Игра по русскому языку "Подумай - отгадай".
методическая разработка по русскому языку по теме

Шумская Светлана Геннадиевна

Презентация знакомит учащихся с  различные видами игр, связанными со знанием русского языка. Это ребусы, метаграммы, анаграммы, "Эрудит", подбор синонимов и многозначных слов и др. Проведение игры предполагает (по желанию учителя) предварительную подготовку учащихся - выполнение домашнего задания.  Ответы приведены в "Заметках к слайдам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_igry_so_slvoami_okonchat.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Подумай – отгадай» Ребусы Синонимы и многозначные слова «Эрудит» Анаграммы Метаграммы Выполнила: Шумская С.Г., учитель русского яз. и литературы. ГБОУ школа 594

Слайд 2

Домашнее задание Разгадай ребусы . . 2 . Найдите общее окончание для всех перечисленных слов. АТ БР ГН Д К Л Р С Т ХР . .

Слайд 3

3.Переставьте буквы так, чтобы получилось слово: Луфобт Оживт 4.Переставьте буквы в словах так, чтобы из одного существительного образовать другое: Лейка Барыня 5.Каким синонимом можно заменить оба c лова: Ткань ( ) состояние вещества Животное ( ) тибетский монах 6.Из букв предложенного слова составьте как можно больше новых слов: Виноград Библиотека Спорт 7. Для приведённого в вертикальном ряду слова с помощью перестановки букв составьте ещё 2 слова из 6 букв. Л . . И . . С . . Т . . О . . К . . Домашнее задание

Слайд 4

8* Игра «Эрудит» Попытайтесь из букв слова «лекарство» составить как можно больше новых слов – двух -, трёх -, четырёхбуквенных и т.д. Каждая буква в новом слове может быть использована только один раз. Мы составили 143 слова. А Вы? 9* Найдите материалы о происхождении слов: лилипут, вокзал, бойкот, кенгуру, макинтош, бюджет, хулиган, джинсы.

Слайд 5

Внимание!!! Начинаем!!!

Слайд 6

Ребус - [от лат. rebus — при помощи вещей; творительный падеж множественное число от res — вещь], загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками. (БСЭ) "Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков" (С.И. Ожегов) ПРАВИЛА РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ: Правило 1. Изображенные на рисунках предметы и живые существа чаще всего (за редким исключением) читаются как слова в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой. Правило 2. Если картинка нарисована вверх ногами, читаем слово задом наперед. Например, нарисован вверх ногами кот - читаем ТОК. Правило 3. Запятые после картинки указывают, сколько букв нужно убрать с конца слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисована коза с двумя запятыми после нее - читаем КО. Правило 4. Перевернутые между буквами означает замену определенной буквы (или сочетания букв) слова на другую букву (или на сочетание букв). Знак равенства может быть заменен на стрелку. Действие замены обозначается и третьим способом - буквы, которые заменяются, перечеркиваются, а над ними пишутся заменяющие. Например, нарисован крот, а рядом перечеркнутые буквы РО и сверху буква И - читаем КИТ. Правило 5. Над картинкой или под ней могут появиться цифры. Каждая цифра - это номер буквы в слове: 1 - первая буква слова, 2 - вторая буква, 3 - третья, и так далее. Определенный набор цифр под или над картинкой говорит о том, что нужно взять только эти буквы и прочитать их в указанном порядке. Перечеркнутая цифра означает, что данная буква должна быть опущена. Например, нарисован конь и цифры 2,1 под ним - читаем ОК. При объединении примеров в правилах 3, 4 и 5 получаем загаданное слово КОЛОНОК. Правило 6. Знак равенства 8. Буквы могут быть изображены по поверхности других букв. Например, изображена большая буква Н, а по ней разбросаны маленькие И - читаем ПОНИ (хотя можно прочитать и как ИПОН, НИЗИ или ИЗИН). Правило 9. Перечисленные выше приемы могут объединяться друг с другом. Правило 7. Буквы могут быть изображены внутри других букв, над другими буквами, под и за ними. В таких случаях необходимо понять, в каких пространственных отношениях состоят изображенные буквы. Например, внутри буквы О нарисованы буквы ЛК - читаем ВОЛК (хотя можно прочесть и как ЛКВО). Сверху написаны буквы АР, снизу ОК - читаем ПОДАРОК (можно было прочесть и ОКПОДАР, НАДОКАР, АРНАДОК

Слайд 7

Нева, восток, наказ, подушка, семья, порт. Придумай свой ребус Разгадай ребус 1. 2. 3. 4. 5. 7. 6.

Слайд 8

( от греч. synonymos — одноимённый), слова, относящиеся к одной части речи, значения которых содержат тождественные элементы ; различающиеся элементы этих значений устойчиво нейтрализуются в определённых позициях. Т. о., С. могут быть признаны слова, противопоставленные лишь по таким семантическим признакам, которые в определённых контекстах становятся несущественными (чем обусловливается взаимозаменяемость С . в этих контекстах): "путь" и "дорога", "бросать" и "кидать", "грустить" и "печалиться", "смелый" и "храбрый", "жаркий" и "знойный" и т. и. Поскольку количество совпадающих семантических элементов у разных рядов слов неодинаково (как неодинаково и число позиций, когда различающиеся элементы становятся несущественными), можно говорить о разной степени синонимичности для разных слов. Некоторые С. предельно близки по своему значению (например, "спешить" — "торопиться", "настать" — "наступить"), их называют полными, или абсолютными , С.; стилистические С. отличаются в основном "стилистической окраской", сферой применения и т. д., ср.: "вялый" — "апатичный", "губы" — "уста", "есть" — "кушать" — " жрать "; к стилистическим С. обычно относят и слова, значения которых содержат оценочный элемент, ср.: "завершить" — "кончить (что-либо значительное)", "кляча" — "плохая лошадь". Различающиеся элементы значений С. могут в отдельных случаях выдвигаться на первый план, ср.: "У тебя не глаза, а очи, И не губы — уста. Синонимы

Слайд 9

Задание: вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок родник (…) отмычка битва (…) ругань рыба (…) наклонная поверхность электрический разряд (…) застёжка талант (…) подношение гигант (…) нагреватель дерево () подделка

Слайд 10

Анаграмма (от греч. ana - —приставка в значении пере- и grámma — буква), перестановка в слове букв, образующая другое слово. Например, "ропот" — "топор". Изобретателем А. считают греческого грамматика Ликофрона (3 в. до н.э.). К А. относятся некоторые псевдонимы : Вольтер [ Voltaire — Arouet le j ( eune ), Аруэ младший], Харитон Макентин (Антиох Кантемир). Вольтер Антиох Кантемир Боевой топор

Слайд 11

Задание : переставить буквы так, чтобы получилось новое слово: подвода – мошкара стирка – приказ – каркас – шнурок – материк – апельсин – *дозревание - *голография – *кильватер – Задание: поставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово. Из полученных слов выбрать «лишнее» (отличающееся по смыслу) Ачтпо ракочва Аидро льбдгоу Фагрелте ехро Кабочба лупедь

Слайд 12

Метаграмма - это слова, различающиеся одной буквой (звуком) Метаграммы — это загадки, по условиям которых из загаданного слова, путем замены в нем одной буквы на другую, получается новое слово. С л — лить слезы заставляю, с ж — по воздуху летаю. С е — колючий, с у — ползучий. C п - я в доме, с в — я в поле, С м —я в море, с г — в футболе, с к — вбивают, c т — взрывают, с д — долину называют. Разгадать попробуй ты: С а — посуда для воды, С б- рогатый на лугу, с у — растет в лесу, саду.

Слайд 13

• «Перевертыши»: назовите существительные, которые читаются справа налево так же, как и обычно, слева направо. • «Добавь букву»: к названным ведущим словам добавьте одну букву так, чтобы получилось новое слово. Вал, том, овцы, рубка. пол ежи банк оса яр точка вол кот зал рот бой марка сено рис кипа окно вес вал « Подбери пару»: в два столбика записаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова . • «Числительное в слове»: назовите слова, в составе которых встречаются имена числительные. • «Попробуй вспомнить»: назовите имена прилагательные, которые, не изменив своего лексического значения, перешли к существительным. Игра «Любознательные»

Слайд 14

Поздравляем победителей!!! Поздравляем победителей!!!

Слайд 15

Использованная литература Журнал «Сова» №1, ООО «Издательство «Сова», Санкт-Петербург. http://zna-i-ka.narod.ru/rebusi/rebusi.htmlhttp://oazis-cvetov.ru/photo http://zateevo.ru/?section=page&alias=kangaroo http://nnm.ru/blogs/horror1017/volter_fransua-mari_arue_de/ http://900igr.net/kartinki/nasekomye-i-ptitsy/ZHuki-3.files/020-ZHuk-olen.html http://fotki.yandex.ru/users/sockolovanatascha/album/159837/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

Игра по русскому языку "Своя игра"

Данная разработка содержит материал для проведения игры по русскому языку по типу игры "Своя игра". Она позволит повторить пройденный материал за курс 5-6 классов...

"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")

Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Интерактивная игра по русскому языку "Своя игра"

игра-повторение по русскому языку...

Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"

Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...