Проектная деятельность на уроках русского языка - метод практического использования деятельностного подхода в обучении
методическая разработка по русскому языку на тему

Литвиненко Татьяна Анатольевна

Разработка группового проекта по русскому языку для учащихся начальной школы по изучению темы: Правописание мягкого знака, помогает детям самостоятельно изучить учебную проблему и избежать ошибок по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповой проект  «Всё о букве мягкий знак» 

Технологическая карта проекта

Название проекта

«Всё о букве мягкий знак»

Тип проекта

Информационно – практико-ориентированный

Возраст детей

10 - 11 лет

Исполнители Руководитель

Учащиеся 4 класса «В» МБОУ ТЭЛ

Литвиненко Т.А. – учитель начальных классов

Продолжительность

1  неделя

Раздел программы

«Орфография»

Тематическое  поле

Правописание слов с мягким знаком

Актуальность

Формирование умения использования мягкого знака

Проблема

Трудности правописания слов с мягким знаком

Цель

Преодоление трудностей написания слов с мягким знаком

Задачи

1.Разрешить вопрос о правописании слов с мягким

   знаком

2. Способствовать совершенствованию

    правописания слов с мягким знаком

3. Формировать и развивать у детей навыки

    исследовательской и творческой работы

    совместно с учителем

Этапы реализации проекта

1 этап -  этап ориентирования

2 этап -  этап разработки

3 этап - этап реализации проекта

4 этап - этап презентации результатов проекта

5 этап - этап оценки проекта

Результат

1.Повысилось качество образовательного процесса,

   процесс обучения стал более увлекательным,

   эмоционально-насыщенным.

2.Создана методическая копилка по данной

    проблеме.

Реализация проекта

Создание учебно-методического пособия для учащихся начальной школы в виде мультимедийной презентации

Обоснование актуальности проблемы

В настоящее время у многих  детей возникают трудности при правописании слов  с мягким знаком. Чтобы повысить интерес к изучению русского языка и сделать процесс обучения более разнообразным мы с ребятами решили создать проект «Всё о букве мягкий знак».  Это способствовало формированию использования мягкого знака не только у учащихся, работающих над созданием проекта, но и у учеников других классов, которые на уроках использовали учебно-методическое пособие и карточки, изготовленные в ходе работы над данным проектом.

Практическая значимость

Повышение качества образовательного процесса через организацию совместной исследовательской деятельности детей и педагога.

Создание методической копилки для уроков русского языка.

Активизация и обогащение умений учащихся при работе с различными источниками информации, поддержание их уверенности в собственных  возможностях.

Создание   условий для обобщения материала по изучаемой теме.

Теоретическая значимость

Заключается в разработке содержания, методов и форм работы на уроке и во внеурочной деятельности, которое предусматривает повышение интереса к изучению русского языка.

Принципы построения общей дидактики

Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).

Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с педагогом, с родителями  и между собой).

Принцип опоры на субъектный опыт учащихся (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания).

Принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня  обученности.

Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.

Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий).

Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).

Этапы реализации

этап ориентирования 
Каждая группа на этапе подготовке проекта получает опережающее домашнее задание и должна  определить роль участников группы:

лидера, который организует и координирует подготовку работы, распределяя деятельность учащихся; выступающего, который защищает проект;

рабочую группу, которая осуществляет работу с учебной литературой и художественным текстом.

На данном этапе формируются социальная, коммуникативная компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся.

этап разработки 
На уроке при распределении групп, видов деятельности,  создаем паспорт проекта, в котором отражаются все критерии, по которым оценивается проект.

этап реализации проекта 
Каждая группа получает свое задание, которое заключается в сборе материала и подготовке выступления по предложенной теме.

Мягкий знак в глаголах начальной формы.

Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа.

Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

Мягкий знак в глаголах 3-го лица единственного числа.

Мягкий знак в конце и в середине слова.

Мягкий знак в существительных женского рода.

Мягкий знак в существительных мужского рода.

Мягкий знак в существительных множественного числа.

Мягкий знак в краткой форме прилагательных.

Мягкий знак в наречиях.

Правописание ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН.

Мягкий знак перед И, Е, Ё, Ю, Я.

Мягкий знак при переносе слов.

Формируются предметная и информационная компетенции через самостоятельную деятельность учащихся.

этап презентации результатов проекта 
На заключительном уроке при изучении темы «Буква мягкий знак» каждая группа выступает с защитой своего доклада и его оценкой.

этап оценки проекта 
Учащиеся слушают выступления, оценивают их по предложенным критериям, дополняют ответы.

Формируем предметную, коммуникативную, рефлексивную компетенции через представление и обсуждение проектов.

Технологии

Личностно ориентированного обучения 

где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения

Позволяет выращивать  в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения

Обучение с учётом  индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у учащихся.

Информационно-коммуникационные

Использование в совместной деятельности материалов из сети Интернет и других источников информации.  

Развития творчества

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать  у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая  

В результате освоения игровой деятельности формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Проблемно – поисковая

Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектная

Формирует у учащихся навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

Формы работы

Поиск информации в различных источниках; сочинение рассказов, стихов и сказок о букве «Мягкий знак»; создание материала для методической копилки; игры, выступления в других классах начальной школы.

Методы и приёмы

Методы, повышающие познавательную активность учащихся:

метод сравнения

элементарный анализ

метод моделирования и конструирования

метод проектной деятельности

метод  вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать

метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

прием предложения и обучения способу – учитель не только эмоционально рассказывает о правописании мягкого знака,  но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

беседа – является связующим звеном.

Методы коррекции и уточнения:

упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.

метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Результативность

Работа способствовала:

         Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия  для  изучения детьми темы по русскому языку «Правописание слов с мягким знаком». У детей появилось желание глубже изучить самим данную тему и рассказать о своих исследованиях учащимся начальных классов лицея. Проявляется эмоционально – положительное отношение к  предмету, гордость за богатство и величие русского языка. Чаще возникает желание реализовать знания  в собственной деятельности.

Оснащению предметно – развивающей среды в классе.

Созданию методической копилки по данной теме.

       

Рекомендации

Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен педагогам начальной школы образовательных учреждений и может быть использован ими для создания подобных проектов при изучении курса «Русский язык».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Проектная деятельность учащихся в русском языке как способ реализации компетентностного подхода».

Статья  «Проектная деятельность учащихся в русском языке  как способ реализации компетентностного подхода».Концепция модернизации российского образования ставит перед учителем новые задачи. ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

В данной статье представлен материал об исследовательской деятельности (микроисследования) на уроках химии....

«Проектная деятельность на уроках музыки как инструмент реализации системно-деятельностного подхода»

Одной из форм системно-деятельностного подхода является проектная деятельность учащихся. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы и ориентирован на самостоятельную деятельность у...

Образовательные технологии на уроках немецкого языка как основы системно-деятельностного подхода в обучении.

В современном обществе речь идет о том, что передавать молодому поколению надо не только и не столько знания, умения и навыки, сколько способы действия и систему ценностей, которые не могут сформирова...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)

Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

   Опыт может быть использован как начинающими, так и опытными учителями русского языка.    Проектную деятельность можно применять как на уроках, так и на внеклассных меропр...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...