Программа курса технологии «Русский язык в алгоритмах».
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Воспитать всесторонне развитую личность, умеющую обращаться со словом, словосочетанием, предложением и в конечном счете текстом — основная задача учителя–словесника. Комплексная работа с текстом — одно из инновационных направлений, разрабатываемых в лингвистике и в системе образования, — позволяет соединять деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевому развитию.
Систематическое и комплексное изучение родного языка на современном этапе должно включать и работу с текстом, что обусловлено необходимостью повысить уровень языковой и речевой компетентности учащихся. Под языковой компетентностью понимается знание системы языка, его единиц (фонемы, графемы, морфемы, словосочетания, предложения), правил их построения. Исходя из этого, целью данной программы считаем:
- развитие и совершенствование грамотного письма через повторение, обобщение и систематизацию орфографических и пунктуационных правил;
- углубление знаний о лингвистике как о науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, класифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций: разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_russkiy_yazyk_v_algoritmah_10-11_klass.docx | 39.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса технологии «Русский язык в алгоритмах».
Составитель – учитель русского языка и литературы Селезнева А.А.
Пояснительная записка
Воспитать всесторонне развитую личность, умеющую обращаться со словом, словосочетанием, предложением и в конечном счете текстом — основная задача учителя–словесника. Комплексная работа с текстом — одно из инновационных направлений, разрабатываемых в лингвистике и в системе образования, — позволяет соединять деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевому развитию.
Систематическое и комплексное изучение родного языка на современном этапе должно включать и работу с текстом, что обусловлено необходимостью повысить уровень языковой и речевой компетентности учащихся. Под языковой компетентностью понимается знание системы языка, его единиц (фонемы, графемы, морфемы, словосочетания, предложения), правил их построения. Исходя из этого, целью данной программы считаем:
- развитие и совершенствование грамотного письма через повторение, обобщение и систематизацию орфографических и пунктуационных правил;
- углубление знаний о лингвистике как о науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, класифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций: разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Программа курса рассчитана на 68 ч.: 34 ч. на повторение и углубление знаний по разделу «Офография» в 10 классе и 34 ч. на повторение и углубление знаний по разделу «Пунктуация» в 11 классе.
В программе представлены все правила русского языка по орфографии и пунктуации. «Родственные» правила объединены в блоки. Именно так советует изучать русский язык Д.Э.Розенталь. К каждому орфографическому и пунктуационному блоку правил предлагается свой алгоритм применения этих правил на практике — при написании различных слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Для закрепления знаний к каждому блоку правил даются разнообразные практические задания:
- Упражнения;
- Тесты (с подсказками и без подсказок);
- Диктанты;
- Тесты в форме ЕГЭ;
- Творческие задания, эссе;
- Самостоятельные работы;
- Контрольные работы.
После каждого блока правил даются упражнения и задания для контроля и самоконтроля знаний. После разделов «Орфография» и «Пунктуация» даются комплексные задания по всем алгоритмам. Эти задания можно предлагать учащимся как в конце года для проверки усвоенного, так и в начале года для выявления слабых мест в изучении орфографии и пунктуации.
Все практические задания имеют вариативный характер, которые позволяют применять их, учитывая уровень подготовки учащихся.
Целью творческих заданий является не только закрепление орфографических или пунктуационных правил с помощью алгоритма, но и развитие речи ученика. Неотъемлемой частью практикумов являются задания творческого характера, задания по развитию речи, предупреждающие грамматические и речевые ошибки.
Для закрепления теоретического и практического материала учащимся предлагается домашнее задание по тестам Ткаченко Н.Г.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов
Должны знать:
- Смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи; орфограмма, орфографическое правило, пунктограмма, пунктуационное правило;
- Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Должны уметь:
- Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы;
- Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка;
- Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Должны владеть коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями.
При составлении программы технологии использовалась следующая литература:
1) Владимирова А.В. Русский язык: Орфография и пунктуация в алгоритмах: Практические задания, упражнения, тесты — М.: Эксмо, 2007.
2) Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч.— М.: Айрис-пресс, 2009.
3) Новиченок И.К. Русский язык: Грамматика в таблицах и схемах. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2004.
4) Лингвистические справочники и словари.
Рабочая программа для 10 класса
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов по теме | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата |
1-2 | Правописание гласных в корне слова | Алгоритм «Правописание гласных в корне слова» | 2 ч. | Гласная проверяемая и не проверяемая ударением, корни с чередованием | Уметь дифференцировать гласные в корне слова, отработать навык правописания каждой из этих гласных с учетом исключений | |
3. | Гласные после шипящих | Алгоритмы: «Буквы И, У, А после шипящих», «И, Ы после свистящего Ц», «О, Е, Ё после шипящих и Ц» | 1 ч. | Условия написания А, И, У после шипящих; И,Ы после Ц; О,Е,Ё после шипящих | Уметь дифференцировать условия написания гласных после шипящих и Ц. Отработать навыки работы с алгоритмом | |
4. | Согласные в корне слова | Алгоритм «Согласные в корне слова» | 1 ч. | Систематизировать знания учащихся о правописании согласных в корне слова | Различать проверяемые и непроверяемые согласные | |
5. | Мягкий знак после шипящих | Алгоритм «Мягкий знак после шипящих в середине и в конце слова» | 1 ч. | Правила правописания мягкого знака после шипящих на стыке морфем – корня и суффикса – в середине слова, а также в конце имен сущ-х, кратких прилагательных и действительных причастий настоящего времени, глаголов и наречий | Уметь четко определять часть речи, условия выбора орфограмм | |
6. | Буквы Ь и Ъ как разделительные знаки | Алгоритм «Буквы Ь и Ъ как разделительные знаки» | 1 ч. | Правила правописания в середине и в конце слов | Понимать функции букв Ъ и Ь, которые в русском языке не обозначают звуков | |
7-8 | Правописание приставок | Алгоритм «Правописание приставок» | 2 ч. | Знать условия написания приставок на З, С; ПРЕ-, ПРИ. | Уметь применять алгоритм написания | |
9-12 | Правописание суффиксов разных частей речи | Алгоритм № 1 «Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, действительных причастий прошедшего времени, деепричастий совершенного времени» Алгоритм № 2 «Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени» Алгоритм № 3 «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени» Алгоритм № 4 «Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, действительных и страдательных причастий и деепричастий совершенного времени» | 4 ч. | Написание гласной суффикса, зависящей от формы инфинитива (глаголы, причастия) | Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике | |
13-15 | Н –НН в разных частях речи | Алгоритм № 1 «Н-НН в отыменных прилагательных» Алгоритм № 2 «Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях» Алгоритм № 3 «Н-НН в существительных, прилагательных, причастиях и наречиях» | 3 ч. | Правила правописания Н-НН для отыменных, отглагольных прилагательных, причастий, наречий | Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике | |
16-17 | Правописание окончаний глаголов | Алгоритм «Правописание безударных личных окончаний глагола» | 2 ч. | Правописание личных окончаний глаголов; спряжение глагола | Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике | |
18-19 | Правописание частиц НЕ-НИ | Алгоритм «Правописание частиц НЕ-НИ» | 2 ч. | Различать частицы НЕ и НИ, правописание местоимений | Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике | |
20-22 | НЕ слитно-раздельно | Алгоритм № 1 «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О-Е» Алгоритм № 2 «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями» Алгоритм № 3 «Слитное и раздельное написание НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями и наречиями» | 3 ч. | Слитное и раздельное написание частицы НЕ в разных частях речи | Уметь различать части речи, условия выбора орфограммы, четко следовать шагам алгоритма | |
23-25 | Дефисное написание слов | Алгоритм № 1 «Дефисное и слитное написание имен существительных, прилагательных» Алгоритм № 2 «Дефисное и слитное написание имен числительных и местоимений» Алгоритм № 3 «Дефисное, слитное и раздельное написание наречий и служебных частей речи | 3 ч. | Части речи, условия дефисного написания в разных частях речи | Уметь различать дефисное и слитное написание сложных слов | |
26-29 | Правописание наречий | Алгоритм № 1 «Суффиксы наречий, мягкий знак в конце наречий на шипящую» Алгоритм № 2 «Правописание отрицательных и неопределенных наречий. Дефис в наречиях» Алгоритм № 3 «Слитное и раздельное написание наречий» Алгоритм № 4 «Н-НН в наречиях, НЕ с наречиями, О-Е в суффиксах наречий» | 4 ч. | Правописание слитное, раздельное, дефисное наречий. Н-НН в наречиях, суффиксы наречий | Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике | |
30-31 | Правописание служебных частей речи | Алгоритм № 1 «Правописание предлогов» Алгоритм № 2 «Правописание союзов» | 2 ч. | Дефисное, слитное и раздельное написание предлогов | Уметь различать производные предлоги, различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике | |
32-34 | Комплексные задания по всем алгоритмам | 3 ч. | Повторение различных орфограмм | Уметь применять различные алгоритмы на практике |
Рабочая программа для 11 класса
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов по теме | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы отчетности | Дата |
1. | Тире между подлежащим и сказуемым | Алгоритм «Тире между подлежащим и сказуемым» | 1 ч. | Тире между подлежащим и сказуемым: условия постановки и отсутствия | Уметь применять алгоритм на практике | Тест | |
2-4 | Знаки препинания при однородных членах предложения | Алгоритм № 1 «Однородные и неоднородные определения» Алгоритм № 2 «Запятая при однородных членах предложения» Алгоритм № 3 «Двоеточие и тире при однородных членах с обобщающими словами» | 3 ч. | Различать условия выделения однородных членов предложения, однородные и неоднородные определения | Применение правил, которыми регулируется постановка запятой, двоеточия, тире при однородных членах предложения | Написать эссе на экологическую тему | |
5-12 | Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения | Алгоритм № 1 «Знаки препинания при обособленных определениях» Алгоритм № 2 «Обособление приложений» Алгоритм № 3 «Запятая при обособленных приложениях» Алгоритм № 4 «Тире при обособленных приложениях» Алгоритм № 5 «Обособление приложений с союзом как» Алгоритм № 6 «Знаки препинания при обособленных обстоятельствах» Алгоритм № 7 «Обособление дополнений» Алгоритм № 8 «Обособление уточняющих членов предложения» | 8 ч. | Условия обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений | Уметь: находить в предложениях обособленные второстепенные члены; проводить их синонимическую замену; выделять интонационно в устной речи; правильно ставить знаки препинания в письменной речи Уметь: находить в предложениях обособленные второстепенные члены; проводить их синонимическую замену; выделять интонационно в устной речи; правильно ставить знаки препинания в письменной речи | лабораторная работа | |
13-14 | Запятая перед союзом как | Алгоритм «Запятая перед союзом как» | 2 ч. | Случаи постановки запятой перед как и ее отсутствия. | Дифференцировать условия выбора пунктограммы, уметь применять в соответствии с алгоритмом | Творческое задание. Моделирование предложений | |
15 | Знаки препинания при обращении | Алгоритм «Знаки препинания при обращении» | 1 ч. | Условия постановки знаков препинания при обращении | Уметь узнавать обращения в предложении и правильно расставлять знаки препинания | Проверочный диктант | |
16 | Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях | Алгоритм «Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях» | 1 ч. | Условия постановки знаков препинания при вводных и вставных конструкциях | Уметь узнавать вводные и вставные конструкции в предложении и правильно расставлять знаки препинания | Проверочный диктант | |
17 | Знаки препинания при междометиях, утвердительно-отрицательных, вопросительно-восклицательных словах | Алгоритм «Знаки препинания при междометиях, утвердительно-отрицательных, вопросительно-восклицательных словах» | 1 ч. | Условия постановки знаков препинания при междометиях, утвердительно-отрицательных, вопросительно-восклицательных словах | Уметь узнавать данные слова в предложении и правильно расставлять знаки препинания | Творческое задание. Эссе | |
18 | Знаки препинания в ССП | Алгоритм «Знаки препинания в ССП» | 1 ч. | ССП, БСП, простое предложение, условия постановки знаков препинания | Уметь отличать ССП от СПП и БСП; отличать ССП от простого предложения с однородными членами; понимать, в каких случаях простые части ССП соединяются точкой с запятой | Лабораторная работа | |
19-21 | Знаки препинания в СПП | Алгоритм № 1 «Как отличать ССП от СПП, разделять главное и придаточное» Алгоритм № 2 «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными» Алгоритм № 3 «Точка с запятой, тире и двоеточие, запятая и тире в СПП» | 3 ч. | Структура СПП: главное и придаточное, место придаточного по отношению к главному, связь между главным и придаточным. Виды подчинения | Знать и уметь определять структуру СПП, виды подчинения и уметь расставлять знаки препинания Выработать пунктуационное чутье | Контрольный тест | |
22-27 | Знаки препинания в БСП | Алгоритм № 1 «Как отличать БСП от СПП и ССП» Алгоритм № 2 «Запятая в БСП» Алгоритм № 3 «Точка с запятой в БСП» Алгоритм № 4 «Двоеточие в БСП» Алгоритм № 5 «Тире в БСП» Алгоритм № 6 «Знаки препинания в БСП» | 6 ч. | Синонимика БСП с СПП и СПП. Условия постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в БСП | Уметь правильно подставлять союзы между простыми предложениями, выстраивая синонимические конструкции. Уметь применять алгоритм на практике. | Лабораторная работа | |
28-29 | Знаки препинания в сложных конструкциях с разными видами связи | Алгоритм «Знаки препинания в сложных конструкциях с разными видами связи» | 2 ч. | Типы связи в сложном предложении, постановка знаков препинания | Уметь четко дифференцировать типы связи в сложном предложении. | ||
30-33 | Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах | Алгоритм № 1 «Основные способы передачи чужой речи» Алгоритм № 2 «Прямая речь и знаки препинания» Алгоритм № 3 «Диалог и пунктуация» Алгоритм № 4 «Цитата и знаки препинания» | 4 ч. | Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование, условия постановки знаков препинания | Уметь применять алгоритм постановки знаков препинания на практике | Контрольный диктант | |
34 | Комплексные задания по всем алгоритмам | 1 ч. | Постановка запятой в простом и сложном предложении; постановка точки с запятой в сложном предложении; постановка двоеточия в простом и сложном предложении, постановка тире в простом и сложном предложении. | Закрепить навыки практической грамотности учеников | Практические задания, упражнения, тесты |
Содержание программы
Раздел 1 «Орфография»
Правописание гласных в корне слова
Для успешного применения этого правила предлагается алгоритм, цель которого: 1) выработать у ученика умение дифференцировать гласные в корне слова как проверяемые, непроверяемые и чередующиеся; 2) отработать навык правописания каждой из этих гласных с учетом исключений.
Проверяем усвоение материала с помощью заданий для самостоятельной и контрольной работы: тесты разной трудности, карточки для индивидуального опроса, творческое эссе.
Гласные после шипящих
Прорабатываем правила и составляем алгоритм: сначала по правописанию а, и, у после шипящих; затем и, ы после ц, потом о, ё, е после шипящих. Предлагаются практические задания – тесты с подсказкой и без подсказки, помогающие определить морфему с орфограммой и применить правило с помощью алгоритма. Задание творческого характера – конструирование текста на предложенную тему с использованием данных слов.
Согласные в корне слова
Данный блок правил помогает вспомнить и систематизировать знания учащихся о правописании согласных в корне слова. Главное – научить различать проверяемые и непроверяемые согласные и с помощью тренинга отработать способы проверки без словаря и со словарем.
Творческое задание помогает предупреждению речевых ошибок в письменной и устной речи учащихся.
Мягкий знак после шипящих в середине и в конце слова
В данный блок вошли правила правописания мягкого знака после шипящих на стыке морфем – корня и суффикса- в середине слова, а также в конце имен существительных, кратких прилагательных и действительных причастий настоящего времени, глаголов и наречий.
Таблица теоретических правил, алгоритм, тренинг, последующие практические упражнения позволят ученику закрепить навык употребления данного правила.
Буквы Ъ и Ь как разделительные знаки
Прорабатываем упражнения на разграничения функций букв Ъ и Ь, которые в русском языке не обозначают звуков. Закрепив правила правописания Ь в середине и в конце слова, учащиеся сосредоточат свое внимание на различии правописания разделительных твердого и мягкого знаков в русских и иноязычных словах.
Правописание приставок
В данные блок вошли правила правописания приставок, не изменяющихся на письме, приставок на З-С, правописание И-Ы после приставок, правописание ПРИ-ПРЕ. Основное внимание уделяется разграничению одинаково звучащих и по-разному пишущихся приставок. Предусмотрены творческое эссе, тренировочные упражнения различной степени сложности.
Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, причастий, деепричастий совершенного вида
Данный блок правил разбит на отдельные алгоритмы по следующим признакам:
- написание гласной суффикса зависит от формы инфинитива;
- написание гласной буквы перед Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени зависит от того, какая буква стоит перед ТЬ в инфинитиве;
- написание гласной буквы в суффиксах действительных причастий настоящего времени и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
После этого составляется общий алгоритм, в котором сосредоточены все правила. Эссе и тренинг помогают выстроить логическую цепочку применения этих правил, а практические упражнения – закрепить навык их применения.
Н-НН в существительных, прилагательных, причастиях, наречиях
Предлагается блок правил правописания н-нн, а затем составляются алгоритмы: для отыменных прилагательных, потом – для отглагольных прилагательных и причастий и только потом соединяется все в один алгоритм.
Предлагается следующая система закрепления:
- тренинг как многократное повторение;
- эссе как осмысленное рассуждение подготовит к дифференцированному написанию слов;
- тренировочные упражнения способствуют закреплению теоретического материала и умению применять правила на практике;
- самостоятельная работа содержит задания для различения кратких прилагательных и кратких причастий с одинаковым произношением, но разным правописанием.
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Разграничиваются ударные и безударные окончания. После этого выстраивается четкая цепочка размышлений по определению спряжения глагола, не забывая об исключениях. Практические упражнения закрепляют ход этих рассуждений и подводят учащихся к еще более осмысленному правописанию гласных в личных безударных окончаниях глагола. Практикум с большим количеством слов помогает выработать умение применять полученные теоретические сведения на практике.
Правописание частиц НЕ-НИ
Правила данного блока разбиваются по смысловым шагам в той последовательности, в которой ученик будет его применять, различая частицы НЕ и НИ.
Затем предлагается алгоритм, основанный на блоке правил. Отдельно обращается внимание на правописание местоимений никто иной и не кто иной, как и подобных им. Эссе поможет в формировании главного умения – различать НЕ и НИ, а практикум закрепит это умение и дифференцирует написание частиц и приставок.
НЕ слитно - раздельно
Отрабатывается умение раздельного и слитного написания НЕ с разными частями речи на основе составленного общего алгоритма. Далее используется тренинг и эссе на правописание НЕ в случаях с различными частями речи.
Дефисное написание слов
Повторяются и прорабатываются правила дефисного написания слов по частям речи. Здесь необходимо твердое знание правописания орфограммы – дефиса в каждой части речи. Роль алгоритма – помочь ученику различить дефисное и слитное написание сложных слов. Для проработки правил используются практикум, контрольный словарный диктант, самостоятельная работа.
Правописание наречий
Разрабатываются отдельные алгоритмы правописания наречий, и они предлагаются от самых простых до самых сложных. Вместе с алгоритмами даются практические упражнения от наиболее легких к сложным. Предлагаются различные практикумы, творческие задания, эссе, выборочный диктант
Правописание служебных частей речи
Дается алгоритм правописания предлогов и в качестве тренинга предлагается составить с ними словосочетания и предложения. Эссе поможет предупредить еще одну трудность орфографического характера – умение различать производные предлоги и другие части речи.
При написании союзов важно научиться отличать их от местоимений и наречий с частицами, чтобы дифференцировать написание. После предложенных с этой целью алгоритмов идет практическая работа с целью закрепления.
Завершает этот раздел контрольная работа, в которой представлены трудные случаи написания служебных частей речи. К этой работе надо осмысленно готовиться, и она продемонстрирует уровень усвоения правил, представленных в алгоритме.
Раздел II. «Пунктуация в простом предложении»
Тире между подлежащим и сказуемым
Правила по постановке тире между подлежащим и сказуемым углублены в соответствии с программой старших классов. Вначале дается блок правил в полном объеме теоретических знаний, затем идет лабораторная работа, выполняя которую, учащиеся самостоятельно решают предложенные пунктуационные задачи. Далее предлагаются задания как поискового, так и творческого характера.
В комплексе данный алгоритм поможет развитию и закреплению навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым как в простом, так и в частях сложного предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения
Данный алгоритм дает четкое представление о действиях при применении правил, которыми регулируется постановка запятой, двоеточия и тире при однородных членах предложения. После алгоритмизации всех правил предлагается обширный и разнообразный материал для тренинга. Затем следует лабораторная работа.
Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения
Данный алгоритм способствует формированию следующих умений:
- находить в предложении обособленные второстепенные члены;
- проводить их синонимическую замену;
- выделять интонационно в устной речи;
- правильно ставить знаки препинания в письменной речи.
При обособлении определений и приложений следует сформировать следующие умения:
- находить их и отличать друг от друга;
- видеть их позицию по отношению к определяемому слову;
- помнить, в каких случаях происходит обособление этих членов, стоящих перед определяемым словом.
Этой задаче подчинены и многочисленные упражнения различного характера и проверочные работы.
Запятая перед союзом КАК
Группируются правила наличия и отсутствия запятой перед КАК и составляется алгоритм из двух частей: в первой даются все случаи постановки запятой перед союзом КАК, во второй рассматриваются те случаи, когда запятая не ставится. Формированию дифференцированного подхода к постановке запятой перед КАК помогут тренинг и практикум.
Знаки препинания при обращении
В данном алгоритме главное – выработать навык узнавания обращения в предложении.
В алгоритме даются не только классические правила о выделении обращения, но и все особые случаи его употребления. Тренинг поможет узнаванию обращения в тексте, усвоению его стилистической окраски, функции. Цель разнообразных практикумов – научить правильно ставить знаки препинания.
Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях
Чтобы выделить вводную или вставную конструкцию, надо, во-первых, узнать ее «в лицо», во-вторых, не спутать с членами предложения, которые произносятся и пишутся точно так же. Поэтому вначале даются все значения вводных слов, словосочетаний и предложений, а затем – упражнения для дифференцирования вводных слов и членов предложения.
Знаки препинания при междометиях, утвердительно-отрицательных, вопросительно-восклицательных словах
Изучение этой темы выстраиваем по плану: алгоритм, тренинг, практикум. В заключение дается общий тест на все эти правила; он покажет степень усвоения данных правил пунктуации.
Раздел III. «Пунктуация в сложном предложении»
Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)
Система работы с данными алгоритмами предусматривает:
- умение отличать ССП от сложноподчиненного предложения и бессоюзного сложного предложения;
- умение отличать ССП от простого предложения с однородными членами;
- четко знать союзы (И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО), перед которыми запятая может не ставиться при определенных условиях, и эти условия;
- понимать, в каких случаях простые части ССП соединяются точкой с запятой и тире.
Для решения этих задач разработан алгоритм, даны многочисленные упражнения для тренинга, практикума, разнообразные и разноуровневые по сложности.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП)
Необходимо показать разницу между ССП и СПП; научить видеть структуру СПП: главное и придаточное, место придаточного по отношению к главному, связь между главным и придаточным. Это поможет закреплению навыка постановки запятой между частями СПП.
Затем необходимо дифференцировать виды подчинения: однородное, параллельное, последовательное. Далее переходим к сложным синтаксическим конструкциям с подчинительной связью, в которых не один, а несколько видов подчинения. Практический материал помогает выработке пунктуационного чутья.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)
Обращается внимание учащихся на синонимику БСП с ССП и СПП. Необходимо сформировать понятие об условиях постановки знаков препинания, вначале даются условия постановки каждого знака – от запятой до тире. После этого составляется общий алгоритм. Далее идут разнообразные практические упражнения для тренировки.
Знаки препинания в сложных конструкциях с разными видами связи
Данный алгоритм учит решать грамматическую задачу постановки знаков в конструкции с разными типами связи. Предлагается четкий план рассуждения и комплекс упражнений для закрепления.
Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах
Прорабатываем части этого раздела – прямую речь, диалог, цитирование – с подробной консультацией по знакам препинания, тренингом, практикумом.
Для закрепления пунктуационных навыков в предложениях с прямой речью представляем теорию в виде схемы, а в многочисленных тренингах и практикумах предлагаем конструирование предложений с прямой речью по схемам, схематический диктант и, наоборот, построение схем по данным предложениям. Аналогичным образом закрепляем постановку знаков препинания при диалоге и цитировании. Затем идут контрольные задания, которые покажут степень усвоения данного материала.
Данная программа активно использовалась для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-11 классах в 2010-2012 учебных годах. Успешные результаты сдачи ЕГЭ учащимися 11 класса подтверждают целесообразность использования данной программы.
Зам.директора по НМР
МОУ лицея № 6 Ребикова Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса «Занимательный русский язык» для 5 класса.
Программа составлена с учетом психологических особенностей, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по вс...
Программа курса по русскому языку "Коварные знаки препинания"
Курс по выбору предназначен для учащихся 10 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, так как поддерживает и развива...
Рабочая программа курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ -2015"
Практический курс разработан с целью подготовки обучающихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано описание содержания курса, которое делится на три раздела: обучение сжатому изложе...
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...
Программа курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса "Учимся рассуждать"
Структура программы курса по русскому языку "Учимся рассуждать": пояснительная записка, примерное тематическое планирование, список литературы....
Программа курса "Фразеология русского языка" для профильной подготовки учащихся 10-х классов.
В программу курса включены следующие разделы: «Введение», «Фразеология как раздел науки о языке», «Происхождение фразеологизмов русского языка», «Фразеологизм и его признаки», «Семантическая слитность...
Рабочая программа курса по русскому языку «Нормы русского языка» 11 класс
Курс «Нормы русского языка» имеет итоговый характер, поскольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Его значение ...