Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Старикова Татьяна Викторовна

Урок изучения нового материала построен по ТРКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorodnye_i_neodnorodnye_opredeleniya_8_kl.rar980.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 8 классе по теме

« Однородные и неоднородные определения»

Учитель: Старикова Татьяна Викторовна

МБОУ «Украинская СОШ»

Косихинского района

Алтайского края

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  Цель урока: создать условия для формирования лингвистической и языковой компетенций уч-ся через  освоение знаний  об однородных и неоднородных определениях; формирование  умения       различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно  правильно оформлять их, что будет способствовать   воспитанию у уч-ся сознательного отношения к языку как к духовной ценности

I.   Оргмомент        

II.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

- В течение нескольких уроков мы изучаем тему «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». Давайте повторим, обобщим ваши знания о признаках  однородных членов предложения и знаках препинания при них. 

Слайд Блиц-опрос

III. Стадия «Вызов». слайд

Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Весеннее ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

За рекой росли дубовые, пихтовые леса.
За рекой росли густые пихтовые леса.

– Скажите, у вас не возникли какие– то вопросы?  Чем похожи и чем отличаются эти предложения? Постановка перед учащимися учебной проблемы - решить, почему в первом предложении поставлена запятая между определениями, а во втором - нет:

(Дети сразу видят, что в первом предложении стоит запятая, а во втором ее нет.) У них возникают следующие вопросы:

Ученики: Почему в предложениях № 2 между словами нет запятой?

Учитель: А каким членом предложения являются эти слова?  А однородные ли эти определения?

– Итак, ребята, мы пришли к двум вопросам, на которые мы и должны сегодня ответить.

А чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить признаки, по которым мы определяли однородность членов предложения. – слайд  Их 5.

(Учащиеся называют эти признаки):

  1. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.
  2. Однородные члены относятся к одному и тому же слову.
  3. Связаны сочинительной связью, равноправны , между однородными членами можно поставить союз и.
  4. Однородные члены перечисляются.
  5. Однородные  члены разделяются запятой.

Проверьте по всем признакам, являются ли определения в данных предложениях однородными.

(анализируя примеры, дети приходят к выводу о том, что во втором предложении определения не соответствуют признакам однородности.)

-   Как бы вы их назвали?     (Дети придумывают свои названия, одним из которых может быть и “неоднородные определения”).

-  Как эти предложения могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради тему урока.  Поставьте перед собой цели.

  1.  научиться отличать однородные определения от неоднородных определений;
  2. научиться расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями;

- Ваши предположения, какие определения называются неоднородными? Прием «Дерево предсказаний»

Прием «Бортовой журнал»

Для работы по теме нашего урока мы вновь прибегнем к  «Бортовому журналу». Заполним таблицу «ЗХУ»

- Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы;

З - что я знаю по данной теме

Х - что хочу  узнать

У - что я узнал

.

- Колонки почти  заполнены.

- Какие поставили вопросы к изучаемой теме?

- Как работаем  дальше?  ля продолжения работы с таблицей нужно обратиться к учебнику).

- Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы

IV. Стадия осмысления.

Прием «Инсерт».

-  Откройте учебник В.В.Бабайцевой, стр 245, § 189 и учебник М. М. Разумовской на стр. 109-111

 ( задание на доске) Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «v»- уже знал, «+»- новое, «?»- не понял. Новое вносите в бортовой журнал.

Учащиеся самостоятельно читают текст, делают отметки на полях и записи в бортовом журнале.

После прочтения текста беседа.

-  Какие новые сведения вы отметили для себя? Всё ли понятно? Какие появились вопросы?

- Сопоставьте левую и правую части журнала и оцените, насколько возросли  ваши знания по изучаемой теме. Молодцы! Вы хорошо справились с работой.

- Совпали ваши предположения с теоретическим материалом? (см. «Дерево предсказаний»)

- Давайте проговорим признаки однородных и неоднородных членов предложения. Запишем в тетрадь примеры. ( слайды)

- Какие будут предложения по дальнейшему ходу урока? (необходимо обратиться к практике и поработать с предложениями)

V . Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на языковом материале

А) Объяснительный диктант Упр. 175

Домашнее задание: В.В.Бабайцевой,  стр 245, § 189 и учебник М. М. Разумовской на стр. 109-111

 выучить, упражнение 172

3. Этап рефлексии.

– У каждого из вас на столе есть листочек с фразой: “Оказывается, что…”.

Напишите продолжение этой фразы по выводам нашего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка 8 класс Тема : Обособленные определения

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме: Обособленные определения . Данный материал позволяет отработать умения находить обособленнные определения, правильно ставить знаки препинания....

урок русского языка 8 класс по теме "Однородные и неоднородные определения"

Предмет: русский языкКласс: 8 классУМК: учебник по русскому языку для 8 класса под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О.А. Александровой.Тип урока: урок открытия новых зна...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...