Алгоритм решения задания А5.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Презентация, посвященная подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Рассматриваются варианты ошибок в задании А5 и алгоритм их решения. Даны попутные задания для отработки навыка решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 670.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что требуется от учеников: найти ошибки в построении предложений… * с однородными членами; * с причастными оборотами; * с именами собственными, заключенными в кавычки и являющимися названием газеты, журнала, книги, картины, фильма; * с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и непроизводным предлогом «по» (« по окончании», «по приезде», «по завершении», «по прибытии») ;
* с двойными союзами «не только…, но и …», «как …, так и…»; * с использованием цитат; * начинающихся со слов: «все, кто…», «те, кто…», «никто и тех, кто…».
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные грамматические ошибки .
Довольно часто на ЕГЭ по РЯ встречаются примеры, в которых допущены следующие грамматические ошибки… 1) Неправильное построение предложений с однородными членами: А) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ: Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Не могут вступать в качестве однородных причастный оборот и придаточное предложение . Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных. Правильными будут следующие варианты построения этого предложения: Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая , запомнилась всем. Или: Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела , запомнилась всем.
Помните!!! Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И. Задание 1. Исправьте грамматические ошибки в построении предложений: 1. Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился. 2. Людям, увлекающимся туризмом и которые пожелают увидеть эту удивительную землю своими глазами, автор предлагает множество интересных туристских маршрутов.
Б) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И дополнение, выраженное существительным, и придаточное предложение: Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. Правильно: Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате. Или: Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Задание 2: Исправьте ошибки в построении предложения: В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю. Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве дома.
В) Нельзя в одном предложении сочетать как однородные члены имя существительное и инфинитив: Я люблю музыку и кататься на коньках. Правильно : Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.
Г) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И сказуемые, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них: Автор в этой статье исследует и рассуждает о природе света. Правильно : Автор в этой статье исследует и изучает природу света. Или: Автор в этой статье исследует природу света и рассуждает о ней.
Задание 3: Исправьте ошибки в построении предложения: Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим. Каждый день я поливал и любовался любимым цветком.
Д) Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только…, но и…; как…, так и … связывали разные понятия: На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. Правильно : На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
Е) Однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота . Правильно : Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благородством, простотой .
Ё) Нельзя при перечислении однородных членов опускать разные предлоги. Толпы людей были повсюду; на улицах, площадях, скверах . Правильно : Толпы людей были повсюду; на улицах, площадях, в скверах.
2. Неправильное употребление причастных оборотов.
А) Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота. Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться. – Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.
Б) Нельзя употреблять определяемое слово и причастие в разном роде, числе и падеже. Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. - Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
В) Нельзя употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является для оборота определяемым. Лес тянется с севера на юг , состоящий в основном из хвойных деревьев. – Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
3. Неправильное употребление в предложении имен собственных.
А) Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, названия литературных произведений, газет, книг, журналов и т.п., если перед ними стоит родовое понятие. В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение. - В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение.
Задание 4: Исправьте ошибки. В автобиографической трилогии Л. Толстого « Детстве», « Отрочестве», « Юности» главным героем стал Николенька Иртеньев . Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». О первом космонавте России рассказывает Л.Обухова в своей статье «Любимец века». В основе сюжета картины Архипова « Обратного пути» – возвращение ямщика домой на зорьке. О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского « Оресте Кипренском».
В «Мертвых душах» Гоголя дается сатирическое описание губернского общества. Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в ярком колорите, в богатстве цветовой палитры. В книге «Записки о Пушкине» декабрист Пущин вспоминает о свидании с поэтом в период его ссылки в селе Михайловском. По принципу исторической хронологии расположены репродукции старинных гравюр в монографии «Герои русской истории».
4. Неправильное построение предложений с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и непроизводным «по», употребленным в оборотах речи «по прибытии», «по приезде», «по завершении», «по окончании».
благодаря согласно вопреки наперекор навстречу подобно Ч ему? (Д.п.) Запомни!
Согласно сложившихся на флоте традиций , переход через экватор считался знаменательным событием. - Согласно сложившимся на флоте традициям , переход через экватор считался знаменательным событием.
Задание 5: Исправьте ошибки. Вопреки скептического мнения некоторых современников о М . Булгакове, сегодняшний читатель убежден в силе его таланта. Вопреки распространенного суеверия, женщины на корабле приносят удачу. Согласно закона человек имеет право на бесплатное образование. Благодаря слаженной работы трудового коллектива завод перевыполнил план. Благодаря комментариев Ю.Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель романа лучше понимает эпоху Пушкина.
« ПО» - «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ» Только в форме П.п. ЗАПОМНИ!!! ПО ПРИЕЗД Е В ГОРОД ПО ПРИБЫТИ И НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИ И СРОКА ПО ОКОНЧАНИ И ШКОЛЫ
Задание 6: Исправьте ошибки. По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо. По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых. По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.
По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых. По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут. По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. По окончанию глагола определяем спряжение.
5. Неправильное построение предложений с двойными союзами. как , так и; не только, но и; не столько, сколько; не так, как; хотя и, но; не то что(бы), но(а); если не, то Другие сочетания этих союзов недопустимы!!!
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. - Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.
6. Неправильное построение предложений при цитировании. В воспоминаниях Короленко писал, что всегда « я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». – В воспоминаниях Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
7. Неправильное построение СПП, начинающихся со слов «Те, кто», «Все, кто». Те Все Кто Глагол в ед.ч. Глагол во мн.ч.
Все , кто бывал на Бородинском поле, обнажа ет голову перед памятниками защитникам национальной свободы России. Все , кто бывал и на Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам национальной свободы России. Все , кто бывал на Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
Задание 7: Исправьте ошибки. Те, кто знает стихотворения А.Т. Твардовского, ощутил их простоту и прозрачность и в то же время яркость и глубину созданных поэтом образов. Многие, кто бывали в Переяславле-Залесском , знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое. Те, кто много читает, не делает ошибок в письменной речи. Те, кто увлеченно работают в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству. Все, кто любят родную культуру, родную речь, родной край, приобщаются и к истории всего человечества.
8. Грамматические ошибки в падежной форме имени существительного или местоимения, стоящего после глагола. Оплатить ЧТО? Указывать НА ЧТО? Признаться В ЧЕМ? Уделять внимание ЧЕМУ? Отчитаться В ЧЕМ? Скучать, грустить ПО КОМ? Поражаться ЧЕМУ? Упрекать В ЧЕМ? Удивляться ЧЕМУ?
Запомнить! Заведующий (ЧЕМ?) кафедрой Управляющий (ЧЕМ?) фирмой Отзыв (О ЧЕМ?) о книге Рецензия (НА ЧТО?) на книгу
Задание 8: Исправьте ошибки. Нам оплатили за сверхурочный труд. Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение Кондуктор попросил оплачивать за проезд . Л юбой ученик, став взрослым, скучает о школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разбор и алгоритм решения заданий части А
Презентация содержит задания по темам "Знание орфоэпических норм русского языка", "Умение разграничивать лексические значения слов, входящих в паронимическую пару" , "Правописание чередующихся гласных...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-380621-1389521013.jpg)
Алгоритм решения заданий части С Единого Государственного Экзамена по истории.
Предлагается алгоритм решений заданий части С ЕГЭ по истории, где показаны все виды заданий на систематизацию материала,умение давать обобщенную характеристику исторического события, анализ историческ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-588174-1453493178.jpg)
Алгоритм решения задания С6 «Политический портрет исторического деятеля»
Памятка для учащихся, позволяющая научиться составлять политический портрет исторического деятеля...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/24/picture-933293-1498291987.jpg)
Алгоритмы решения задания 22 контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2019 года по информатике и ИКТ (ознакомление с опытом работы учителя информатики С.С. Полякова МАОУ "Гимназия № 3" Фрунзенского района г. Саратов)
Цель сообщения: Ознакомление коллег с разработанной Поляковым Сергеем Сергеевичем методикой решения заданий повышенной сложности при подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации в форм...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-616430-1427794065.jpg)
алгоритм решения заданий по теме : "Температура воздуха"
Данный алгорим решения заданий по теме "Температура воздуха " написан для учащихся 6 классов ,так как данная тема вызывает затруднения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/13/picture-653921-1439481269.jpg)
Алгоритм решения задания № 13 тригонометрические уравнения.
Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ....