Программа занятий кружка по русскому языку. По страницам художественных произведений.
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Годовое планирование работы кружка по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._po_stranicam_hudozhestvennyh_proizvedeniy..doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русский язык: по страницам художественных произведений»
Пояснительная записка
Данная программа дополнительного образования рассчитана на комплексный подход к изучению предметов русской словесности.
Основные правила русского языка повторяются, закрепляются на материале художественной литературы, изучаемой в 9 классе. Таким образом, происходит погружение в художественный мир писателя, одновременно для учащихся – естественное усвоение забытых или неусвоенных когда-то правил. В курсе используется разный уровень подготовки учащихся и предусматривается дифференцированный принцип обучения, а также – заинтересовать учащихся творчеством поэта или писателя.
Особенную актуальность данная программа приобретает в современных условиях, когда сегодня в среде современной молодежи снижается уровень общей культуры, в том числе и понижается интерес к чтению, уважение к родному языку.
Данный курс, основанный на идее сближения русского языка и литературы, может повысить интерес учащихся к ним, сформировать творческие способности. Главный результат данного курса – повышение грамотности и общей культуры подрастающего поколения.
Цель: развитие чувства гордости и любви к родному языку и отечественной литературе;
Задачи:
- Воспитательные
- воспитание интереса и любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; духовно развитой личности, готовой к самосовершенствованию; любви и уважению к литературе и ценностям отечественной культуры;
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при изучении текстов русской литературы;
- формирование гражданской позиции.
- Образовательные
- научить соблюдать в практике письма основные правила русской орфографии и пунктуации;
- владеть умением подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- научить осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- научить знанию основных норм русского литературного языка на любых уровнях: орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- Способствовать обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- совершенствование орфографической зоркости, умений и навыков, обеспечивающих грамотное владение русским литературным языком;
- способствовать формированию практических способностей и умений учащихся применять на практике полученные знания, реализуя свой потенциал;
- формировать умение работать самостоятельно с текстами, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствовать умение написания сочинений различных типов;
- систематизация знаний о русском языке, его устройстве, о стилистических особенностях русского языка.
- Развивающие
- развивать умений самостоятельно опознавать, анализировать, сопоставлять и классифицировать различные языковые факты и правила;
- самостоятельно осуществлять информационный поиск материала на определенную тему и преобразовывать необходимую информацию;
- развивать овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- развивать осознание русского языка как формы выражения национальной культуры и владение нормами русского речевого этикета;
- развивать навыки речевого самоконтроля, оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить ошибки.
Содержание программы:
Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую и культурологическую направленность. Курс раскрывает широкие горизонты для развития познавательных возможностей учащихся. На занятиях закрепляются и обновляются знания, умения и навыки в области русского языка, отечественной культуры и литературы, речевого этикета. Программа курса предусматривает проведение психологической работы по принятию и устранению ошибок в непринужденной, дружеской обстановке, в результате чего приобретается чувство уверенности в себе. В ходе занятий в ненавязчивой, но убедительной форме проводится воспитательная работа по таким серьезным проблемам, как русский язык – национальный язык русского народа, язык русской художественной литературы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Программа предусматривает активное участие детей в процессе работы, умелое использование своих знаний, полученных в ходе учебы в школе.
Данная образовательная программа является дополнением к основной программе, а также способствует углубленному повторению ранее изученных тем.
Условия реализации образовательной программы:
- Программа рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю) ,
- Ориентирована на учащихся 9 классов (1 год обучения).
Методы и формы занятий:
- теоретические и практические занятия, беседы, лекции, семинары, элементы игры, тестирование учащихся;
- широко привлекаются наглядные материалы: различные словари русского языка, таблицы, схемы, алгоритмы, тексты произведений русских писателей;
- применяется демонстрация средств и практических приемов;
- выполнение творческих работ в виде докладов, сообщений, подборка иллюстраций или рисунков к творческим работам;
- работа в группах по решению проблемных задач.
- Программа рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю), ориентирована на учащихся 9 классов.
Критерии успешности, нормы оценивания, форма аттестации:
- теоретическое сообщение оценивается - зачет.
- рефлексия своей деятельности и рецензирование деятельности товарищей (засчитывается наличие).
Ожидаемые результаты обучения:
- повышение грамотности;
- умение выполнять различные задания по русскому языку;
- накопление опыта творческой и самостоятельной работы при решении трудных задач;
- умение работать не только индивидуально, но и в группах;
- приобретать самостоятельные знания по истории литературы, культуры;
- умение пользоваться полученными знаниями.
Учебно–тематический план
Темы | Теоретические занятия, часы | Практические занятия, часы | Всего |
1. Знакомство с программой «По страницам художественных произведений». | 1 | 1 | |
Поэзия | А.С.Пушкина | (4 часа) | |
2. Чередование гласных в корне слова. | 1 | 1 | |
3. Употребление Ъ и Ь | 1 | 1 | |
4. Буквы И – Ы после приставок | 1 | 1 | |
5. Типы предложений | 1 | 1 | |
Поэзия | М.Ю. Лермонтова | (4 часа) | |
6. Типы группы согласных | 1 | 1 | |
7. Безударная гласная в корне, проверяемая и непроверяемая ударением | 1 | 1 | |
8. Однородные члены предложения | 1 | 1 | |
9. Виды сложных предложений | 1 | 1 | |
А.С.Грибоедов | Комедия «Горе от ума» | (4 часа) | |
10. Правописание гласных в корнях с чередованием | 1 | 1 | |
11. Написание существительных с ПОЛ- | 1 | 1 | |
12. Три вида приставок | 1 | 1 | |
13. Написание частиц НЕ и НИ со всеми частями речи | 1 | 1 | |
А.С.Пушкин | Поэма «Евгений Онегин» | (3 часа) | |
14. Буквы Ё-О после шипящих | 1 | 1 | |
15. Правописание наречий | 1 | 1 | |
16. Тире в простом предложении | 1 | 1 | |
М.Ю.Лермонтов | «Герой нашего времени» | (3 часа) | |
17. –Н-, -НН- в суффиксах прилагательных и причастий | 1 | 1 | |
18. –Н-, -НН- в суффиксах прилагательных и причастий. | 1 | 1 | |
19. Обособленные определения и обстоятельства | 1 | 1 | |
Н.В.Гоголь | «Мертвые души» | (7 часа) | |
20. Окончания в различных частях речи: | 1 | 1 | |
21. существительных; | 1 | 1 | |
22. прилагательных, причастиях; | 1 | 1 | |
23. личные окончания глагола. | 1 | 1 | |
24. Осложненное простое предложение | 1 | 1 | |
25. Обращение и вводные слова |
| 1 | 1 |
26 Обособленные определения и обстоятельства | 1 | 1 | |
Развитие | Речи | (10 часов) | |
27. Тип речи | 1 | 1 | |
28. Стиль речи | 1 | 1 | |
29-30. Сочинение различных типов речи | 2 | 2 | |
31-32. Сочинения различных стилей речи. | 2 | 2 | |
33. Анализ творческих работ. | 1 | 1 | |
34-35. Сжатое изложение | 2 | 2 | |
36. Анализ сжатых изложений | 1 | 1 | |
Всего | 7 | 29 | 36 |
ТЕМЫ:
- Вводный урок. Знакомство учащихся с целями и задачами данного курса.
- Отработка данных правил на примере стихотворений и поэм А.С.Пушкина «Медный всадник», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Полтава», «Зимнее утро», «Памятник». (Выполнение упражнений по образцу, вставить пропущенную букву, найти слова на данное правило, определить название произведения).
- Вспомнить поэзию М.Ю.Лермонтова. Объяснить написание групп согласных и гласных, вставить пропущенные буквы, найти предложения с однородными членами и объяснить постановку знаков препинания, указать виды сложных предложений (по поэмам «Кавказский пленник», «Мцыри», «Родина», «Песня про купца Калашникова»).
- На примере произведения «Горе от ума» выполняются упражнения по образцу, словарные диктанты, объяснение правописания приставок, запоминание выделенных слов, подбор синонимов для разнообразия, красочности речи.
14-16. Поставить номер используемого правила «Тире в простом предложении» на примере поэмы «Евгений Онегин», объяснить свой выбор. Тренировочные упражнения в написании повторяемых орфограмм.
17-19. Уметь обосновать выбор Н, НН в именах прилагательных, причастиях, отработка правила по образцу, умение находить предложения с причастными и деепричастными оборотами на примере произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
20-26. Вставить пропущенные буквы в окончаниях различных частей речи, графически объяснить написание, уметь различать вводные слова, обращения, не путать вводные слова и сочетания с членами предложения, использовать предложения для характеристики героев поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
27. Углубить общее понятие о типах речи: повествование, описание, рассуждение.
28. Углубить представление о стилях речи, умение на основе изучаемых художественных произведений различать и находить их.
29-30. Вырабатывать навык пользования разными типами речи в различных ситуациях и использовании их в разных видах сочинений, а также сочетании нескольких типов речи в одном сочинении.
31-32. Уметь в зависимости от стиля речи правильно использовать лексику, построение предложений.
33. Научить анализировать свои работы, видеть речевые недочёты.
34-35. Формировать умение выделять самое главное в тексте, отбирать нужный, точный материал из предоставленного произведения и писать сжатое изложение.
36. Итоговое занятие. Анализ и объяснение учителем выполненных сжатых изложений по изучаемым литературным произведениям.
Материальное обеспечение программы: занятия проводятся в кабинетах русского языка и литературы, или в библиотеке, или в компьютерном классе.
Методическое обеспечение программы: наглядные пособия, справочники, словари. Иллюстративные материалы, хрестоматии по русскому языку и литературе, тексты художественных произведений.
Литература для учителя:
1. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь «Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации», М., Владос, 200
2. Т.Ю.Угроватова. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. М., Просвещение, 2007.
И.Н.Арефьева, Е.Ф.Соколова, М.В.Фрик. Мой шанс. Пособие по русскому языку и литературе. СПб, Историческая иллюстрация, 2001
3. Е.К.Францман. Изложения с элементами сочинения. 5-9 класс. М., Просвещение, 1998.
4. В.Л.Киреев. Сборник текстов для изложений с лексическими и грамматическими заданиями. СПб, Просвещение, 2000.
5. Г.И.Блинов. Тексты и задания по пунктуации.М., Просвещение, 1982.
6. Т.И.Фроянова. Культура русской речи. Практикум. СПб, Паритет, 2003.
Литература для учащихся и родителей:
- А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М., Сфера, 2003.
- С.А.Громов. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М., Московский лицей, 2007.
- Правила правописания в алгоритмах, упражнения, тесты. Под редакцией Н.Т.Свидинской. СПб, Дидактика Плюс, 2006.
- Л.А.Жердева. Русский язык в средней школе. Синтаксис. Пунктуация. 9 класс. М., Владос, 200
ГОУ школа № 84
Петроградского района
Дополнительное образование
ПРОГРАММА
«Русский язык. По страницам художественных произведений».
для учащихся 9-х классов
1 год обучения
Автор программы
учитель русского языка
литературы школы № 84
Злодеева В.А.
Санкт-Петербург
2009 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие кружка по русскому языку "Кладовая" слов русского языка"
Данное занятие проводилось на районном семинаре и было посвящено рассмотрению вопроса, поиогают ли пословицы формировать нравственные ценности человека....
"Русский язык: по страницам художественных проихведений"
Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе....
Русский язык: по страницам художественных произведений.
Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе....
занятие кружка по русскому языку "Все растет из корня"
Разработка занятия кружка...
Рабочая программа занятий кружка по английскому языку «Презентация и проектная деятельность на английском языке»
Проект – это интеллектуальная, практико- и личностно- ориентированная деятельность. Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме:...
занимательный материал для занятий кружка по русскому языку
Занимательные упражнения на занятиях кружка по русскому языку...
Возникновение письменности. Занятие кружка "Занимательный русский язык" в 6 классе.
Учащиеся знакомятся с пиктографией, иероглифами, клинописью....