Урок русского языка. 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Урок русского языка в 10 классе. От слова к тексту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_podgotovki_uroka.doc | 47 КБ |
voprosy_po_teoreticheskim_ponyatiyam_i_opredeleniyam.doc | 22.5 КБ |
zadaniya_k_analizu_teksta_i_sostavleniyu_kompozicionnyh_chastey_sochineniya.doc | 20.5 КБ |
klaster.doc | 27.5 КБ |
nachalo_sochineniya.doc | 20.5 КБ |
urok.doc | 77.5 КБ |
hod_uroka.doc | 93 КБ |
chto_zhe_samoe_cennoe_v_zhizni.doc | 25.5 КБ |
etap_refleksii.doc | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ТЕКСТУ
1. Правильное понимание и интерпретация содержания исходного текста, прежде всего его проблематики и позиции автора.
В соответствии с данным требованием в сочинении должны быть представлены:
- четкая формулировка одной из основных проблем;
- развернутый комментарий выделенной проблемы, предполагающий умение отразить не все содержание исходного текста, а лишь те важные моменты, которые связаны с основной его проблематикой или умение дать интерпретацию текста в соответствии с поставленной проблемой.
- формулировка позиции автора исходного текста по данной проблеме.
2. Отражение собственной позиции.
Данное требование предполагает:
- изложение собственного мнения по рассматриваемой проблеме с обязательным указанием на совпадение /несовпадение данного мнения с позицией автора и использованием только этически корректных формулировок;
- четкую аргументацию собственной позиции с привлечением нескольких (не менее 3) аргументов, которые могут быть основаны на жизненном или читательском опыте.
3. Смысловая цельность, композиционная стройность и речевая связность сочинения.
Названное требование предполагает:
- логичность, последовательность, непротиворечивость и законченность текста сочинения;
- наличие в сочинении определенных композиционных частей, соответствующих коммуникативному замыслу автора сочинения и выделяемых с помощью абзацного членения.
4. Точность, богатство, выразительность и правильность
речевого оформления сочинения, т.е. точность выражения собственных мыслей, богатство словаря, уместность использования выразительных средств языка в соответствии с избранным стилем речи, отсутствие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок, а также речевых ошибок и недочетов.
Теоретические понятия и определения
Тема текста - это не просто предмет изображения (то, о чем пишет автор в тексте), а определенные стороны того или иного понятия, явления жизни, которые выделяет, по-своему изображает, а нередко и оценивает автор.
Проблема текста - это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие разрешения, серьезного размышления, исследования. Проблема всегда предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т.п.
В тексте может быть не одна, а несколько проблем - в таких случаях говорят о проблематике текста. Несколько проблем, затронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну общую (более значимую) проблему.
Тема текста и его основная проблема иногда очень тесно взаимосвязаны, и их разграничение может вызывать значительные трудности. Это наблюдается, например, в тех случаях, когда текст посвящен какому-либо сложному явлению или понятию, сама сущность которых может рассматриваться как определенная проблема (ср., например, такие понятия, как добро, счастье, красота и т.п.).
Комментарий к проблеме - это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем и как они заключаются или выражаются. Такой комментарий предполагает также характеристику значимости и актуальности данной проблемы.
Позиция автора - это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.
Аргумент - это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми (в этом случае они могут представлять собой отдельные предложения) и развернутыми (в таких случаях они могут состоять из нескольких или даже многих предложений).
Аргументы, основанные на жизненном опыте, предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной).
Аргументы, основанные на читательском опыте, предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной литературы.
Основные этапы подготовки текста сочинения
I этап. Для выполнения задания части С необходим многоаспектный анализ предлагаемого текста. Отдельные элементы такого анализа включены в тестовые задания части А и В.
IIэтап. Приступая к выполнению части С Единого государственного экзамена, следует еще раз перечитать текст и вдуматься в него. О чем идет речь? Что об этом думает автор? Что хотел сказать автор?
Далее необходимо определить тему текста (О чем этот текст? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте) и его проблематику (Какие проблемы поднимает автор?) и записать основные положения в черновике.
Эти положения могут быть переданы своими словами или процитированы по исходному тексту.
Внимание! Для определения проблематики текста необходимо последовательно проанализировать каждый из абзацев и обратить внимание на ключевые слова, выражающие наиболее важные понятия.
Ш этап. После этого следует выделить одну из наиболее значимых проблем исходного текста, особенно тщательно обдумать ее формулировку и прокомментировать данную проблему.
Внимание: комментарий проблемы предполагает разъяснительные примечания к ней с опорой на предложенный текст. В качестве комментария не следует давать простой пересказ текста или какой-либо его части, а также цитировать большой фрагмент анализируемого текста. Необходимо своими словами
(можно - с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается.
IV этап. Далее следует переходить к определению позиции автора по выделенной проблеме. На данном этапе работы важно не просто определить позицию автора, но и правильно сформулировать ее.
Определив авторскую позицию в целом, следует обдумать ее наиболее точную формулировку и записать соответствующие положения в черновике. При изложении авторской позиции можно частично использовать цитаты из исходного текста.
V этап. Принципиально важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции. Следует четко сформулировать свое мнение по прокомментированной проблеме, обосновать его и сделать соответствующие пометы в черновике.
Внимание: Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства (не менее трех), которыми могут быть жизненные или читательские впечатления. В том случае, если в качестве аргументов приводятся факты из жизни, необходимо, чтобы это были не какие-то зарисовки из бытовой жизни, а продуманные наблюдения. В том случае, если в качестве доказательств используется материал художественной литературы, необходимо правильно, без искажений и по возможно кратко, в обобщенном виде, передать сведения, которые могут стать убедительными аргументами в пользу собственной точки зрения. Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно, но и этически корректно.
VI этап. После того как подготовительный этап работы над сочинением закончен, следует соединить все в единое целое и написать связный текст. На этом этапе работы очень важно продумать композицию сочинения и его языковое оформление. С чего начать? О чем говорить в основной части работы? Чем закончить? Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?
Композиция сочинения
При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной.
В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов:
- Общая характеристика темы и проблематики текста.
- Комментарий к одной из проблем.
- Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
- Выражение собственной позиции, ее аргументация.
Названные разделы могут соответствовать основным композиционным частям сочинения (первая и последняя части могут выступать как вступление и заключение работы) и оформляться с помощью соответствующего абзацного членения.
Однако возможно и иное построение сочинения, предполагающее другую последовательность расположения содержательных частей работы, различные варианты их объединения, а также наличие специального вступления и заключения.
Предварительный просмотр:
Вопросы по теоретическим понятиям и определениям
1.Что входит в понятие «тема текста»?
2.Как вы понимаете определение «проблема текста»?
3.Что такое «комментарий к проблеме»?
4.Что входит в понятие «позиция автора»?
5.Что означает термин «аргумент»?
Вопросы по теоретическим понятиям и определениям
1.Что входит в понятие «тема текста»?
2.Как вы понимаете определение «проблема текста»?
3.Что такое «комментарий к проблеме»?
4.Что входит в понятие «позиция автора»?
5.Что означает термин «аргумент»?
Вопросы по теоретическим понятиям и определениям
1.Что входит в понятие «тема текста»?
2.Как вы понимаете определение «проблема текста»?
3.Что такое «комментарий к проблеме»?
4.Что входит в понятие «позиция автора»?
5.Что означает термин «аргумент»?
Вопросы по теоретическим понятиям и определениям
1.Что входит в понятие «тема текста»?
2.Как вы понимаете определение «проблема текста»?
3.Что такое «комментарий к проблеме»?
4.Что входит в понятие «позиция автора»?
5.Что означает термин «аргумент»?
Вопросы по теоретическим понятиям и определениям
1.Что входит в понятие «тема текста»?
2.Как вы понимаете определение «проблема текста»?
3.Что такое «комментарий к проблеме»?
4.Что входит в понятие «позиция автора»?
5.Что означает термин «аргумент»?
Вопросы по теоретическим понятиям и определениям
1.Что входит в понятие «тема текста»?
2.Как вы понимаете определение «проблема текста»?
3.Что такое «комментарий к проблеме»?
4.Что входит в понятие «позиция автора»?
5.Что означает термин «аргумент»?
Предварительный просмотр:
Задания к анализу текста и составлению композиционных частей сочинения
Задание №1
Первая группа
Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа.
В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Какова основная проблематика текста?
Вторая группа
Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.
Третья группа
Составить графический проект-защиту данного текста по принципу «планета и ее спутники».
Задание №2
Первая группа
Написать начало сочинения.
Вторая группа
Сформулировать позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме.
Третья группа
Написать заключение сочинения.
Предварительный просмотр:
Стремиться сделать счастливыми других
Все должно быть добрым и значительным
Следовать путями доброты очень важно
Любимое дело
Счастье
Доброта
Люди, ни о ком не заботящиеся, исчезают из памяти
Самое главное в жизни
Люди, служившие другим, запоминаются надолго
Верно служить даже самому маленькому делу
Впоследствии оно станет большим
Предварительный просмотр:
Начало сочинения
Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному.
Наиболее распространенный вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исходного текста.
В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:
а) собственно определение темы текста;
б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;
в) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;
г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.
Предварительный просмотр:
Тема урока: уроки Д.С.Лихачева
(Учащиеся должны в конце урока самостоятельно сформулировать конкретную тему - например: «Учитесь читать»)
Цель урока: расширить кругозор учащихся, познакомить с именем Д.С. Лихачева, с культурой родной страны; научить детей любить книгу, настроить их на изучение предмета «Литература», убедить их в том, что они в состоянии освоить предмет, и помочь индивидуализировать цели изучения предмета.
Эпиграф: Словом можно убить,
Словом можно спасти, Словом можно полки
За собой повести.
(В.Шефнер)
1. В начале урока (5 – 8 минут) слово учителя о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве (элементы биографии, черты личности и т.д.; по возможности рассказ сопровождается фото и видеоматериалами).
- Основная часть урока может состоять из двух видов работы:
– Прежде всего, это короткая вводная беседа о чтении, о роли книги в жизни человека.
- Затем это работа по группам с текстом Д.С.Лихачева «Любите читать!» из «Писем о добром и прекрасном» (составление таблицы).
Таблица:
Что такое «Чтение» для меня (какие вызывает ассоциации, эмоции само это слово; зачем я читаю; моя любимая книга; что я посоветую прочитать другу…) | Что такое «Чтение» с точки зрения Д.С. Лихачева |
3.Заключительная часть урока — внутреннее эмоциональное приобщение к прочитанному, осмысление содержания «Письма» в форме диалогов внутренних (мысленные разговоры с автором) и внешних (общение между учащимися).
Для этого учащимся предлагается ответить (в первую очередь себе в форме внутреннего диалога с автором) на следующие вопросы:
- Каковы чувства автора текста? С каким чувством вы прочитали этот текст?
- Какова, на ваш взгляд, главная мысль автора? Какую мысль вы считаете главной для себя?
- Какое новое знание вы получили?
- Есть ли в содержании этого текста важное для вас лично? Как бы вы назвали этот Урок Лихачева?
Как получить ответы на поставленные вопросы? Варианты могут быть разные:
- Это (для начала) письменные ответы, часть из которых с согласия их авторов можно прочитать в классе.
- Это работа в парах, когда соседи по парте делятся своими мыслями друг с другом, а потом по желанию рассказывают о них классу.
- Наконец, это работа в малых группах по четыре человека (сидящие на двух соседних партах) с дальнейшей передачей наиболее интересного классу.
Текст «Письма» «Любите читать!»
Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится - вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.
Если первый раз прочли произведение невнимательно - читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. "Бескорыстному" чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках - то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из "Войны и мира", "Капитанской дочки", несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будими-ровиче, другую былину о Добрыне Никитиче, Повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы: все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.
"Незаинтересованное", но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все - она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.
Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует - как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классической. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.
Предварительный просмотр:
Урок – практикум
(по типу обобщение и систематизация знаний)
Тема: «От анализа текста - к сочинению».
(Работа с текстом Д.С.Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном ».)
Цель:
1.Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С.
2.Развивающий аспект. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
3.Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса учащихся к обсуждению вопросов, ответы на которые станут для них нравственными ориентирами.
Оборудование:
1.Оформление доски.
- Запись темы урока.
- Портрет Д.С.Лихачева.
- Эпиграф: «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить» (Д.С.Лихачев)
2.Компьютерная презентация.
- Знания и умения учащихся, необходимые на уроке.
- Коллаж фотографий Д.С.Лихачева.
- Композиция сочинения по заданному тексту.
- Домашнее задание.
3.Раздаточный материал.
- Текст Д.С.Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном ».
- Задания к анализу текста и составлению композиционных частей сочинения.
- Карточки – информаторы для составления композиционных частей сочинения по заданному тексту.
4. Выставка книг Д.С.Лихачева.
Ход урока
I.Организационный этап.
II.Этап актуализации субъектного опыта учащихся
1.Учитель определяет цели, задачи и тему урока.
Сегодня на уроке нам необходимо закрепить умения и навыки работы с текстом, связанные с рекомендациями по подготовке к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку. Запишите тему урока.
Исходя из формулировки темы, что мы должны знать и уметь для успешной работы на уроке? (Ответы учеников).
(Презентация слайда №1)
Знать:
- основные этапы работы с текстом для написания сочинения.
Уметь:
- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
III. Этап обобщения и систематизации.
1.Ознакомление с текстом Д.С.Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном».
1.1.Беседа о Д.С.Лихачеве.
Учитель
Сегодня мы будем работать с текстом Д.С.Лихачева (показывает портрет, слайд №2). Эпиграфом мы также возьмем его высказывание. (Учитель читает эпиграф и предлагает ученикам записать его в тетради).
Что вы знаете о Д.С.Лихачеве и созвучны ли слова эпиграфа с жизнью ученого?
Ответы учащихся.
При необходимости учитель добавляет собственный материал:
Известный ученый, искусствовед, автор научных исследований по истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.
Получил мировую известность как литературовед, историк культуры и публицист. Д.С.Лихачев являлся членом многих иностранных академий наук, дважды удостаивался Государственной премии (1952, 1968 г.г.). В 1986 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В 1989 году избирался Народным депутатом СССР. Д.С.был членом Союза писателей. Организовал советский (ныне российский Фонд культуры) и был председателем президиума Фонда. Родился в Санкт - Петербурге 28 ноября 1906 года. В этом году мы отмечаем 100 лет со дня его рождения. Академик Лихачев – первый в современной истории Почетный гражданин Санкт -Петербурга (1993год).Его именем названа одна из планет нашей Галактики.
Слова эпиграфа подтверждают, что академик Лихачев прожил жизнь с достоинством, и мы гордимся тем, что он был нашим соотечественником.
1.2. Комментарий к выставке книг Д.С.Лихачева.
1.3.Учитель представляет книгу Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Текст, с которым мы будем работать, взят из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном » (показывает книгу). Во вступлении – обращении к юным читателям Д.С. пишет: « Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни».
Мы знаем, насколько красива и достойна была эта жизнь. В книге 46 писем, обращенных к вам. Каждое из них заслуживает искреннего внимания и вдумчивого прочтения.
Сегодня мы обратимся к одному из них. Это отрывок из письма «Путями доброты».
1.4.Чтение текста.
(Учитель читает текст, предваряя его следующим заданием).
- Прослушайте текст, озаглавьте его и заголовок запишите в тетради, а также подумайте над вопросом, как перекликается он с нашим эпиграфом.
Текст
- Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3)Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
(4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная. (5)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное, в конечном счете, по пути к счастью.
(6) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах.(7) Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа. (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.
(9) Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) Люди, ни о ком не заботящиеся, исчезают из памяти.(11) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. (12) Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, а иногда чудачества. (13) О них рассказывают.
(14) В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу, даже если оно маленькое. (15) Если этому делу будешь верен, оно станет большим.
(16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. (17) Поверьте мне!
( По Д.Лихачеву)
Учитель.
- Как озаглавили? (Учащиеся читают варианты заголовков, выбирают наиболее удачный: «Самое главное в жизни»).
- Как перекликается он с эпиграфом? (В эпиграфе сформулирована несколько иначе, другими словами, основная проблема, поднятая в тексте: в чем смысл человеческой жизни.)
2. Анализ текста по группам.
Учитель. Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению (часть С) вы будете проводить в трех творческих исследовательских группах. Каждая группа получит свои задания.
( Учащиеся знакомятся с заданием №1 )
2.1. Задание №1
Первая группа
Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа.
В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Какова основная проблематика текста?
Вторая группа
Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.
Третья группа
Составить графический проект-защиту данного текста по принципу «планета и ее спутники».
Учитель
В итоге у вас (третья группа) должна получиться структура, которая графически отобразит в связи с ключевым понятием (самое главное в жизни) ваши размышления, определяющие информационное поле данного рассуждения, т.е. его тематику.
(На выполнение задания №1 предусмотрено 5 минут. Каждая группа выдвигает для ответа одного – двух представителей, возможен ответ всей группы. Во время ответов учитель предлагает другим учащимся делать рабочие записи в тетрадях).
Ответы
Первая группа. Тип данного текста - рассуждение, т.е. автором выдвигается важная проблема: кого можно назвать счастливым человеком? Затем анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы. Материал располагается в строгой логической последовательности: первая часть – тезис (1-3), вторая часть – доказательства (аргументы), сопровождаемые примерами (4-15), третья часть – вывод или заключение (16-17).
Наиболее полно основная мысль автора раскрывается во втором и развивается в шестом предложениях.
Основная проблематика текста такова:
- истинно счастливым человеком можно назвать лишь того, кто ставит интересы других выше собственных;
- главная жизненная ценность – доброта;
- у каждого должно быть «свое служение», т.е. дело, которому человек посвящает всю свою жизнь.
Вторая группа. Как было отмечено первой группой, анализируемый текст является рассуждением. И это уже доказывает то, что он написан в публицистическом стиле речи, т.к. публицистический текст строится по принципу рассуждения.
В широком смысле цель публицистического стиля – информирование с одновременным воздействием на читателя, убеждение его в чем-то, внушение ему определенных идей, взглядов, побуждение его к определенным поступкам, действиям. Все это есть в прочитанном нами тексте. Д.С.Лихачев, обращаясь к молодежи, убеждает читателя в том, что главное в жизни - верное служение избранному делу и людям.
Для публицистического стиля речи характерны страстность, призывность. Автор, как талантливый публицист, применяет и средства эмоциональной выразительности, и особые лексические и синтаксические конструкции. Например, метафоры (3),(16), лексические повторы (1-2), (5-6), (10-11), риторический вопрос (1), ряды однородных членов предложения (3),(5),(6), риторическое восклицание (17). В конце текста содержится так называемый скрытый призыв (16).
Все вышеперечисленные средства и приемы сочетаются в тексте (что также характерно для публицистического стиля) со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов и оборотов речи.
Третья группа.
Защищает графический проект (кластер).
Учитель
Защищая свой проект, вы детализировали смысловые блоки текста и выделили его ключевые аспекты, на которых необходимо сосредоточить внимание при написании сочинения по данному тексту.
2.2.Работа над композицией сочинения по тексту
Учитель
Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию.
Что мы называем композицией? (построение работы)
Учитель
Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной части сочинения и чем его закончить. Давайте вспомним, что нужно знать при обдумывании построения сочинения.
(Работа со слайдом №3)
Композиция сочинения
При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной.
В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов:
- Общая характеристика темы и проблематики текста.
- Комментарий к одной из проблем.
- Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
- Выражение собственной позиции, ее аргументация.
(Учащиеся читают и делают записи в тетради).
Учитель
Также при написании работы необходимо соблюдать композиционную соразмерность. Как вы это понимаете? (Сочинение должно состоять из трех пропорциональных частей: вступления, основной части и заключения.) Части должны быть соразмерны друг другу, т.е. вступление и заключение должны составлять не более 1/3 всего объема работы. Следовательно, самая большая часть – основная.
2.3.Выполнение задания №2 – составление композиционных частей сочинения.
(На выполнение задания №2 предусмотрено 5 – 6 минут.)
Задание №2
Первая группа
Написать начало сочинения.
Вторая группа
Сформулировать позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме.
Третья группа
Написать заключение сочинения.
Для выполнения задания №2 учащимся даны карточки – информаторы.
Карточка – информатор для группы №1
Начало сочинения
Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному.
Наиболее распространенный вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исходного текста.
В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:
а) собственно определение темы текста;
б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;
в) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;
г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.
Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (... Так завершается статья ... очерк ... рассказ).
Варианты вступлений
— Что такое талант? В чем заключаются секреты мастерства? Кого можно назвать настоящим писателем, музыкантом и вообще артистом? Эти вопросы оказались в центре внимания автора (называется фамилия автора текста), попытавшегося ответить на них некоторым своим читателям.
Автор избрал нестандартный подход к поставленным проблемам, обратив внимание на....
Автор (называется фамилия), настоящий мастер слова, заставил меня задуматься о том, что такое талант и в чем он проявляется. «Способность делать больше, чем нужно только себе» - вот что характеризует, по мнению автора, истинно талантливого человека.
Убедительным доказательством правоты писателя являются его размышления, сопровождаемые интересными примерами...
Карточка – информатор для группы №2
Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит)
мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) ...
-По мнению автора,....
-Публицист убежден в том, что...
-Автор заставляет задуматься о...
-Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...
- Автор текста доказывает свою точку зрения...
Карточка – информатор для группы №3
Завершение сочинения
Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.
Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:
1) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения), например:
Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что духовность — это качество, которое многие хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется. Автор учит нас тому, что духовность нельзя путать с образованностью. Человеку нужно поддерживать в себе стремление к добру, правде, красоте, а не формальные навыки вроде хороших манер. Возможно, наш идеал окажется недостижимым, но иным образом духовным человеком не стать.
2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:
Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее».
3) концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения), например:
Безусловно, археологические изыскания лишь на первый взгляд кажутся оторванными от современной жизни, имеющими значение только для узких специалистов. Автор, проанализировав значение многочисленных археологических находок, сделал вывод об огромном вкладе этой науки в осознании нравственных истин. Главная из них, как мне кажется, сформулирована: «Для нас, людей ХШ века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье — человечеству».
Учитель
Необходимо отметить, что в основной части, кроме авторской позиции, должна быть заявлена ваша и приведены три аргумента. К выполнению этой части работы мы еще вернемся.
Ответы:
1.Группа. Книгу известного ученого – искусствоведа Д.С.Лихачева, обращенную к молодежи «Письма о добром и прекрасном» можно назвать его уроками жизни, размышлениями о ее смысле и сущности человеческого в человеке. Книга представляет собой ряд публицистических статей: «Большое в малом», «В чем смысл жизни», «По велению совести», «Память культуры» и т.д. В них автор обстоятельно беседует с читателем о важных проблемах бытия. Отрывок, о котором дальше пойдет речь, является частью письма «Путями доброты», где Д.С.Лихачев утверждает, что « в жизни ценнее всего доброта и счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других». И я полностью согласен с этой мыслью автора.
2.Группа. Исходя из основной проблемы, поднятой в тексте, что истинно счастливым человеком можно назвать лишь того, кто может поставить интересы других выше собственных, Д.С.Лихачев, утверждая свою авторскую позицию, приводит следующие аргументы. Во-первых, каждому человеку необходимо задумываться о смысле жизни и жить для других, потому, что «люди, ни о ком не заботящиеся исчезают из памяти, а люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго».
Во-вторых, человек должен упорно добиваться поставленной цели, верно и честно служа избранному делу, даже если оно маленькое. Автор уверен, что, если избранному делу «будешь верен, оно станет большим».
В заключение Д.С.Лихачев призывает нас «помнить об этом всегда и следовать путями доброты». Последнее предложение, являющееся риторическим восклицанием («Поверьте мне!»), содержит огромное желание автора, чтобы молодой читатель поверил ему и последовал его мудрому совету.
3.Группа.
Первый ученик. Заключительная часть сочинения может быть оформлена как концовка – вывод:
Проанализировав содержание текста можно сделать вывод о том, что автор бесспорно прав, утверждая: «Счастья достигает тот, кто стремиться сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе». Известный ученый и публицист учит нас преданно служить избранному делу, которое обязательно должно быть направлено на пользу людям.
Второй ученик. Заключительная часть может представлять собой также энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения и созвучный с первым предложением текста:
Так что же является самым главным в жизни человека? Безусловно, это поиск своего пути, любимого дела, которому будешь бесконечно предан и которое будет нести добро и свет окружающим тебя людям.
Третий ученик. Заключительная часть сочинения может быть оформлена как концовка – цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения:
В заключение хочется еще раз особо отметить, что автор текста, как известно, талантливый публицист. Поэтому он в полной мере владеет приемами убеждения читателя в свой правоте, не навязчиво и не подавляя, а корректно и убедительно склоняя принять свою точку зрения. Я полностью согласен с ним в том, что «люди, служившие другим, служившие по – умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.»
2.4.Работа над аргументацией собственной позиции по выдвинутой автором текста проблеме.
(Проверка домашнего задания)
Учитель
Принципиально важным этапом работы над сочинением по предложенному тексту является определение собственной позиции. Следует четко сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства (не менее трех), которыми могут быть читательские или жизненные впечатления. В связи с этим дома каждая группа, еще не зная содержание текста Д.Лихачева, работала над одним из аргументов утверждения, что люди, жившие и живущие среди других, имеют о себе добрую и долгую память у окружающих.
(На выполнение задания предусмотрено по 3 минуты для каждой группы.)
Ответы
1-я группа подбирала такие примеры из художественной литературы (Григорий Добросклонов из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», доктор Дымов из рассказа Чехова «Попрыгунья», Матрена из повести Солженицына «Матренин двор», Данко из рассказа Горького «Старуха Изергиль» и др.)
2-я группа называет имена известных людей нашей страны, посвятивших свою жизнь служению обществу (Д.С.Лихачев, маршал Жуков, Юрий Гагарин, детский врач Рошаль и др.) и рассказывает о них.
3-я группа, опираясь на жизненные впечатления, рассказывает о своих родственниках, посвятивших себя любимому делу, приносящему пользу людям.
IV.Информация о домашнем задании (слайд №4)
Домашнее задание
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
V.Этап подведения итогов учебного занятия.
Итоговая беседа
Учитель
Давайте вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока исходя из темы.
(Слайд №1)
Знать:
- этапы работы с текстом для написания сочинения.
Уметь:
- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
Учитель
-Что получилось?
-Над чем еще необходимо поработать? (Над логическими переходами от одной части сочинения к другой.)
VI.Этап рефлексии
Учитель
О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями)
Мне понравилось на уроке, что я …
Я ощущал себя на уроке …
После урока я задумаюсь о …
Учащиеся озвучивают свои варианты предложений.
Учитель объявляет о завершении урока.
Предварительный просмотр:
- Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3)Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
(4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная. (5)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное, в конечном счете, по пути к счастью.
(6) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах.(7) Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа. (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.
(9) Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) Люди, ни о ком не заботящиеся, исчезают из памяти.(11) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. (12) Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, а иногда чудачества. (13) О них рассказывают.
(14) В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу, даже если оно маленькое. (15) Если этому делу будешь верен, оно станет большим.
(16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. (17) Поверьте мне!
( По Д.Лихачеву)
(1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3)Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
(4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная. (5)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное, в конечном счете, по пути к счастью.
(6) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах.(7) Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа. (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.
(9) Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) Люди, ни о ком не заботящиеся, исчезают из памяти.(11) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. (12) Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, а иногда чудачества. (13) О них рассказывают.
(14) В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу, даже если оно маленькое. (15) Если этому делу будешь верен, оно станет большим.
(16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. (17) Поверьте мне!
( По Д.Лихачеву)
Предварительный просмотр:
Мне понравилось на уроке, что я …
Мне понравилось на уроке, что я …
Мне понравилось на уроке, что я …
Мне понравилось на уроке, что я …
Я ощущал себя на уроке …
Я ощущал себя на уроке …
Я ощущал себя на уроке …
Я ощущал себя на уроке …
После урока я задумаюсь о …
После урока я задумаюсь о …
После урока я задумаюсь о …
После урока я задумаюсь о …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...