Урок русского языка "Сложные о сложном".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Виды придаточных предложений, на котором учащиеся постигают и другие сложности русского языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сложные о сложном | 69.5 КБ |
конспект урока и рабочие листы учащихся | 22.25 КБ |
конспект урока и рабочие листы учащихся | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Михеева А.В.
Тема урока. Сложные о сложном
Цели урока.
Познавательные. Изучение дополнительных свойств уже известных понятий.
Развивающие. Развивать умение использовать анализ связного текста при изучении видов придаточных предложений, переносить знания в новую ситуацию.
Воспитательные. Воспитание культуры чтения, эстетического отношения к окружающей действительности.
Ход урока
Кроссвордный диктант
1.Раздел науки, в котором изучают строение словосочетаний и предложений.
2. Раздел науки, в котором изучают правила постановки знаков препинания.
3. Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав слова.
4. Раздел лингвистики, в котором изучается происхождение слов.
(Самопроверка)
Ответы: синтаксис, пунктуация, лексика, этимология.
* Что объединяет все эти термины?
* А что объединяет формулировки определений?
I. Сообщение темы, цели урока.
Мы будем постигать особенности сложных предложений, а также другие сложности русского языка, работая над анализом двух текстов, которые есть в ваших рабочих материалах.
Мы живем в 21 веке, и поэтому современный текст становится ГИПЕРТЕКСТОМ, то есть внутри него заложены «ССЫЛКИ», позволяющие раскрывать не только смысл, но и узнавать новое.
АКТИВНЫМИ «ССЫЛКАМИ» БУДУТ СЛОВА.
СИНТАКСИС
II. Найти правильное определение.
1). Сложное предложение – это такое предложение, в котором несколько сказуемых.
2). Сложное предложение – это такое предложение, в котором две или несколько грамматических основ.
3). Сложное предложение – это длинное предложение, в котором ставятся запятые.
III. Дополнить схему.
Сложные предложения |
Бессоюзные |
Сложносочиненные |
IV. Средства присоединения придаточных предложений.
Подчинительные союзы, союзные слова, частица ли в значении союза.
Юный книголюб поинтересовался, будет ли написана новая книга.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
V. Чтение текста 1.
1) Поговорим о читателе.(2) О нем говорят редко и мало.(3) А между тем читатель – лицо незаменимое.(4) Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Шекспира, Гете, Пушкина – всего лишь немая и мертвая груда бумаги. (5) Время идет, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство. (6) А бывают случаи, когда книга , мирно лежащая у нас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние .(7) Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными.
(8) Решает судьбу книги живой человек, читатель.
(По С.Маршаку)
VI. Чтение текста 2.
(1) Компьютеры и Интернет вытесняют книги. (2) С этой безрадостной картиной многие успели смириться. (3) Кажется, что компьютер вот-вот расправится с книгой.
(4) Но есть несколько причин, почему этого никогда не случится.
(5) Некоторые виды книг, конечно, отомрут. (6) К примеру, справочная литература.
(7) Ею удобнее пользоваться в электронном виде. (8) Люди стараются не покупать многотомные справочники из-за нехватки места.
(9) Иное дело литература художественная, которая требует вдумчивого чтения. (10)Как фотография не убила живопись, так и книга продолжит существовать, может быть, передав некоторые свои функции более совершенным технологиям.
(11) Первое преимущество книги – это возможность неспешного размышления над текстом. (12) Второе преимущество – бумага долговечнее. (13) Третье - она не требует источника питания.
(14) Сегодня, когда цивилизация ориентирована на зрительные образы, компьютер может быть нашим спасением, так как снова возвращает людей в мир слов. (15) Интернет активно возрождает эпистолярный жанр через электронную почту.
(16) Правда, он все равно не заменит книг, потому что качество информации из Сети ниже качества информации библиотечной.
(17) Так что обычные наши книги не умрут. (18) Главный аргумент в их пользу – вещественность, стабильность.(19) Книга не забросает вас электронной почтой и не зависнет на самом интересном месте. (20) Книга не бежит впереди нас, она идет с нами в ногу.
(По К.Журенкову)
VI . Беседа по тексту.
1.Что объединяет эти два текста?
2. Идея первого текста.
Автор хочет убедить нас в том, что судьбу книги решает читатель.
3. Проблема второго текста.
Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Проблема сохранения книги в жизни человека при условии развития современных информационных технологий.
VI I. Составить сложное предложение.
Автор пытается ответить на вопрос, сохранится ли книга в жизни человека при условии развития современных информационных технологий.
Домашнее сочинение- размышление.
Книга в моей жизни.
VI I I. Работа с текстом.
1. Сколько сложноподчиненных предложений во 2 тексте.
Вариант 1 (1- 10 предложения) 4 (3,4, 9,10)
Вариант 2 (11- 20 предложения) 3 (14, 16,20 )
Работа в парах
Сравнить по количеству предложений, по видам сложных предложений
Выписать из текста
Вариант 1 - с придаточным определительным
Вариант 2 - с придаточным изъяснительным
Вариант 3 - с придаточным обстоятельственным
IХ. Лексическая работа
Дабы, кабы, коли – архаизмы.
Чтобы, если, если (синонимы).
Дабы много знать, надо больше читать.
Х. ПУНКТУАЦИЯ
Объяснить постановку знаков препинания.
А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние.
Х I. Этимологический разбор.
Обаяние – очарование, притягательная сила.
Обоняние - способность воспринимать и различать запахи.
Обаяние (баять), обоняние ( внимать).
Х I I.Тренировочные упражнения по подготовке к ГИА.
Стихи детей (стихи, написанные детьми), детские стихи (написаны детьми, взрослыми для детей; смешные, несерьёзные).
Можно ли сказать, что это синонимичные словосочетания?
Какое из них имеет более конкретное значение?
Заменить вне контекста согласование на управление.
В2 Редактор журнала с интересом перечитывал детские стихи, написанные учениками пятого класса. (Стихи детей)
В творчестве любого поэта можно найти детские стихи. (Стихи для детей)
Х I I. Подготовка к ЕГЭ.
А4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая интересную книгу,
- у меня всегда возникают вопросы.
- понимаешь, что значит сила слова.
- автор как будто разговаривает с тобой
- возникает масса положительных эмоций.
Х I I I. Работа с учебником.
Упр.137 (устно)
Х I V. Итоги урока
Какое предложение по структуре? Вспомним еще раз виды придаточных.
Продолжить предложение.
1. Я люблю читать книги, потому что …. .
2. Книга, которую , … .
3. Прочитанная книга повествует о том, что… .
Вариант 1 - с придаточным изъяснительным
Вариант 2 - с придаточным обстоятельственным
Вариант 3 - с придаточным определительным
Х V. Рефлексия.
Обратимся к последним предложениям .
1 текст – идея.
2 текст – бессоюзное
Предлагаю вам сделать свой выбор.
Возьмите стикеры и напишите, листочек прикрепите к ватману
Книга не исчезнет, потому что ….
Интернет вытеснит книги, так как
(Прикрепить на левую или правую сторону).
Конкурс педагогических достижений Калининского района Санкт-Петербурга
Номинация «Лучший учитель Калининского района»
План – конспект урока русского языка в 9 классе
Тема урока « Сложные о сложном»
Учитель русского языка и литературы ГБОУ
Гимназия №63
Михеева Антонина Владимировна
2012 – 2013 учебный год
Предварительный просмотр:
Идея :
Проблема:
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
ЗАПОМНИ!!!!
ОБ_ЯНИЕ ОБ_НЯНИЕ
Предварительный просмотр:
Сложные о сложном.
Домашнее задание:
Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»
Коли ты уж решился ехать, то я хоть пешком да пойду за тобой, а тебя не покину. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»
Кабы на твою хитрость, да не моя простота! . А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»
Средства присоединения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"
Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий, сопровождается показом презентации....
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"
Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...
Презентация к уроку русского языка "Правописание сложных существительных,начинающихся с пол-"
В наглядной и доступной форме объяснение сложной орфограммы....
Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений"
Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений" служит обобщению и систематизации знаний учащихся по теме, выявлению особенностей стилистического использования изученных синтаксически...
Урок русского языка "Бессоюзное сложное предложение"
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА...
Презентация к уроку русского языка "Бессоюзные сложные предложения"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Повторение по теме "Бессоюзные сложные предложения"...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...