"Готовимся к ОГЭ. Тренажер по русскому языку"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Тренажёр можно использовать при подготовке к ОГЭ по русскому языку по части 2 (задания с выбором ответа и задания с кратким ответом). Предназначен для обучающихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_oge.pptx | 383.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Часть 2 Автор презентации: Фурасьева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Основная общеобразовательная школа № 78» г.Саратов Тренажёр по русскому языку
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14 (1) Она никому не принадлежала, у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. (2) От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому. (3) Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице,—ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели. (4) Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. (5) Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. (6) Собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. (7) На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты.
(8) Но вот осталась позади долгая зима. (9) Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести. (10) Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом. (11) Приехавшие дачники были добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. (12) Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. (13) Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется. (14) Потом они привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали: (15) «А где же наша Кусака?» (16) И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней.
(17) Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, бросавшей хлеб,— словно это был не хлеб, а камень. ( 18) И скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. (19) С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. (20) И гимназисточка Леля окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей. (21) — Кусачка , пойди ко мне!— звала она к себе.— (22) Ну, хорошая, ну, милая, пойди! (23) Сахару хочешь?.. (24) Сахару тебе дам, хочешь? (25) Ну, пойди же! (26) Но Кусака не шла: боялась. (27) И осторожно, похлопывая себя руками и говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице, Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
(28) — Я тебя люблю, Кусачка , я тебя очень люблю. (29) У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (30) Ты, наверное, не веришь мне, Кусачка ? ( 31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами — у нее отняли ее непримиримую злобу. (32) И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. (33) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака.
(34) У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. (35) Разве недостаточно этого для счастья собаки? ( 36) Но вот желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (37) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу. (38) Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак ветреной осенней ночи. (39) Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. (40) На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. (41) Наступила ночь .
(42) Собака громко и жалобно завыла, когда уже не было сомнений, что она наступила. (43) Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. ( 44) Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. (45) И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. (46) Собака выла. (По Л. Андрееву)
Задание 2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему Кусака не доверяла людям ?» 1)Собаку бросили ее прежние хозяева. 2)Сторож одной из дач однажды выстрелил в Кусаку. 3)Собака не была приучена к жизни с людьми. 4)Люди , взрослые и дети, часто обижали Кусаку, жестоко с ней обращались . Ответ: 4
Задание 3 Укажите предложение, в котором нет метафоры: 1)Но вот желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой . 2)Я тебя люблю, Кусачка , я тебя очень люблю. 3)Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути , Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания : она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. 4)Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. Ответ: 2
Задание 4 Из предложений 29-32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением — «присоединение ». (29) У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (30) Ты, наверное, не веришь мне, Кусачка ? (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами — у нее отняли ее непримиримую злобу. (32) И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. Ответ: прикосновении
Задание 5 Из предложений 36-38 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила . (36) Но вот желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (37) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу. (38) Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак ветреной осенней ночи. Ответ : ветреной
Задание 6 Замените просторечное слово «не уберется» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. (13) Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется. Ответ : не уйдет
Задание 7 Замените словосочетание «беспричинного страха » в предложении 18, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление ». (18) И скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. Ответ : страха без причины
Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 43. (43) Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. Ответ : вой ворвался, прорезал (и) понесся
Задание 9 Среди предложений 3-5 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения. (3) Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице,—ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели. (4) Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. (5) Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. Ответ : 4
Задание 10 В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Я тебя люблю, (1) Кусачка , (2) я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты, (3) наверное, (4) не веришь мне, Кусачка ? Ответ : 3, 4
Задание 11 Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой . (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами — у нее отняли ее непримиримую злобу. Ответ : 6
Задание 12 В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью . Собака не доверяла людям, (1) которые хотели ее приласкать, (2) и, (3) поджав хвост, (4) убегала, (5) а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, (6) пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. Ответ : 1, 2, 6
Задание 13 Среди предложений 42-44 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения . (42) Собака громко и жалобно завыла, когда уже не было сомнений, что она наступила. (43) Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. (44) Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. Ответ : 42
Задание 14 Среди предложений 28-32 найдите сложное с союзной подчинительной связью и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения . (28) — Я тебя люблю, Кусачка , я тебя очень люблю. (29) У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (30) Ты, наверное, не веришь мне, Кусачка ? (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами — у нее отняли ее непримиримую злобу. (32) И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. Ответ : 31
Использованные ресурсы Амелина Е.В. Русский язык. Готовимся к ОГЭ. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. —192 с. — (Большая перемена).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-тренажер по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корне слова»
Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы....
Тренажер по русскому языку (on-line подготовка к ЕГЭ)
Тренажер (НЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ!!!) для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в тестовой форме. Задания основаны на демоверсии 2012 года. Возможно использование с 5 класса для отработки некоторых тем по орфогра...
Цифровой образовательный ресурс "Тренажер по русскому языку на тему "Деепричастие" для учащихся 7 класса"
Тест по теме "Деепричастие" относится к тренировочно-контролирующим материалам. Эта проверочная работа, составленная мною по данной теме, позволит учителям русского языка и литературы использовать ЦОР...
Тренажер по русскому языку. Орфография.
Тренажер содержит материал по отработке навыков грамотного письма. Рассчитан на учащихся 5-9 класса. Может служить как повторение правил по темам : "Безударные гласные", "Чередующиеся глас...
Презентация-тренажер по русскому языку в 5-ом классе на тему "Звуки речи"
В состав учебного пособия входит 10 слайдов, каждый из которых предполагает выполнение учащимися различных заданий. Ресурс можно использовать на различных этапах урока. В ходе учебной деятельности реб...
Интерактивный тренажер по русскому языку"Правописание Ъ и Ь"
Интерактивный тренажер "Правописание Ъ и Ь". Данный ЭОР предназначен для закрепления навыков правописания при изучении соответствующих тем на уроках русского языка...
Интерактивный тренажер по русскому языку «Готовимся к ГИА – В3»
Тренажер «Готовимся к ГИА – В3» предназначен для тренировочной работы девятиклассников по определению грамматической основы предложения на этапе подготовки к ГИА.В работе содержится 25 заданий ф...