Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
Планирование по русскому языку для5 класса по программе Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_5_klass_znat_umet_s_poyasn_zap.doc | 400 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящее планирование составлено в соответствии с требованиями Программы для общеобразовательных школ. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – Москва: Просвещение, 2010.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
На преподавание курса русского языка в 5 классе выделено 204 часа (из расчета 6 часов в неделю), из них на развитие связной речи – 34 часа.
В программе предусмотрены резервные часы – 4 ч., которые будут использованы для прохождения программы в случае актированных дней или б/л учителя.
№ п/п | Тема раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата | ЗУН | |
план | факт | ||||
I. Язык – важнейшее средство общения. (3 ч.) | |||||
1 | 1 четверть Язык и человек. | 1 | 1 неделя | Знать: какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем отличается письменное общение от устного. Уметь: читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме; различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации. | |
2 | Язык и речь. Язык и его единицы. | 1 | Знать: единицы языка (звук, слово, предложения) и их роль в языке. Уметь: находить единицы языка; определять границы слова в деформированной записи предложения (без пробелов); определять количество звуков в слове. | ||
3 | Р.р. Стили речи. | 1 | Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике. Уметь: определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации высказывания. | ||
II. Повторение изученного в начальных классах. (24 ч.) | |||||
4 | Состав слова. | 1 | Знать: что корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова (морфемы); какие слова называются однокоренными. Уметь: выделять в слове морфемы; находить однокоренные слова; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы). | ||
5 | Орфограмма. Место орфограмм в словах. | 1 | Усвоение понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знания того, что орфограмма – "точка" применения правила; усвоение понятия опознавательных признаков орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв; знание того, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме. Уметь: находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные в разных морфемах. | ||
6 | Комплексный анализ текста | 1 | Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся. | ||
7 8 9 | Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемых ударением и словарных слов). | 3 | 2 неделя | Знать: способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; о непроверяемых безударных гласных в корне слова. Уметь: правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне; пользоваться орфографическим словарем. | |
10 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | Знать: способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова. Уметь: правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласной в корне; пользоваться орфографическим словарем. | ||
11 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | Знать: способ проверки непроизносимых согласных в корне слова. Уметь: правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне. | ||
12 | Правописание букв И, У, А после шипящих. | 1 | Знать: правило написания букв И, У, А после шипящих и слова-исключения. Уметь: находить и обозначать графически орфограмму; пользоваться орфографическим словарем. | ||
13 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | 3 неделя | Знать: правило употребления Ъ и Ь. Уметь: находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать на письме разделительные Ъ и Ь; правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; графически обозначать условия их выбора. | |
14 | Отличие предлога от приставки. | 1 | Усвоение понятия орфограммы-пробела и орфограммы-дефиса. Знать: о совпадении предлогов и приставок; что предлог – слово, приставка – часть слова; правила раздельного написания предлогов со словами; правило дефектного написания предлогов из-за, из-под, падеж, с которым употребляются указанные предлоги. Уметь: разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму – слитное и орфограмму – раздельное написание; графически обозначать условия выбора раздельного написания; употреблять предлоги в речи. | ||
15 | Р.р. Текст. Комплексный анализ текста. | 1 | Знать: признаки текста. Уметь: составлять текст из разрозненных предложений, озаглавливать текст, выделять части текста, составлять простой план; выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся. | ||
16 | Р.р.Обучающее изложение. | 1 | |||
17 | Части речи. Глагол. | 1 | Знать: на какие вопросы отвечают и что обозначают части речи. Ознакомление с наречием; об употреблении на письме Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени. Уметь: определять части речи; морфологические признаки глагола; употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени. | ||
18 | Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. | 1 | Знать: опознавательный признак орфограммы –Ь; способ определения написания -ТСЯ или –ТЬСЯ. Уметь: находить орфограмму в -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах; пользоваться способом определения написания -ТСЯ или –ТЬСЯ; правильно писать -ТСЯ или –ТЬСЯ. | ||
19 | Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами. | 1 | 4 неделя | Знать: личные окончания глаголов I и II спряжения; о раздельном написании НЕ с глаголами. Уметь: выделять личные окончания глаголов; писать раздельно НЕ с глаголами; разбирать глаголы по образцу. | |
20 | Имя существительное. | 1 | Знать: определение имени существительного как части речи; его морфологические признаки; об употреблении на письме Ь после шипящих на конце существительных, Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе. Уметь: находить имена существительные, определять их род, число, падеж, тип склонения; уметь правильно употреблять Ь после шипящих, выбирать Е и И в безударных падежных окончаниях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разбирать имена существительные по образцу. | ||
21 | Падежные окончания существительных. | 1 | |||
22 | Имя прилагательное. | 1 | Знать: определение имени прилагательного как части речи; его морфологические признаки; изменения прилагательного по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательного с существительным; способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного. Уметь: изменять прилагательное по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательное с существительным; разбирать имена прилагательные по образцу; пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | ||
23 | Р.р. Текст. Тема и основная мысль текста. | 1 | Знать: о теме текста. Уметь: определять тему текста и подбирать к нему заголовки, выделять части текста. | ||
24 | Местоимение. | 1 | Знать: о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений, о раздельном написании личных местоимений с предлогами. Уметь: находить личные местоимения в тексте, определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов. | ||
25 | Повторение материала по разделу. Работа с тестами. | 1 | 5 неделя | Систематизация ЗУН по разделу. | |
26 27 | Контрольный диктант и его анализ. Работа с тестами. | 2 | Проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами. Проверить умение определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу. | ||
III. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (24+7) | |||||
28 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | Знать: предмет изучения синтаксиса, пунктуации; о роли знаков препинания в понимании смысла предложения. Уметь: связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания. | ||
29 30 | Словосочетание. Строение словосочетаний. Способы выражения грамматической связи в словосочетании. | 2 | Знать: отличие словосочетания от слова; строение словосочетания; о связи слов в словосочетании. Уметь: отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; составлять словосочетания по образцу; выделять словосочетания из предложения. | ||
31 | Разбор словосочетания. | 1 | 6 неделя | Знать: порядок разбора словосочетания. Уметь: разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме. | |
32 | Комплексный анализ текста. | 1 | Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся. | ||
33 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | Знать: основные признаки предложения; усвоение понятия "опознавательный признак", знаки завершения, понимать роль интонации. Уметь: по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения. | ||
34 | Р.р. Сжатое изложение. | 1 | Знать: способы сжатия текста. Уметь: формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключения и обобщения; строить сжатый текст. | ||
35 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Знать: виды предложений по цели высказывания, особенности интонации предложений. Уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания. | ||
36 | Виды предложений по интонации. | 1 | Знать: виды предложений по интонации; о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений. Уметь: распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять. | ||
37 | Р.р. Сочинение на свободную тему. Комплексный анализ текста. | 1 | 7 неделя | Знать: о теме сочинения; о сочинении на свободную тему, о стиле сочинения. Уметь: распознавать широкую и узкую тему сочинения; определять свободную тему сочинения, стиль сочинения; создавать текст на определенную тему. | |
38 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | Знать: что составляет грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения, способы выражения подлежащего; о связи подлежащего и сказуемого. Уметь: разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; находить подлежащее в грамматической основе. | ||
39 | Сказуемое. | 1 | Знать: способы выражения сказуемого. Уметь: находить в грамматической основе сказуемое; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации. | ||
40 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Знать: опознавательный признак употребления тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым. | ||
41 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | Знать: определение распространенных и нераспространенных предложений; общее определение второстепенных членов предложения. Уметь: разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; распространять предложения второстепенными членами. | ||
42 | Дополнение. | 1 | Знать: определение понятия "дополнение", способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения. Уметь: находить дополнение в предложении, отличать прямое дополнение от подлежащего, верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями. | ||
43 | Определение. | 1 | 8 неделя | Знать: определение понятия "определение", способ выражения определения, графическое обозначение определения, роль определения в речи. Уметь: находить определения в предложениях, верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями. | |
44 | Обстоятельство. | 1 | Знать: определение понятия "обстоятельство", способы его выражения, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения, роли обстоятельств в речи. Уметь: находить обстоятельства в предложениях, верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами. | ||
45 | Предложения с однородными членами. | 1 | Знать: определение однородных членов предложения, об интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Уметь: находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами. | ||
46 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Знать: опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами; правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; схемы предложений с однородными членами. Уметь: по опознавательным признакам ставить знаки препинания, соблюдать правильную интонацию; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять схемы предложений; находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов и обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. | ||
47 48 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 2 | |||
49 | 2 четверть Предложения с обращениями. | 1 | 9 неделя | Знать: определение обращения; об интонации при обращении; опознавательный признак выделения обращения на письме; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением. Уметь: составлять предложения с обращением в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией, ставить знаки препинания в предложениях с обращением; отличать обращение от подлежащего. | |
50 | Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения. | 1 | Знать: порядок синтаксического разбора простого предложения Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения (устно и письменно); определять стиль речи, к которому относится устный разбор. Знать: порядок пунктуационного разбора простого предложения Уметь: производить пунктуационный разбор (устно и письменно) простого предложения. | ||
51 52 | Р.р. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!". | 2 | Знать: основную мысль высказывания, понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. Уметь: составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль. | ||
53 54 | Простые и сложные предложения. | 2 | Знать: структурные отличия простых и сложных предложений; виды сложных предложений по способу связи частей в составе сложного; различие между союзной и бессоюзной связью, сочинительной и подчинительной, сочинительные и подчинительные союзы. Уметь: определять количество основ в предложении; отличать простые предложения от сложных; определять границы частей сложного предложения, ставить знаки препинания в сложном предложении, составлять предложения по схемам. | ||
55 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | 10 неделя | Знать: порядок синтаксического разбора сложного предложения Уметь: производить синтаксический разбор сложного предложения; составлять план сообщения на лингвистическую тему. | |
56 | Р.р. Заглавие и основная мысль текста. Комплексный анализ текста. | 1 | Знать: что заголовок отражает основную мысль текста; типы речи, языковые средства, помогающие автору в изображении животного. Уметь: выбирать заголовок из указанных в соответствии с основной мыслью текста; определять тип речи; выявлять языковые средства, помогающие автору в изображении животного. | ||
57 | Прямая речь. | 1 | Знать: понятия "прямая речь" и "слова автора", косвенная речь. Уметь: определять слова автора и прямую речь, составлять предложения с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, заменять предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью. | ||
58 | Диалог. | 1 | Знать: что такое диалог, реплика; правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога. Уметь: распознавать диалог, отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги; вести диалог. | ||
59 | Повторение. | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН. | ||
60 61 | Контрольный диктант и его анализ. Работа с тестами. | 2 | 11 неделя | Контроль ЗУН. | |
IV. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (16+2 ч) | |||||
62 | Фонетика. Гласные и согласные звуки. | 1 | Знать: предмет изучения фонетики и графики; различие между гласными и согласными звуками, способы их образования, различие между звуком и буквой; об элементах транскрипции. Уметь: различать звук и букву, гласные и согласные звуки по способу образования. Знать: различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласных при записи слова в фонетической транскрипции; парные и непарные согласные по твердости-мягкости. Уметь: различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму. | ||
63 | Позиционные чередования гласных и согласных. | 1 | Знать: сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; позиционные чередования гласных на письме не отражаются; правило написания и произношения буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ, РЩ. Уметь: объяснять правило проверки безударной гласной в корне с точки зрения позиционного чередования гласных; правильно произносить указанные слова. | ||
64 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | Знать: различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласных при записи слова в фонетической транскрипции; парные и непарные согласные по твердости-мягкости. Уметь: различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму. | ||
65 | Р.р. Обучающее изложение текста с элементами повествования и описания. | 1 | Знать: структуру текста типа повествования; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование. Уметь: определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста; пересказывать текст. | ||
66 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | Знать: различие между звонкими и глухими согласными, непарные по звонкости-глухости; о явлении озвончения и оглушения. Уметь: различать звонкие и глухие согласные; правильно выбирать согласные на письме. | ||
67 | Повторение. Работа с тестами. | 1 | 12 неделя | ||
68 | Комплексный анализ текста. | 1 | Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся. | ||
69 | Графика. Алфавит. | 1 | Знать: чем отличается устная речь от письменной , о различии между звуками и буквами; предмет изучения графики и каллиграфии; русский алфавит и его назначение. Уметь: отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов. | ||
70 71 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | 2 | Знать: о роли Ь для обозначения мягкости согласных; правила употребления Ь для обозначения мягкости согласных. Уметь: находить в словах мягкий согласный, употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания. | ||
72 73 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | 2 | 13 неделя | Знать: о звуковом значении букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях. Уметь: различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях. | |
74 | Орфоэпия. | 1 | Знать: предмет изучения орфоэпии. Уметь: правильно произносить слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки. | ||
75 | Фонетический разбор слова. | 1 | Знать: порядок фонетического разбора слова. Уметь: производить фонетический разбор (устно и письменно) слов. | ||
76 | Повторение. | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН. | ||
77 78 | Контрольный диктант и его анализ. Работа с тестами. | 2 | Контроль ЗУН. | ||
79 | Р.р. сочинение-описание предметов по картине И.И. Машкова "Натюрморт с маками и васильками". | 1 | 14 неделя | Знакомство с натюрмортом; композиция. Уметь: устно описывать предметы, изображенные на картине. | |
V. Лексика. Культура речи. ( 8+2 ч) | |||||
80 | Слово и его лексическое значение. | 1 | Знать: функцию слова в языке; понятия "словарный состав", "лексическое значение слова", "толковый словарь", "словарная статья"; о лексическом и грамматическом значении слова. Уметь: пользоваться толковым словарем; толковать лексическое значение слова; различать лексическое и грамматическое значение слов. | ||
81 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | Знать: понятия "однозначные" и "многозначные" слова и способы отражения в толковых словарях. Уметь: выбирать значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем. | ||
82 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | Знать: понятия "прямое" и "переносное" значение слов, "метафора", об отражении в толковом словаре переносного значения слова. Уметь: различать слова, употребленные в прямом и переносном значении. | ||
83 | Омонимы. | 1 | Знать: чем отличаются омонимы от многозначных слов; о роли использования в речи. Уметь: находить омонимы в толковом словаре, отличать от многозначных слов, употреблять в речи. | ||
84 85 | Синонимы. Комплексный анализ текста. | 2 | 15 неделя | Знать: определение синонимов, синонимического ряда. Уметь: подбирать синонимы к данному слову; строить синонимический ряд; пользоваться словарем синонимов, употреблять синонимы в речи. | |
86 | Антонимы. | 1 | Знать: понятие "антонимы", о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи. Уметь: находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи. | ||
87 | Р.р. Подробное изложение. | 1 | Знать: о роли деталей в художественном описании предмета. Уметь: составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета. | ||
88 | Повторение. Работа с тестами. | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН. | ||
89 | Контрольная работа (тестирование). | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН. | ||
VI. Морфемика. Орфография. Культура речи. ( 33+14 ч) | |||||
90 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 | Знать: определение корня, однокоренных слов, формы слова, что изучает Морфемика, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова. Уметь: выделять в слове морфемы; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова. | ||
91 | Окончание. Основа слова. | 1 | 16 неделя | Знать: определение окончания слова; грамматическое значение окончаний разных частей речи; о нулевом окончании и его грамматическом значении; определение основы слова. Уметь: выделять в слове окончание, основу в изменяемых и неизменяемых словах; определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительных, прилагательных, глаголов. | |
92 | Р.р. Сочинение по личным впечатлениям. | 1 | Знать: о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции. Уметь: составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям. | ||
93 94 | Корень слова. | 2 | Знать: определение корня слова; однокоренные слова. Уметь: правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, разграничивать омонимичные корни. | ||
95 | Р.р. Рассуждение. Комплексный анализ текста. | 1 | Знать: о рассуждении как о типе текста, о структуре рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста. Уметь: находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте; создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера. | ||
96 | Повторение изученного. | 1 | |||
97 98 | 3 четверть Суффикс. Суффиксы имен существительных и прилагательных. | 2 | 17 неделя | Знать: определение суффикса, смысловое значение суффикса. Уметь: правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выраженные суффиксы; образовывать новые слова с помощью известных суффиксов. | |
99 | Приставка. | 1 | Знать: определение приставки, смысловое значение приставки. Уметь: правильно выделять приставку в словах. | ||
100 | Р.р. Выборочное изложение с изменением лица по тексту В.М. Пескова. | 1 | Знать: характеристики выборочного изложения. Уметь: выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать подтему с изменением лица. | ||
101 102 | Чередование звуков. Беглые гласные. | 2 | Знать: о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов; перечень чередующихся звуков. Уметь: выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками; выделять части слов с беглыми гласными. | ||
103 | Варианты морфем. | 1 | 18 неделя | Знать: что такое "варианты морфем". Уметь: различать варианты морфем, определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные. | |
104 | Морфемный разбор слова. | 1 | Знать: порядок морфемного разбора слова. Уметь: производить морфемный разбор (устный и письменный) слова. | ||
105 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | Знать: правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ-, ПРИ- и приставок на З- (С-); о неизменяемых приставках. Уметь: находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках. | ||
106 107 | Буквы З и С на конце приставок. | 2 | Знать: правило написания букв на конце приставок; о единообразном написании приставки С-; словарные слова. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний. | ||
108 | Буквы О – А в корне -ЛАГ- – -ЛОЖ-. | 1 | Знать: чередование А – О в корнях. Уметь: владеть способом выбора А – О в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. | ||
109 | Буквы О – А в корне -РАСТ-– -РОС-. | 1 | 19 неделя | Знать: правило написания букв О – А в корне -РАСТ-, -РОС-; слова-исключения; о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой, графически пользоваться. | |
110 | Правописание корней с чередованием гласных. | 1 | |||
111 | Буквы Ё – О после шипящих в корне. | 1 | Знать: правило написания букв Ё – О после шипящих в корне; слова-исключения. Уметь: обосновывать выбор О – Ё в корнях слов после шипящих; графически обозначать изученную орфограмму. | ||
112 | Буквы Ы – И после Ц. | 1 | Знать: правило написания букв Ы – И после Ц в корнях, в словах на -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах, в словах-исключениях. Уметь: обосновывать выбор гласных И – Ы после Ц. | ||
113 | Повторение. | 1 | Обобщение и систематизация знаний по разделу. | ||
114 | Контрольный диктант. | 1 | |||
115 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Работы с тестами. | 1 | 20 неделя | ||
116 | Р.р. Сочинение-описание изображенного на картине (П.П. Кончаловский "Сирень в корзине"). | 1 | Знать: о роли деталей в художественном описании; понятие натюрморт. Уметь: описывать малопредметные натюрморты. | ||
Морфология. Орфография. Культура речи. (35+8 ч) | |||||
117 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Знать: предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи. Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи. | ||
Имя существительное. (20+4 ч) | |||||
118 119 | Имя существительное как часть речи. | 2 | Знать: морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении. Уметь: опознавать существительные среди других частей речи. | ||
120 | Р.р. Доказательства и рассуждения. Комплексный анализ текста. | 1 | Знать: структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении. Уметь: анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры; составлять рассуждение самостоятельного характера. | ||
121 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | 21 неделя | Знать: о существительных одушевленных и неодушевленных. Уметь: различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |
122 123 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | 2 | Знать: основание деления существительных на собственные и нарицательные; правило употребления большой буквы в именах собственных. Уметь: разграничивать имена собственные и нарицательные; правильно писать их. | ||
124 | Р.р. Элементы рассуждения в повествовании. Изложение по притче Е.А. Пермяка. | 1 | Знать: структуру рассуждения, повествования. Уметь: включать элементы рассуждения в повествование; сжато излагать текст. | ||
125 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Знать: порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного. | ||
126 | Род имени существительного. | 1 | Знать: о грамматической категории рода существительного, о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных. Уметь: определять род имени существительного, согласовывать глагол прошедшего времени, имя прилагательное с именем существительным. | ||
127 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | 1 | 22 неделя | Знать: об именах существительных, имеющих форму только множественного числа. Уметь: употреблять эти существительные в речи. | |
128 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 1 | Знать: о существительных, имеющих форму только единственного числа. Уметь: употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательным, глаголом прошедшего времени. | ||
129 | Три склонения имен существительных. | 1 | Знать: о склонении имени существительного, о начальной форме существительного. Уметь: находить начальную форму и находить склонение существительных, склонять существительные. | ||
130 | Падеж имен существительных. | 1 | Знать: названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы. Уметь: определять падеж существительного, верно употреблять предлоги с падежами. | ||
131 132 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 2 | Знать: правило выбора Е – И в безударных падежных окончаниях имен существительных. Уметь: владеть способом действия при выборе данной орфограммы. | ||
133 134 | Контрольный диктант и его анализ. Работа с тестами. | 2 | 23 неделя |
| |
135 | Р.р. Изложение. | 1 | Знать: о возможности использования существительных-синонимов для устранения речевых повторов. Уметь: излагать содержание исходного текста с изменением лица. | ||
136 137 | Множественное число имен существительных. | 2 | Знать: об особенностях склонения существительного во множественном числе, в дательном, творительном и предложном падежах, об употреблении форм множественного числа имени существительного. Уметь: правильно писать и употреблять существительные во множественном числе. | ||
138 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 | Знать: правило написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Уметь: применять правило написания О – Е после шипящих и Ц. | ||
139 | Повторение по теме "Имя существительное". | 1 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | ||
140 | Комплексный анализ текста. | 1 | 24 неделя | Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся. | |
141 | Диктант. | 1 | |||
Имя прилагательное. (12+ 4 ч ) | |||||
142 143 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | Знать: о роли прилагательного в тексте; морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию его в предложении. Уметь: употреблять прилагательные в речи; определять морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении. | ||
144 145 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 2 | Знать: о согласовании прилагательных с существительными. Уметь: правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова. | ||
146 | Р.р. Описание животного. Комплексный анализ текста. | 1 | 25 неделя | Знать: описание животного в художественном стиле; общепользование образно-выразительных средств в художественном описании. Уметь: писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания. | |
147 148 | Прилагательные полные и краткие. | 2 | Знать: грамматические особенности и признаки кратких прилагательных. Уметь: различать краткие прилагательные, правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую; определять роль кратких прилагательных в предложении. | ||
149 | Р.р. Описание животного на основе изображенного. | 1 | Знать: о специфике описания животного, изображенного на картине. Уметь: описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле. | ||
150 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного. Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного. | ||
151 | Р.р. Сочинение "Как я испугался". | 1 | Уметь: составлять собственный текст по указанному плану. | ||
152 | Повторение по теме "Имя прилагательное". | 1 | 26 неделя | Обобщение изученного по теме. | |
153 | Контрольный диктант. | 1 | |||
154 | Работа над ошибками. Работа с тестами. | 1 | |||
155 | Р.р. Художественное описание животного на основе наблюдений. | 1 | Уметь: составлять собственный текст-описание животного на основе личных впечатлений. | ||
Глагол. (36 + 6 ч) | |||||
156 157 | 4 четверть Глагол как часть речи. | 2 | Знать: характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Уметь: рассказать о глаголе в форме научного описания; определить морфологические признаки глагола. | ||
158 159 160 | НЕ с глаголами. | 3 | 27 неделя | Знать: правило написания НЕ с глаголами, знать нормы правильного ударения в глаголах с частицей НЕ. Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ, графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с НЕ в речи. | |
161 | Комплексный анализ текста. | 1 | Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся. | ||
162 163 | Неопределенная форма глагола. | 2 | Знать: о неопределенной форме как начальной форме глагола; определение понятия. Уметь: различать глаголы в личной и неопределенной формах; правильно писать окончания глаголов в неопределенной форме. | ||
164 | Работа с тестами. | 1 | 28 неделя | Обобщение изученного по теме. | |
165 166 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 2 | Знать: условия выбора написания -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах; о произношении [ца] на месте -ТСЯ, -ТЬСЯ. Уметь: правильно произносить глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; правильно писать -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах; употреблять в речи глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ. | ||
167 | Резервный урок. | 1 | |||
168 169 | Виды глагола. | 2 | Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению; способы образования видовых пар глаголов. Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола; распознавать виды глаголов. | ||
170 171 172 | Буквы Е – И в корнях с чередованием. | 3 | 29 неделя | Знать: о чередовании гласных Е – И в корнях; способы действия при выборе орфограммы; перечень корней с чередованием. Уметь: правильно писать слова с чередованием Е – И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | |
173 | Комплексный анализ текста. | 1 | Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся. | ||
174 | Р.р. Невыдуманный рассказ о себе. | 1 | Знать: что главное в рассказе – развертывающееся в определенной последовательности действие; о роли жестов, выражения лица рассказчика в устном рассказе. Уметь: составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его. | ||
175 | Контрольный диктант. | 1 | |||
176 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Работа с тестами. | 1 | 30 неделя | ||
177 | Время глагола. | 1 | Знать: как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов. Уметь: определять временные формы глагола. | ||
178 | Прошедшее время. | 1 | Знать: способ образования и изменения глаголов прошедшего времени. Уметь: распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом -л-; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы, глаголы прошедшего времени. | ||
179 | Настоящее время. | 1 | Знать: глаголы в настоящем времени обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно, в любое время; образуются глаголы настоящего времени только от глаголов несовершенного вида. Уметь: определять грамматическое значение глаголов в настоящем времени, употреблять в речи; соблюдать орфоэпические нормы. | ||
180 | Будущее время. | 1 | Знать: о способах образования форм будущего времени, употребление их в речи. Уметь: образовывать простую и сложную форму будущего времени; различать формы глагола. | ||
181 | Спряжение глаголов. | 1 | Знать: что такое спряжение глагола; личные окончания глаголов I и II спряжения; способ определения спряжение глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме). Уметь: владеть способом определения спряжения, изменять глаголы по лицам и числам. | ||
182 183 184 185 | Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием. | 4 | 31 неделя | Знать: выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола зависит от его спряжения. Уметь: различать глаголы I и II спряжения; правильно писать личные глагольные окончания. | |
186 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Знать: порядок морфологического разбора глагола. Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола. | ||
187 | Р.р. Изложение по тексту "Шоколадный торт". | 1 | Уметь: производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль текста с изменением формы лица. | ||
188 189 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | 2 | 32 неделя | Знать: о написании Ь на конце глагола 2-го лица; об употреблении глагола в предложениях без подлежащего. Уметь: выбирать орфограмму в глаголах с шипящим на конце; употреблять глаголы 2-го лица в речи. | |
190 | Употребление времен. | 1 | Знать: об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом. Уметь: употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о прошлом. | ||
191 | Комплексный анализ текста. | 1 | Уметь: выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся. | ||
192 | Р.р. Спортивный репортаж по серии рисунков. | 1 | Уметь: составлять рассказ по данному началу с использованием рисунков; употреблять глаголы в форме настоящего времени для оживления повествования. | ||
193 194 | Повторение изученного о глаголе. Работа с тестами. | 2 | 33 неделя | Систематизация и обобщение материала. | |
195 | Контрольный диктант. | 1 | |||
196 | Работа над ошибками. | 1 | |||
Повторение и систематизация изученного. (4+1 ч) | |||||
197 198 199 200 | Комплексный анализ текста. Работа с тестами. Работа по развитию связной речи. | 4 | 34 неделя | Повторение и систематизация знаний, умений, навыков, полученных в течение года. | |
201 202 203 204 | Резервные уроки | 4 |
График контрольных работ по русскому языку
Класс -5
№ | Вид работы | Тема | Дата |
1 | Контрольный диктант | «Повторение изученного в начальной школе» | 5 неделя |
2 | Контрольное сочинение | По картине Решетникова Ф. П. «Опять двойка» | 9 неделя |
3 | Контрольный диктант | Синтаксис и пунктуация | 11 неделя |
4 | Контрольный диктант | Фонетика. Графика. Орфография | 13 неделя |
5 | Выборочное изложение с изменением лица | По тексту В. М. Пескова | 17 неделя |
6 | Контрольный диктант | Словообразование. Орфография | 19 неделя |
7 | Контрольный диктант | Имя существительное | 23 неделя |
8 | Контрольный диктант | Имя прилагательное | 26 неделя |
9 | Контрольное изложение | По тексту «Шоколадный торт» | 31 неделя |
10 | Контрольный диктант | Глагол | 33 неделя |
11 | Контрольное сочинение-репортаж | По серии рисунков на спортивную тематику | 33 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....
календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова
планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/ М.: Мнемозина, 2008 г....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс
Планирование уроков русского языка в 9 классе...
Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс
Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...