ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ Система различных упражнений по русскому языку
материал по русскому языку (10 класс) по теме
Предлагаю вашему вниманию систему различных упражнений как результат наблюдений над ошибками в работах выпускников, выполнявших задание С на ЕГЭ по русскому языку. При проверке сочинений эксперты, как правило, отмечают, что ребята делают большое количество грамматических ошибок. Это, конечно, всем известно и не вызывает удивления: при насыщенности современных программ теоретическим материалом на уроках в средних классах, когда изучается грамматика, трудно выделить достаточное количество времени не только на развитие практических умений и формирование навыков, но даже и на выполнение специальных упражнений, позволяющих научить применять полученные знания. А это означает, что приходится обращать внимание на грамматику, языковые нормы при написании сочинений, при подготовке к выпускным экзаменам, то есть уже в старшем звене. И тогда жизненно необходимой оказывается система работы по совершенствованию устной и письменной речи.
Работу с предлагаемыми упражнениями можно выполнять различными способами: отводить специальные занятия, вводить отдельные задания в ходе уроков повторения и обобщения, предложить в качестве самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Система различных упражнений:
исправляем ошибки.
Аннотация:
Предлагаю вашему вниманию систему различных упражнений как результат наблюдений над ошибками в работах выпускников, выполнявших задание С на ЕГЭ по русскому языку. При проверке сочинений эксперты, как правило, отмечают, что ребята делают большое количество грамматических ошибок. Это, конечно, всем известно и не вызывает удивления: при насыщенности современных программ теоретическим материалом на уроках в средних классах, когда изучается грамматика, трудно выделить достаточное количество времени не только на развитие практических умений и формирование навыков, но даже и на выполнение специальных упражнений, позволяющих научить применять полученные знания. А это означает, что приходится обращать внимание на грамматику, языковые нормы при написании сочинений, при подготовке к выпускным экзаменам, то есть уже в старшем звене. И тогда жизненно необходимой оказывается система работы по совершенствованию устной и письменной речи.
Работу с предлагаемыми упражнениями можно выполнять различными способами: отводить специальные занятия, вводить отдельные задания в ходе уроков повторения и обобщения, предложить в качестве самостоятельной работы.
Упражнение 1. Найдите и устраните ошибки в образовании грамматических форм.
1. В данном тексте автор поднимает проблему необходимости говорить людям слова, которые помогут воспрять духом, понять, что ты не один и кому-то нужен.
2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать с помощью компьютера.
3. Именно при чтении настоящей поэзии мы начинаем чувствовать глуботу слов, употребляемых в произведении.
4. Автор пытается подробно разобрать проблему и ставит вопрос о том, кто и зачем уезжает из России. Он рассматривает двадцатый век, когда были эмигрированы такие люди, как Ростропович, Барышников, Бродский, и многие другие.
5. Человек не может жить без природы, без взаимоотношения с ней.
6. Заведующая библиотекой имени Достоевского испытывала глубокое любопытство к нескладистым подросткам.
7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им тяжело жить, считав себя ненужными.
8. Почему люди на праздники приносят букеты? Зачем мы, гуляя, нарываем полевые цветы и ставим их в вазу на подоконник?
9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему невостребования великих людей в свое время.
10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и глотая горькие слезы, Барклай-де-Толли верил в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку.
11. Я согласна с автором, что истории Прометея и Барклая-де-Толли являются яркими примерами непонимания, а порой равнодушности и жестокости людей.
12. Бесстрастное время всем воздаст по заслугам, справедливый суд истории обязательно оправдает тех, кто был несправедливо обвинен, оклевечен.
Упражнение 2. В каких предложениях имеются ошибки в образовании грамматической формы? Ответ дайте в виде цифрового ряда.
1. Чтобы сделать свою мысль выразительнее, автор использует разные синтаксические и лексические средства, эмоциональные окраски.
2. А если русские войска наступили бы на французов и проиграли сражение Наполеону?
3. Своим рассказом автор хотел показать нам, как всего один случай изменил судьбу человека.
4. Как жесток мир с людьми, которые его усовершенствывают!
5. Особенно много полководцев попало под расстрел во время правления Иосифа Сталина. Об этом свидетельствуют документы тех годов.
6. В данном тексте автор рассказывает о судьбе командира русской армии Михаиле Богдановиче Барклае-де-Толли, который, знав, что у французской армии несокрушимая мощь, отступил, решил наступать потом, когда русская армия накопит сил.
7. В.Амлинский с теплотой вспоминает о своем послевоенном детстве, о людях, оставивших след в его жизни.
8. Евгению приходилось воровать и выпрашивать милостыни у прохожих, чтобы жить самому и кормить маленьких сестер.
9. Автор привел в пример войну с Наполеоном, в частности, историю военноначальника Барклая-де-Толли.
10. Книги рассказывают нам о различных жизненных ситуациях, учат нас разрешать любые проблемы.
11. Еще один яркий пример – Сталин. Все его знают как тирана, репрессиониста.
12. Задача библиотекаря состоит в том, чтобы показать значимость книги в жизни людей.
13. К сожалению, в нашем мире существует много людей, оставшихся без внимания близких.
14. А родители даже не знали, чем занимаются ихние дети каждый день.
15. Есть люди, способные к укреплению, к восстановлению духовных ценностей в самом человеке, приукрашая этим внешний и внутренний мир личности.
Ошибки допущены в предложениях:______ .
Ключ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 14, 15.
* Предложите способы устранения имеющихся грамматических ошибок.
Упражнение 2. Найдите и устраните ошибку в построении словосочетаний.
1) Тревожиться за исход сражения; 2) уверенность в победу российских футболистов; 3) обижена на оказанный прием; 4) уделяем внимание на учебу; 5) обрадоваться приездом друга; 6) рецензия дипломной работы; 7) отзыв на статью; 8) препятствовать продвижение по службе; 9) отличать буквы и звуки; 10) рассержен на опоздание; 11) оплатить за проезд; 12) правый тапочек; 13) встретить по окончанию лекции; 14) скучаю по вам; 15) не имеете право; 16) заверил о готовности участвовать; 17) занят на вечернем представлении; 18) повесить новую тюль; 19) принять меры о распространении гриппа; 20) свойственный для исследователя.
Упражнение 3. Определите, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости слов. Ответ дайте в цифровой форме.
1) Отзыв на дипломную работу;
2) уделять внимание на воспитание сына;
3) уверенность в победе;
4) управляющий компании;
5) более высший уровень образования;
6) оплатить проезд;
7) подвести итог сказанного;
8) различать добро и зло;
9) заведующий кафедры;
10) выяснить о причинах опоздания;
11) указать разницу звуков и букв;
12) доставить удовольствие;
13) провести аналогию статей Белинского и Добролюбова;
14) извиниться за причиненное неудобство;
15) указать о дате проведения конференции;
16) причинить вред;
17) заслужить уважение окружающих;
18) удостоен званием «Герой России»;
19) установить время написания контрольной работы;
20) понимать о необходимости преобразований;
21) достоин награды;
22) проявлять заботу к домашним питомцам;
23) отправиться на поиски вопреки предостережениям;
24) понимать необходимость встречи;
25) уделять внимание на внешность;
26) заплатить за билеты;
27) удостоен доверием.
Ключ: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 18, 20, 22, 25, 27.
Упражнение5. Найдите и устраните ошибки в построении предложений (установите смысловые связи между членами предложения, обратите внимание на порядок слов).
Справка. 1. Причастный оборот не может разделяться главным словом, оно стоит до или после обособленного определения. 2. Придаточное определительное в составе сложноподчиненного предложения стоит после того слова, к которому относится. 3. При построении предложений (если это не однородное подчинение придаточных) следует избегать нанизывания придаточных одного типа, используйте разнообразные синтаксические конструкции.
1. Появившийся страх в вагоне поезда загоняет нашего героя – Николая Велина – в тупик.
2. Каждый человек – это индивид, и у него есть свое понимание счастья. К примеру, Штольц воспринимал счастье жить здоровой, полноценной жизнью, а Обломов счастьем считал лежать целыми днями на диване и ничего не делать.
3. Я не могу не согласиться с В.Амлинским, так как в настоящее время тоже встречал человека, который помог мне в трудную минуту, которому я очень благодарен.
4. По моему мнению, проблемой данного текста автор выделил то, что во всех библиотеках должны быть такие же взрослые люди, которые бы могли тебя направить в нужном направлении, помочь найти то, что тебе не хватает.
5. Как-то раз я слышал по новостям, что есть одна семья, которая берет к себе и растит медвежат.
6. В.Лаптев считает несправедливым то, что многие великие люди терпели невзгоды, лишенные сочувствия и поддержки тех, кому они искренне служили.
7. Хочется верить, чтобы таких ситуаций в наше время не было. И каждый человек получал награду и верил, что его открытия принесут народу пользу.
8. Детство – это время, когда ребенок получает первые азы воспитания, наделяется родительской заботой, лаской, любовью, ни в чем не нуждающийся, зависящий только от родителей.
9. Автор вспоминает маленькую библиотеку имени Достоевского своего детства, которая находилась у Чистых прудов.
Упражнение6. Найдите и исправьте ошибки в предложениях с отрицанием.
Справка. Помните, что если переходный глагол, причастие или деепричастие имеют при себе отрицание, то прямое дополнение обычно ставится в родительном падеже. Например: Он часто получает (что?) письма от сына. Он давно не получал (чего?) писем от сына.
1. Человек, который болен, не получит от жизни удовольствие, лишь страдание.
2. Ни один человек не имеет право осуждать тебя и твои поступки.
3. Мальчик не видел свое будущее, думал, что никому не нужен.
4. У меня была соседка – девочка, родители которой просто не обращали на нее внимание.
5. Автор не понимает поступок ученого.
6. Великие люди выполняют свой долг, но не получают то, что заслужили.
7. Дети, выросшие среди животных, не принимают общество, а общество не принимает их.
8. И герой рассказа никогда не забудет тот момент, в котором он почувствовал себя счастливым человеком.
9. Почему нельзя нормально вырастить своего ребенка в тепле и уюте? Да все потому, что родители сами не нашли уголок в этой жизни, не пристрастили себя любить и уважать мир.
10. Не зная прошлое своей страны, его героев, нельзя сказать, что ты ее добропорядочный гражданин.
11. Актриса долго страдала, но все-таки не перенесла эту душевную боль и покончила жизнь самоубийством.
* Какие изменения следует внести в предложения, чтобы устранить имеющиеся речевые недочеты?
Упражнение7.
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.
Упражнение8
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
Упражнение9.
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.
Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.
Задание 1. Среди предложений 9—15 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха.
(10) Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!
(11) Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с её земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжёлой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи истории или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.
(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.
(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!
(15)Я всё чаще и чаще чувствую, как мне не хватает дедушкиного дома.
Задание 2. Среди предложений 18—24 найдите простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте — футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонек».
(21) Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты?
Задание 3. Среди предложений 1—5 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (З) Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.
(4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
Задание 4. Среди предложений 1—8 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые). Напишите номер этого сложного предложения.
- Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (З) Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4) У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (б)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
Задание 5. Среди предложений 9—15 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха.
(10) Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!
(11) Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с её земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжёлой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи истории или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.
(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.
(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!
(15)Я всё чаще и чаще чувствую, как мне не хватает дедушкиного дома.
Задание 6. Среди предложений 18—24 найдите простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте — футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонек».
(21) Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты?
Задание 7. Среди предложений 5—11 найдите сложное, одна из частей которого является односоставным неопределённо-личным предложением. Напишите номер этого сложного предложения.
(5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту, космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!
(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
(8)Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10) Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11) Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова.
Ключ:3-1; 4-1; 5-11.13 ; 6-22; 7-12,14
Попробуйте сформулировать закономерность постановки ударения в виде правила.
Задание 8.
Сколько ошибок допущено в приведённых ниже примерах? Найдите слова с нарушением постановки ударения, выпишите их, поставив нужное ударение.
1.Раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк. 2. Наши намерения заключить этот договор и подписать итоговый документ искренни. 3. Хозяева делали всё, чтобы облегчить жизнь своим гостям. 4. Нужно обратиться к эксперту по этому вопросу и одновременно углубить разработку проблемы. 5. Несмотря на сложнейшее положение в этой отрасли индустрии, добыча нефти в последние месяцы заметно возросла. 6. Судья начала зачитывать приговор. 7. Судно начало крениться вправо. 8. Начало некролога плохо просматривалось. 9. В сильные морозы не выдержал и замёрз теплопровод. 10. Не найдя нужной книги на полке, студент принялся за каталог.
Задание 9.
Придумайте фразу или связный рассказ, в котором все слова, в том числе и служебные, начинались бы на одну и ту же букву.
Например: Льются лавиной ландыши, лютики, лотосы, листьями, лепестками лениво лаская любзанъя любовных ланит, ладоней, локонов, ласково лелея лепет лживой лести, ломая ледяное лицемерие.
Задание 10.
Выберите одно ключевое слово из данных слов и в любой форме — прозаической, стихотворной — представьте свое понимание смысла, значения этого слова.
Предлагаются слова: благородство, добро, достоинство, духовность, жестокость, красота, любовь, милосердие, образованность, пошлость, радость, совесть, счастье.
Повторите:
1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
Эта ошибка связана с непониманием значения слова. Например: *^ Целых два месяца проходил в нашем городе вернисаж молодых художников (слово вернисаж означает «торжественное открытие художественной выставки»).
* Когда вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о своих встречах с Борисом (как вы помните, Катерина Кабанова прилюдно кается в своем грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить»).
2. Нарушение лексической сочетаемости слов. Сочетаемость определяется смысловыми признаками, лексическими значениями слов, а также традицией их употребления.
* Она старается показаться добродетельной и несколько праведной женщиной (наречие несколько, «немного, чуть-чуть», не может составить правильное сочетание с прилагательным праведный: невозможно быть «чуть-чуть справедливым» или «слегка добрым»).
* Проливные дожди увеличили уровень воды в реке (слово уровень в данном случае обозначает некоторую границу высоты чего-либо, поэтому уровень может повышаться или понижаться, но не увеличиваться или уменьшаться).
* Никто не считал, что героиня сделала подвиг (существительное подвиг традиционно употребляется с глаголом совершить).
Нарушает правила сочетаемости употребление в одном контексте слов разных эпох:
* Раскольников сидел в баре (следовало написать в трактире, в распивочной).
* В городе Калинове царила коррупция (следовало написать: процветало взяточничество).
Запомните сочетания играть роль, иметь значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ, часть С, русский язык
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение. Это сочинение пишется на основе текста, который представлен для анализа в варианте работы. В...
РАССУЖДАЙ! АРГУМЕНТИРУЙ! ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
АННОТАЦИЯ РАБОТЫДанная разработка представляет собой план-конспект урока русского языка по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ) и включает в себя перечень целей, сформулир...
"Готовимся к ОГЭ. Тренажер по русскому языку"
Тренажёр можно использовать при подготовке к ОГЭ по русскому языку по части 2 (задания с выбором ответа и задания с кратким ответом). Предназначен для обучающихся 9 класса....
Готовимся к ВПР. Тест по русскому языку, 7 класс.
Готовимся к ВПР по русскому языку, 7 класс....
Материалы для классного информационного стенда "Готовимся к устному экзамену по русскому языку"
Данные наглядные материалы позволяют учащимся опираться на основные положения требований и критериев устного экзамена-допуска к ОГЭ п русскому языку при подготовке...
ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ. Грамматические нормы русского языка. Теория и практика.
ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ. Грамматические нормы русского языка. Теория и практика к заданию № 8...
Методическая разработка "Готовимся к устному собеседованию по русскому языку"
Методическая разработка в форме методических рекомендаций включает анализ методов и приемов подготовки к устному собеседованию по русскому языку. Особое внимание я уделила обучению правилам устной реч...