Алгоритм решения задания А5.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Презентация, посвященная подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Рассматриваются варианты ошибок в задании А5 и алгоритм их решения. Даны попутные задания для отработки навыка решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_resheniya_zadaniy_a5.pptx | 670.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что требуется от учеников: найти ошибки в построении предложений… * с однородными членами; * с причастными оборотами; * с именами собственными, заключенными в кавычки и являющимися названием газеты, журнала, книги, картины, фильма; * с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и непроизводным предлогом «по» (« по окончании», «по приезде», «по завершении», «по прибытии») ;
* с двойными союзами «не только…, но и …», «как …, так и…»; * с использованием цитат; * начинающихся со слов: «все, кто…», «те, кто…», «никто и тех, кто…».
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные грамматические ошибки .
Довольно часто на ЕГЭ по РЯ встречаются примеры, в которых допущены следующие грамматические ошибки… 1) Неправильное построение предложений с однородными членами: А) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ: Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Не могут вступать в качестве однородных причастный оборот и придаточное предложение . Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных. Правильными будут следующие варианты построения этого предложения: Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая , запомнилась всем. Или: Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела , запомнилась всем.
Помните!!! Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И. Задание 1. Исправьте грамматические ошибки в построении предложений: 1. Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился. 2. Людям, увлекающимся туризмом и которые пожелают увидеть эту удивительную землю своими глазами, автор предлагает множество интересных туристских маршрутов.
Б) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И дополнение, выраженное существительным, и придаточное предложение: Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. Правильно: Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате. Или: Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Задание 2: Исправьте ошибки в построении предложения: В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю. Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве дома.
В) Нельзя в одном предложении сочетать как однородные члены имя существительное и инфинитив: Я люблю музыку и кататься на коньках. Правильно : Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.
Г) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И сказуемые, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них: Автор в этой статье исследует и рассуждает о природе света. Правильно : Автор в этой статье исследует и изучает природу света. Или: Автор в этой статье исследует природу света и рассуждает о ней.
Задание 3: Исправьте ошибки в построении предложения: Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим. Каждый день я поливал и любовался любимым цветком.
Д) Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только…, но и…; как…, так и … связывали разные понятия: На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. Правильно : На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
Е) Однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота . Правильно : Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благородством, простотой .
Ё) Нельзя при перечислении однородных членов опускать разные предлоги. Толпы людей были повсюду; на улицах, площадях, скверах . Правильно : Толпы людей были повсюду; на улицах, площадях, в скверах.
2. Неправильное употребление причастных оборотов.
А) Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота. Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться. – Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.
Б) Нельзя употреблять определяемое слово и причастие в разном роде, числе и падеже. Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. - Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
В) Нельзя употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является для оборота определяемым. Лес тянется с севера на юг , состоящий в основном из хвойных деревьев. – Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
3. Неправильное употребление в предложении имен собственных.
А) Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, названия литературных произведений, газет, книг, журналов и т.п., если перед ними стоит родовое понятие. В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение. - В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение.
Задание 4: Исправьте ошибки. В автобиографической трилогии Л. Толстого « Детстве», « Отрочестве», « Юности» главным героем стал Николенька Иртеньев . Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». О первом космонавте России рассказывает Л.Обухова в своей статье «Любимец века». В основе сюжета картины Архипова « Обратного пути» – возвращение ямщика домой на зорьке. О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского « Оресте Кипренском».
В «Мертвых душах» Гоголя дается сатирическое описание губернского общества. Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в ярком колорите, в богатстве цветовой палитры. В книге «Записки о Пушкине» декабрист Пущин вспоминает о свидании с поэтом в период его ссылки в селе Михайловском. По принципу исторической хронологии расположены репродукции старинных гравюр в монографии «Герои русской истории».
4. Неправильное построение предложений с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и непроизводным «по», употребленным в оборотах речи «по прибытии», «по приезде», «по завершении», «по окончании».
благодаря согласно вопреки наперекор навстречу подобно Ч ему? (Д.п.) Запомни!
Согласно сложившихся на флоте традиций , переход через экватор считался знаменательным событием. - Согласно сложившимся на флоте традициям , переход через экватор считался знаменательным событием.
Задание 5: Исправьте ошибки. Вопреки скептического мнения некоторых современников о М . Булгакове, сегодняшний читатель убежден в силе его таланта. Вопреки распространенного суеверия, женщины на корабле приносят удачу. Согласно закона человек имеет право на бесплатное образование. Благодаря слаженной работы трудового коллектива завод перевыполнил план. Благодаря комментариев Ю.Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель романа лучше понимает эпоху Пушкина.
« ПО» - «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ» Только в форме П.п. ЗАПОМНИ!!! ПО ПРИЕЗД Е В ГОРОД ПО ПРИБЫТИ И НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИ И СРОКА ПО ОКОНЧАНИ И ШКОЛЫ
Задание 6: Исправьте ошибки. По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо. По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых. По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.
По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых. По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут. По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. По окончанию глагола определяем спряжение.
5. Неправильное построение предложений с двойными союзами. как , так и; не только, но и; не столько, сколько; не так, как; хотя и, но; не то что(бы), но(а); если не, то Другие сочетания этих союзов недопустимы!!!
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. - Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.
6. Неправильное построение предложений при цитировании. В воспоминаниях Короленко писал, что всегда « я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». – В воспоминаниях Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
7. Неправильное построение СПП, начинающихся со слов «Те, кто», «Все, кто». Те Все Кто Глагол в ед.ч. Глагол во мн.ч.
Все , кто бывал на Бородинском поле, обнажа ет голову перед памятниками защитникам национальной свободы России. Все , кто бывал и на Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам национальной свободы России. Все , кто бывал на Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
Задание 7: Исправьте ошибки. Те, кто знает стихотворения А.Т. Твардовского, ощутил их простоту и прозрачность и в то же время яркость и глубину созданных поэтом образов. Многие, кто бывали в Переяславле-Залесском , знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое. Те, кто много читает, не делает ошибок в письменной речи. Те, кто увлеченно работают в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству. Все, кто любят родную культуру, родную речь, родной край, приобщаются и к истории всего человечества.
8. Грамматические ошибки в падежной форме имени существительного или местоимения, стоящего после глагола. Оплатить ЧТО? Указывать НА ЧТО? Признаться В ЧЕМ? Уделять внимание ЧЕМУ? Отчитаться В ЧЕМ? Скучать, грустить ПО КОМ? Поражаться ЧЕМУ? Упрекать В ЧЕМ? Удивляться ЧЕМУ?
Запомнить! Заведующий (ЧЕМ?) кафедрой Управляющий (ЧЕМ?) фирмой Отзыв (О ЧЕМ?) о книге Рецензия (НА ЧТО?) на книгу
Задание 8: Исправьте ошибки. Нам оплатили за сверхурочный труд. Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение Кондуктор попросил оплачивать за проезд . Л юбой ученик, став взрослым, скучает о школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разбор и алгоритм решения заданий части А
Презентация содержит задания по темам "Знание орфоэпических норм русского языка", "Умение разграничивать лексические значения слов, входящих в паронимическую пару" , "Правописание чередующихся гласных...
Алгоритм решения заданий части С Единого Государственного Экзамена по истории.
Предлагается алгоритм решений заданий части С ЕГЭ по истории, где показаны все виды заданий на систематизацию материала,умение давать обобщенную характеристику исторического события, анализ историческ...
Алгоритм решения задания С6 «Политический портрет исторического деятеля»
Памятка для учащихся, позволяющая научиться составлять политический портрет исторического деятеля...
Алгоритмы решения заданий для ОГЭ, ЕГЭ
Алгоритмы решения заданий для ОГЭ, ЕГЭ....
Алгоритмы решения задания 22 контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2019 года по информатике и ИКТ (ознакомление с опытом работы учителя информатики С.С. Полякова МАОУ "Гимназия № 3" Фрунзенского района г. Саратов)
Цель сообщения: Ознакомление коллег с разработанной Поляковым Сергеем Сергеевичем методикой решения заданий повышенной сложности при подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации в форм...
алгоритм решения заданий по теме : "Температура воздуха"
Данный алгорим решения заданий по теме "Температура воздуха " написан для учащихся 6 классов ,так как данная тема вызывает затруднения....
Алгоритм решения задания № 13 тригонометрические уравнения.
Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ....