Урок – КВН «Сказочное и реальное путешествие в мир слова»
методическая разработка по русскому языку по теме
Урок – КВН «Сказочное и реальное путешествие в мир слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок – КВН «Сказочное и реальное путешествие в мир слова» | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – КВН «Сказочное и реальное путешествие в мир слова»
Цели урока:
Повторно- Обобщить знания по литературе и русскому языку изученных
обобщающая разделов
Развивающая Развивать пунктуационную зоркость, словесно-логическое мы-
шление, обогащать лексический запас
Воспитательная Показать разнообразие, красоту родного языка и необходи-
мость владеть им в совершенстве
Тип урока: Комбинированный, повторно-обобщающий
Ведущий (учитель).
Здравствуйте, ребята, участники игры, болельщики, жюри и гости нашего урока.
Сегодня у нас необычный, нетрадиционный урок, урок-КВН, на котором все участники, как команды, так и болельщики, должны показать свои знания по литературе и русскому языку.
Мы вспомним произведения устного народного творчества, литературной сказки, басни, произведения русских писателей, а также знания, приобретенные на уроках русского языка при изучении разных разделов: «Орфографии», «Морфологии» и «Фонетики».
Наше урок ещё раз покажет разнообразие, красоту родного языка и необходимость владеть им в совершенстве.
Но не забывайте, что у нас КВН.
1В. Богатый русский наш язык
Во всех делах шагает рядом.
С ним дружат все, кто смел, кто тих,
Кто к нам пришел с веселым взглядом
2В. Веселье, смех, задор, успех
Сегодня к нам попали в плен.
Мы приглашаем всех, всех, всех
На наш веселый КВН
1В. Тут и команды все собрались,
звучат слова про КВН.
Нас и болельщики заждались,
Пора открыть наш КВН
Вед. Судить ваше сражение сегодня будут учителя
Встречаются у нас сегодня 2 команды
«Задорные» «Веселые»
Вед. Команды, займите свои места
Теперь я обращаюсь к болельщикам. Вы также будете участвовать в игре – конкурсе болельщиков – и можете своей команде принести победные очки.
Все конкурсы оцениваются по 5-бальной системе.
1В. Друзья, позвольте перед боем
Чистосердечно пожелать:
Вам провести игру без двоек,
Иметь в активе только пять
2В. Кто победит, никто не знает,
Вы не встречались никогда,
Над кем зажжется пожеланье
Победы яркая звезда.
Так пусть же правда нас рассудит,
Никто в обиде пусть не будет,
Когда сильнейший победит.
Вед. Ну вот, все вопросы мы уже решили и поэтому приступаем к нашему КВНу.
Но чтобы хорошо сражаться, надо немного размяться – ближе познакомиться друг с другом, проверить их знания русского языка.
I конкурс – разминка
Каждая команда получила задание на КВН: узнать о возникновении и развитии письменности.
Сейчас проверим их готовность к КВНу.
Итак, я по очереди каждой команде задам вопрос, а вы должны за 30 сек. обдумать и ответить:
1. Первый вопрос команде «Задорные»
1) Какая связь деревьев и камней с развитием письменности?
Вопрос команде «Веселые»
2)Какая буква на нас сердиться, так как ее стали редко употреблять?
(Ъ, на каждые 1000 символов было около 34-35 «Ъ»)
3) Люди очень долго искали ответ на вопрос: что собой представляет
1-я книга? Ответ оказался очень простым.
4) Как работала почта до возникновения письменности?
5) Кто говорит на всех языках? (эхо)
6) Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)
Вед. А сейчас чтобы команды лучше представились всем и друг другу, узнали силу, ловкость, знания (родного языка) своих соперников, объявляются следующие 2 конкурса:
1 конкурс: Знакомства и знания художественных произведений.
Ваша задача: говорить громко, бегать быстро, читать выразительно.
Необходимо подбежать к стулу, назвать свое имя и, оббежав стул, вернуться к команде. Начинает капитан, затем каждый по очереди. Когда вся команда назовет свои имена и будет в сборе, капитан разворачивает листок и вся команда читает стихотворение, название которого написано на листе (8 строк). Та команда, которая быстрее справиться с заданием: хорошо расскажет стихотворение и назовет автора – побеждает.
Видно вы хорошо и много читаете, значит и словарный запас ваш не мал.
2 конкурс: Посмотрим, как вы знаете части речи.
Все подняли руки вверх и передаем шарик, называя части речи, не повторяя слова.
1 команда (Задорные) – существительное
2 команда (Веселые) – прилагательное
последний возвращает мяч капитану. Начинает капитан. Кто быстрее справиться, тот и выиграл – получает 5 очков.
Вед. Мы видим, что команды хорошо подготовились к КВНу, и можем продолжать.
3. Переходим к следующему традиционному конкурсу художников.
Для этого конкурса необходимо 2 человека от каждой команды, которые хорошо рисуют и внимательно читают художественные произведения.
Пока команды выбирают художников, слово предоставляется жюри.
Слово жюри:
- разминка
- конкурс на ловкость и знания
Вед. Итак, художников выбрали, объясняю, что вы должны рисовать.
Каждый из вас получает лист бумаги и карандаш и вы должны вспомнить сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и нарисовать каждый половину того, с кем любила разговаривать мачеха. Соединив ваши рисунки, мы увидим ответы на вопрос (с кем (чем) любила разговаривать злая мачеха?).
Вед. Пока художники работают, я обращаюсь (к болельщикам) к командам. Сейчас вы можете прибавить очки (своей команде), правильно ответив на вопрос, но не забывайте, что у нас КВН.
Болельщики команды «Веселых» - ваш вопрос:
1) В каком слове буква «Я» находиться семь раз (Семь-я)
2) Что стоит посередине земли? (буква М)
1) В каком слове сорок гласных? (сорока)
2) Что находиться в начале книги? (буква к)
1)* Чем заканчивается день?
Вед. Итак, художники готовы
Слово жюри:
- Конкурс художников
- Конкурс болельщиков
Вед. А теперь проверим, как команды умеют в своей речи использовать яркие и меткие выражения, то есть пословицы и поговорки.
Я называю 2 слова, а вы должны сказать пословицу или поговорку.
1) Сеять, жать (Что посеешь то и пожнешь)
2) Лес, дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)
3) Страх, глаза (У страха глаза велики)
4) Слезы, горе (Слезами горю не поможешь)
5) Кататься, возить (Любишь кататься, люби и саночки возить)
6) Свет, тьма (Ученье – свет, неученье - тьма)
7) Лес, волк (Волков бояться в лес не ходить)
8) Перо, топор (Что написано пером, не вырубишь топором)
Вед. Вот и подошло время для нашего долгожданного традиционного конкурса капитанов.
Капитанов прошу подойти ко мне.
Представьтесь нам
У вас 3 конкурса:
1) на знания
2) на умение правильно и хорошо говорить
3) внимание и смекалку
I. Вы должны будете сейчас отгадать метаграммы, т.е. загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. (вспомните уроки по фонетике)
1) Когда я с «Т» - на мне плывут, когда я с «Д» - меня сорвут. (Плот - Плод)
2) С «К» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С «П» - от вас не утаю –
Тоже в школе я стою
(Карта - Парта)
Следующая загадка – шарады, когда загадываемое слово делиться на несколько составных частей, каждая из которых составляет отдельное слово.
Например:
1) Начало деревом зовется,
Конец – читатели мои.
Здесь в книге целое найдется
И в каждой строчке есть они
(Бук-вы)
2) На первом стоит часовой,
Второе в лесу зеленеет.
На целое только стемнеет
Ты ляжешь – и кончен твой день трудовой.
(Пост-ель)
3) Первое – нота, второе тоже,
А целое на горох похоже.
(фа-соль)
4) Только 2 предлога,
А волос в них много
(У-С)
5) Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее,
Найдете без труда
(Кар-тина)
Помимо знаний и смекалки капитаны должны хорошо и правильно говорить, чтобы четко отдавать команды, а в этом нам помогают скороговорки, как мы выяснили на уроках фонетики.
II. Каждый должен сказать три раза скороговорку.
1) В один Клим, клин колоти.
Дед Данила делил дыню дольку Диме, дольку Дине
2) Хвала халве, халве хвала.
Пароль «Орел»
III. Капитанам приходиться не только отдавать команды, быть первыми во всех делах, но и работать с бумагами.
Вот мы и проверим, как они умеют находить ошибки.
Представьте, что к вам за помощью обратились ваши товарищи, которые получили письма от друзей, но не поймут о чем идет речь.
1) Исправьте ошибки:
Письмо от Мишки из лагеря
«Здесь чудный лук, и я лижу. Здесь лиса, красивый длинный прут. На днях в лису нашел я грусть (грип) и очень был доволен»
Письмо от Вани из деревни.
«В деревне хорошо, Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. И хорошо поседеть на берегу с удочкой»
2) Найти ошибки:
- Наташа сошла на этой остановке, а я поехала дальше
- Я вылил воду из котелка и обратно наполнил его водой.
- Миша одел шапку и вышел.
- Вася всегда ложит свои вещи на место.
Слово жюри.
- Конкурс на знание метких выражений.
- Конкурс капитанов.
Вед. А сейчас в конкурсе участвует вся команда.
Нужна ваша помощь.
Злые силы похитили ваши любимые сказки, басни, заточили в глухом лесу, за непроходимым болотом.
Вы должны переодеться в красивую девушку, чтобы никто в вас не узнал богатыря. Для этого вам надо повязать платок и дать определение себе и своей внешности в женском роде, не повторяясь друг с другом.
Итак, теперь никто не сможет вас узнать, остается самое трудное, пройти через болото, назвать и взять произведение авторов. Крылова. Андерсена.
Слово жюри.
- Конкурс переодевания.
- Спасение героев произведений.
Вед. Последний конкурс на умение образовывать новые слова.
Я буду показывать вам слово, записанное на табличке, а вы прибавьте к каждому слову слева по одной букве, чтобы получилось новое слово.
Например:
Анна- ванна
Рот-крот
Тес-утес
I. ель (мель)
вал (овал)
игры (тигры)
том (атом)
лень (олень)
рубка (трубка)
лен (клен)
ров (кров)
кол (укол)
овцы (ловцы)
А теперь замените первую букву слова другой, чтобы получилось новое значение слова.
II. плот (флот)
рот (кот, сот, дот)
том (сом, лом, дом)
ров (лов)
кол (гол, пол)
лень (сень, тень)
Итак, наша встреча подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, команды построились.
(выступление жюри, награды)
Вед. На сегодняшнем КВНе ребята показали свои знания и умения, приобретенные на уроках русского языка и литературы.
Впереди их ждет не менее интересные произведения по литературе и много нового в изучении родного языка.
Мы продолжим свое путешествие в сказочный и реальный мир слова.
Слово жюри.
1. Надо сказать вам в заключение,
Вы молодцы все без сомнения.
И всем, конечно, ясно
Что КВН прошел прекрасно
Команды доблестно сражались
Так, что болельщики порой
Вступить готовы были в бой
2. Жюри работало прекрасно,
Все рассудило точно, ясно
Вершило мудро, человечно
Кто победил, тех поздравляем.
А остальным всем пожелаем
Не попадаться скуке в плен,
Идите к нам на КВН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Сказочное путешествия в страну Дроби" 5 класс (квн)
разработка урока - игры по теме: "Обыкновенные дроби" для 5 класса, (итоговый урок)...
Урок игра: Сказочное путешествие.
Урок повторения и обобщения в 5 классе по темам распределительное свойство умножение и упрощение выражений....
Урок-игра "Сказочное путешествие в страну Дроби"
Урок-игра "Сказочное путешествие в страну Дроби" разработан для учащихся 5 класса. В занимательной и доступной форме пятиклассники знакомятся с дробями, с их свойствами....
Сказочная срана беспризорных слов (Урок-путешествие по теме "Слова категории состояния")
Урок-путешествие по теме "Слова категории стстояния"....
УРОК – ИГРА: «СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДРОБИ»
Цель: повторить и обобщить умения и навыки по теме; выполнение сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, имеющие целые части, вычитание дроби из натурального числа; выделение цело...
Урок-игра: « Сказочное путешествие в страну дроби.»
Класс: 5класс.Тема: «Обыкновенные дроби.»Тема урока: « Сказочное путешествие в страну дроби.»Тип урока: урок – игра, обобщение и систематизация знаний.Цели:Развивающие. Активизация мыслите...
Урок литературы "Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке» Сказочное и реальное в сказке"
Учащиеся на уроке развивали навыки коммуникации и рефлексии, творческого и критического мышления через работу с текстом произведения. Оформляли анализ сказки в виде «...