Наклонения глагола.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока.
Наклонения глагола.
Урок разработан учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №5 г.Азнакаево РТ
Петряновой В.Н.
Цели урока:
- Дать понятие о наклонениях глагола, об изменении глагола по наклонениям.
- Формировать умение различать наклонения, правильно употреблять их в речи; навык морфологического разбора глагола;
продолжить работу над развитием речи.
- Развивать интерес к изучению русского языка, воспитать учащихся духовно-нравственно здоровыми личностями.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал, наглядный материал.
Ход урока:
I.
1.Учитель. Садитесь, ребята. А что я забыла сделать (поздороваться)? Что означает слово? Я всем вам и вашим семьям желаю здоровья.
Давайте пожелаем здоровья нашим гостям (здравствуйте).
- Назовите однокоренные слова (их запись, выделение корня).
(здоровье, здоровый, здравый, здорово, здоровенный, здравствовать, здравие, здравствуйте, здравница, здравоохранение)
- Какими частями речи являются однокоренные слова?
- Какие орфограммы вам встретились в глаголах?
2. Синтаксический разбор предложения:
Слава к тому приходит, кто впереди ходит. (Эти слова будут девизом урока, в конце урока подведем итог, как он будет связан с темой нашего урока).
У доски один ученик производит морфологический разбор глагола «ходит».
II. Устное тестирование (на экране).
- Глагол – это часть речи, которая обозначает:
а) действие предмета;
б) признак предмета;
в) предмет.
- Глаголы изменяются:
а) по падежам и родам;
б) временам и числам;
в) лицам и падежам.
- Среди категории времени нет:
а) настоящего;
б) прожитого;
в) прошедшего;
г) будущего времени.
- В предложении глагол обычно бывает:
а) подлежащим;
б) дополнением;
в) сказуемым.
- Какой глагол из перечисленных ниже не является разноспрягаемым:
а) хотеть;
б) бегать;
в) бежать;
г) есть;
д) дать.
- Глаголы, которые могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются:
а) переходными;
б) непереходными.
- НЕ с глаголом пишется:
а) раздельно;
б) слитно;
в) через дефис.
- В русском языке глаголы изменяются по следующим наклонениям (найдите неверное утверждение):
а) изъявительное;
б) принудительное;
в) условное;
г) побудительное.
III. А вот мы подошли к теме сегодняшнего урока. Глагол «ходит» обозначает действие, которое происходит реально в настоящее время, но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия которые не происходили, не происходят, и возможно, не произойдут. Сегодня мы познакомимся с еще одним морфологическим признаком глагола – наклонением.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (узнать, что такое наклонение)
- Вы что- нибудь знаете об этом? (Нет).
- Давайте узнаем об этом вместе и призовем на помощь сказку.
IV. ( На экране)
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него три сына
Епифан был старший брат
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что- то не случалось.
Епифан. – Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто – нибудь помог!..,
Брат Тимоня средним был.
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
Тимоня. – То возьми! Подай того!
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
Иван. – Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!
Жили братья не тужили, да напал на то царство- государство враг. Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы шли они со змеем биться, чтоб защитили от этого ворога русскую землю.
Епифан: Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б тятька разбудил!
Тимоня: Эй, Ванюша, эй, дурак,
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю –
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван: Вижу : час настал мой, братцы,
В путь – дорогу собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму и подмогу.
Тимоня: Ну, иди, Ванюша, с Богом!
- Кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня? А ведь братья познакомили нас с тремя наклонениями глагола. Откроем учебник на стр. 201. Найдите названия наклонений (изъявительное, условное, повелительное).
- Вспомните, какие глаголы любят употреблять братья?
( На доске рисунки: Епифан – почесывает за ухом, Тимоня – указует перстом, Иван – с топором через плечо).
- Запишите под портретами глаголы, употребляемые братьями.(Запись в тетрадях).
1. Епифан : сделал бы, смог бы, помог бы, пошел бы воевать, любил бы поспать, сразился б, победил бы, разбудил бы.
2. Тимоня : возьми, подай, снаряжайся, ступай, заруби, доставь.
3. Иван : не бросаю, надумал, выполняю, вижу, настал, собираться, постою, возьму, подмогу.
- Обратимся к учебнику. Кто из братьев употреблял глаголы в изъявительном наклонении? В чем особенность этих глаголов? Какое действие они обозначают?
- Найдите корень в слове изъявительное (- яв-).
- Подберите однокоренные слова ( яв, явный, наяву).
- Почему наклонение называется изъявительным? ( действие происходит наяву, действие из яви).
- Кто употреблял глаголы в повелительном наклонении?
- Кто же употреблял глаголы в условном наклонении?
(Записи над столбиками: изъявительное, условное, повелительное)
V. Закрепление.
- Снова вернемся в сказку.
Царь-отец рассержен очень.
Братьев он зовет пред очи :
Царь. – Брат Иван пошел сражаться –
Вам без дела грех слоняться!
Вот решите – ка задачу!
Будет худо вам иначе!
Задание. Епифану выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне – повелительного.
- Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
- Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
- Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
- Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
- Наградила бы я по-царски, да не послушался ты моего совета.
- «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает.
Братья (хором). Головы нам не сносить – надо помощи просить!
(Класс выполняет задание, по вариантам).
Подождите, а Иван –то, где, ребята?
Ох, Ивану трудновато!
Камень на его дороге
Обойдется ли без подмоги?
(На листе нарисован камень с надписью: «Осилишь задачу – найдешь удачу».Здесь же задание для Ивана).
Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.
- Рус..киий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.
- Бе.. смелости не возьмеш.. и крепости.
- Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.
Проверим задания.
- У нашей сказки счастливый конец. Иван – царевич выполнил все задания, победил злого Змея. Какие качества ему помогли? Что нужно, чтобы обладать этими качествами? Как слово здоровье связано с человеком? (Вести здоровый образ жизни).
Все герои помогли нам одолеть очень сложную тему. Вспомните, с какими наклонениями вы познакомились (отвечают). Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? (настоящее, будущее, прошедшее), Условного? (прошедшее), повелительного? (будущее).
Учитель: Чтобы определить наклонения глагола, то
- Скорее всего, это будет именно глагол в изъявительном наклонении (тогда он изменяется по временам: думал, думаю, буду думать);
- Если есть частица БЫ, то это условное наклонение (думал бы);
- Если просят или приказывают что-то сделать, то это повелительное наклонение (думай);
- Если же не условное и не повелительное, то это все-таки изъявительное наклонение.
А братья поняли, что так жить нельзя? Вернемся к девизу урока. Почему я выбрала именно эту пословицу?
VI. Домашнее задание:
1 группа: написать сочинение-миниатюру по пословице: «Слава к тому приходит, кто впереди ходит».
2 группа: составить 10- 15 словосочетаний на тему: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья»
Всем: использовать глаголы в разных наклонениях.
3 группа: упражнение 489
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.
Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....
"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...