Задания по тексту (В.Распутин) .10-11 класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Материал для подготовки к ЕГЭ. Задания по морфологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_po_tekstu_10-11_klass.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст № 1
1.Кухонное окно было над подъездом, над его визгливой дверью, голосившей всякий раз, когда входили и выходили. 2.В том нетерпении, горевшем огнем, в каком находилась Тамара Ивановна, она бы услышала звук двери из любого угла, даже из спальни на другой боковине квартиры, где уснул муж, но уже несколько часов продолжала стоять у окна, точно вытянувшаяся струна, направленная в улицу и ожидающая прикосновения. 3.Но там было темно и глухо. 4.Световое пятно от лампочки у подъезда едва доставало до низкого штакетника, которым огорожен сквер, и детская площадка в нем среди высоких, шатром разбросавших ветви старых тополей. 5.И никто в него, в этот недвижный и блеклый световой круг, не входил. 6.Тамара Ивановна была так напряжена, сама пугаясь продолжительности накала внутри, до сих пор не испепелившего ее, что заметила бы любую тень в черном до темна сквере и услышала бы любой скрад шага из-за угла, если бы они только явились. 7.Но нет, все замерло и оцепенело. 8.С улицы, загороженной и приглушенной спящими домами, поначалу еще пошумливали машины -- точно запоздавшие птицы снимались с кормежки, теперь и там вымерло. 9.Самый глухой час ночи, наверное, уже больше трех.
10.Муж спит. 11.Как же все-таки по-разному устроены мать и отец: разве она могла бы уснуть? 12.В детях, может, и есть половина отца, да только малая она, эта половина, без вынашиванья и без того вечного, неизносного присутствия в своем чреве, которое чувствует мать. 13.И, рожая дитя свое, превращающееся затем во взрослого человека, не все она в родах и корчах выносит наружу: впитавшееся в стенки то же самое дитя остается в ней навсегда. 14.И не сердце одно болело теперь у Тамары Ивановны, а вся она превратилась в сгусток боли, все в ней исходило в пытке. 15.Но скреблось что-то и отдельно, особой болью, скреблось и скреблось, разрывая ткани и выстанывая одно слово. 16.Скреблась она, Светка, зовущая мать...
(В.Распутин)
1.Из предложений 1-3 выпишите страдательное причастие.
2.Из предложения 2 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова.
3. Из предложений 5-7 выпишите местоимения, укажите их разряд.
4.Из предложений 1-2 выпишите относительное прилагательное.
5.Из предложений 3-6 выпишите краткие прилагательные.
6.Из предложения 13 выпишите местоимения и укажите их разряд.
7.Из предложений 7-12 выпишите прилагательное в форме превосходной степени.
8.Укажите номера предложений, где есть сравнительный оборот.
9. Выпишите из первого абзаца 3 глагола второго спряжения.
10.Выпишите из второго абзаца 3 глагола первого спряжения.
11.Из предложений 10-14 выпишите глагол в условном наклонении.
12.Выпишите из текста 5 глаголов в прошедшем времени и сделайте морфемный разбор.
13.Из предложений 7-9 выпишите качественное прилагательное.
14.Из предложений 13-15 выпишите наречия.
15.Из предложений 4-7 выпишите деепричастие.
16.Укажите номера предложений, где есть причастный оборот.
17.Из предложений 7-11 выпишите глагол, образованный приставочно-суффиксальным способом.
18.Из предложения 7 выпишите глаголы и подберите к ним синонимы.
19.Выпишите из текста индивидуально-авторские слова.
20.Во втором абзаце укажите номера сложных предложений.
21.Выпишите из текста числительные.
22. Из предложений 9-11 выпишите частицы.
23. Из предложений 5-6 выпишите указательные местоимения.
Текст № 2
1.Тамара Ивановна сразу опять оцепенела, уставившись глазами прямо перед собой на дорогу. 2.Но ничего, кроме воспаленного солнечного пятна, прыгающего перед машиной, она не видела. 3.Внутри, там, где полагается быть чувствам, сменяющим одно другое, залег камень, и он начинал раскаляться. 4.Она физически ощущала этот нагрев от пыточного огня. 5.Верилось, что можно еще отодвинуться от него, что для этого надо лишь сделать усилие над собой, но не было никакого желания искать себе облегчение.
6.Потом она долго будет вспоминать это мгновение. 7.Вдруг какая-то торопливая и вороватая истома, невесть откуда взявшаяся, ворвалась в нее, пробежала сверху вниз от груди на живот и, настегивая себя, напетливая холодными лапками, закружилась там, пока не нашла ход и не скользнула в него, пронзая жутью. 8.Тамара Ивановна замерла, такого с нею не бывало. 9.Она перегнулась в животе, чтобы придавить этот мышиный катышок, но продолжала чувствовать, как схватками ноет и ноет внутри, опускаясь все глубже и неприятней. 10.Это происходило с нею и в ней и как бы не в ней, как бы в какой-то скрытой раздвоенности и повторенности, в каких-то притаенных створках, до этой поры не дававших о себе знать. 11.Катышок все метался, все тыкался в стенки и точно раздвигал их, в исподе чутливо отыскивал свой испод, проникал внутрь, затихал ненадолго и вдруг суматошно принимался кружиться, как бы догоняя свой хвост и заполняя круговоротом норку -- и от этого крутящегося клубка, пускающего электричество, по всему телу проносились колючие пронизи. 12.Тамара Ивановна вся сжалась от переполнявших2 ее гадливости и испуга: откуда-то ведь это должно было взяться? 13.Что это, откуда, почему? 14.Она уже готова была остановить машину, чтобы выйти и хоть на голову встать, но стряхнуть с себя эту пакостливую тварь, но постепенно стало отпускать, постепенно под руками, сдавившими испуганное место, наступило затишье.
(В.Распутин)
1.Из предложений 1-2 выпишите наречия.
2.Из предложений 2-3 выпишите предлоги.
3.Из предложений 4-5 выпишите слово, образованное бессуфиксным способом.
4.Из предложения 5 выпишите частицы.
5. Из предложений 6-10 выпишите действительное причастие.
6. Из предложений 5-7 выпишите отрицательное местоимение.
7. Из предложения 7 выпишите неопределенное местоимение.
8. Из предложений 8-11 выпишите наречия в сравнительной степени.
9. Из предложений 11-13 выпишите неопределенное наречие.
10.Из предложений 12-14 выпишите краткое прилагательное.
11.Из предложений 1-5 выпишите глаголы второго спряжения.
12. Из предложений 6-8 выпишите деепричастия.
13. Из предложений 7 выпишите прилагательные и подберите к ним синонимы.
14. Из предложений 6-8 выпишите подчинительный союз.
15. Из предложения 10 выпишите действительное причастие.
16. Из предложения 11 выпишите индивидуально-авторские слова.
17. Из предложения 14 выпишите страдательное причастие.
18. Из предложений 12-14 выпишите все предлоги.
19. Из предложения 10 выпишите частицы.
20. Из предложения 14 выпишите наречие.
21. Из предложения 14 выпишите подчинительный союз.
22. Из предложений 5-6 выпишите указательные местоимения.
23. Из предложения 11 выпишите определительное местоимение.
24. Из предложений 3-5 выпишите указательное наречие.
25. Укажите способ образования слова ЗАТИШЬЕ (предложение 14).
Текст № 3
1.Характер у Тамары Ивановны, и верно, был материнский, но как бы обработанный отцовскими инструментами, всякими там крошечными напильниками, наждачными шкурками, лобзиками -- всем тем, что в огромном количестве, частью приведенном в порядок, а частью разбросанном как попало, жило в мастерской. 2.И все же там, внутри характера, находился кремень. 3.С годами она научилась управлять своим настроением, оно не вспыхивало и не взрывалось разом, как молния и гром, а натягивалось, подобно мороку, постепенно и шумело без накала.
4.В двенадцать лет дочь хорошо стреляла из тозовки и из берданки, в четырнадцать села за руль лесхозовского "уазика", через год освоила трактор, сначала колесный "Беларусь", затем гусеничный ДТ-54. 5.И, начиная с пятого класса, стала учиться хуже, хотя и без двоек, и так до последнего, до восьмого. 6.В школе ей было неинтересно, хотелось воли, движения, удовлетворения практического интереса, приближения к опасности; в школе она отбывала повинность, которая чем дальше, тем становилась тяжелей. 7. В последние деревенские годы очень сдружилась с младшим братом, Николаем; в семье про него говорили, что он не от мира сего: мягкий, затаенный, с постоянной задумчивой улыбкой и продолжительным взглядом. 8.Любил уплывать с ружьем за Ангару и совсем еще мальчишкой уходить в тайгу с ночевкой, а то и с двумя, стрелял редко и особо скроенную свою душу заполнял тихими и тревожными наблюдениями. 9.Однажды пропал кобель, который был ему за друга, Курган, и он, как по увиденному, пошел за двадцать верст к Сухому ручью и вынул его из петли на медведя уже бездыханного, а после этого заболел и провалялся в горячке неделю, не изъявляя никакого желания подниматься. 10.Отец стал смотреть на него с печалью: непонятный, скрытный вырастал мужик, впустивший в себя неизвестное терзание.
(В.Распутин)
1.Из предложения 1 выпишите страдательные причастия.
2.Из предложений 2-3 выпишите производные предлоги.
3.Из предложений 2-3 выпишите частицы.
4.Из предложений 4-5 выпишите наречие в сравнительной степени.
5.Из предложений 7-8 выпишите указательное местоимение.
6.Из предложений 8-9 выпишите глаголы II спряжения.
7.Из предложения 9 выпишите отрицательное местоимение.
8.Из предложений 9-10 выпишите возвратное местоимение.
9.Из предложений 8-10 выпишите деепричастие.
10. Из предложений 9-10 выпишите страдательные причастия.
11.Из предложения 1 выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
12.Из предложений 1 выпишите все местоимения.
13.Из предложений 2-3 выпишите глаголы 2 спряжения.
14.Из предложения 8-10 выпишите предлоги.
15.Из предложений 6-7 выпишите слово категории состояния.
16.Из предложений 4-6 выпишите порядковые числительные.
17.Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью согласование.
18.Из предложений 7-9 выпишите фразеологизм.
19. Из предложения 10 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
20. Из предложения 4 выпишите сложное слово.
21. Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ,
22. Из предложения 2 выпишите наречие.
23.Из предложения 9 выпишите числительное.
Текст № 4
1)И все чаще в поисках крепости, где можно было бы найти спасение, вспоминала Тамара Ивановна свою деревню на берегу Ангары, широкую луговину, заставленную березой и сосной, в белой кипени майскую черемуху по обочью, сладкий дух ее в деревне, черемуховые метели после цветения, покрывающие улицу белизной, высокое, вынашивающее землю под собой небо, а под ним на закатной стороне разлив ангарской воды, тяжелый и покорный, с глухими и все-таки родными берегами. 2)И все это сходилось в одно, переливалось, играло, шумело, набегало друг на друга и расходилось, виделось отовсюду, откуда ни зайди, приближало и подставляло под разгляд все, что ни попроси... 3)И все это так ярко, живо и больно влипло в Тамару Ивановну, подобно коже, не знающей забывчивости, что она боялась доискиваться, у всех ли такое бывает и не дана
ли ей эта неизносная память в пытку. 4)Во сне к ней несколько раз приходила покойница мать и, оглядываясь, торопясь, чего-то боясь, рассказывала в свою очередь о своей покойнице матери, бабушке Тамары Ивановны, которая чего-то добивалась от матери Тамары Ивановны. 5)Никак нельзя было понять, чего она добивалась, но жутко становилось оттого, что там тоже продолжаются какие-то отношения. 6)Вот так же приступами наплывала картина деревни и всего ее опояса по полям, заречью и широким боковинам с огороженным выгоном для скота. 7)То надвинется лесхозовское подворье за Ангарой и вытоптанная глубокая сходня к воде, то однобокая, с обломанным вторым отростом, береза напротив деревенского дома, которую ветер треплет так, что изогнутой вершиной она напоминает на древке полотнище. 8)Но это еще понятно, это из памяти. 9)Но чудно и непонятно было то, что являлось иногда или напрочь забытое, или не бывавшее при ней вовсе, происходившее, должно быть, уже после ее отъезда. 10)Вот идет она по луговине энергичным шагом, деревня и Ангара справа, слева открывшиеся за оголенным леском выкошенные поля, воздух прозрачный, по-осеннему стекленеющий, иглистый, подходит к одной из старых берез с потрескавшейся кориной и видит, что на нижний сук перекинута прялка. 11)Ну и что? -- прялка да прялка, за ненадобностью вынесли и пристроили на показ -- может, кто приберет, чтоб не пропадало добро. 12)Но не было прялки в прежних видениях, а уж Тамара Ивановна и в них, видениях, с такой памятливостью исходила все тропки, что незамеченным ничто остаться не могло.
(В.Распутин)
1. Из предложений 1-2 выпишите частицы.
2.Из предложения 1 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
3.Из предложений 3-5 выпишите причастия.
4.Из предложения 9 выпишите предлоги.
5.Из предложения 10 выпишите наречия.
6.Из предложения 7 выпишите сложные слова.
7.Из предложений10-11 выпишите частицы.
8.Из предложений 12 выпишите местоимения.
9.Из предложения 5 выпишите наречия.
10.Из предложения 1 выпишите наречие в сравнительной степени.
11.Из предложений 5-6 выпишите частицы.
12.Из предложения 9 выпишите страдательное причастие.
13.Из предложения 10 выпишите краткое страдательное причастие.
14.Из предложения 4 выпишите притяжательное местоимение.
15.Из предложений 11-12 выпишите указательное местоимение.
16.Из предложения 4 выпишите предлоги.
17.Из предложения 11 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
18.Из предложения 5 выпишите сочинительные союзы.
19.Из предложений 3-5 выпишите деепричастия.
20.Из предложений 5-6 выпишите слова категории состояния.
Текст № 5
1)"Все Ангарой пронесет -- и детство, и старость, и радость, и горе", -- философски изрекалось у них в деревне. 2)И жизнь проносила, и долю намывала новую, и такие сказки по камешкам насказывала, пока была проточная вода, что только дивуйся. 3)Теперь все на дно уходит, илом затягивает. 4)Тамара Ивановна невольно задумывалась об этом, ей и впрямь казалось, что от того, какой Ангара полнится водой, чистой и говорливой или тяжелой, стоящей неподвижной запрудой, зависит и наполненность ее поселенцев. 5)Да, все уходит на дно безразборно и безразлично. 6)И что же потом из этого будет? 7)Что за место, для какой надобности оно станет разрабатываться непредставимым в далях будущего человеком?!
8)Мать была верующей, правда, без икон и молитв, но имя Божье в обиду не давала и поминала его часто. 9)"Богу надо показаться послушницей, -- внушала она дочери, -- чтобы он заметил и взял тебя под защиту". 10)Тамара была уже большенькой. 11)"Но как же Бог может всех нас знать? -- спрашивала она в задумчивости. – 12)Ведь нас много, прямо сплошные тыщи". 13)И тут встревал отец. 14)У него было свое объяснение небесного учета земных дел. 15)"А мы все ходим воду пить на реку, -- полушутя-полусерьезно, присаживая голову, покивывая себе, говорил он. – 16)Без реки, без Ангары нашей, никто не проживет. 17)А все реки мимо Бога протекают. 18)Он в них смотрит и, как в зеркало, каждого из нас видит. 19)Поняла?" 20)Что же было не понять? 21)Она кивала и замирала, уставив перед собой неподвижный взгляд. 22)Но сколько потом вспоминались эти слова, как они зацепили душу, когда по утрам открывала она кран в городской квартире и вода застоявшейся пружинистой струей, слепой и затравленной, выфыркивала из трубы, как из преисподней. 23)Какое уж тут зеркало, какое попечение, целение?! 24)Богатые люди не напрасно этой водой из-под крана брезгуют, ездят с пластмассовыми ведерными бидонами то на Байкал, то на источник. 25)Они разборчивы, как и в еде, как и в воздухе, которым дышат, знают прекрасно, что телесные болезни набираются от пищи и воды.
(В.Распутин)
1.Из предложений 3-5 выпишите указательные местоимения.
2.Из предложений 1-3 выпишите подчинительный союз.
3.Из предложений 11-12 выпишите определительное местоимение.
4.Из предложений 17-18 выпишите предлоги.
5.Из предложений 20-23 выпишите деепричастие.
6.Из предложений 23-24 выпишите частицы.
7.Из предложений 24-25 выпишите краткое прилагательное.
8.Из предложения 22 выпишите действительное причастие.
9.Из предложений 16-20 выпишите отрицательное местоимение.
10.Из предложений 24-25 выпишите наречия.
11.Из предложений 3 - 4 выпишите наречия.
12.Из предложений 22-24 выпишите страдательное причастие.
13.Из предложений 7-8 выпишите личные местоимения.
14.Из предложений 18-20 выпишите частицы.
15.Из предложения 22 выпишите относительное прилагательное.
16.Из предложений 2-5 выпишите глагол в повелительном наклонении.
17.Из предложений 4-7 выпишите сложное существительное.
18.Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
19.Из предложений 15-17 выпишите притяжательное местоимение.
20.Из предложения 2 выпишите частицу.
21.Из предложений 19-22 выпишите деепричастие.
22.Из предложения 23 выпишите наречие.
23.Из предложения 6 выпишите наречие.
24.Из предложений 11-12 выпишите частицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задание к тексту Lorie,who liked honey. 4 класс. Учебник Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.
Данное задание поможет проконтролировать насколько хорошо и внимательно учащиеся прочитали текст....
Задание к тексту My first visit to the Bolshoi. 4 класс. учебник Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.
Данное задание помогает проконтролировать насколько хорошо и внимательно учащиеся читают текст. Или может быть использовано для развития умения чтения с поиском нужной информации....
Урок развития речи Тема"Изложение с творческим заданием по тексту "Колокол". 7 класс
Урок развития речи по русскому языку (7 класс) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...
Текст и тестовое задание к тексту №1 "Love drug"
Данный материал является тестовы заданием для контроля домашнего чтения....
Разработка дополнительных заданий к текстам в книге для чтения (Reader) для 8 класса О.В.Афанасьевой, И.В. Михеевой
Здесь представлен список слов из текстов и упражнения на отработку этой лексики, также образец работы со сложным не художественным текстом, который помогает понять и пересказать его, биографический ма...
Дополнительное задание к тексту The Language к учебнику Афанасьева О. В. Михеева И.В. 9 класс
Дополнительное задание к тексту ст 60 к учебнику Афанасьева О. В....
Самостоятельная работа. Позиционное чередование гласных и согласных.Тестовые задания по тексту. Синтаксис. Типы текста. Словарные слова.
Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред...