||
Метафора | Перенос | — | Знак переноса |
Олицетворение | Оживление, очеловечивание | Лицо с улыбкой |
Такие схемы-анализы развивают опыт наблюдения, показывают образной строй языка, способствуют формированию речи —мыслительных умений, личностного восприятия произведения.
Большое место и внимание на уроках я отвожу развитию речи учащихся: устно и письменно они отвечают на вопросы, строя предложения заданной конструкции, употребляя опорные слова и словосочетания; пишут сочинения-миниатюры по личным впечатлениям и наблюдениям за природой, жизнью и деятельностью людей; сочинения типа рассуждений, предполагающие оценку лица, факта, события; сочинения по картинам; составляют предложения по заданной схеме и теме высказывания; выполняют грамматические задания при работе над изложением, выборочным диктантом с последующими восстановлениями в текста; подбирают эпиграфы к данному тексту или записи н уроке; составляют простые и сложные планы сочинений по картинам, способствующие обогащению речи.
Первое и необходимое условие активизации процесса обучения—опора на первоначальное восприятие литературного произведения в конкретном классе. Изучать, учитывать, анализировать первоначальное восприятие можно различными способами. Например, я использую анкетирование (вопросы анкеты предлагаю за несколько дней до начала изучения произведения), иллюстрирование произведения, составление вопросов к произведению.
Ученики часто воспринимают книгу не так, как учитель. Проводя анкетирование перед изучением комедии Грибоедова «Горе от ума» в 10 классе, я с удивлением обнаружила, что многие ребята отдали предпочтение Молчалину: он воспитанный, искренний, порядочный человек. Чацкий же эгоист, который занят только собой, своими чувствами.
Исходя из этой оценки героев, учащиеся постарались выстроить систему уроков по комедии. Заключительным был урок-диспут на тему: «Вечный спор Молчалиных и Чацких». Вопросы к диспуту заранее неизвестны ученикам. Но толчок к спору—различные точки зрения на этих героев, взятые из работ учащихся. Центральным вопросом урока был вопрос о способах достижения жизненной цели (что нравственно, что безнравственно). Предлагалось слово в защиту героя.
Большой интерес у учащихся вызвал урок-суд над Родионом Раскольниковым. Урок проводился в классе с хорошей подготовкой по предмету. Были выбраны прокурор, адвокат. Ученики, выступающие в ролях адвоката и прокурора, заранее подготовили свои выступления. Даже «слабые» ученики почувствовали себя участниками судебного процесса и с увлечением наблюдали за происходящим.
При изучении обзорных тем по литературе в 10-11 классах, на мой взгляд, очень эффективны интегрированные уроки.
Так, например, урок в 11 классе по теме «Русское зарубежье. Люди и судьбы» я проводила с учителем истории. Только вместе с историком можно дать полное представление о причинах, побудивших наших соотечественников покинуть Россию, показать масштабы и значимость культурного наследия русского зарубежья, формировать у учащихся чувство любви, преданности совей Родине на примере трагических судеб представителей русской эмиграции.
На мой взгляд, очень эффективным на уроках литературы является применение тестов (особенно на итоговых уроках) и опорных конспектов. Например, при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» я предложила учащимся следующие опорные конспекты.
Н.П.Кирсанов
П.П.Кирсанов
Базаров Аркадий Кирсанов
Одинцова
Ситников, Кукшина
Родители
2) Кольцевая
Марьино (усадьба Кирсановых)
Никольское (имение Одинцовой)
Родители Базарова (небольшой
домик мелкопоместных дворян
Базаровых)
Учащиеся с удовольствием самостоятельно составляют опорные конспекты такого типа.
Большую помощь в проведении уроков инее оказывают технические средства обучения. Видео-материал; включающий биографию писателей, описание исторических событий, архитектурные экспонаты и музейный материал помогают вырабатывать у учащихся интерес к предмету.
За годы работы в школе мои ученики были участниками олимпиад, организаторами литературных постановок, КВНов, многих конкурсов. Пока высоких достижений в моей работе не было. На это были и субъективные, и объективные причины. Но я знаю точно: дети всегда откликаются на реализацию творческих замыслов учителя. На мой взгляд, очень удачно вместе с учащимися 6 класса была поставлена сказка А.С.Пушкина «О попе и его работнике Балде», «Путешествие в город сатиры и юмора» (участвовали ученики 10-11 классов) и другие мероприятия.
В заключении хочется сказать, что смысл жизни учителя в том, какими станут его ученики. Имена моих ребят пока не вошли в историю страны. Но я горжусь тем, что кто-то из них учится в педагогических вузах: на факультете начальных классов, филологическом факультете, факультете журналистики.
Выполнение этой, пусть скромной, задачи, мне кажется — одна из главных целей работы учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание опыта работы учителя физкультуры
учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....
описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Возможность иностранного язы...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)
Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...
Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагога дополнительного образования Веденеевой С.Н. МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Арзамас
представление опыта...
Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »
Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...