Проектная деятельность на уроках русского языка - метод практического использования деятельностного подхода в обучении
методическая разработка по русскому языку на тему
Разработка группового проекта по русскому языку для учащихся начальной школы по изучению темы: Правописание мягкого знака, помогает детям самостоятельно изучить учебную проблему и избежать ошибок по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Групповой проект «Всё о букве мягкий знак»
Технологическая карта проекта
Название проекта | «Всё о букве мягкий знак» |
Тип проекта | Информационно – практико-ориентированный |
Возраст детей | 10 - 11 лет |
Исполнители Руководитель | Учащиеся 4 класса «В» МБОУ ТЭЛ Литвиненко Т.А. – учитель начальных классов |
Продолжительность | 1 неделя |
Раздел программы | «Орфография» |
Тематическое поле | Правописание слов с мягким знаком |
Актуальность | Формирование умения использования мягкого знака |
Проблема | Трудности правописания слов с мягким знаком |
Цель | Преодоление трудностей написания слов с мягким знаком |
Задачи | 1.Разрешить вопрос о правописании слов с мягким знаком 2. Способствовать совершенствованию правописания слов с мягким знаком 3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с учителем |
Этапы реализации проекта | 1 этап - этап ориентирования 2 этап - этап разработки 3 этап - этап реализации проекта 4 этап - этап презентации результатов проекта 5 этап - этап оценки проекта |
Результат | 1.Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным. 2.Создана методическая копилка по данной проблеме. |
Реализация проекта | Создание учебно-методического пособия для учащихся начальной школы в виде мультимедийной презентации |
Обоснование актуальности проблемы
В настоящее время у многих детей возникают трудности при правописании слов с мягким знаком. Чтобы повысить интерес к изучению русского языка и сделать процесс обучения более разнообразным мы с ребятами решили создать проект «Всё о букве мягкий знак». Это способствовало формированию использования мягкого знака не только у учащихся, работающих над созданием проекта, но и у учеников других классов, которые на уроках использовали учебно-методическое пособие и карточки, изготовленные в ходе работы над данным проектом.
Практическая значимость
Повышение качества образовательного процесса через организацию совместной исследовательской деятельности детей и педагога.
Создание методической копилки для уроков русского языка.
Активизация и обогащение умений учащихся при работе с различными источниками информации, поддержание их уверенности в собственных возможностях.
Создание условий для обобщения материала по изучаемой теме.
Теоретическая значимость
Заключается в разработке содержания, методов и форм работы на уроке и во внеурочной деятельности, которое предусматривает повышение интереса к изучению русского языка.
Принципы построения общей дидактики
Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).
Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с педагогом, с родителями и между собой).
Принцип опоры на субъектный опыт учащихся (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания).
Принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности.
Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий).
Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).
Этапы реализации
этап ориентирования
Каждая группа на этапе подготовке проекта получает опережающее домашнее задание и должна определить роль участников группы:
лидера, который организует и координирует подготовку работы, распределяя деятельность учащихся; выступающего, который защищает проект;
рабочую группу, которая осуществляет работу с учебной литературой и художественным текстом.
На данном этапе формируются социальная, коммуникативная компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся.
этап разработки
На уроке при распределении групп, видов деятельности, создаем паспорт проекта, в котором отражаются все критерии, по которым оценивается проект.
этап реализации проекта
Каждая группа получает свое задание, которое заключается в сборе материала и подготовке выступления по предложенной теме.
Мягкий знак в глаголах начальной формы.
Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа.
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
Мягкий знак в глаголах 3-го лица единственного числа.
Мягкий знак в конце и в середине слова.
Мягкий знак в существительных женского рода.
Мягкий знак в существительных мужского рода.
Мягкий знак в существительных множественного числа.
Мягкий знак в краткой форме прилагательных.
Мягкий знак в наречиях.
Правописание ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН.
Мягкий знак перед И, Е, Ё, Ю, Я.
Мягкий знак при переносе слов.
Формируются предметная и информационная компетенции через самостоятельную деятельность учащихся.
этап презентации результатов проекта
На заключительном уроке при изучении темы «Буква мягкий знак» каждая группа выступает с защитой своего доклада и его оценкой.
этап оценки проекта
Учащиеся слушают выступления, оценивают их по предложенным критериям, дополняют ответы.
Формируем предметную, коммуникативную, рефлексивную компетенции через представление и обсуждение проектов.
Технологии
Личностно ориентированного обучения
где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения
Обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у учащихся.
Информационно-коммуникационные
Использование в совместной деятельности материалов из сети Интернет и других источников информации.
Развития творчества
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая
В результате освоения игровой деятельности формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Проблемно – поисковая
Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная
Формирует у учащихся навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
Формы работы
Поиск информации в различных источниках; сочинение рассказов, стихов и сказок о букве «Мягкий знак»; создание материала для методической копилки; игры, выступления в других классах начальной школы.
Методы и приёмы
Методы, повышающие познавательную активность учащихся:
метод сравнения
элементарный анализ
метод моделирования и конструирования
метод проектной деятельности
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
прием предложения и обучения способу – учитель не только эмоционально рассказывает о правописании мягкого знака, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
беседа – является связующим звеном.
Методы коррекции и уточнения:
упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Результативность
Работа способствовала:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми темы по русскому языку «Правописание слов с мягким знаком». У детей появилось желание глубже изучить самим данную тему и рассказать о своих исследованиях учащимся начальных классов лицея. Проявляется эмоционально – положительное отношение к предмету, гордость за богатство и величие русского языка. Чаще возникает желание реализовать знания в собственной деятельности.
Оснащению предметно – развивающей среды в классе.
Созданию методической копилки по данной теме.
Рекомендации
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен педагогам начальной школы образовательных учреждений и может быть использован ими для создания подобных проектов при изучении курса «Русский язык».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Проектная деятельность учащихся в русском языке как способ реализации компетентностного подхода».
Статья «Проектная деятельность учащихся в русском языке как способ реализации компетентностного подхода».Концепция модернизации российского образования ставит перед учителем новые задачи. ...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.
В данной статье представлен материал об исследовательской деятельности (микроисследования) на уроках химии....
«Проектная деятельность на уроках музыки как инструмент реализации системно-деятельностного подхода»
Одной из форм системно-деятельностного подхода является проектная деятельность учащихся. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы и ориентирован на самостоятельную деятельность у...
Образовательные технологии на уроках немецкого языка как основы системно-деятельностного подхода в обучении.
В современном обществе речь идет о том, что передавать молодому поколению надо не только и не столько знания, умения и навыки, сколько способы действия и систему ценностей, которые не могут сформирова...
Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...
Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Опыт может быть использован как начинающими, так и опытными учителями русского языка. Проектную деятельность можно применять как на уроках, так и на внеклассных меропр...
Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности
Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...