обобщение опыта
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Абрамова Галина

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon abramova_g.v._sosh_no1_opyt.zip1023.58 КБ

Предварительный просмотр:

 1. Тема опыта «Приёмы и методы работы со слабомотивированными учащимися в рамках подготовки к ГИА по русскому языку».

2. Условия возникновения и становления опыта

МАОУ СОШ № 1. Сегодня в школе обучается и воспитывается 788 учащихся. Работаю в 5-10 классах. В 2011-2012 г обучаю 128 человек.

В настоящее время большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6 классе начинают терять интерес к учёбе. Это приводит к снижению качества знаний учащихся 2-ой ступени обучения. Этот вопрос требует искать новые формы и приёмы работы с этим типом учащихся. За многолетнюю практику выработалась своя методика работы с детьми данной категории, предусматривающая более детальное повторение, а во многих случаях изучение заново материала, в котором имеются пробелы. Предполагается использование большего количества наглядных материалов, тренировочных упражнений. Иногда при повторении сложной темы приходится использовать более облегченные варианты, нежели те,  которые обычно дают в выпускных классах, что связано с особенностями данного контингента учащихся: многие не воспринимают   сложный лексический материал, поэтому сначала приходится использовать простые вещи, и только потом переходить к более сложным.

3. Обоснование актуальности и перспективности опыта

 Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающими развитым чувством ответственности за судьбу страны.

   Ключевое противоречие современного образования - существенное рассогласование между предлагаемой образовательной услугой и потребностью общества, следствием чего  являются следующие проблемы:

  1. отсутствие у обучающихся положительной мотивации к обучению;
  2. падение дисциплины;
  3. снижение уровня и качества обучения;
  4. перегрузка учебным материалом.

            Также было выявлено следующее противоречие – противоречие между желанием учителя помочь детям освоить основные правописные навыки и теоретический материал и индивидуальными возможностями школьников.    Проблема заключается в том, что в 9классе катастрофически не хватает времени для подготовки к итоговой аттестации. По программе в 9 классе на изучение русского языка отводится 2 часа. Сложившаяся ситуация заставляет искать методы и приемы, позволяющие устранить выявленные проблемы, и эффективно и экономно использовать время на уроке.

   Поэтому выбор темы опыта «Приёмы и методы работы со слабомотивированными учащимися в рамках подготовки к ГИА по русскому языку» актуален, своевременен и необходим, т.к. позволяет посредством организации индивидуальной деятельности школьников на уроках русского языка формировать практическую грамотность и вести обучение в индивидуальном темпе через использование разнообразных методов, приемов, форм и видов наглядности а также достичь хороших результатов при сдаче  ГИА.

4. Ведущая педагогическая идея опыта – повышение грамотности школьников и подготовка учащихся к успешной сдаче итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы. Анализ тестовых заданий, предлагаемых на экзамене в форме ГИА, а также изучение кодификатора показали необходимость формирования правописных навыков – одного из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания школьников. Они включают в себя знания, умения и навыки в изучении синтаксиса и пунктуации, орфографии и морфемики, словообразования и морфологии. Уровень знаний школьников зависит от умения индивидуально работать, что предполагает самостоятельность, умение анализировать, мыслить, решать логические орфографические задачи, самодостаточность, саморазвитие и самообразование. Изучение русского языка в 5-8 классах- это важный этап в формировании орфографической и пунктуационной грамотности. Всё это является базовой подготовкой учащихся к Государственной итоговой  аттестации. Нельзя не учитывать тот факт, что большая часть учащихся общеобразовательных классов слабомотивированы к учебной деятельности, а потому многие из них имеют серьёзные пробелы в знаниях и умениях, которые должны показать на экзамене.

На уроках русского языка в 9 классе при изучении отдельных тем ввожу тексты с элементами лингвистического анализа, отвечающие требованиям заданий А и В ГИА (см приложение).

Сегодня данной проблеме уделяется много внимания ведущими дидактами страны в области русского языка ( Г.А.Богданова, М.Р. Львов, Н.Н. Светловская, Т.Г. Рамзаева, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик, Н.Ф. Виноградова, Ю.А. Поташкина и др.).

 В данной работе я представляю собственный опыт работы по формированию орфографической зоркости на уроках изучения орфографии в 5-9 классах.

Орфография – один из сложнейших разделов русского языка, с изучением орфографии связано приобретение орфографического навыка. Именно в процессе формирования у обучающихся орфографических умений и навыков необходимо опираться на психологические и методические условия, являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы.

Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка.

Ошибки на правописание безударных гласных занимают значительное место. Данная проблема является «сквозной», проходит через все классы. По мере расширения словаря учащихся появляются все новые и новые слова с безударными гласными, в написании которых учащиеся допускают ошибки.

Различают три типа ошибок на правописание безударных гласных: правописание безударных гласных, проверяемых ударением, не проверяемых ударением, правописание чередующихся безударных гласных.

Почему так много ошибок на правописание безударных гласных? Это объясняется тем, что учащиеся не умеют быстро и правильно выделять корень, не могут правильно подобрать родственные слова для проверки безударной гласной в силу недостаточного общего лингвистического развития. Следовательно, моя задача, как  учителя заключается в том, чтобы научить производить структурный анализ и смысловой.

В большинстве случаев найти проверочное слово нетрудно. Есть типовые проверки, одинаковые для многих слов.

На уроках в 5-6 классах повторяется правило правописания безударных гласных и способы их проверки с обязательным приведением примеров.

При выполнении домашних и классных заданий в скобках учащиеся обязательно записывают проверочные слова к словам с безударной гласной. Это позволяет вырабатывать постоянное внимание к словам на данное правило, умение находить их в тексте и, главное, думать над их правописанием.

Практические навыки грамотного письма вырабатывается путем разнообразных тренировочных упражнений. В течение всех лет обучения используются различные виды работ по данной теме:

- работа по карточкам,

- предупредительные диктанты,

- объяснительные диктанты,

- работа с перфокартой,

- словарные диктанты,

- выборочные диктанты и другие виды работ,

- включение игровых моментов в урок.

Каждый учитель, обучая детей русскому языку, хочет добиться полного усвоения ими правил грамматики и выработать навыки применять их на практике.

Постоянно при выполнении синтаксического разбора предложения предлагаю учащимся найти в нем слова на изученные правила и объяснить их правописание, обозначить условия выбора той или иной орфограммы.

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительные гласные.

Правописание таких слов проверяем по орфографическому словарю.

Для закрепления правописания словарных слов предлагаю такие задания:

  1. Вставить пропущенные буквы, проверить по словарю.
  2. Придумать словосочетания или предложения с данными словами.

Знание полногласных и неполногласных сочетаний помогает правильному письму.

Орфография тесно связана со всеми разделами науки о языке, поэтому её изучение является базой овладения орфографической грамотностью.

Орфографическая грамотность повышается, если на уроке русского языка её развитию уделять максимум внимания. Орфографическая зоркость обеспечивается в первую очередь работой над опознавательными признаками типов орфограмм.

    При изучении темы «Фонетика» вновь возвращаемся к правописанию безударных гласных. Выполняя фонетический разбор слова,  повторяем правило, подбираем однокоренные слова, при этом видим часть слова, в которой может быть допущена ошибка. Фонетический разбор помогает лучше усвоить орфографические правила, основанные на расхождении между звуками и буквами.

При изучении темы «Словообразование» повторяем определение однокоренных слов, их отличие от форм одного и того же слова, ведем работу над словами с безударной гласной, подбираем однокоренные слова, выделяем морфемы. Умение выделять морфему – одно из важных условий формирования грамотного письма.

Систематическое повторение орфограмм – залог успешной работы по повышению грамотности учащихся.

В 5 классе программа знакомит учащихся с безударными чередующимися гласными в корнях слов, в 6 классе изучение данной темы продолжается.  

Все корни с чередованием гласных подчинены определенным правилам. Однако ошибки в правописании составляют большой процент от всех допущенных в письменных работах.

Причин несколько:

- неправильное выделение корня;

- незнание корней с чередованием гласных;

- неразличение корней с чередованием и с гласными, проверяемыми ударением;

- не учитываются исключения.

Первое, что должны усвоить учащиеся, чередующиеся гласные нельзя проверять ударением, второе – выучить корни с чередованием, третье – понять условия выбора гласной.

Изучив тему «Чередующиеся гласные в корне слова» и получив понятие о чередовании, учащиеся применяют свои знания на практике, выполняя различные задания и упражнения. Особенно эффективна на уроке работа с перфокартой. Этот вид работы нравится учащимся, так как после выполнения задания идет взаимопроверка, что дает возможность увидеть свои ошибки и ошибки соседа по парте, а также сразу получить оценку. Работа с перфокартой дает возможность учителю установить степень усвоения материала учащимися (см приложение).

         Если в каком-либо слове допущена ошибка, то это слово разбирается и объясняется выбор орфограммы.

  Практикуются и такие задания:

      Распределить слова в 2 колонки - с безударными гласными, проверяемыми ударением, и чередующимися гласными в корне слова. Один из учащихся выполняет работу на доске, остальные в тетрадях.

На уроках использую игровые моменты.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.

Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами.

Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия.

Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом)

Разновидности игр

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.

Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.

В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.

В настоящее время существует большое количество игр, которые учитель может использовать на уроке русского языка и литературы в процессе работы по игровой технологии (игры - путешествия; лингвистические кроссворды; лингвистическое лото и т.д.).

Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.

Компьютерные технологии в обучении русскому языку

В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и литературе

Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств.

В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы:

-  презентации

-  информационно-обучающие

- тестирующие.

Презентация хороша для анонсирования новой темы.

Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки.

Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.

Ясно, что с помощью программного обеспечения учитель русского языка  и литературы может разработать различные материалы. Это могут быть карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения лингвистических задач, опорные конспекты, схемы и т.д.

Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка и литературы как при подготовке к уроку, так и на самом уроке.

Все виды заданий, перечисленные в данной работе, используются при закреплении навыков грамотного письма в 7-9 классах с более усложненными по лексике примерами.

Другая сторона работы – тесная связь уроков русского языка с уроками литературы.

   Литература - предмет, который располагает воспитательными возможностями через усвоение программного материала. Современному человеку необходимо знать историю отечественной и зарубежной литературы, понимать, как разрешали нравственные проблемы авторы и герои классических произведений. При этом ученик должен осознавать, что человек, носитель определенной культуры, обретает духовность не только в процессе познания. При развитии личности ребенка необходимо обеспечить синхронное функционирование как системы обучения (расширение информации), так и системы воспитания (формирование эмоционально-ценностного отношения), бережного отношения к культурному наследию прошлого и настоящего. Прежде всего, учитель - это воспитатель. Мы считаем важным воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Воздействуя только на ум ребенка, такой цели достичь невозможно. Необходимо призвать на помощь его чувства, затронуть его душу. Для этого на уроках звучит музыка, используются репродукции художников, что позволяет учащимся раскрыть все лучшие и добрые черты своего характера.

Каждый урок литературы должен превратиться в урок жизни. Я  стараюсь, чтобы мир воспринимался учащимися в целостности. Для этого предпринимаю следующие действия: 1. Формирование у учащихся адекватного их уровням знаний целостного представления о культуре общества и о месте человека в нем. 2. Воспитание патриотизма, гуманизма, свободы, ответственности за судьбу Родины. 3. Ориентация учащихся на нравственные ценности общества. 4. Развитие у учащихся познавательного интереса к будущему развитию культуры через прошлое и настоящее в литературе. 5. Содействие становлению активной жизненной позиции учащихся.

Часто формулировка темы урока заключает в себе вопрос, требующий разрешения. На уроках предлагаются проблемные задания, побуждающие учащихся определить свою жизненную позицию.

Уже стало обычным сравнивать , находить сходство и различие в разрешении одной проблемы в изучаемых текстах классической литературы с произведениями писателей Татарстана (см приложение).

Изучая классические и современные произведения, можно найти следы знакомства их авторов с мифологией, Библией, древнерусской литературой, подсознательного переосмысления многих известных сюжетов. Поэтому на уроках обращаемся к мифологическому, библейскому, древнерусским текстам, рассматриваем влияние прошлого на будущее через настоящее.

В то же время и урок можно провести как спектакль или заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством авторов произведений (см приложение). Для того чтобы воспитательные цели не оставались недостижимыми, изменена система воспитания: задания учащимся продумывались с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей, в соответствии с их желаниями и внутренними потребностями, так как подлинное обучение и воспитание - это не принудительное наставление неподготовленного, невосприимчивого разума. Учителю необходимо пробуждать интерес к познанию, создавать ситуации стремления к духовному росту. Спланированные таким образом уроки развивают у учащихся не потребительское, а активно-творческое отношение к жизни. В процессе работы происходит формирование духовного мира ученика. Воспитание - открытая система, которая не дает результатов сразу. Пройдёт ещё много лет и только тогда станет ясно, как уяснили «уроки жизни» сегодняшние ученики. А сегодня они стараются воспринимать жизнь во всех ее проявлениях, учатся противостоять ей, выдвигают свои решения, разбираются в проблемах. Ученики все чаще говорят о том, что они стремятся хранить в себе Человека.

Целью моей воспитательной работы в классе является создание условий для развития многогранной творческой личности.

Пробудить душу ребенка, развивать заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, прививать навыки здорового образа жизни – вот основные задачи, которые я ставлю перед собой.

Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности.

Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. В своей практике применяю следующую форму взаимодействия с родителями – сотрудничество. Работа с семьёй – одна из главных задач школы. Вообще считаю, чем дружнее и сплоченнее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогая мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям – в подготовке мероприятий.

Постоянно веду диагностическую работу с семьями учащихся (изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат). Мои уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает  им увидеть результаты домашнего воспитания, выяснить причины успехов и неудач в учебном труде своих детей.

Встречи на дому, в школе, приглашения на классные и общешкольные родительские собрания, беседы и индивидуальные консультации, совместная подготовка праздников помогает мне создать единую систему педагогического взаимодействия на каждого ребёнка класса и добиться положительных результатов в воспитании и обучении школьников.

И здесь многое зависит от учителя: от его умения планировать учебную и внеклассную работу по предмету, подбирать интересные формы работы, для реализации тех или иных задач, используя активные способы, методы, приемы и средства обучения, включать учащихся в подготовку и организацию уроков, воспитательных дел, мероприятий, занятий по русскому языку.

5. Теоретическая база опыта

.

Технология помогает учащемуся решить все эти задачи, вооружив его специально разработанной моделью целесообразной правописной деятельности и постоянно её тренируя, добиваясь не знания того, как надо действовать, не умения совершить то или иное действие, даже не навыка, а свободного владения приобретёнными умениями и навыками. Нельзя не добавить, что целесообразно организованная правописная деятельность, требующая не только знания правил, но и концентрации внимания, и разнообразных интеллектуальных операций (и смысловой анализ предложения – одна из важнейших), не только совершенствует правописание, но развивает языковую интуицию, словесно-логическое мышление и устную речь.

Программа предлагает вернуть урок собственно русского языка, чтобы привести в осознанное состояние тысячелетия совершенствуемую русским народом и действительно заслуживающую национальной гордости систему русского языка. Это тем более важно в связи с определившейся в связи с достижениями психологической науки последних десятилетий новой в школе проблемой, которую обязан, прежде всего, решить обычный урок родного языка: через осознанное и системное освоение родного языка средствами уроков родного языка сформировать базу абстрактного словесно-логического мышления учащихся начальной школы, чтобы обеспечить возможность дальнейшего развития и мышления, и рука об руку идущего с ним совершенствования письменной и устной речи школьников. Это поднимет на высоту понимания и заинтересованности как теоретическое изучение родного языка, так и практическое овладение разными формами речи на нём, в том числе и непростым нашим правописанием, требующим изрядной доли осознанности, и  создаст условия для успешной сдачи итоговой аттестации  в форме ГИА.

                                       II. Технология опыта

Конечным результатом изучения русского языка в школе является формирование основных правописных навыков и подготовка учащихся к сдаче итоговой аттестации.  В ходе реализации опыта использовали методы и приемы языкового анализа, зрительного запоминания, составления  словосочетаний и предложений, занимательные формы работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА курс основной школы, были разработаны фрагменты и конспекты уроков по данной теме.

          Система работы учителя в рамках опыта включает в себя такие компоненты:

- организация учебно-познавательной деятельности школьников по формированию основных правописных навыков учащихся на уроках русского языка через организацию системы эффективных форм индивидуальной деятельности.

- создание психолого-педагогических условий для развития и творческой самореализации учащихся по формированию основных правописных навыков через использование разнообразных видов индивидуальной деятельности на уроках русского языка;

- анализ эффективности работы учителя по теме .

Факторами, способствующими формированию правописных навыков являются:

- творчество как соавторство учителя и ученика;

- учет в процессе обучения не только умственных способностей школьников, но и чувств, суждений и ценностных ориентации;

- постоянное стимулирование творческой активности и познавательной деятельности; создание благоприятной обстановки при взаимодействии учителя и ученика, ученика и коллектива.

Цель работы учителя – обучить каждого ученика и подготовить его к сдаче итоговой аттестации. Достичь цели помогает индивидуальный подход к обучению. Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями, иногда и с задержкой умственного развития. Дети по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным. Согласимся с известным психологом Н.А. Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».

Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, т.к. школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь данного результата, необходимо учитывать психологические особенности каждого ученика.

Почти каждый класс можно разделить на 3 группы: ученики с высокими, средними и низкими учебными возможностями. Критериями деления учащихся на группы являются: объём имеющихся знаний; культура умственного труда; уровень познавательной активности; способность к абстрактному мышлению; умение анализировать и обобщать; утомляемость от интеллектуальной деятельности; уровень самостоятельности.

Эти критерии взаимосвязаны, т.к. уровень самостоятельности учащихся на уроке при организации интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от способностей к абстрактному мышлению. А низкая работоспособность может свести на нет высокий интеллектуальный багаж ученика.

Совершенно очевидно, что в таких условиях необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и строить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование прочных знаний и умений для всех учащихся, не тормозя при этом рост сильных школьников и поднимая средних и слабых до уровня сильных.

Систематическое повторение всего изученного обеспечивает надёжность сохранения навыков владения теоретической базой русского правописания, а, следовательно, и формирование практической грамотности.

Урок начинается с проверки домашнего задания, которое включает в себя все уже освоенные разборы, связанные с анализом теоретического материала: фонетического, лексического, словообразовательного, морфемного, синтаксического, а также несколько слов для решения орфографических задач на пройденный материал. В классах происходит обязательное «озвучивание» всех выполненных заданий. А систематическая работа позволяет даже слабым ученикам овладеть необходимым уровнем знания изученного материала, делает ежедневную домашнюю работу необременительной и дает возможность не тратить времени на восстановление неизбежно при ином способе работы забытого материала и утраченных навыков.

        Работа с алгоритмами, использование элементов структуры урока позволяют систематически вести повторение, экономично использовать время на уроке и качественно подготовиться к выполнению заданий блока А и В.

         Таким образом, у учителя появляется дополнительное время для подготовки учащихся к выполнению заданий блока С.

Комплексная регулярная «капельная» тренировка, обеспечивая и поддерживая высокий уровень владения изученным материалом, не только ускоряет повседневную работу в классе и дома, позволяя делать урок ёмким,  но и даёт возможность не тратить времени на восстановление неизбежно при ином способе работы забытого материала и утраченных навыков.

Но достичь положительного результата можно только при условии систематической работы.

                                   Результативность работы

В течение с 2010 по 2011 год была замечена положительная динамика уровня обученности школьников. Об этом говорят результаты :

2009-2010 уч. г.  – ГИА  качество знаний 17,24 %

2010-2011 уч. г. – ГИА качество знаний 48 % .

Я всегда помню о  том, что учитель перестает быть учителем, когда сам перестает учиться. Поэтому постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства. Свой опыт и знания отдаю детям, но и среди коллег-педагогов часто делюсь своими мыслями, успехами, планами. Являюсь руководителем методического объединения учителей филологии и  общественных наук, регулярно даю открытые уроки, выступаю с докладами перед учителями кустового объединения.

В общении с коллегами поддерживаю хорошие отношения. Активно участвую в общественной жизни школы: организация праздников, встреч с интересными людьми.

Самоанализ своей работы хотелось бы завершить стихотворением Н.А. Заболоцкого:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...