Обобщение опыта.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Обобщение опыта "Виды и формы опроса на уроках русского языка", представляет прежде всего интерес для учителей, работающих в 5-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия станицы Ленинградской Краснодарского края
Обобщение опыта. Тема: « Виды и формы опроса на уроках русского языка».
Выполнила учитель русского языка и литературы Андросова Светлана Владимировна
2010-2013г.
Андросова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы МОУ гимназия
высшей квалификационной категории,
отличник народного просвещения
Тема: «Виды и формы опроса на уроках русского языка».
Уровень опыта по степени новизны:
Используя в процессе обучения современные методы и приемы обучения, грамотно планируя работу, возможно формирование научных и практических знаний и умений, обеспечивающих у школьников языковое сознание и мышление.
Цель педагогического опыта:
Доказать, что показателем общей культуры человека является свободное владение родным языком, готовность к пополнению знаний в этой области.
Краткое описание опыта:
Быть настоящим гражданином своей страны немыслимо без знания родного языка. В этом немаловажная роль отводится учителю русского языка, который на своих уроках должен организовать систему постоянного учета уровня учебных достижений учащихся по русскому языку и более успешном использовании его результатов в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса.
Поэтому объектом данного исследования стала система учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка.
Предметом исследования стали формы и методы опроса на уроках русского языка.
Виды деятельности по направлению «Виды и формы опроса на уроках русского языка».
- ежегодная позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся;
- прослеживается тенденция к увеличению численности участников и призеров предметных олимпиад школьного и муниципального уровней;
Распространение накопленного опыта нашло отражение:
- участие в муниципальных профессиональных конкурсах;
- внеклассная работа по предмету: неделя русского языка и литературы, выпуск стенгазет, работа творческих мастерских, сочинение рассказов, былин, стихотворений, сказок, и.т.п.;
- участие в работе районного методического объединения учителей русского языка и литературы.
Эффективность опыта:
Все виды и формы опроса по всем разделам школьного курса подкреплены примерами уроков или их фрагментами. Весь накопленный опыт имеет одну цель – своевременный контроль за усвоением учащимися накопленного материала и устранение пробелов в их знаниях, а в конечном результате – хорошее знание русского языка.
- Технология опыта
2.1. Методологической основой исследования явилось изучение работ Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1996г.; Златкина – Фельдман Р.М. Использование контролирующих программ на уроках русского языка. - М., 1997г., Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М., 1996г.
2.2. Актуальность опыта
Посещение уроков показывает, что опрос школьников чаще всего не планируется учителем, а проводится стихийно, от случая к случаю. При такой системе контроля, как правило, отмечается низкий уровень знаний, умений и навыков учащихся.
Опыт показывает, что постоянных высоких качественных результатов обучения русскому языку добиваются те учителя, которые умело сочетают различные виды устного и письменного, индивидуального и коллективного опроса, т.е. берут учет умений, знаний и навыков учащихся под постоянный контроль.
2.3. Условия возникновения и перспективность опыта
К.Г. Паустовский писал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности». Решая проблему воспитания интереса у учащихся к изучению русского языка, следует учитывать, что русский язык – предмет огромного мировоззренческого потенциала, огромной функциональной значимости. Большая работа проводится с одаренными детьми во время кружковых занятий. Внеклассная работа выливается в конкурсы произведений собственного сочинения, в конкурсы газет, в олимпиады.
Участие в научном обществе «Сократ» позволяет заниматься исследовательской и поисковой работой. Многие такие работы вылились в рефераты по литературе во время итоговой государственной аттестации.
2.4. Объект исследования
Система учебного воспитательного процесса по лингвистическому образованию учащихся.
2.5. Предмет исследования
Условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе гуманитарного образования.
2.6. Основные программные задания
- реализация Закона РФ «Об образовании»;
- повышение качества образования;
- введение регионального лингвистического компонента.
2.7. Цель педагогического опыта: повысить качество знаний учащихся по русскому языку, развить у школьников ответственное отношение к родному языку, воспитывать настоящих патриотов своей Родины.
2.8. Уровень опыта по степени новизны
Используя в процессе обучения современные образовательные технологии, эвристические методы обучения, грамотно планируя работу, возможно формирование системы научных и практических знаний и умений, обеспечивающих у школьников гуманитарное сознание и мышление.
- Результативность
В работе прослеживается ежегодная позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся.
Таблица 1.
Процент уровня обученности учащихся по русскому языку за последние три учебных года по годовым отметкам:
Годы | Класс | Уровень обученности | Класс | Уровень обученности |
2011-2012 | 8 «Б» | 100 | 8 «Б» | 100 |
2011-2012 | 11 «А» | 100 | 9 «Б» | 100 |
2011-2012 | 11 «Б» | 100 | 10 «Б» | 100 |
Таблица 2.
Процент уровня обученности учащихся 11-х классов по русскому языку за последние три года по экзаменационным отметкам за экзамен в форме и по материалам ЕГЭ:
Годы | Уровень обученности |
2011-2012 | 100 |
2010-2011 | 100 |
Таблица 3.
Процент уровня обученности учащихся по литературе за последние три учебных года по годовым отметкам:
Годы | Класс | Уровень обученности | Класс | Уровень обученности |
2011-2012 | 8 «Б» | 100% | 10 «Б» | 100% |
Таблица 4.
Процент уровня обученности учащихся по литературе за последние три учебных года по экзаменационным отметкам:
Годы | Класс | Уровень обученности |
2011-2012 | 11 «А» | 100% |
2011-2012 | 11 «Б» | 100% |
Наблюдается тенденция к увеличению численности участников и призеров предметных олимпиад школьного и муниципального уровней.
4. Описание опыта.
Одна из актуальных проблем методики русского языка – это организация системы постоянного учета уровня учебных достижений учащихся по русскому языку, более успешном использовании его результатов в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, в проведении целенаправленной работы по проведению своевременно выявленного отставания, в определении направлений дифференцированного обучения.
Решение этой проблемы немыслимо без четко спланированной системы ежедневного опроса учащихся с целью выявления уровня достигнутых результатов, основательности усвоения знаний и прочности формирования навыков. Систематический контроль дисциплинирует учеников, приучает их трудиться регулярно. В.А. Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь – учебного. Б.Г. Ананьев (Избранные психологические труды. – М., 1980г.) считал, что отсутствие контроля, оценки знания учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях».
В практике работы школы утвердились разные формы, методы, приемы проверки результатов учебной деятельности школьников. Но какими бы они не были, они должны реализовывать основные принципы контроля:
- целенаправленность,
- систематичность,
- объективность.
Контроль может быть индивидуальным и коллективным.
Индивидуальный опрос – это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. Это может быть устный монологический ответ (по плану, данному учителем, по самостоятельно составленному плану, по таблице, по опорным примерам и.т.п.). Например, в V классе при изучении темы «Лексика» ученику в качестве домашней работы предлагается подготовить рассказ на тему «Что поведал мне толковый словарь о словах актава, олицетворение?». Овладение школьниками учебной разновидностью научного стиля способствует речевому, а значит, и общему развитию ребенка. Например, составить устное монологическое высказывание о роли причастия в словосочетании, о знаках препинания в сложноподчиненном предложении и.т.д. Одна особенность: вначале такое задание учитель дает сильным ученикам, затем и остальным школьникам.
Целесообразно не только познакомить учащихся с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», но и время от времени напоминать им эти требования. Хорошее знание школьниками критериев оценки поможет постепенно овладеть умением самостоятельно оценивать свои и знания товарищей. Вот почему важно комментировать выставляемые на уроке оценки.
Чтобы ученики не терялись при монологических ответах, важно разрешать отвечать по плану, например, рассказывая о стилях речи, свой ответ ученик может строить по плану:
- Функциональный стиль (научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, разговорный).
- Сфера применения (научная статья, отрывок из литературного произведения, заявление и.т.п.).
- Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.
- Основные стилевые черты.
- Характерные особенности данного стиля.
Важно иногда давать развернутую оценку ответа товарища.
Памятка для анализа ответа.
- Соответствует ли ответ данному вопросу?
- Последовательно ли отвечал товарищ?
- Можно ли считать его ответ полным, убедительным?
- Достаточно ли приведено примеров, фактов для подтверждения?
- Были ли ошибки, недочеты по существу и по форме изложения?
На уроках, завершающих изучение темы, а так же обобщения и систематизации изученного можно использовать такую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера, словарных диктантов. Так, на уроке в VII классе учащиеся получают задание составить таблицы по теме «Написание НЕ с различными частями речи». Работа проводится следующим образом: класс делится на две группы, каждая из которых составляет по две таблицы. Первая – «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на – о» и «НЕ с причастиями». Вторая – «НЕ с глаголами и деепричастиями» и «НЕ с отрицательными местоимениями наречиями».
Таблица 1.
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на - О | |
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
|
далеко не, вовсе не, ничуть не, совсем не, отнюдь не, никогда не. |
Таблица 2.
НЕ с причастиями | |
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
|
|
Таблица 3.
НЕ с глаголами и деепричастиями | |
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
|
|
Таблица 4.
НЕ с местоимениями и отрицательными наречиями | |
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
|
|
Работа по индивидуальным заданиям, специально составленным карточкам проводится как при закреплении материала по теме, так и при повторении изученного материала. Для письменного индивидуального опроса предлагаются карточки вариантами различной трудности (см. Приложение № 1.).
Необходимо учитывать, что для эффективной реализации развивающего обучения нельзя ограничиваться только требованиями минимума, необходимо предлагать и такие задания, выполнение которых показало бы уровень повышенной подготовки, «продвинутый» уровень, который должен обеспечит учитель интересующемуся, способному ученику.
Я, например, часто на уроках русского языка предлагаю задания под названием «Хочу «5»!». Обычно это один из вопросов районной или зональной олимпиад. Участвовать могут все, но лишь оценка «отлично» идет в журнал. Например, в 6 классе был предложен вопрос «Что общего между словами: капуста, капюшон, капут?». Всего один ученик ответил правильно: все эти слова содержат значение, общее для них всех – голова. Выявляются одаренные дети, которые в дальнейшем побеждают на предметных олимпиадах.
Для проверки усвоения теоретических знаний можно использовать карточки контроля, которые дают возможность учителю устанавливать прочную обратную связь на уроке с учащимися всего класса, оперативно оценивать знания каждого из них. С помощью таких карточек в течение 7-10 минут можно проверить знания по теории любого раздела школьного курса, в том числе и то, как учащиеся усвоили только что объясненный на данном уроке материал. (Упражнения с выборочным ответом. В.Н. Горшкова «Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом» М., 1985г., Р.М. Фельдман «Методы и приемы обучения русскому языку», М., 1997г.)
См. Приложение № 3. Результаты работы во многом определяют, как дальше планировать изучение темы.
Одной из форм проверки учебных достижений учащихся может быть комплексный анализ текста, включающий различные виды разбора. Работая над текстом, ученик может показать свои умения и навыки, применяя знания по всему курсу русского языка. Создаются условия для осуществления дифференцированного подхода к учащимся. Слабый ученик, выбрав из плана работы с текстом вопросы, доступные для него, честно заработает свою «тройку». Сильный же ученик может включить в ответ вопросы сложные, дать более полный анализ, подобрать для разбора материал, интересный для него. (Т.М. Пахнова. Работа с текстом как форма проведения экзамена по русскому языку. М., 1991г.).
Работа по комплексному анализу текста может быть использована и как форма проведения экзамена вместо традиционной формы – ответа по билетам.
(Приложение № 3).
Важное место в системе оценки учебных достижений учащихся по русскому языку занимают тесты. Они могут быть тематическими, которые проводятся после или во время изучения темы, и итоговыми. Последние проводятся после изучения раздела, в конце четверти, учебного года. По сравнению с традиционной контрольной работой итоговые тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемого материала и получить объективные данные о состоянии знаний, умений и навыков учащихся. Итоговые тесты могут включать в себя как новые, так и задания тематических тестов. Как правило, они больше по объему, чем тематические, так как объединяют проверку большого материала.
Тематические тесты проводятся с целью проверки степени усвоения изученной темы. При такой проверке учитель затрачивает на определение уровня подготовленности учащихся всего класса около 20 минут: 7-10 минут на проведение тестирования и 10 минут на получение результатов и определение наиболее трудных для учащихся вопросов. Эти вопрос можно обсудить и разобрать на этом же уроке или продолжить их обсуждение на следующих занятиях.
Синтаксические минутки (пунктуационные) занимают на уроке немного времени и дают учителю быструю и достаточно полную информацию о степени овладения учащимися материала. На проведение таких «пятиминуток» на уроке отводится не более 5-6 минут. При этом обязательно учитывается степень подготовленности класса, что изучалось и что изучается в данный момент, какие умения требуют повторения и закрепления.
Задания «пятиминуток» могут быть разнообразными:
- выделить словосочетания из предложения;
- составить словосочетания по схемам;
- найти грамматическую основу предложения;
- составить простое и сложное предложение с союзом и.т.п.
Этот вид контроля является не только формой проверки синтаксических и пунктуационных умений и навыков, но и средством обучения, способствует формированию системы знаний по этим разделам школьного курса.
Проводятся «пятиминутки» в основном в устной форме (кроме составления схем, графических диктантов). Для контроля на каждый урок обычно предлагается 2-3 предложения (или задания) одного типа. Анализ словосочетаний, предложений, как правило, проводятся без их предварительной записи. Это не только экономит время на уроке, но и способствует формированию умения определять на слух структуру предложения, что очень важно при написании диктанта.
Как показывает практика, даже старшеклассники путают части речи и члены предложения. Отработке умения разграничивать эти понятия необходимо уделять внимание уже в 5 классе. Можно использовать игровые моменты, например, игру «Составь предложение». Решив ряд задач, учащиеся должны из нескольких компонентов составить предложение. Оно записывается в тетрадях поэтапно, по мере выполнения каждого задания.
- Из предложения С тихим шорохом пробежал в саду ветерок взять прилагательное, поставив его в именительном падеже, женском роде, единственном числе (тихая);
- из предложения Ночью ветер злится и стучит в окно взять обстоятельство времени и сделать его подлежащим (ночь);
- добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван (опустилась);
- Над городом пролетел быстрокрылый самолет – взять обстоятельство места (над городом).
Дать характеристику полученного предложения (Тихая ночь опустилась над городом), разобрать его по членам предложения.
Как показывает практика, сочетание указанных форм проверки с регулярной проверкой выполнения заданий к упражнениям учебника (разобрать предложения по членам путем их подчеркивания, подчеркнуть основу указанного предложения, составить схему предложения, выписать словосочетания, списать, вставив пропущенные знаки препинания и пр.) создает систему контроля знаний, умений и навыков учащихся по синтаксису и пунктуации, обеспечивающие ощутимые результаты в продвижении учащихся в овладении указанными умениями, дает возможность учителю, опираясь на результаты, более целенаправленно строить процесс обучения в дальнейшем.
Одной из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного являются зачетные уроки, которые проводятся тогда, когда знания, умения и навыки учащихся по теме, разделу в основном должны быть сформированы и приведены в определенную систему. Значение этих уроков, прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме, но главное — сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений не только в схожих, но и в новых, ранее неизвестных школьникам ситуациях. Таким образом, оценка труда учащихся на зачетных уроках носит интегральный характер.
Уроки-зачеты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого ученика за результаты учебы.
Система уроков-зачетов определяется учителем при составлении им календарно-тематического планирования на год. Проведение таких уроков целесообразно при завершении изучения темы, раздела курса. Например: после изучения вводного курса синтаксиса (V класс), по теме «Словообразование» (VI класс), по теме «Причастие» (VII класс) и т.д. (См.: Коренева Л. А. Проведение уроков-зачетов по русскому языку // Рус. яз. в школе. — 1987. — № 1 —С. 32—35; Пичугов Ю.С., Лидман-Орлова Г. К.,
П а х н о в а Т. М. Новые формы организации обучения на уроках русского языка // Рус. яз. в школе. — 1987. — № 3. — С. 5—6).
Успешность проведения урока-зачета во многом зависит от того, насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя, так и учащихся. Еще до изучения темы, по которой планируется проведение зачета, учитель должен наметить подробный план организации данного урока: определить его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков. Необходимо также выделить из числа учеников данного класса помощников-консультантов (ассистентов). Они помогут учителю на уроке-зачете и при подготовке к нему: заранее оформят стенд с вопросами, заданиями, советами, рекомендациями, сделают «Лист учета знаний», который будет заполняться ими под руководством учителя; примут участие в размножении материалов: табличек «Знания, умения и навыки по изучаемой теме» (с перечислением того, с какими знаниями в результате изучения темы должны познакомиться школьники и какими умениями должны овладеть); «Памяток по оценке ответа товарища», справочных карточек для слабо успевающих учеников, карточек-заданий для индивидуальной работы и т.д. Если возникнет необходимость, они окажут помощь товарищу при подготовке к зачету.
Консультанты на таком уроке не опрашиваются. Они помогают учителю проверять задания, выполняемые товарищами по классу, выставляют оценки в «Лист учета знаний». Усвоение ассистентами материала по данной теме учитель контролирует рассредоточено, по мере его изучения, на уроках, предшествующих зачету. При этом проверяется как знание теоретического материала, так и степень овладения практическими умениями и навыками, для чего выполняются письменные задания, аналогичные тем, которые будут предложены на зачете остальным учащимся.
Успешное выполнение всех видов заданий обеспечит более квалифицированную помощь консультантов учителю.
Подготовительная работа проводится и с остальными учащимися класса. На первом же уроке изучения темы школьников ставят в известность о том, что по этой теме предусмотрено проведение зачета. Учитель сообщает время его проведения, знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на таком уроке, этапами работы и формами проверки знаний, умений и навыков, дает список справочной литературы, которая поможет лучше подготовиться к зачету.
Желательно на этом же уроке обеспечить каждого ученика памяткой (это может быть и просто запись в рабочей тетради учащегося), где перечислен объем знаний, который должны усвоить школьники по данной теме, и умений, которыми они должны при этом овладеть.
Практика показывает, что там, где учитель доводит до сведения школьников, какие конкретные, определенные цели поставлены при изучении темы и какие конкретные результаты при этом должны быть достигнуты, создается мотивация учения, а это организует и дисциплинирует учащихся.
(Приложение № 4)
Во время проведения зачета задания могут быть даны как всему классу, так и отдельным учащимся. Следует учитывать и то, что школьники, которые в течение изучения темы успешно справлялись со всеми видами заданий и упражнений, могут быть освобождены от части предлагаемых на зачете заданий или выполнить индивидуальные задания.
На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса.
Значимость такой проверки знаний, ответственность и учителя, и учащихся за результаты учения значительно повышается, если к проведению зачета привлекаются другие словесники, представители администрации. Оценка знаний школьников коллегами поможет учителю как бы со стороны увидеть своих учеников, убедиться в объективности оценки их знаний, поможет обнаружить и просчеты в своей работе.
К уроку-зачету можно заранее подготовить сделанный на листе ватмана «Лист учета знаний», куда по мере выполнения и проверки ассистентами при помощи учителя заданий выставляются оценки.
Лист учета знаний по теме…
№ п/п | Фамилия, имя | Оценки за выполненные задания | |||
№ 1 | №2 | № 3 | и т.д. | ||
1 2 3 и.т.д. |
После урока этот лист вывешивается в классе, и ученики увидят результаты своего труда и труда товарищей.
Кроме этого, консультанты кладут на стол каждого ученика «Памятку», помогающую оценить устный ответ. «Памятки» могут быть различными, используются они не только на зачетных, но и на других уроках. Хранить их удобнее всего в кабинете, в папке вместе с перфокартами, перфоконвертами, со схемами предложений и т.д. Количество папок в кабинете должно соответствовать количеству учащихся в классе.
Образцы памяток
План отзыва об устном ответе
I. 1. Было ли вступление, удачно ли оно?
2. Последовательно ли, логично изложен материал; можно ли считать ответ развернутым?
3. Удовлетворены ли вы количеством и качеством приводимых примеров?
4. Сделано ли обобщение в конце ответа?
- В каком стиле дан ответ?
- Замечания к ответу, дополнения.
II. 1. Общее впечатление от ответа.
- Полнота и глубина изложения материала.
- Логичность, последовательность, убедительность ответа; доказательность выдвигаемых положений.
4. Соответствие стилю, разнообразие словаря, правильность речевого оформления, выразительность речи.
5. Замечания, дополнения.
При текущем контроле в практике работы используются разнообразные формы опроса: индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотненный и выборочный, по новому материалу или изученному ранее и т.д. Эффективными являются те формы опроса, которые делают неформальным контроль знаний, умений и навыков учащихся, органически вплетаются в конкретное содержание и вытекают из задач данного урока.
4. Библиографический список
- Безрукова В.С., Все о современном уроке в школе: теория и практика. – М. 1998г.
- Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. – М. 2003г.
- Гин А. Прием педагогической техники. – М. 2002г.
- Подгаецкий И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М. 1985г.
- Савенков Л.И. содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М. 1984г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М. 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...