открытый урок 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

открытый урок 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №5»

Открытый урок:

использование возможностей компьютера

при изучении темы «Синонимы»

                                                   Подготовила:

                                                                       учитель русского языка и

                                                                          литературы Прасолова О.В.

г. Губкин

 «Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его».

                                                                                                                              К.Д. Ушинский.

К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилие воли всегда должны сопровождать друг друга. Учителю следует делать учение привлекательным, не лишая его, однако, характера серьезного труда, требующего напряжений и усилий.

        

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы позволяет решить поставленную задачу. Уроки с применением компьютерных технологий способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся.

При проведении урока русского языка по теме «Синонимы» я использовала возможности компьютера для повышения  качества образования учащихся . Через проектор выводились на экран различные виды  работ. Все  это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить заданий  на уроке.

Проведение урока с использованием информационных технологий интригует детей, у них появляется мотивация, что немало важно. Ученику интересно усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.

Компьютер в урочной деятельности можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой сферы. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедия и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Использование компьютерных технологий на уроке помогают решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка; знание лингвистических и литературоведческих терминов; формирование общеучебных умений и навыков.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, усвоил или не усвоил материал обучающийся.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы — это не дань моде, а необходимость, т. к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся.

Проведение урока с использованием информационных технологий интригует детей, у них появляется мотивация, что немало важно. Ученику интересно усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.

Компьютер в урочной деятельности можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой сферы. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедия и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Использование компьютерных технологий на уроке помогают решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка; знание лингвистических и литературоведческих терминов; формирование общеучебных умений и навыков.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, усвоил или не усвоил материал обучающийся.

Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе.

Применение компьютера может помочь и при осуществлении разноуровнего обучения. Пока слабоуспевающие дети выполняют задание по учебнику, сильные ученики работают с различными программами.

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют учителю- словеснику одновременно решать ряд проблем:

  1. помогают повысить уровень своих знаний;
  2. повысить интерес учащихся к предмету;
  3. повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
  4. сэкономить время на опрос учащихся;
  5. дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.

Нет сомнений, что использование информационных технологий в учебном процессе направлено на повышение качества обучения и дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление.

Сегодня в условиях модернизации образования в учебно-воспитательном процессе все больше используются информационные технологии.

На уроках русского языка они чаще всего используются в качестве иллюстративного материала к уроку. Но уже на сегодня есть отдельные учителя, использующие на уроках мультимедийные технологии: анимацию, графику, звук. На мой взгляд, визуальное восприятие материала на уроках русского языка и литературы активизирует зрительную и эмоциональную память. Также широко используются обучающие программы при усвоении нового материала, тренировочные - при закреплении материала, контролирующие – для проверки усвоения полученных знаний и навыков, что позволяет вести обучение более эффективно, освобождая учителя от проблем тренировки и контроля и создавая условия для индивидуальной работы учащихся. Такие возможности компьютерной технологий можно широко использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Использование новых технологий на уроке русского языка, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.

“Группы слов по лексическому значению” – это урок закрепления изученного по четырём темам: “Омонимы, их разновидности”, “Синонимы”, “Антонимы”, “Паронимы”. Первая часть урока – групповая работа учащихся, фронтальная работа учителя с классом, индивидуальное и групповое выполнение упражнений. Вторая часть урока – работа на компьютере по авторской программе, составленной учителем с помощью учащегося. Компьютерная часть урока – это теоретический материал по теме, представленный в виде схем, и практическая работа, включающая разные виды упражнений. Так как это не итоговый контроль, важно, чтобы каждый выполнил все задания, поэтому работа построена таким образом, что к следующему упражнению можно приступить, только выполнив правильно предыдущее. Очень ценным является то, что на любом этапе можно обратиться к теоретическому материалу, который представлен схематически в верхней части экрана.

Подобной практической работы, где собраны самые разные упражнения по четырём темам, нет, а приготовить её на бумажных носителях для работы со всеми учащимися параллели не представляется возможным, так как ряд упражнений сопровождается цветными рисунками, помогающими при выполнении заданий, есть задание на решение кроссворда. Таким образом, работа на компьютере на данном уроке позволяет закрепить знания каждого и добиться выполнения заданий всеми учащимися

2. Развивающая :

Развитие речи осуществлялось через монологические ответы ( у доски,  работа в паре).

Развитие  логического  мышления  учащихся, их аналитических способностей

( сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время выполнения самостоятельной  работы, когда выполнялась выборочно- распределительная работа.

На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

  1. Текстоориентированный. Работа с текстом художественного стиля; монологический ответ.
  2. Функциональный: определяли роль синонимов в речи, работа с тестом для подготовки к ЕГЭ.  
  3. Коммуникативно-деятельный : работа с текстом, работа со словарями.  
  4. Интегрированный. Связь с литературой, живописью.
  5. Организация самостоятельной деятельности учащихся : при выполнении самостоятельной работы в роли корректора, выборочно- распределительной работы.  
  6. Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу с тестом к ЕГЭ.
  7. Личностно-ориентированный подход  реализовывался через работу в паре, внимание к речи других людей, обучению связной речи.  

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1.Организационный  момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2.Устный опрос, тестирование (повторение теоретического материала);

3. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся;

4.Дано домашнее задание ( дифференцированное, по выбору учащихся );

5. Итоги урока были подведены учащимися .

Метод обучения , использованный на уроке, частично-поисковый.

Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было  добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи,  анализировали, обобщали , делали выводы, тем самым формировали  осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

открытый урок класс насекомые

открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Открытый урок (класс КРО) Развитие речи и окружающий мир. Тема "Транспорт"

Урок предназначен для детей  7 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б). На уроке рассмотрены 4 вида транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный...

Презентация Открытый урок класс баяна

Открытый урок в классе баяна тема:«Развитие самостоятельных творческих  навыковв обучении игре на баяне»http://yadi.sk/i/jFd5G0NJ3GJD6R...