№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Домашнее задание |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 |
|
|
| Повторение изученного в 5-6 классах |
|
|
|
1
| Русский язык
как развивающееся явление | Урок сообщения новых знаний,
формирование умений и навыков | Беседа по оформлению учебника, группы и подгруппы славянских языков, развитие и совершенствование языка, игра «Лишнее слово» (с устаревшими, заимствованными, исконно русскими словами), чайнворд, самостоятельная работа | Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5-6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления, находить ключевые слова в предлагаемом тексте. Знать особенности развития русского языка; понятия: литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка | Вопросы учителя | Сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь» (упр. 6); упр. 2 (с. 3)- устно |
2
| Синтаксис. Синтаксический разбор | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического разбора) | Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения. Уметь рецензировать творческие работы одноклассников; составлять словосочетания, распространять предложения | Самостоятельная работа | Используя составленные словосочетания (упр. 7), придумать и записать текст (или несколько предложений) на тему «Любимый уголок природы» |
3
| Пунктуация. Пунктуационный разбор | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения пунктуации. Функции знаков препинания; знаки завершения | Знать основные синтаксические понятия из раздела «Синтаксис и пунктуация»; строение ПП и СП, правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь конструировать предложения по схемам, ставить знаки препинания при обращениях, однородных членах, обобщающих словах | Тест, схематический диктант. Работа с карточками (самостоятельная работа), практикум | Ответить на вопросы (с. 6), упр. 12 (домашний диктант)
н со* ■ |
4
| Лексика и фразеология | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения
лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, беседа по вопросам учебника, практикум: игра «Кто больше» (подбор фразеологизмов) | Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь работать со словарями, систематизировать и структурировать самостоятельно найденный материал, оперировать терминами при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и омонимы | Лексический
диктант, самостоятельная работа | Используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своём друге, указав положительные и отрицательные черты его характера |
5
| Диктант по материалам повторения | Урок контроля знаний |
|
|
| Повторение |
6
| Фонетика и орфография | Урок формирования
знаний, умений и навыков | Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Беседа, составление таблицы «Употребление мягкого знака на конце слова» (с использованием пословиц), фонетический разбор | Знать основные фонетические понятия (понимать и оперировать терминами сильная и слабая позиция звука), характеристики звуков, орфоэпические е нормы, соблюдать эти нормы в устной речевой практике. Отрабатывать навыки фонетического разбора. Учить составлять план текста. Уметь работать с орфографическими и орфоэпическими словарями | Тестирование, самостоятельная
работа | Озаглавить текст (упр. 22), составить план, выполнить фонетический разбор указанных слов |
7
| Словообразование и орфография | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения словообразования. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Порядок морфемного и словообразовательного разбора | Повторить изученное по теме «Однокоренные слова», повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях; отрабатывать навык морфемного словообразовательного разбора. Уметь различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; составлять слова по заданной схеме; работать со словообразовательными и морфемными словарями | Тест, распределительный диктант, орфографическая диктовка | Упражнение 27; составить карточку для соседа по парте на орфограммы, которые повторили на уроке (карточка должна состоять из 20 слов с пропусками на месте орфограмм) |
8
| Морфемный и словообразовательный разборы
| Урок формирования знаний, умений и навыков | Практикум, анализ текста | Отрабатывать навык
морфемного и словообразовательного разбора. Уметь различать одинаково звучащие морфемы. Продолжать работу по овладению орфографическими навыками | Буквенный диктант, орфографическая диктовка | Упр. 246 {озаглавить текст, выписать слова, образованные с помощью 1) приставок; 2) суффиксов; произвести словообразовательный разбор, обозначив состав слова) |
9- 10
| Морфология
и орфография | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи, морфологический и орфографический разборы, беседа, анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений | Повторить основные грамматические признаки частей речи, основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи. Уметь разграничивать различные части речи по морфологическим признакам; различать одинаково звучащие морфемы; уметь работать с орфографическим словарём. Знать понятие паронимы | Орфографическая диктовка | Упр. 31; просклонять
числительное 628; образовать сложные прилагательные и существительные: |
11
| Морфология
и орфография | Урок формирования знаний, умений и навыков | Тренировочные упражнения, разборы | Знать о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике (по текстам упр. 28, 29). Уметь применять орфографические, пунктуационные правила, приводить свои примеры, читать схемы, строить распространённые предложения, делать выводы о месте ударения в глаголах
прошедшего времени | Диктант, тест | Упр. 38, 43 |
12
| Контрольный диктант (стартовый) | Урок контроля | Проверка знаний,
полученных в 6 классе | Уметь применять полученные знания, осуществлять самоконтроль, развивать способность к самооценке |
| Устно ответить на вопросы (с. 20 учебника); подобрать текст по рядам: 1) описание, 2) повествование
3) рассуждение |
|
|
| Развитие речи |
|
|
|
13
| Текст. Типы речи. Анализ контрольного
диктанта | Урок развития речи. | Беседа по вопросам (с. 20 учебника), работа с предложенными учителем текстами: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра. Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | Знать основные признаки текста, типы речи. Работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. Уметь анализировать тексты, определять их типовую принадлежность, составлять план текста | Работа над ошибками, беседа по вопросам | Списать текст упр. 47, озаглавить, разбить на абзацы, устно охарактеризовать (по плану, написанному в классе) |
14
|
Стили литературного языка. Публицистический стиль. |
Урок развития речи |
Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы, составление текста по одной теме, но в разных стилях |
Знать изученные стили речи. Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности; осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности |
Составление таблицы |
Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени. По дороге домой понаблюдайте за природой, не забудьте об особенностях художественного стиля речи (эмоциональность, экспрессивность) |
|
|
| Морфология | Причастие |
|
|
15
| Понятие о причастии | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Анализ текста, записанного на доске (определение типа, стиля речи.), работа с учебником, игра- к существительному, предложенному учителем, подобрать прилагательные и причастия, практикум.
| Знать формальные признаки причастия.
Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки. Формировать умение конструировать предложения с причастием. | Выборочный диктант, беседа | Выучить правило, упр. 56 |
16
| Морфологические признаки глагола у причастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке, работа с учебником | Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола. | Работа по карточкам, беседа | Упр.57 подчеркнуть причастия |
17
| Морфологические признаки прилагательного у причастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке: нахождение главных и зависимых слов в словосочетаниях орфографической диктовки, глагольные признаки причастия, анализ текста. | Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного. Уметь находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями | Работа по карточкам, беседа | Упр.63, подчеркнуть причастия |
18
| Склонение
причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Работа с учебником, практикум, конструирование предложений | Знать условия выбора окончаний причастия, сопоставив их с условиями выбора падежных окончаний прилагательных, отрабатывать навыки правописания падежных окончаний причастий.
Уметь редактировать текст, в котором используются причастия | Выборочный диктант | Упр. 66, 67: определить вид причастия, выделить окончания,
указать падеж, число, род
|
19
| Причастный оборот. Выделение причастного оборота
запятыми | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Выделение окончаний причастий в
орфографической диктовке, понятие о причастном обороте, беседа | Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Уметь находить причастный оборот в предложении, определять его границы, графически обозначать причастный оборот в предложении; конструировать предложения с причастным оборотом | Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам, вопросы | Упр. 71 (в сочинении обязательно должны быть причастия) |
20
| Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте | Урок закрепления полученных знаний | Условия выделения причастного оборота на письме | Знать нормы согласования, употребления единообразных синтаксических конструкций.
Уметь выделять причастный оборот в устной и письменной речи, соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами | Тренировочные упражнения, графический диктант, работа по карточкам, тестирование | Упр. 73, 75; выучить слова в рамках (с. 26-34) |
21
| Описание внешности человека | Урок развития речи | Описание как смысловой тип текста. Особенности описания внешности человека | Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-описания. Уметь составлять план, определять его идею и тему; использовать причастия и причастные обороты в тексте-описании | Викторина «Кому принадлежат эти словесные описания», беседа, тренировочные упражнения, сочинение-миниатюра | Упр. 82; рассмотрите репродукцию с картины В. И. Хабарова «Портрет Милы»,
подберите определения, характеризующие её лицо, позу, одежду |
22
| Сочинение-описание по картине | Урок развития речи |
Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине. Работа с черновиками - |
Знать признаки текста-описания, его композиционные особенности.
Уметь составлять план, определять тему и идею текста; составлять таблицу «Описание портрета» с включением средств художественной выразительности | Сочинение-описание по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы» | Подготовиться к словарному диктанту (с. 23-34) |
23
| Действительные и страдательные причастия | Урок сообщения новых знаний | Виды причастий. Навыки синтаксического разбора | Знать семантику действительных и страдательных причастий, владеть терминологией и в соответствии с нормой употреблять их в речи. Уметь различать действительные и страдательные причастия | Словарный диктант, работа с учебником, распределительный диктант | Упр. 84, 85; выучить правило (с. 38) |
24
| Действительные причастия настоящего времени | Урок сообщения новых знаний | Способы образования действительных причастий настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий, уметь находить изучаемую орфограмму | Орфографическая диктовка, работа с учебником,
распределительный диктант, самостоятельная работа | Выучить правило (с. 42), упр. 92 |
25
| Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Урок закрепления полученных знаний | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени, образование действительных причастий настоящего времени, подбор предложений из художественной литературы с действительными причастиями настоящего времени | Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь применять изучаемую орфограмму, подбирать предложения
из изучаемых художественных произведений по данной теме для орфографической диктовки | Выборочный диктант, тренировочные упражнения, работа по карточкам | Выучить таблицу на с. 43 учебника, упр. 94 |
26
| Действительные причастия прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования действительных причастий прошедшего времени. Суффиксы действительных причастий прошедшего времени. Анализ таблицы учебника (с. 45) | Знать правило написания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, находить изучаемую орфограмму в тексте, уметь составлять словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени | Беседа, диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения | Выучить § 17 (с. 45-46), упр. 98
.г |
27
| Изложение сжатое. | Урок развития речи | Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов, изложение от 3-го лица | Знать признаки текста. Уметь выделять основную мысль текста, его тему; составлять план, создавать собственный текст от 3-го лица | Изложение |
|
28
| Страдательные причастия настоящего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования страдательных причастий настоящего времени |
Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени находить общее в орфографии глагола и причастия, | Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа, | Выучить правило на с. 48-49 учебника, упр. 102, 107 (диктант), |
29
| Страдательные причастия прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования страдательных
причастий прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени | Знать правило написания суффиксов -енн-, -нн-. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, находить страдательные причастия прошедшего времени в художественных текстах, самостоятельно составлять предложения или связный текст со словосочетаниями, в состав которых входят страдательные причастия прошедшего времени | Тренировочные упражнения, работа с учебником,
работа по карточкам | Выучить правило на с. 52-53 учебника, упр. 109, |
30
| Полные и краткие страдательные причастия | Урок
сообщения новых знаний, формирование
умений и навыков | Формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическая роль в предложении | Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий. Уметь находить их в тексте, выполнять синтаксический разбор предложений, в составе которых сказуемое-причастие | Тест, выборочный диктант, работа с учебником | Выучить § 15, упр. 88 |
31
| Гласные
в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях | Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Знать нормы акцентологии в причастиях данного типа и соблюдать их в речевой практике | Работа с сигнальными карточками, игра, тренировочные упражнения, тест | Выучить § 20 (с. 55); упр. 112,113 |
32
| Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правила написания н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применять изучаемое правило | Комментированное списывание, анализ таблицы, практикум | Упр. 115, 117, выучить правило, записанное в таблице (в рабочей тетради); §21 (с. 57) |
33
| Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия перехода причастий в прилагательные; образования страдательных причастий прошедшего времени: тренировочные упражнения, | Знать правило написания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применяя изученные правила | Работа по карточкам,
распределительный диктант | Повторить правила нас. 57, 61, упр. 124: написать продолжение текста в публицистическом стиле, использовать обращения, объяснить, как нужно вести себя в общественных местах, соблюдать порядок |
34
| Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных (урок-игра) | Урок закрепления изученного материала | Образование кратких страдательных причастий прошедшего времени | Уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных. Знать правило написания н и нн в кратких прилагательных и причастиях | Игра-соревнование: составление рассказа, выборочный диктант, составление таблицы, работа по карточкам | Упр. 126, 127; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие». Повторить сведения о типах и стилях речи |
35
| Морфологический разбор причастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора причастия | Уметь анализировать текст: определять тип и стиль текста, способ связи предложений, деление на абзацы. Знать порядок морфологического разбора причастия | Беседа, тренинг | Выучить порядок морфологического разбора причастия (§23); упр. 131; выяснить по «Толковому словарю» лексическое значение слов в рамочке (с. 66) |
36-37
| Слитное и раздельное написание не с причастием | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными | Знать условия выбора
слитного и раздельного написания не с причастием. Уметь применять орфографические правила на практике | Анализ публицистической статьи А. С. Пушкина «В назидание потомку», беседа, работа с учебником, практикум | Упр. 136, выучить правило на с. 67; запомнить написание слов из рамочек (с. 66-68) |
38
| Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь сопоставлять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих, уметь применять орфограмму «Буквы о - е после шипящих» | Словарный диктант, выборочный диктант,
комментированное письмо, работа по карточкам | Выучить правило (§ 25, с. 70); упр. 143 (домашний диктант), 146 (мини-сочинение: описание внешности друга) |
39
| Повторитель-но-обобща-ющий урок по теме «Причастие» | Урок повторения и закрепления изученного материала | Систематизация знаний: работа по контрольным вопросам учебника (с. 72), работа по карточкам | Знать орфографию причастия. Уметь обобщать сведения о предложении, сравнивать интонации простого предложения, ничем не осложненного и осложнённого причастным оборотом; применять изученные орфографические правила | Объяснительный диктант, буквенный диктант (слитно -раздельно не), грамматико-орфографический разбор | Повторить постановку знаков препинания при причастном обороте; упр. 151, 158 (подобрать собственные примеры из прозаических произведений А. С. Пушкина с причастными оборотами) |
40
| Контрольный диктант | Урок контроля | Проверка знаний о причастии | Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастий, уметь применять полученные правила на практике | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Повторить сведения о типах и стилях речи |
41-42
| Выборочное изложение. Отрывок из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» (по упр. 130) | Урок развития речи | Отбор материала, составление плана изложения. Приёмы описания предмета | Знать приёмы систематизации материала. Уметь излагать мысли, своё мнение на заданную тему, работать с текстом | Орфографическая диктовка, работа по карточкам | Подготовиться к словарному диктанту |
43
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Ликвидация пробелов | Уметь анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем | Работа с текстом диктанта (работа над ошибками) | Составить карточку для своего соседа по парте (словарные слова с пропущенными буквами -15 слов) |
|
|
| Деепричастие |
|
|
|
44
| Деепричастие как часть речи | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Характеристика деепричастия по значению, синтаксическая роль в предложении | Знать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи Уметь находить деепричастие в предложении определять их синтаксическую роль | Беседа по вопросам, работа с учебником, запись под – диктовку, составление таблицы | Выучить правило (таблица в тетради, с. 77 учебника) упр. 161, |
45
| Морфологические признаки деепричастия, признаки глагола и наречия у деепричастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Виды деепричастия, повторение материала предыдущего урока | Знать глагольные и на речные признаки деепричастия, -
Уметь находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастия | Анализ текста,, орфографическая диктовка, беседа по вопросам, выборочный диктант | § 26 (с. 76-77), составить тест «Третий - лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков |
46
| Деепричастный оборот, запятые при деепричастном обороте | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выделения деепричастных оборотов и одиночных деепричастий | Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных обо- ротах; использовать конструкции с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике | Конструирование предложений, работа с учебником, комментированное письмо | § 27 (с. 78, 80); упр.165, 167 |
47
| Раздельное написание не с деепричастиями | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия раздельного написания не с деепричастиями, причастиями, глаголами, прилагательными, существительными | Знать правило написания не с деепричастиями.
Уметь распознавать приставку не- и частицу не
при деепричастиях | Пунктуационный анализ предложения, работа с учебником, работа с фразеологизмами, комментированное письмо | §28; упр. 173 |
48
| Деепричастия несовершенного вида | Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования деепричастий несовершенного вида | Знать способы образования деепричастий несовершенного вида.
Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид; находить и выделять на письме деепричастные обороты; совершенствовать навык употребления деепричастий в речи | Выборочный диктант (выписать слова с не), работа с учебником, цифровой диктант, орфографическая пятиминутка | § 29 (с. 84); упр. 177
■ |
49
| Деепричастия
совершенного вида | Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования деепричастий совершенного вида. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом | Знать способы образования деепричастий совершенного вида и совершенствовать навыки употребления деепричастий в речи.
Уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид
| Выборочный
диктант, работа с учебником, беседа | § 30 (с. 86); выучить словарные слова; упр. 185
|
50-51
| Деепричастия
совершенного вида | Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования деепричастий совершенного вида. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом | Знать способы образования деепричастий совершенного вида и совершенствовать навыки употребления деепричастий в речи.
Уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид
| Выборочный
диктант, работа с учебником, беседа | § 30 (с. 86); выучить словарные слова; упр. 185
|
52
| Морфологический разбор
деепричастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора деепричастия | Знать порядок морфологического разбора деепричастия, морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи.
Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастий | Тест, работа с учебником, цифровой диктант | § 31 (выучить план разбора); упр. 188 |
53 | Повторение по теме
«Деепричастие» | Урок обобщения
и систематизации знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие» | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи.
Уметь применять полученные знания | Объяснительный диктант, синтаксическая пятиминутка, работа с учебником | Упр. 193 |
54
| Контрольный диктант | Урок контроля | Систематизация знаний | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию.
Уметь выполнять различные виды разбора | Диктант | Подготовиться к тестированию по теме «Деепричастие» (по материалам ЕГЭ) |
55
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками,
допущенными в диктанте. Тестирование | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа над ошибками. Тестирование | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Самостоятельная работа над ошибками, работа по карточкам, тестирование | Подготовиться к словарному диктанту
(с. 26-88) |
|
|
| Наречие |
|
|
|
56
| Наречие как часть речи | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Значение наречий. Синтаксическая роль наречий в предложении | Формировать умение находить наречия в тексте, самостоятельно анализировать информацию; определять синтаксическую роль наречия в предложении | Словарная диктовка, работа с текстом, орфоэпическая пятиминутка | § 32 (с. 93-94). Придумать грамматическую сказку о Наречии; упр. 199 (расставить знаки препинания, ответить на вопросы) |
57
| Смысловые группы наречий | Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями | Познакомить со смысловыми разрядами наречий. Уметь определять смысловые группы, находить наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с наречиями | Беседа, составление таблицы «Смысловые группы наречий», работа с учебником, выборочный диктант | § 33, упр. 208; индивидуальное задание -упр. 201; составить и записать не менее 10 словосочетаний, используя наречия (по картине И. Попова «Первый снег» -см. цветную репродукцию в учебнике) |
58-59
| Степени сравнения наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования форм степеней сравнения наречий | Знать способы образования степеней сравнения наречий, прилагательных. Уметь различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени; определять синтаксическую роль сравнительной и превосходной степени наречий | Тест «Третье лишнее» (на определение
смысловых групп наречий), блиц-опрос (степени сравнения прилагательных), работа по карточкам, объяснительный диктант,
орфоэпическая пятиминутка | Выучить правило (§ 33); упр. 215 (диктант); подготовиться к словарному диктанту
|
60
| Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля | Систематизация знаний | Уметь применять полученные знания, соблюдать орфографические
и пунктуационные нормы современного русского языка | Диктант |
|
61
|
Морфологический разбор наречия |
Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Порядок морфологического разбора |
Знать порядок морфологического разбора. Уметь производить устный и письменный морфологический разбор наречий; конструировать предложения, используя наречия |
Словарный
диктант с последующей взаимопроверкой, творческий диктант, беседа |
Упр. 216: согласны ли вы с рассуждением мальчика; напишите своё мнение 0 том, опасны ли прозвища, нужны ли они; из «Толкового словаря» выписать лексическое значение слова эпидемия; сделать морфологический разбор двух наречий из текста |
| Сочинение по картине И. Попова «Первый
снег» | Урок развития речи | Языковые особенности текста в форме дневниковых записей | Формировать навык построения связного текста,
рассказа, умение подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись) | Составление таблицы «Первый снег», плана, написание сочинения | Повторить смысловые группы наречий и степени сравнения прилагательных |
62
| Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями; слитное и раздельное написание не с прилагательными | Знать правило написания не с наречиями. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е;
разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не | Обучающий диктант, работа по карточкам, орфографическая диктовка, цифровой диктант, работа с учебником | § 36 (выучить правило на с. 104);
упр. 222, 226 |
64
| Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора букв е и ив приставках не- и ни- отрицательных наречий; составление связного текста по заданной теме | Знать правило выбора гласных в приставках не-и ни-. Уметь выбирать и писать буквы е и и приставках отрицательных наречий | Работа
с учебником, выборочный диктант, восстановление текста | Правило на с. 108 выучить; упр. 229; написать сочинение-миниатюру «Вид из окна», используя наречия |
65
|
Изложение с элементами сочинения, |
Урок развития речи |
Составление плана по тексту |
Вырабатывать умение рассуждать, выделяя в тексте главное; формировать умение выстраивать текст-рассуждение |
Беседа по вопросам, изложение с элементами рассуждения |
Повторить правописание н и нн в прилагательных и причастиях; подготовить сигнальные карточки |
66
| Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора одной и двух н в наречиях на -о и -е | Знать условия выбора н и нн в наречиях на -о и -е, в причастиях и прилагательных. Уметь конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями | Сравнительный анализ, выборочный диктант, тренировочные упражнения | Выучить правило (орфограмма 59) § 38; упр. 236 (индивидуальное задание: трое учащихся подготавливают «немой» диктант - описание трудового процесса) |
67
| Описание действий | Урок развития речи | Особенности описания действий как вида текста, его структура, языковые особенности | Выявлять роль текстов-описаний действий в речи и роль наречий в этих текстах. Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действий | «Немой» диктант -мини-репортаж, беседа, корректура текста | Упр. 240: написать сочинение о труде в стенгазету, в рубрику «Учимся работать» (репортаж, интервью), используя вопросы и задания упр. 239 |
68
| Буквы о и е после шипящих на конце наре чий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора о и е после шипящих на конце наречий | Знать условия выбора о и е после шипящих на конце наречий!
Уметь применять изученное правило на письме, находить изучаемую орфограмму в тексте; рецензировать работу товарища | Рецензирование сочинений, орфографическая диктовка, объяснительный диктант - |
Выучить правило
| (орф. 60) § 40;
| упр. 243
|
|
69
|
Буквы о и а на
| конце наречий
|
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Условия выбора
| букв о и а на конце
| наречий
|
|
Знать условия выбора
| букв о и а на конце наре-
| чий.
| Уметь применять
| изученное правило на -
| практике
|
|
Заполнение
| таблицы «О
| и Е после
| шипящих»,
| свободный
| диктант,
| тренинг
|
|
Выучить правило на
| с. 115 (орфограмма 61)
| § 41; составить тест
| или карточку с про-
| пусками для соседа
| по парте по теме
| «Наречие» (не менее
| 20 слов)
|
|
70
|
Сочинение
| по картине
| Е. М. Широко-
| ва «Друзья»
|
| Урок развития речи |
Особенности
| описания внешности и
| действий человека;
| композиция
| рассказа по картине
|
|
Уметь формулировать
| свою мысль, выражая от-
| ношение к теме; -
| создавать рассказ на основе
| изображённого на
| картине с описанием
| внешности и действий человека
| от имени персонажа кар-
| тины
|
|
Беседа,
| сочинение по кар-
| тине
|
|
Составить тест по
| изученному материа-
| лу на тему «Наречие»
|
|
71-72
|
Дефис между
| частями слова
| в наречиях
|
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Условия выбора
| дефиса между частями -
| слова в наречиях -
|
|
|
Знать условия выбора
| слитного, раздельного и
| дефисного написания
| наречий.
| Уметь правильно писать
| слова с изучаемой
| орфограммой; отличать наречия-
|
с приставкой по- от прилагательных с предлогом; конструировать предложения по схемам | Орфографическая диктовка цифровой диктант, объяснительный диктант |
Выучить таблицу,
| слова в рамке
| (с. 119-122); упр. 254
|
|
73
|
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях |
Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограмм. Владеть умением конструировать предложения с наречиями, подбирать синонимы |
Работа с таблицей «Отличие наречий с приставками от похожих сочетаний именных частей речи с предлогами», комментированное письмо, работа по карточкам |
Выписать и выучить наречия в рамках (с. 120-121); упр. 261,262 |
74
| Мягкий знак после шипящих на конце
наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий | Знать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь находить изучаемую орфограмму, правильно писать слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах» | Орфографическая пятиминутка, игра «Поработаем корректорами», работа по карточкам | Упр. 266; ответить на вопросы (с. 123-124); составить диктант для соседа по парте с непроверяемыми орфограммами по теме «Наречия» |
75
|
Повторение
| по теме -
| «Наречие»
|
|
|
Урок
| систематизации -
| знаний
|
|
Обобщение сведений -
| о наречии как
| части речи. Повторение -
| орфограмм по теме
|
|
|
Знать основные сведения -
| о наречии как части речи
| уметь находить наречия -
| в тексте; составлять -
| предложения и тексты, -
| используя наречия;
| уметь производить морфологический -
| разбор
|
|
Работа по
| контрольным
| вопросам,
| орфоэпические -
| упражнения -
| объяснительный -
| диктант,
| орфографическая
| - диктовка
|
|
Подготовиться к
| контрольной работе
|
|
76
|
Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Наречие» |
Уметь осуществлять
| письменный речевой самоконтроль -
| ; развивать
| способность к самооценке; -
| соблюдать в практике
| письма орфографические
| и пунктуационные нормы
| современного русского
| языка
|
| Диктант с грамматическим заданием |
Подготовить «кар-
| точку для соседа»
| из словарных слов
| (с пропусками
| орфограмм) -
|
|
|
|
| Категория состояния |
|
|
|
77-78
|
Морфологиче-
| ский разбор -
| категории со-
| стояния
|
|
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Морфологический
| разбор
| категории состояния
|
|
Знать порядок разбора
| категории состояния.
| Уметь производить устный -
| и письменный морфологический -
| разбор категории состояния; -
| анализировать текст со словами -
| - категории состояния
|
|
| Беседа, тестирование, работа с текстом. |
Упр. 282 (сочинение
| на лингвистическую
| тему «Правомерно ли
| выделять слова
| категории состояния
| в самостоятельную
| часть речи?»)
|
|
79
|
Сжатое изло-
| жение с описа-
| нием состояния
| природы
| (К. Г. Паустов-
| ский «Обыкно-
| венная земля»)
|
| Урок развития речи |
Характеристика
| сжатого изложения.
| Обобщённая форма
| передачи исходного
| текста
|
|
Уметь анализировать
| текст с целью выявления
| существенных фактов;
| излагать отобранный материал -
| обобщёнными языковыми
| средствами; выявлять роль
| наречий в текстах-описаниях
| уметь находить ключевые слова
| в тексте и определять тему текста
|
|
Анализ тек-
| ста, составление -
| и заполнение -
| таблицы, написание
| -изложения
|
|
|
|
Подготовить ответы
| на контрольные во-
| вопросы (с. 132),
| упр. 283; из учебника
| литературы (художе-
| ственных текстов)
| выписать предложе-
| ния со словами кате-
| гории состояния
|
|
|
|
| Самостоятельные | и служебные части речи |
|
|
80-81
|
Самостоятель-
| ные и служеб-
| ные части ре-
| чи. Предлог
|
|
|
Отличие самостоятельных -
| частей речи -
| от служебных.
| Значения, выражаемые
| предлога-
| ми. Синтаксическая
| роль предлога
|
|
Знать отличия самостоятельных -
| частей речи от служебных;
| формировать представление
| о предлоге как служебной
| части речи; узнавать служебные -
| части речи и определять
| их значение.
| Уметь конструировать
| предложения, используя
| служебные части речи
|
|
Беседа, анализ -
| текста, работа
| с учебником,
| объяснительный
| диктант
|
|
| (с. 133, 134); упр. 288 |
82
|
|
Урок сообщения -
| новых знаний,-
| формирование -
| умений и
| навыков
|
|
Нахождение пред-
| логов среди других
| частей речи.
|
|
|
Знать морфологические
| признаки предлогов, разряды -
| предлогов по значению; владеть
| терминологией (отыменные, наречные, -
| отглагольные предлоги).
-
|
Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным |
Работа с
| учебником,
| заполнение
| таблиц,
| объяснительный
| диктант
|
| Упр.289 |
83
| Употребление предлогов | Урок сообщения новых знаний,
формирование умений и навыков | Однозначные и многозначные
предлоги | Знать и уметь применять нормы употребления предлогов в речи; однозначные и многозначные предлоги. Уметь предупреждать возможные ошибки в употреблении предлогов | Орфографическая диктовка, работа со словарными словами, анализ схемы «Употребление предлогов с падежами» | Упр. 294; § 49 |
84-85 | Непроизводные и производные предлоги | Урок сообщения новых знаний,
формирование умений и навыков | Отличие производных предлогов от непроизводных. Неморфологический способ образования производных предлогов | Знать производные и непроизводные предлоги; уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы. Уметь находить непроизводные и производные предлоги в тексте | Самостоятельная работа, работа по карточкам, беседа, работа с учебником | §50, упр. 301,302: исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире |
86
| Простые и составные предлоги | Урок сообщения новых знаний, формирование умений
и навыков - | Употребление предлогов в деловой речи | Знать простые и составные предлоги; уметь различать предлоги и синонимичные части речи. Уметь находить простые и составные предлоги, группировать словосочетания с простыми и составными предлогами | Тренировочные упражнения | Упр. 304 (задания к упражнению) |
87
| Морфологический разбор предлога | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора. Конструирование словосочетаний с предлогами | Знать порядок морфологического разбора; уметь выполнять морфологический разбор предлогов | Игра «Кто больше?», работа с учебником | Выучить порядок морфологического разбора предлога (§ 52); упр. 305 |
88-89
| Сочинение по картине | Урок развития речи | Особенности рассказа-репортажа, его композиция, описание внешности персонажей | Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине по данному началу; высказывать свои мысли, составлять план сочинения; оценивать свои собственные работы | Беседа, заполнение таблицы «Получился ли у меня репортаж?», написание сочинений | Повторить словарные слова, материал о производных предлогах |
90
| Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных | Словарный
диктант, работа с учебником, орфографическая диктовка, работа по карточкам | §53 (с. 144-145); упр. 309, 310; |
91
| Повторение по теме «Предлог» | Урок повторения и закрепления изученного | Систематизация знаний по теме «Предлог» | Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи, правильно писать их | Беседа, работа с сигнальным и карточками, тренировочные упражнения, составление деловых бумаг | Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Предлог»; повторить морфологический разбор предлога, словарные слова. |
92
| Контрольный диктант по теме «Предлог» | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Предлог» | Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога.
Уметь применять изученные орфографические правила | Диктант | Повторить материал «Говори правильно» (с. 216) |
93
|
Союз как часть речи. Анализ контрольного диктанта |
Урок сообщения новых знаний,
формирование умений и навыков |
Союз как часть речи. Синтаксическая роль союза. Ликвидация пробелов в знаниях |
Знать орфограммы
и пунктограммы в рамках изученных тем; признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении. Уметь анализировать и выполнять работу над ошибками; находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, создавать блок-схемы; узнавать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать ССП и СПП, составлять предложения по заданным схемам |
Работа по орфоэпии, работа по карточкам, самостоятельная работа. |
Выучить наизусть стихотворение Ф. Тютчева (упр. 316); упр. 317 (письменно); выучить блок-схему |
94
| Простые и составные союзы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Классификация союзов по строению; сведения о Ф. И. Буслаеве и его книге «О преподавании отечественного языка» | Знать о классификации союзов по строению на простые и составные. Уметь находить простые и составные союзы, определять их вид по строению; строить предложения на заданную тему, используя предложения с различными союзами | Беседа, тренировочные упражнения, составление плана текста о Ф. И. Буслаеве | Подобрать из художественных текстов и записать 10 сложных предложений с составными союзами; подчеркнуть в этих предложениях грамматические основы |
95
| Союзы сочинительные и подчинительные | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Классификация союзов по значению; союзы сочинительные и подчинительные | Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи; группы подчинительных союзов и их значение. Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать предложения, используя союзы | Составление схем, таблиц, устный диктант, объяснительный диктант | § 56; упр. 322: закончить предложения, используя подчинительные союзы, данные в рамках |
96
|
Запятая между
| простыми
| предложения-
| ми в составе
| сложного
|
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Употребление запятой -
| между частями простого
| предложения в -
| составе сложного.
| . Составление схем -
|
|
|
Уметь находить границу между
| простыми предложениями в составе -
| союзных сложных; использовать -
| различные синтаксические
| - конструкции
|
|
| Работа по карточкам, составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант | Упр. 325; § 57 |
97
| Сочинительные союзы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Группы сочинительных союзов по значению |
Знать о классификации сочинительных
| союзов по значению Уметь находить
| и различать сочинительные союзы-
| по значению; определять, какие части в -
| предложении связывают данные -
| союзы; конструировать предложения -
| по заданным схемам -
|
|
| Составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант |
§ 59, выучить
| правило; упр. 338
|
|
98
| Подчинительные союзы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Группы подчинительных союзов по значению | Знать группы подчини тельных союзов по значению. Уметь определять значения подчинительных союзов | Орфографическая диктовка, составление таблиц, объяснительный диктант, тестирование, работа по карточкам |
§ 59, выучить -
| правило; упр. 338
|
|
99
| Морфологический разбор союза | Урок формирования знаний, умений и навыков | Порядок морфологического разбора | Уметь обобщать и систематизировать знания о союзе как части речи, выполнять морфологический разбор; конструировать предложения, производить синонимичные замены | Словарный диктант, работа с учебником, запись под диктовку предложений с последующим анализом этих предложений | § 60; подобрать пословицы, загадки, высказывания писателей о книге |
100
| Сочинение
«Книга - наш друг и советчик» | Урок развития речи | Структура текста-рассуждения, его языковые особенности. Особенности
публицистического стиля | Знать особенности текста-рассуждения.
Уметь составлять план, строить рассуждения по заданному началу с использованием литературного материала | Беседа, составление схемы, плана сочинения-рассуждения, работа над текстом сочинения | Подготовиться к словарному диктанту |
101, 102
| Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато | Урок формирования знаний, умений и навыков | Условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогами | Знать правила написания союзов также, тоже, зато, чтобы.
Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий и местоимений с частицей | Словарный
диктант, орфографическая диктовка, беседа, составление таблицы «Отличие союзов от омонимичных сочетаний» | § 61 (правило, с. 162); упр. 344 |
103
| Повторение по теме «Союз» | Урок повторения, обобщения
изученного материала | Систематизация ЗУН по теме «Союз», подготовка к диктанту | Знать и применять на письме изученные орфографические правила; уметь давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы | Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, тест, работа с текстом, объяснительный диктант | Подготовиться к диктанту; упр. 356 |
104
| Контрольный
диктант по теме «Союз» | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Союз» | Знать морфологические признаки союза, орфографию предлога и союза. Уметь применять изученные орфографические правила | Диктант с грамматическим заданием |
|
105 | Частица как часть речи. Работа над
ошибками, допущенными в диктанте | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Определение частицы как части речи. Ликвидация пробелов по теме «Союз» | Знать особенности частицы как служебной части речи, семантику частиц, их функции в речи и языке. Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, служащие для образования наклонений
глагола; доказывать принадлежность слова к частице; анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, сжатый пересказ новеллы О'Генри «Дары волхвов», объяснительный диктант | Выписать из новеллы ОТенри десять предложений с сочинительными и подчинительными союзами, подчеркнуть грамматические основы, обозначить союзы; § 62, упр. 357 |
106
| Разряды частиц. Формообразующие частицы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Деление частиц на разряды по значению | Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слов; правила речевого этикета (формы вежливости при выражении просьбы). Уметь применять орфограммы «Дефис между частицей и словом», «Пробел между частицей и словом»; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы | Составление таблицы, устный диктант, тренировочные упражнения | § 63;таблицу выучить, упр. 362, 363 |
107
108
| Смысловые частицы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Назначение смысловых частиц в предложении | Знать разряды частиц. Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами | Беседа, словарная работа, выборочный диктант, тренировочные упражнения, орфографическая диктовка, | § 64, слова в рамках нас. 172-174,372 (письменно), 374 (устно) |
109
| Сочинение на
тему «Как мне стать чемпионом» (упр. 374) | Урок развития речи | Структура сочинения-рассуждения | Знать признаки текста. Уметь выстраивать структуру сочинения-рассуждения, выражать своё мнение; использовать в речи частицы | Работа с текстом упр. 374, составление таблицы-схемы, написание сочинения | Упр. 374 дописать; выполнить морфологический разбор указанных слов |
110
| Раздельное и дефисное написание
частиц | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора дефисного и раздельного написания частиц | Уметь правильно писать
частицы с изученным видом орфограмм | Работа с учебником, анализ таблицы «Раздельное и дефисное написание частиц», тренировочные упражнения, объяснительный диктант, | §65 (с. 176-177);
упр. 381 |
111
112
| Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы.
Полдень» | Урок развития речи | Особенности рассказа по изображённому на картине; роль описаний в рассказе | Уметь составлять текст-рассказ по изображённому на картине, владеть речью, осваивать сложные конструкции | Самостоятельное оформление таблицы, написание сочинения | Подготовиться к словарному диктанту |
113
| Морфологический разбор частицы | Урок сообщения новых знаний,
формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора | Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор частицы | Словарный
диктант, творческое списывание, тренировочные упражнения | Составить карточку из 20 слов на дефисное и раздельное написание слов разных частей речи |
114
| Отрицательные частицы не и ни | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Положительный
| смысл предложения
| при наличии в нём
| двойного отрицания
|
|
Знать понятия о двойном -
| отрицании, понимать
| значение частицы ни в
| устойчивых сочетаниях.
| Уметь определять смысл
| положительных и
| отрицательных значений
| в предложениях с частицей не -
|
|
| Беседа, работа с учебником, тренинг |
§ 67, правило (с. 179,
| 180); упр. 390, 392
| (диктант), 391 (уст-
| но); выяснить лекси-
| ческое значение слов
| карикатура и сатира
|
|
115
|
Различение
| приставки
| и частицы не
|
|
Урок
| формирования
| знаний,
| умений
| и навыков
|
|
Условия слитного
| и раздельного написания -
| не с разными частями
| речи
|
|
Знать разряды частиц
| по значению и употреблению,-
| , отрицательное
| значение частицы не.
| Уметь опознавать языковые -
| единицы и явления, -
| проводить различные -
| виды их анализа;
| правильно писать слова
| разных частей речи с не,
| графически объяснять
| условия выбора правильных -
| написаний
|
| Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, тест, работа с текстом, объяснительный диктант | §68 (с. 182); упр. 399 |
116
|
Сочинение-
| рассказ по дан-
| ному сюжету
|
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Особенности рас-
| сказа по данному
| сюжету; роль описаний -
| в рассказе;
| роль возможного
| диалога
|
|
Уметь выстраивать схему -
| текста-повествования;
| определять основную
| мысль рассказа; составлять -
| текст-рассказ по
| данному сюжету от лица
| одного из героев
|
|
Беседа, работа -
| т по тексту
| учебника,
| написание
| основной
| части сочи-
| нения
|
| Закончить работу |
117
|
Частица ни,
| приставка ни,
| союз ни - ни
|
| Урок развития речи |
Различение на
| письме частицы ни,
| приставки //ни-, сою-
| за ни — ни
|
|
Уметь различать при-
| ставку ни-, частицу ни,
| союз ни - ни; графически
| обозначать условия вы-
| бора правильных написаний-
|
| Работа по учебнику, словарный диктант, тест |
Упр.406 |
118
|
Повторитель-
| но-обобща-
| ющий урок
| по теме «Час-
| тицы»
|
|
Урок
| повторения
| и обобщения
| изученного
| материала
|
|
Систематизация
| знаний по теме
| «Частицы»
|
|
Знать морфологические
| признаки частиц, орфографию частиц.-
| Уметь правильно писать
| частицы и употреблять
| их в речи
|
| Объяснительный диктант, контрольные вопросы |
Упр. 414 (устно).
| Выучить отрывок
| из стихотворения
| В. Высоцкого, подго-
| товиться писать
| по памяти
|
|
119
|
Повторение
| правописания
| служебных
| частей речи
|
|
Урок
| повторения
| и обобщения
| изученного
| материала
|
|
Систематизация
| знаний по теме
| Служебные части
| речи»
|
|
Владеть основными навыками -
| и умениями по
| теме; уметь составлять
| план сочинения
|
| Беседа, работа по учебнику |
Упр. 413 (устное
| выступление на тему
| «Моя природа»)
|
|
120
| Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Служебные части речи» |
Знать морфологические
| признаки частицы, орфографию -
| предлога, союза и частицы.
| Уметь применять изученные -
| орфографические правила
|
|
| Диктант с грамматическим заданием |
Повторить сведения
| о служебных частях
| речи; составить «кар-
| точку для соседа»
| из 20 слов по теме
| «Служебные части
| речи»
|
|
121
|
Междометие
| как часть речи.
| Работа над
| ошибками, до-
| пущенными
| в диктанте
|
|
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Назначение междометий -
| в языке.
| Отличие междометий -
| от самостоятельных -
| и служебных частей -
| речи.
| Ликвидация пробе-
| лов по теме «Частица»-
|
|
|
Знать информацию
| о междометии как части
| речи.
| Уметь осознанно и в соответствии -
| с нормами употреблять междометия
| в речи; составлять связный рассказ -
| с междометиями -
|
|
| Анализ текста, заполнение таблицы, работа с учебником | Выучить правило на стр.190. упр.416 |
122
| Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | Урок формирования знаний, умений и навыков | Условия употребления междометий | Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы, применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями | Беседа, работа с учебником | Выучить правило на с. 191 (§71); упр. 419 |
123
124
| Контрольное изложение | Урок развития речи | Изложение с элементами сочинения | Знать памятку «Как писать изложения» и соблюдать орфографические, пунктуационные, стилистические нормы, адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью сложности
Уметь пользоваться памяткой | Работа с текстом, составление плана, изложение | Повторить разделы науки о языке, ответить на вопросы нас. 193 |
125
|
|
| Роль русского языка, его место в международной жизни. Разделы науки о языке. Признаки текста; виды текстов. Группировка жанров по стилям | Знать разделы науки о языке и единицы языка; разные виды разборов; средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет); особенности текстов различных стилей.
Уметь выполнять разные виды разборов; различать тексты разных видов и стилей; создавать тексты разных типов и стилей | Работа с учебником: заполнение таблицы (упр. 422), анализ текста. Беседа, работа над текстами разных стилей, сочинение-миниатюра «Для меня Родина -это...», рецензирование работ | Проанализировать текст (упр. 423) по плану, составленному в классе (орфограммы, пункто-граммы, все виды разбора, тема, тип, стиль текста); упр. 427 (устно); написать сочинение в художественном стиле «Удивительное - рядом» |
|
|
|
| Повторение |
|
|
126
| Рецензия на текст Н. Соколовой «Рябинка у дороги» | Урок развития речи | Составление рецензии |
| Разделы науки о языке.
Текст. Стили речи | Урок повторения и закрепления изученного |
127
| Фонетика и графика | Урок повторения и закрепления изученного | Фонетический и графический разбор |
|
|
|
128
| Лексика и фразеология | Урок повторения и закрепления изученного | Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Отличие
грамматического значения слова от лексического | Знать основные сведения по разделу. Владеть большим запасом слов в активной лексике.
Умело использовать фразеологизмы в речи, составлять предложения со словами иноязычного происхождения. Отличать грамматическое значение слова от лексического | Беседа по вопросам, игра «Кто больше?», тренинг | Отвечать на вопросы (с. 197); упр. 434 |
129
| Морфемика.Словообразование | Урок повторения и закрепления изученного | Способы словообразования. Разбор слов по составу | Знать состав слова, способы словообразования. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов | Беседа, орфографическая диктовка, тестирование | § 76; упр. 439 (устно), 438 (письменно) |
130
| Морфология | Урок повторения и закрепления изученного | Морфологические признаки частей речи, синтаксическая роль в предложении. Морфологический разбор слов | Знать основные понятия
раздела.
Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы | Беседа по вопросам, работа по карточкам | § 77; упр. 444 (письменно), 446(устно) |
131
| Орфография | Урок повторения и закрепления изученного | Повторение видов орфограмм, изученных в 7 классе | Знать понятие «орфограмма»; соблюдать правописные нормы.
Уметь применять изученные орфограммы | Словарный
диктант, тест, карточки, проверочный диктант | § 78; упр. 453 |
132
| Синтаксис. Пунктуация | Урок повторения и закрепления изученного | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений. Конструирование предложений по заданным темам | Знать основные теоретические понятия раздела. Уметь применять изученные пунктуационные правила | Беседа, схематические и цифровые
диктанты, самостоятельная работа | § 79, 80; упр. 463 |
133
| Итоговая контрольная работа | Урок контроля | Проверка ЗУН по всем разделам курса | Знать основные теоретические знания раздела. Уметь применять изученные правила на письме, выполнять разные виды разбора | Диктант с грамматическим заданием |
|
134 | Урок-игра «Знай и люби русский язык» | Урок обобщения изученного | Применение полученных знаний в предложенных игровых условиях. Подведение итогов года. Анализ контрольной работы | Уметь применять полученные знания по русскому языку в предложенных игровых условиях | Игра |
|
135
| Резервные уроки |
|
|
|
|
|