Русский язык: по страницам художественных произведений.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Назарова Екатерина Викторовна

Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_9_kl.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

    «Русский язык: по страницам художественных произведений»

                                                 Пояснительная записка

     Данная программа дополнительного образования  рассчитана на комплексный подход к изучению предметов русской словесности.

     Основные правила русского языка повторяются, закрепляются на материале художественной литературы, изучаемой в 9 классе. Таким образом, происходит погружение в художественный мир писателя, одновременно для учащихся – естественное усвоение забытых или неусвоенных когда-то правил. В курсе используется разный уровень подготовки учащихся и предусматривается дифференцированный принцип обучения, а также предполагается  заинтересовать учащихся творчеством поэта или писателя.

      Особенную актуальность данная программа приобретает в современных условиях, когда сегодня в среде современной молодежи снижается уровень общей культуры, в том числе и понижается интерес к чтению, уважение к родному языку.  

      Данный курс, основанный на идее сближения русского языка и литературы, может повысить интерес учащихся к ним, сформировать творческие способности. Главный результат данного курса – повышение грамотности и общей культуры подрастающего поколения.

           

Цель: развитие чувства гордости и любви к родному языку и отечественной литературе;

     Задачи:

  1. Воспитательные
  2. воспитание интереса и любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; духовно развитой личности, готовой к самосовершенствованию; любви и уважению к литературе и ценностям отечественной культуры;
  3. обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при изучении текстов русской литературы;
  4. формирование гражданской позиции.
  5. Образовательные
  6. научить соблюдать в практике письма основные правила русской орфографии и пунктуации;
  7. владеть умением подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
  8. научить осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями и ситуацией общения в собственной речевой практике;
  9. научить знанию основных норм русского литературного языка на любых уровнях: орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных;
  10. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  11. способствовать обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  12. совершенствовать орфографическую зоркость, умения и навыки, обеспечивающие грамотное владение русским литературным языком;
  13. способствовать формированию практических способностей и умений учащихся применять на практике полученные знания, реализуя свой потенциал;
  14. формировать умение работать самостоятельно с текстами, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  15. совершенствовать умение написания сочинений различных типов;
  16. систематизация знаний о русском языке, его устройстве, о стилистических особенностях русского языка.
  17. Развивающие
  18. развивать умения самостоятельно опознавать, анализировать, сопоставлять и классифицировать различные языковые факты и правила;
  19. самостоятельно осуществлять информационный поиск материала на определенную тему и преобразовывать необходимую информацию;
  20. развивать овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
  21. развивать осознание русского языка как формы выражения национальной культуры и владение нормами русского  речевого этикета;
  22. развивать  навыки речевого самоконтроля, оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить ошибки.

Содержание программы:

     Программа имеет художественно-эстетическую и культурологическую направленность. Курс раскрывает широкие горизонты для развития познавательных возможностей учащихся. На занятиях закрепляются и обновляются знания, умения и навыки в области русского языка, отечественной культуры и литературы, речевого этикета. Программа кружка предусматривает проведение психологической работы по принятию и устранению ошибок в непринужденной, дружеской обстановке, в результате чего приобретается чувство уверенности в себе. В ходе занятий в ненавязчивой, но убедительной форме проводится воспитательная работа по таким серьезным проблемам, как  русский язык – национальный язык русского народа, язык русской художественной литературы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Программа предусматривает  активное участие детей в процессе работы, умелое использование своих  знаний, полученных в ходе учебы в школе.

Условия реализации:

  1. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) ,
  2. Ориентирована на  учащихся  9 класса (1 год обучения).

     Методы и формы занятий:

  1. теоретические и практические занятия, беседы, лекции, семинары, элементы игры,  тестирование учащихся;
  2. широко привлекаются наглядные материалы: различные словари русского языка, таблицы, схемы, алгоритмы, тексты произведений русских писателей;
  3. применяется демонстрация средств и практических приемов;
  4. выполнение творческих работ в виде докладов, сообщений, подборка иллюстраций или рисунков к творческим работам;
  5. работа в группах по решению проблемных задач.

Ожидаемые результаты:

      -    повышение  грамотности;

  1. умение выполнять различные задания по русскому языку;
  2. накопление опыта творческой и самостоятельной работы при решении трудных задач;
  3. умение работать не только индивидуально, но и в группах;
  4. приобретать самостоятельные знания по истории литературы, культуры;
  5. умение пользоваться полученными знаниями.

Учебно–тематический план

        Темы

Теоретические занятия, часы

Практические занятия, часы

Всего

1. Знакомство с программой «По страницам художественных произведений».

1

1

     Поэзия  

     А.С.Пушкина

(4 часа)

2. Чередование гласных в корне слова.

1

1

3. Употребление Ъ и Ь

1

1

4. Буквы И – Ы после приставок

1

1

5. Типы предложений

               1

               1

        Поэзия

 М.Ю. Лермонтова

      (4 часа)

 6. Типы группы согласных

1

1

 7. Безударная гласная в корне, проверяемая и непроверяемая ударением

                 1

1

8. Однородные члены предложения

 

               1

               1

 9. Виды сложных предложений

1

1

 А.С.Грибоедов

  Комедия  «Горе от   ума»

   (4 часа)

 10. Правописание гласных в корнях с чередованием

1

1

11. Написание существительных с ПОЛ-

               1

                  1

 12. Три вида приставок

1

1

13. Написание частиц НЕ и НИ со всеми частями речи

1

1

А.С.Пушкин

Поэма «Евгений Онегин»

     (3 часа)

14. Буквы Ё-О после шипящих

1

1

 15. Правописание наречий

1

1

16. Тире в простом предложении

1

1

М.Ю.Лермонтов

«Герой нашего времени»

   (3 часа)

17. –Н-, -НН- в суффиксах прилагательных и причастий

               1

1

18. –Н-, -НН- в суффиксах прилагательных и причастий.

1

1

19. Обособленные определения и обстоятельства

1

1

Н.В.Гоголь

«Мертвые души»

     (6 часов)

20. Окончания в различных частях речи:

                1

1

21. существительных;

1

1

22. прилагательных, причастиях;

1

1

23. личные окончания глагола.

1

1

24. Осложненное простое предложение:

               

1

- Обращение и вводные слова

               

1

1

-  Обособленные определения и обстоятельства

1

1

       Развитие

Речи

   (9 часов)

25.  Тип речи и стили речи

               1

1

               

26-27. Сочинение различных типов речи

2

2

28-29.  Сочинения различных стилей речи.

2

2

30. Анализ творческих работ.

1

1

31-32. Сжатое изложение

2

2

33. Анализ сжатых изложений

                  1

1

Всего

                   5

29

34

                                                          ТЕМЫ:

  1.       Вводный урок. Знакомство учащихся с целями и задачами данного курса.
  1. Отработка данных правил на примере стихотворений и поэм А.С.Пушкина «Медный всадник», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Полтава», «Зимнее утро», «Памятник».  (Выполнение упражнений по образцу, вставить пропущенную букву, найти слова на данное правило, определить название произведения).
  1.   Вспомнить поэзию М.Ю.Лермонтова. Объяснить написание групп согласных и гласных, вставить пропущенные буквы, найти предложения с однородными членами и объяснить постановку знаков препинания, указать виды сложных предложений (по поэмам «Кавказский пленник», «Мцыри», «Родина», «Песня про купца Калашникова»).
  1. На примере произведения «Горе от ума» выполняются упражнения по образцу, словарные диктанты, объяснение правописания приставок, запоминание выделенных слов, подбор синонимов для разнообразия, красочности речи.

   14-16. Поставить номер используемого  правила «Тире в простом предложении» на примере поэмы «Евгений Онегин», объяснить свой выбор. Тренировочные упражнения в написании повторяемых орфограмм.

   17-19.  Уметь обосновать выбор Н, НН в именах прилагательных, причастиях, отработка правила по образцу, умение находить предложения с причастными и деепричастными оборотами на примере произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

   20-24.  Вставить пропущенные буквы в окончаниях различных частей речи, графически объяснить написание, уметь различать вводные слова, обращения, не путать вводные слова и сочетания с членами предложения, использовать предложения для характеристики героев поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

    25.  Углубить общее понятие о типах речи: повествование, описание, рассуждение.

Углубить представление о стилях речи, умение на основе изучаемых художественных произведений различать и находить их.

26-27. Вырабатывать навык  пользования разными типами речи в различных ситуациях и использовании их в разных видах сочинений, а также сочетании нескольких типов речи в одном сочинении.

28-29. Уметь в зависимости от стиля речи правильно использовать лексику, построение предложений.

30.  Научить анализировать свои работы, видеть речевые недочёты.

31-32.  Формировать умение выделять самое главное в тексте, отбирать нужный, точный материал из предоставленного произведения и писать сжатое изложение.

33. Итоговое занятие.  Анализ и объяснение учителем  выполненных сжатых изложений по изучаемым литературным произведениям.

Материальное обеспечение программы: занятия проводятся в кабинетах русского языка и литературы, или в библиотеке, или в компьютерном классе.

Методическое обеспечение программы: наглядные пособия, справочники, словари. Иллюстративные материалы, хрестоматии по русскому языку и литературе, тексты художественных произведений.

Литература для учителя:

1. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь «Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации», М., Владос, 200

2.  Т.Ю.Угроватова.  Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. М., Просвещение, 2007.

И.Н.Арефьева, Е.Ф.Соколова, М.В.Фрик. Мой шанс. Пособие по русскому языку и литературе. СПб, Историческая иллюстрация, 2001

3.  Е.К.Францман. Изложения с элементами сочинения. 5-9 класс. М., Просвещение, 1998.

4.  В.Л.Киреев. Сборник текстов для изложений с лексическими и грамматическими заданиями. СПб, Просвещение, 2000.

5.  Г.И.Блинов. Тексты и задания по пунктуации.М., Просвещение, 1982.

6.  Т.И.Фроянова. Культура русской речи. Практикум. СПб, Паритет, 2003.

Литература для учащихся и родителей:

  1. А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М., Сфера, 2003.
  2. С.А.Громов. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М., Московский лицей, 2007.
  3. Правила правописания в алгоритмах, упражнения, тесты. Под редакцией Н.Т.Свидинской. СПб, Дидактика Плюс, 2006.
  4. Л.А.Жердева. Русский язык в средней школе. Синтаксис. Пунктуация. 9 класс. М., Владос, 200

                                                                                         

                       

                                     

МБОУ «СОШ №15 п.Березайка»

Бологовского района

Тверской области

                     ПРОГРАММА КРУЖКА

«Русский язык. По страницам         художественных произведений».

для учащихся 9-х  классов

                                                                                             

Автор программы:

Назарова Е.В.,    учитель

русского языка и литературы

                                     

                                                 

2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра «По страницам художественных произведений…»

Авторский медиапродукт:. Литературная игра «По страницам художественных произведений…». Презентация Power Point Office 2007.Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.Цели игры: - воспи...

"Русский язык: по страницам художественных проихведений"

Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе....

«За страницами художественных произведений» (исследовательский проект по романам Вальтера Скотта «Айвенго» и Александра Дюма «Три мушкетера»).

«За страницами художественных произведений»(исследовательский проект по романам Вальтера Скотта «Айвенго» и Александра Дюма «Три мушкетера»)....

Элективный курс по русскому языку "По страницам истории русского языка"

,      Элективный курс «По страницам истории русского языка» предусмотрен для учащихся 10-11-х классов в рамках организации профильной подготовки учащихся. Данный курс рассчитан на...

Русский язык: за страницами школьного учебника

Материал для защиты элективного курса...

Рабочая программа учебного курса «Русский язык: за страницами школьного учебника» в 5 классе

заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить много увлекательных и полезных сведений о родном языке....