Урок в 11 классе
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Урок в 11 классе
Тема: Работа над сочинением в форме ЕГЭ (Часть С).
Цель: Подготовка к ЕГЭ: развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию; отработка умения формулировать проблему, поставленную в тексте, и авторскую позицию; отбирать аргументы для подтверждения своей позиции.
Ход урока
1. Вступительная беседа:
- В каком стиле предлагаются тексты на ЕГЭ? (Художественном, публицистическом или художественно-публицистическом)
- В тексте какого стиля легче определить проблему, волнующую автора, его позицию? (В публицистическом.) Почему? (В публицистическом тексте художественные средства: эмоциональная, экспрессивная лексика, обращение к читателю (слушателю) с помощью риторических вопросов и восклицаний - побуждают к дискуссии на определенную тему, к размышлению над вопросами, заданными автором.
В художественном тексте цель автора – создать образ (через описание, повествование), оказать эстетическое воздействие на читателя.)
- В какой части публицистического текста чаще всего можно найти вопрос и сформулировать проблему, волнующую автора? В конце текста, но не обязательно.)
- Какие элементы должно содержать сочинение части С?
(1 абзац: Вступление.
2 абзац: Формулировка проблемы.
3 абзац: Комментарий проблемы.
4 абзац: Авторская позиция.
5 абзац: Позиция «Я» (пишущего сочинение)
6 абзац: Аргументы (2+1)
7 абзац: Заключение.)
- Каковы этапы работы с текстом? (С чего начать?)
(1) с 4-го элемента: для чего написан текст автором – его позиция?
2) какова позиция «Я»?
3) сформулировать проблему.)
-2-
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом (текст прилагается).
3. Беседа-обсуждение формулировок проблемы и позиции автора. Запись формулировок учащимися в черновики. (Стиль текста?)
(Проблема, над которой размышляет автор: что такое подлинный профессионализм?
Позиция автора: подлинный профессионал знает, что надо делать, он не ошибается и может и готов рисковать.)
4. Обсуждение-отбор аргументов для подтверждения своей позиции по сформулированной проблеме. Обсуждение вариантов заключения сочинения.
(Аргументы из текстов произведений:
Н.С.Лесков, «Левша»,
А.П.Платонов, «В прекрасном и яростном мире»
М.А.Шолохов, «Судьба человека»,
Е.Носов, «Незаменимый кузнец»).
5. Индивидуальная работа учащихся над текстом.
Приложение к уроку (По К. Паустовскому)
Прочитайте текст и сформулируйте проблему, поставленную автором, и позицию автора.
(1 )3имой 1921 года я жил в Одессе и работал секретарем в газете «Моряк». (2)В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Багрицкий, Бабель, Олё-ша и Ильф. (3)Из старых, опытных писателей часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь — милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек.
(4)0днажды Соболь принес в «Моряк» свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый.
(5)Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. (б)Предложить Соболю исправить его никто не решался. (7)В этом отношении Соболь был неумолим — и не столько из-за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял •< ним интерес.
(8)Мы синели и думали: что делать? (9)Си-дел с нами и -аш корректор, старик Благов, бывший дире<-~р самой распространенной в России газе~=. -усское слово», правая рука знаменитого издателя Сытина.
(10)Это был неразговорчивый человек, напуганный своим прошлым. (11)Всей своей солидной фигурой он совершенно не вязался с оборванной и шумной молодежью нашей редакции.
(12)Я забрал рукопись Соболя с собой, чтобы дома (я жил в бывшем магазине готового .платья «Альшванг и компания», занимая комнату, где когда-то была примерочная) прочесть ее еще раз.
(13)Поздним вечером (было не больше десяти часов, но город, погруженный в темноту, пустел уже и сумерки, и только ветер злорадно выл на перекрестках) в дом постучали. (14) За дверью стоял Благов.
(15) — Вот что,— сказал Благов. (16) — Я все думаю об этом рассказе Соболя. (^Талантливая вещь. (18)Нельзя, чтоб она пропала. (19)У меня, знаете, как у старого газетного волка, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы.
(20) — Что же поделаешь! — ответил я.
(21)—Дайте мне рукопись. (22)Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. (23)Я останусь здесь, потому что возвращаться домой невозможно — наверняка разденут. (24)И при вас пройдусь по рукописи.
(25) — Что значит «пройдусь»? — спросил % (26) — «Пройтись» — это значит выправить.
(27) — Я же вам сказал, что не выброшу V) не впишу ни одного слова.
(28) — А что же вы сделаете?
(29) — А вот увидите.
(30)В словах Благова я почувствовал нечто Загадочное. (31)Какая-то тайна вошла в эту Зимнюю штормовую ночь в магазин Альшван-^а вместе с этим спокойным человеком, 32)Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился.
(ЗЗ)Благов вынул из кармана огарок необыкновенно толстой церковной свечи. :34)3олотые полоски вились по ней спиралью. (35)Он зажег этот огарок, поставил его на ящик, сел на мой потрепанный чемодан и склонился над рукописью с плоским плотницким карандашом в руке.
(Зб)Благов кончил работу над рукописью только к утру. (37)Мне он рукописи не показал, тюка мы не пришли в редакцию и машинистка ие переписала ее начисто. .
(38)Я прочел рассказ и онемел. (39)Это ёыла прозрачная литая проза. (40)Все стало йыпуклым, ясным. (41 )От прежней екомканно-сти и словесного разброда не осталось и те-•;Нй. (42)Прм этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
(43)Я посмотрел на Благова. (44)Он курил толстую папиросу из черного, как чай, кубанского табака и усмехался.
(45) — Это чудо! — сказал я. (46) — Как вы <это сделали? ;• •"-'•'•'.
(47) — Да просто расставил все знаки препинания. (48)У Соболя с ними форменный кавардак. (49)Особенно тщательно я расставил точки. (50)И абзацы. (51)Это великая вещь, тилый мой. (52)Еще Пушкин говорил о знаках препинания. (53)Они существуют, чтобы выде-
лить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. (54) Знаки препинания — это как нотные знаки. (55)Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
(бб)Рассказ был напечатан. (57)А на следующий день в редакцию ворвался Соболь. (58)Он был, как всегда, без кепки, волосы его были растрепаны, а глаза горели непонятным огнем.
(59) — Кто трогал мой рассказ? — закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил папкой по столу, где лежали комплекты газет. (60)Пыль густым облаком взлетела над столом.
(61) — Никто не трогал,— ответил я. (62) — Можете проверить текст.
(63) — Ложь! — крикнул Соболь. (64) — Брехня! (65)Я все равно узнаю, кто трогал!
(бб)Запахло скандалом.
(67)Тогда Благов сказал спокойно и даже унылым голосом:
(68) — Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания—это значит тронуть его, то извольте: трогал его я. (69)По своей обязанности корректора.
(7б)Соболь бросился к Благову, схватил его за руки, крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его.
(71) — Спасибо! — сказал взволнованно Соболь. (72) — Вы дали мне чудесный урок. (73)Но только жалко, что так Поздно. (74)Я чувствую себя преступником по отношению к моим прежним вещам.
(75)Вечёром мы все собрались в магазине Альшванга. (76)3аварили морковного чаю и выпили его во славу литературы и знаков
препинания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_11_klasse_tema_rabota_nad_sochineniem_v_forme_ege_chast.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 11 классе
Тема: Работа над сочинением в форме ЕГЭ (Часть С).
Цель: Подготовка к ЕГЭ: развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию; отработка умения формулировать проблему, поставленную в тексте, и авторскую позицию; отбирать аргументы для подтверждения своей позиции.
Ход урока
1. Вступительная беседа:
- В каком стиле предлагаются тексты на ЕГЭ? (Художественном, публицистическом или художественно-публицистическом)
- В тексте какого стиля легче определить проблему, волнующую автора, его позицию? (В публицистическом.) Почему? (В публицистическом тексте художественные средства: эмоциональная, экспрессивная лексика, обращение к читателю (слушателю) с помощью риторических вопросов и восклицаний - побуждают к дискуссии на определенную тему, к размышлению над вопросами, заданными автором.
В художественном тексте цель автора – создать образ (через описание, повествование), оказать эстетическое воздействие на читателя.)
- В какой части публицистического текста чаще всего можно найти вопрос и сформулировать проблему, волнующую автора? В конце текста, но не обязательно.)
- Какие элементы должно содержать сочинение части С?
(1 абзац: Вступление.
2 абзац: Формулировка проблемы.
3 абзац: Комментарий проблемы.
4 абзац: Авторская позиция.
5 абзац: Позиция «Я» (пишущего сочинение)
6 абзац: Аргументы (2+1)
7 абзац: Заключение.)
- Каковы этапы работы с текстом? (С чего начать?)
(1) с 4-го элемента: для чего написан текст автором – его позиция?
2) какова позиция «Я»?
3) сформулировать проблему.)
-2-
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом (текст прилагается).
3. Беседа-обсуждение формулировок проблемы и позиции автора. Запись формулировок учащимися в черновики. (Стиль текста?)
(Проблема, над которой размышляет автор: что такое подлинный профессионализм?
Позиция автора: подлинный профессионал знает, что надо делать, он не ошибается и может и готов рисковать.)
4. Обсуждение-отбор аргументов для подтверждения своей позиции по сформулированной проблеме. Обсуждение вариантов заключения сочинения.
(Аргументы из текстов произведений:
Н.С.Лесков, «Левша»,
А.П.Платонов, «В прекрасном и яростном мире»
М.А.Шолохов, «Судьба человека»,
Е.Носов, «Незаменимый кузнец»).
5. Индивидуальная работа учащихся над текстом.
Приложение к уроку (По К. Паустовскому)
Прочитайте текст и сформулируйте проблему, поставленную автором, и позицию автора.
(1 )3имой 1921 года я жил в Одессе и работал секретарем в газете «Моряк». (2)В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Багрицкий, Бабель, Олё-ша и Ильф. (3)Из старых, опытных писателей часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь — милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек.
(4)0днажды Соболь принес в «Моряк» свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый.
(5)Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. (б)Предложить Соболю исправить его никто не решался. (7)В этом отношении Соболь был неумолим — и не столько из-за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял •< ним интерес.
(8)Мы синели и думали: что делать? (9)Си-дел с нами и -аш корректор, старик Благов, бывший дире<-~р самой распространенной в России газе~=. -усское слово», правая рука знаменитого издателя Сытина.
(10)Это был неразговорчивый человек, напуганный своим прошлым. (11)Всей своей солидной фигурой он совершенно не вязался с оборванной и шумной молодежью нашей редакции.
(12)Я забрал рукопись Соболя с собой, чтобы дома (я жил в бывшем магазине готового .платья «Альшванг и компания», занимая комнату, где когда-то была примерочная) прочесть ее еще раз.
(13)Поздним вечером (было не больше десяти часов, но город, погруженный в темноту, пустел уже и сумерки, и только ветер злорадно выл на перекрестках) в дом постучали. (14) За дверью стоял Благов.
(15) — Вот что,— сказал Благов. (16) — Я все думаю об этом рассказе Соболя. (^Талантливая вещь. (18)Нельзя, чтоб она пропала. (19)У меня, знаете, как у старого газетного волка, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы.
(20) — Что же поделаешь! — ответил я.
(21)—Дайте мне рукопись. (22)Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. (23)Я останусь здесь, потому что возвращаться домой невозможно — наверняка разденут. (24)И при вас пройдусь по рукописи.
(25) — Что значит «пройдусь»? — спросил % (26) — «Пройтись» — это значит выправить.
(27) — Я же вам сказал, что не выброшу V) не впишу ни одного слова.
(28) — А что же вы сделаете?
(29) — А вот увидите.
(30)В словах Благова я почувствовал нечто Загадочное. (31)Какая-то тайна вошла в эту Зимнюю штормовую ночь в магазин Альшван-^а вместе с этим спокойным человеком, 32)Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился.
(ЗЗ)Благов вынул из кармана огарок необыкновенно толстой церковной свечи. :34)3олотые полоски вились по ней спиралью. (35)Он зажег этот огарок, поставил его на ящик, сел на мой потрепанный чемодан и склонился над рукописью с плоским плотницким карандашом в руке.
(Зб)Благов кончил работу над рукописью только к утру. (37)Мне он рукописи не показал, тюка мы не пришли в редакцию и машинистка ие переписала ее начисто. .
(38)Я прочел рассказ и онемел. (39)Это ёыла прозрачная литая проза. (40)Все стало йыпуклым, ясным. (41 )От прежней екомканно-сти и словесного разброда не осталось и те-•;Нй. (42)Прм этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
(43)Я посмотрел на Благова. (44)Он курил толстую папиросу из черного, как чай, кубанского табака и усмехался.
(45) — Это чудо! — сказал я. (46) — Как вы <это сделали? ;• •"-'•'•'.
(47) — Да просто расставил все знаки препинания. (48)У Соболя с ними форменный кавардак. (49)Особенно тщательно я расставил точки. (50)И абзацы. (51)Это великая вещь, тилый мой. (52)Еще Пушкин говорил о знаках препинания. (53)Они существуют, чтобы выде-
лить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. (54) Знаки препинания — это как нотные знаки. (55)Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
(бб)Рассказ был напечатан. (57)А на следующий день в редакцию ворвался Соболь. (58)Он был, как всегда, без кепки, волосы его были растрепаны, а глаза горели непонятным огнем.
(59) — Кто трогал мой рассказ? — закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил папкой по столу, где лежали комплекты газет. (60)Пыль густым облаком взлетела над столом.
(61) — Никто не трогал,— ответил я. (62) — Можете проверить текст.
(63) — Ложь! — крикнул Соболь. (64) — Брехня! (65)Я все равно узнаю, кто трогал!
(бб)Запахло скандалом.
(67)Тогда Благов сказал спокойно и даже унылым голосом:
(68) — Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания—это значит тронуть его, то извольте: трогал его я. (69)По своей обязанности корректора.
(7б)Соболь бросился к Благову, схватил его за руки, крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его.
(71) — Спасибо! — сказал взволнованно Соболь. (72) — Вы дали мне чудесный урок. (73)Но только жалко, что так Поздно. (74)Я чувствую себя преступником по отношению к моим прежним вещам.
(75)Вечёром мы все собрались в магазине Альшванга. (76)3аварили морковного чаю и выпили его во славу литературы и знаков
препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...